Научная статья на тему 'Особенности возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта'

Особенности возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1009
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / ECONOMIC CRIMES / RAILWAY TRANSPORT / INVESTIGATION OF CRIMES / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

В статье представлены существующие точки зрения на процессуальную стадию возбуждения уголовного дела, показываются особенности решаемых криминалистических задач в процессе раскрытия и расследования экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the existing points of view on the procedural stage of initiation of criminal proceedings, shows the features of the solved forensic problems in the process of disclosure and investigation of economic crimes committed in the field of railway transport.

Текст научной работы на тему «Особенности возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта»

Е.В. Чиненов,

кандидат экономических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина

ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

FEATURES OF EXCITATION OF CRIMINAL CASES ON ECONOMIC CRIMES IN THE SPHERE OF RAILWAY TRANSPORT

В статье представлены существующие точки зрения на процессуальную стадию возбуждения уголовного дела, показываются особенности решаемых криминалистических задач в процессе раскрытия и расследования экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта.

The article presents the existing points of view on the procedural stage of initiation of criminal proceedings, shows the features of the solved forensic problems in the process of disclosure and investigation of economic crimes committed in the field of railway transport.

Одним из важных элементов конструкции частной криминалистической методики расследования преступлений являются особенности возбуждения уголовного дела. Особое значение данного элемента для целей расследования научно обосновано и подтверждается правоприменительной практикой [1].

Идея выделения возбуждения уголовного дела в самостоятельную стадию уголовного судопроизводства принадлежит М. С. Строговичу. В 1925 году она была законодательно закреплена в УПК РСФСР и стала одной из важных стадий досудебного производства [2—4]. В настоящее время возбуждение уголовного дела представляет собой необходимую и обязательную часть уголовного процесса, в содержании которой все производимые действия и возникающие при этом отношения регулируются правовыми нормами и имеют процессуальный характер.

По мнению В. Н. Галузо и Р. Х. Якупова, возбуждение уголовного дела представляет собой первую и обязательную процессуальную стадию,

предшествующую досудебному производству по уголовному делу [5].

Г. П. Химичева определяет стадию возбуждения уголовного дела как границу между предварительной проверкой наличия в сообщении о преступлении признаков противоправного деяния и расследованием с возможностью широкого применения процессуальных действий [6].

Данная стадия наделена процессуальной формой, целями, задачами, признаками, поводами для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, основаниями, особым кругом субъектов, временными границами и особыми итоговыми решениями [7—12].

С точки зрения решаемых задач, по справедливому мнению А. С. Шаталова, стадия возбуждения уголовного дела направлена на обязательное осуществление проверки органом дознания или следователем в установленные законом сроки каждого сообщения о любом совершенном либо готовящемся преступлении [13]. И. А. Возгрин вопросы возбуждения уголовного дела относит к

планированию расследования [14]. Н. И. Порубов решение задач возбуждения уголовного дела включает в структуру программ и алгоритмов расследования [15]. Н. Г. Шурухнов особенности возбуждения уголовного дела рассматривает с позиции проверки первичных данных о преступлении, и прежде всего, средств ее осуществления [16].

Так или иначе, данные подходы к определению содержания стадии возбуждения уголовного дела только дополняют друг друга, показывая многообразие решаемых задач.

Исследуя и анализируя стадию возбуждения уголовного дела по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта, следует отметить, что на её содержание оказывают существенное влияние особенности данной отрасли экономики [17—20].

Возбуждение уголовного дела по исследуемой категории преступлений прежде всего характеризуется специфичностью поводов. Как небезосновательно считает А. В. Варданян, под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать юридический факт, который отражает информацию о возможных признаках преступления, поступивший в предусмотренных ст. ст. 140—143 УПК РФ процессуальных формах и требующий реагирования в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ [21].

Анализ сведений о состоянии преступности на транспорте свидетельствует, что в январе—ноябре 2018 года из 36502 преступлений было зарегистрировано: 5704 преступлений экономической направленности, по которым было возбуждено 4025 уголовных дел; 2977 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, возбуждено 1651 уголовное дело; 2376 преступлений коррупционной направленности, связанных со взяточничеством и коммерческим подкупом, возбуждено 2094 уголовных дела; 1792 хищения грузов, возбуждено 1294 уголовных дела; 1597 мошенничеств, ст.ст. 159—1596, возбуждено 1035 уголовных дел [22].

Изучение практики расследования уголовных дел по экономическим преступлениям следственными подразделениями УТ МВД России по ЦФО свидетельствует, что самыми распространенными поводами к их возбуждению являются сообщения должностных лиц и документальные материалы, поступающие из Федерального агентства железнодорожного транспорта, ФНС России и его территориальных органов, правомочных осуществлять ведение ЕГРЮЛ; УФМС России; ФАС России; ФТС России, кредитных организаций; профессиональных участников рынка ценных бумаг; общественных организаций в сфере транспорта, промышленности и предпринимательства; бухгалтерского

учета, ревизии и аудита ОАО «РЖД» и иных железнодорожных компаний. В общей структуре всех зарегистрированных заявлений и сообщений они занимают 58%. Наибольший удельный вес сообщений, инициируемых субъектами, осуществляющими выполнение контрольных, надзорных, фискальных функций, объясняется тем, что сотрудники указанных организаций и предприятий правомочны проводить проверки производственно-экономической и финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которых выявляются различные нарушения и преступления. В случае обнаружения признаков экономического преступления ими направляются в правоохранительные органы соответствующие сообщения. В этих материалах содержится информация о факте правонарушения или преступления с указанием размера причиненного ущерба. К ним прилагаются акты документальных ревизий, проверок, материалы инвентаризаций, иных контрольных мероприятий, прилагаются документы и предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами, объяснения причастных к событию лиц и его очевидцев.

В 29% случаев признаки преступления выявляются сотрудниками органов внутренних дел. Оформляют установленный факт сообщением в форме рапорта об обнаружении признаков преступления. Это дает возможность следователю принять решение о возбуждении уголовного дела без проведения дополнительной проверки [23—27].

Материалы результатов проверочных действий, которые передаются следователю, как правило, включают:

- рапорта сотрудников линейных органов внутренних дел на транспорте, объяснения и другие материалы по результатам проверочных действий: проверочных закупок; исследований предметов и документов;

- акты документальных ревизий, инвентаризаций, иных мероприятий фактического контроля деятельности организаций железнодорожного транспорта;

В ходе осуществления проверочных действий, осуществляемых с целью получения криминалистически значимой информации, необходимой для принятия решения о возбуждении уголовного дела, возникают вопросы, разрешение которых требует использования специальных знаний из области железнодорожного транспорта: отраслевой экономики и учета; автоматики, телемеханики и связи; вагонного хозяйства; управления процессами перевозок и логистики; строительного железнодорожного производства; конструкций путей, мостов, транспортных тоннелей; управления транспортно-технологическими комплексами; станций, узлов и

грузовой работы; эксплуатационной работы машин и транспорта; сферы безопасности, информационных технологий и защиты информации; сервиса и пр.

Для достижения указанных целей используются специальные знания в следующих формах: консультации, проведение исследований, помощь специалистов при проведении неотложных следственных действий, проведение экспертизы.

Практика расследования уголовных дел экономической направленности в сфере железнодорожного транспорта свидетельствует, что специалисты привлекаются к осмотрам мест происшествий практически в 100% случаев. В осмотрах предметов и документов специалисты участвуют в 60% случаев, при проверке показаний на месте — в 15% случаев, а при производстве обысков — в 25%.

За десять месяцев 2018 года в УТ МВД России по ЦФО было зарегистрировано 7464 преступления (+7,5% А1IIII ). 54% от указанного количества преступлений занимают преступления против собственности, 13% противоправных деяний составили преступления в сфере экономической деятельности, и 3% — преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. По заданию следователя сотрудники экспертно-кри-миналистических подразделений приняли участие в качестве специалиста при производстве 13721 процессуального действия. В указанном периоде с участием специалиста было проведено 6696 осмотров мест происшествий, в 3766 случаях произведено изъятие следов и объектов.

Особое значение для расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта имеет использование экспертно-кри-миналистических учетов. Их результативность в среднем составляет 51%.

Всего экспертами экспертно-криминалистиче-ских подразделений УТ МВ Д Росси по ЦФО в 2018 году было выполнено 3489 судебных экспертиз — бухгалтерских, финансово-аналитических, финансово-кредитных, налоговых, компьютерных, по-черковедческих, фоноскопических, строительно-технических, исследований промышленных товаров с возможным определением их стоимости, экспертиз пищевых продуктов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года значительно возросло количество бухгалтерских и компьютерных экспертиз.

По заданиям оперативных подразделений линейных органов внутренних дел на железнодорожном транспорте было проведено 3162 исследования объектов, из которых 1237 — исследования специальных видов.

В комплексе со специальными экономическими знаниями следователем используются знания в сфере железнодорожного транспорта и его

производственно-технологических особенностей. Такой подход при условии успешного сочетания с приемами документальных и фактических проверок будет способствовать повышению эффективности расследования исследуемой категории преступлений.

Наибольшее распространение имеет практика привлечения к проведению документальной ревизии лиц, обладающих специальными знаниями в сфере экономики, финансов, учета и отчетности железнодорожного транспорта. Решая вопрос организации ревизии, следователем устанавливаются предприятия и конкретные должностные лица, подлежащие проверке; определяется перечень обстоятельств подлежащих выяснению, период деятельности, охватываемый проверкой. При необходимости в процесс подготовки к ревизии могут быть вовлечены оперативные сотрудники; проведено изучение нормативного материала об особенностях производства документальных проверок, ревизий и иных контрольных мероприятий в системе железнодорожного транспорта; организованы консультации с необходимыми специалистами.

Полученные следователем материалы проверяются на достоверность, вследствие чего делаются выводы о наличии признаков состава преступления, что в совокупности дает достаточные основания для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В 13% случаях поводом к возбуждению уголовного дела являются сведения, поступающие из иных, не относящихся к сфере железнодорожного транспорта, источников: от предприятий, учреждений, граждан, располагающих соответствующей информацией. Все полученные первичные данные позволяют следователю принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела.

Обобщая результаты практики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, следует отметить, что типичными поводами к возбуждению уголовных дел являются сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из различных источников:

- от оперативных подразделений линейных органов внутренних дел на транспорте;

- от органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Росжелдорнадзора, транспортной прокуратуры и пр.;

- от компаний и организаций железнодорожного транспорта структуры ОАО «РЖД»;

- из средств массовой информации;

- от иных предприятий, учреждений, организаций и частных лиц.

Обоснованность возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта зависит:

- от количества выявленных эпизодов, содержащих признаки противоправного деяния;

- от продолжительности временного периода, в течение которого они совершались;

- от характера источников криминалистически значимой информации;

- от качества предварительной проверки.

В случаях, когда до возбуждения уголовного дела производились оперативно-розыскные мероприятия, следователю рекомендуется осуществление неотложных следственных действий. Они позволяют выявить, зафиксировать существенные следы совершенного преступления, а также легализовать результаты оперативно-розыскной деятельности. Их результативность, как правило, достигается сочетанием с оперативно-розыскными мероприятиями, что образует оперативно-тактическую операцию. Повышение эффективности проведения задержания подозреваемого, осмотра, освидетельствования, допроса, очной ставки, предъявления для опознания, обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки, контроля и записи телефонных и иных переговоров, судебной экспертизы обеспечивается за счет привлечения специалистов в области экономики, бухгалтерского учета, информационных технологий, сфер производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта [27].

Анализ практики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного

транспорта свидетельствует о том, что после до-следственной проверки в процессе возбуждения уголовного дела, как правило, проводится: задержание; личный обыск; обыски по месту совершения преступлений и месту жительства преступников; следственный осмотр изъятых денежных средств, материальных ценностей, криминалистически значимых объектов; выемка и осмотр документации и записей чернового бухгалтерского учета; допрос задержанных и свидетелей.

Таким образом, к моменту возбуждения уголовного дела по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта следователем совместно с оперативными работниками осуществляется производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор, изъятие необходимых документов, предметов, компьютерного оборудования, информации и пр. Следует отметить, что по рассматриваемой категории уголовных дел наибольшее значение имеет исходная криминалистически значимая информация. В связи с этим чем значительнее объем этой информации, тем более конкретные версии возможно выдвинуть для повышения качества расследования [28—30]. Важная роль при принятии решения о возбуждении уголовного дела принадлежит специальным знаниям, использование которых минимизирует вероятностный характер выводов следователя о наличии признаков преступления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов О. А., Валеев А. Т., Лютынский А. М. Особенности возбуждения уголовного дела как элемент частной криминалистической методики: значение и содержание // Актуальные проблемы российского права. — 2008. — № 2. — С. 237—243.

2. Строгович М. С., Карницкий Д. А. Уголовно-процессуальный кодекс Р.С.Ф.С.Р. : текст и постатейный комментарий / под ред. и с предисл. Н. Я. Нехамкина. — М. : Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1925. — 375 с.

3. Строгович М. С. Уголовный процесс : учебник. — М. : Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. — 511 с.

4. Рахунов Р. Д. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. — М. : Госюриз-дат, 1954. — 88 с.

5. Галузо В. Н., Якупов Р. Х. Уголовный процесс : учебник. 7-е изд., перераб. — М. : ТЕИС, 2013. — 672 с.

6. Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности : монография. — М. : Экзамен, 2003. — 352 с.

7. Баев О. Я. Следователь (основы теории и практики деятельности) : научно-практич. издание. — М. : Прометей, 2017. — 480 с.

8. Малышева О. В. Возбуждение уголовного дела: теория и практика : монография. — М. : Юрист, 2013. — 198 с.

9. Россинский С. Б. Уголовный процесс : учебник. — М. : ЭКСМО, 2009. — 508 с.

10. Уголовный процесс : учебник. / под ред. В. П. Божьева. — М. : Высшее образование, 2007. — 704 с.

11. Учебник уголовного процесса / отв. ред. А. С. Кобликов. — М. : СПАРК, 1995. — 382 с.

12. Малинин В. Б. Поводы для возбуждения уголовного дела // Ленинградский юридический журнал. — 2012. — № 4. — С. 112—117.

13. Шаталов А. С. Возбуждение уголовного дела. — М. : НИУ ВШЭ, 2013. — 96 с.

14. Криминалистика: история, общая и частные теории: учебник. в 3 т. Т. 1 / Аверьянова Т. В., [и др.]; под ред. Р. С. Белкина, В. Г. Коломацкого.

— М. : Изд-во Акад. МВД России, 1995. — 280 с.

15. Андреев И. С., Грамович Г. И., Порубов Н. И. ; Курс криминалистики / под ред. Н. И. Порубова. — Минск : Выш. шк., 2000. — 335 с.

16. Шурухнов Н. Г. Криминалистика : учебник.

— М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 776 с.

17. Грибунов О. П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.12 / Грибунов Олег Павлович. — Ростов-на-Дону, 2016. — 53 с.

18. Малыхина Е. А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / Малыхина Екатерина Анатольевна. — Иркутск, 2018. — 196 с.

19. Пермяков А. Л. Методика расследования мошенничества, связанного с осуществлением инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12 / Пермяков Андрей Леонидович. — Иркутск, 2016. — 197 с.

20. Щукин В. И. Расследование незаконной перевозки запрещенных веществ и предметов на железнодорожном транспорте : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Щукин Владимир Иванович. — М., 1992. — 230 с.

21. Варданян А. В. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, как повод для возбуждения уголовного дела: исторические и современные проблемы его реализации // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. — 2017. — № 3 (82). — С. 32—38.

22. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — иКЬ: https://мвд.рф (дата обращения: 12.01.2019).

23. Гайдин А. И., Пучнин А. В. Проверка информации о должностных хищениях // Воронежские криминалистические чтения : сборник научных трудов / под ред. О. Я. Баева; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет». — Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015. — Вып. 17. — С. 55—67.

24. Прокопов А. Г. К вопросу совершенствования взаимодействия подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2012. — № 2 (21).

— С. 157—162.

25. Гайдин А. И., Пидусов Е. А., Потанина И. В. Особенности предварительной проверки сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 160 УК РФ, следствие по которым необязательно : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп.

— Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2015. — 51 с.

26. Некоторые правовые проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» при выявлении и раскрытии преступлений коррупционной направленности / А. Г. Прокопов, А. С. Поправко, К. В. Беда-рев, А. С. Малахов // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2016. — № 1. — С. 11—14.

27. Современная информационная среда как объект оперативно-розыскной деятельности / Н. А. Моисеев, Н. Г. Новоселов, М. В. Серегин, А. В. Чиненов // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 6 (121). — С. 316—318.

28. Щукин В. И. Особенности организации раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Белгородские криминалистические чтения : сб. науч. тр. Вып. 3. — Белгород : БелЮИ МВД России имени И. Д. Путилина, 2017. — С. 81—85.

29. Щукин В. И. Защита доказательств в ходе расследования преступлений // Российский следователь. — 2004. — № 1. — С. 2—7.

REFERENCES

1. Belov O. A., Valeev A. T., Lyutyinskiy A. M. Osobennosti vozbuzhdeniya ugolovnogo dela kak element chastnoy kriminalisticheskoy metodiki: znachenie i soderzhanie // Aktualnyie problemyi ros-siyskogo prava. — 2008. — № 2. — S. 237—243.

2. Strogovich M. S., Karnitskiy D. A. Ugolovno-protsessualnyiy kodeks R.S.F.S.R. : tekst i postat-eynyiy kommentariy / pod red. i s predisl. N. Ya. Ne-hamkina. — M. : Yurid. izd-vo NKYu RSFSR, 1925. — 375 s.

3. Strogovich M. S. Ugolovnyiy protsess : ucheb-nik. — M. : Yurid. izd-vo MYu SSSR, 1946. — 511 c.

4. Rahunov R. D. Vozbuzhdenie ugolovnogo dela v sovetskom ugolovnom protsesse. — M. : Go-syurizdat, 1954. — 88 c.

5. Galuzo V. N., Yakupov R. H. Ugolovnyiy protsess : uchebnik. 7-e izd., pererab. — M. : TEIS, 2013. — 672 s.

6. Himicheva G. P. Dosudebnoe proizvodstvo po ugolovnyim delam: kontseptsiya sovershenstvo-vaniya ugolovno-protsessualnoy deyatelnosti : mono-grafiya. — M. : Ekzamen, 2003. — 352 c.

7. Baev O. Ya. Sledovatel (osnovyi teorii i prak-tiki deyatelnosti) : nauchno-praktich. izdanie. — M. : Prometey, 2017. — 480 s.

8. Malyisheva O. V. Vozbuzhdenie ugolovnogo dela: teoriya i praktika : monografiya. — M. : Yurist, 2013. — 198 s.

9. Rossinskiy S. B. Ugolovnyiy protsess : uchebnik. — M. : EKSMO, 2009. — 508 s.

10. Ugolovnyiy protsess : uchebnik. / pod red. V. P. Bozheva. — M. : Vyisshee obrazovanie, 2007. — 704 s.

11. Uchebnik ugolovnogo protsessa / otv. red. A. S. Koblikov. — M. : SPARK, 1995. — 382 s.

12. Malinin V. B. Povodyi dlya vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Leningradskiy yuridicheskiy zhur-nal. — 2012. — № 4. — S. 112—117.

13. Shatalov A. S. Vozbuzhdenie ugolovnogo dela. — M. : NIU VShE, 2013. — 96 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kriminalistika: istoriya, obschaya i chastnyie teorii: uchebnik. v 3 t. T. 1 / Averyanova T. V., [i dr.]; pod red. R. S. Belkina, V. G. Kolomatskogo. — M. : Izd-vo Akad. MVD Rossii, 1995. — 280 c.

15. Andreev I. S., Gramovich G. I., Porubov N. I. ; Kurs kriminalistiki / pod red. N. I. Porubova. — Minsk : Vyish. shk., 2000. — 335 s.

16. Shuruhnov N. G. Kriminalistika : uchebnik. — M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2011. — 776 s.

17. Gribunov O. P. Teoreticheskie osnovyi i pri-kladnyie aspektyi raskryitiya, rassledovaniya i predu-prezhdeniya prestupleniy protiv sobstvennosti, sover-shaemyih na transporte : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.12 / Gribunov Oleg Pavlovich. — Ros-tov-na-Donu, 2016. — 53 s.

18. Malyihina E. A. Metodika rassledovaniya hischeniy komplektuyuschih detaley ob'ektov zhelezno-dorozhnogo transporta : dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.12 / Malyihina Ekaterina Anatolevna. — Ir-kutsk, 2018. — 196 s.

19. Permyakov A. L. Metodika rassledovaniya moshennichestva, svyazannogo s osuschestvleniem investi-tsionnyih proektov na predpriyatiyah zheleznodorozhnogo transporta : dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.12 / Permyakov Andrey Leonidovich. — Irkutsk, 2016. — 197 s.

20. Schukin V. I. Rassledovanie nezakonnoy perevozki zapreschennyih veschestv i predmetov na zheleznodorozhnom transporte : dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.09 / Schukin Vladimir Ivanovich. — M., 1992. — 230 c.

21. Vardanyan A. V. Soobschenie o sovershennom ili gotovyaschemsya prestuplenii, poluchennoe iz inyih istochnikov, kak povod dlya vozbuzhdeniya ugolov-nogo dela: istoricheskie i sovremennyie problemyi ego realizatsii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. — 2017. — № 3 (82). — S. 32—38.

22. Ofitsialnyiy sayt Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii. — URL: https://mvd.rf (data obrascheniya: 12.01.2019).

23. Gaydin A. I., Puchnin A. V. Proverka infor-matsii o dolzhnostnyih hischeniyah // Voronezhskie

kriminalisticheskie chteniya : sbornik nauchnyih tru-dov / pod red. O. Ya. Baeva; Ministerstvo obra-zovaniya i nauki RF, Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vyisshego professionalnogo obrazovaniya «Voronezhskiy gosu-darstvennyiy universitet». — Voronezh : Izdatelskiy dom VGU, 2015. — Vyip. 17. — S. 55—67.

24. Prokopov A. G. K voprosu sovershenstvo-vaniya vzaimodeystviya podrazdeleniy organov vnu-trennih del, osuschestvlyayuschih operativno-razyisk-nuyu deyatelnost // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. — 2012. — № 2 (21). — S. 157—162.

25. Gaydin A. I., Pidusov E. A., Potanina I. V. Osobennosti predvaritelnoy proverki soobscheniy o prestupleniyah, predusmotrennyih st. 160 UK RF, sledstvie po kototyim neobyazatelno : uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. i dop. — Voronezh : Voro-nezhskiy institut MVD Rossii, 2015. — 51 s.

26. Nekotoryie pravovyie problemyi provedeniya operativno-rozyisknogo meropriyatiya «operativnyiy eksperiment» pri vyiyavlenii i raskryitii prestupleniy korruptsionnoy napravlennosti / A. G. Prokopov, A. S. Popravko, K. V. Bedarev, A. S. Malahov // Problemyi pravoohranitelnoy deyatelnosti. — 2016.

— № 1. — S. 11—14.

27. Sovremennaya informatsionnaya sreda kak ob'ekt operativno-rozyisknoy deyatelnosti / N. A. Moi-seev, N. G. Novoselov, M. V. Seregin, A. V. Chinenov // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2018. — № 6 (121). — S. 316—318.

28. Schukin V. I. Osobennosti organizatsii raskryitiya i rassledovaniya prestupleniy, sovershaemyih na zheleznodorozhnom transporte // Belgorodskie krimi-nalisticheskie chteniya : sb. nauch. tr. Vyip. 3. — Belgorod : BelYuI MVD Rossii imeni I. D. Putilina, 2017. — S. 81—85.

29. Schukin V. I. Zaschita dokazatelstv v hode rassledovaniya prestupleniy // Rossiyskiy sledovatel.

— 2004. — № 1. — S. 2—7.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Чиненов Евгений Владимирович. Начальник кафедры криминалистики. Кандидат экономических наук, доцент.

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: Chinenovevg@yandex.ru

Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (4722) 55-71-13.

Chinenov Evgeny Vladimirovich. Head of the ^air of Criminology. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin. E-mail: Chinenovevg@yandex.ru

Work address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkogo Str., 71. Tel. (4722) 55-71-13.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела; экономические преступления; железнодорожный транспорт; расследование преступлений.

Key words: initiation of criminal proceedings; economic crimes; railway transport; investigation of

crimes.

УДК 343.985.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.