ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.37523/SUI.2023.55.4.012 УДК 343.8
Южанин Вячеслав Ефимович
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры уголовного права и криминологии,
Российский государственный университет им С. А. Есенина, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Свободы, 46, e-mail: [email protected]
Горбань Дмитрий Владимирович
кандидат юридических наук,
начальник кафедры организации исполнения
наказаний юридического факультета,
Университет ФСИН России,
196602, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин,
ул. Саперная, 34,
e-mail: [email protected]
Vyacheslav E. Yuzhanin
Doctor of Law, Professor,
Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation,
Professor of the Criminal Law
and Criminology Department,
S. A. Yesenin Russian State University,
4, Svobody str., Ryazan, Russia, 6390000,
e-mail: [email protected]
Dmitriy V. Gorban
Candidate of Law,
Head of the Organization of Punishment Execution Department of Law Faculty,
University of the Federal Penitentiary Service of Russia, 34, Sapernaya str., Pushkin,Saint-Petersburg, Russia, 196602, е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА И БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕННОГО ТИПА
Аннотация. В статье подвергаются комплексному анализу проблемные вопросы обеспечения режима и безопасности в исправительных учреждениях объединенного типа. В рамках реализации раздела VII Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р, предусматривается разработка проекта и строительство учреждения объединенного типа. В связи с этим необходимо более детально продумать вопросы обеспечения безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в указанных видах учреждений, сотрудников и работников данных учреждений и иных лиц, посещающих учреждения объединенного типа в соответствии с действующим законодательством. Предложена теоретическая модель учреждения объединенного типа. Сделан вывод о том, что в целях обеспечения безопасности в учреждениях объединенного типа необходимо более подробно изучать личность подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Также необходимо научно проработать и нормативно закрепить систему перекатегоризации осужденных. Кроме того, рассматриваются вопросы обеспечения безопасности отдельных категорий осужденных: бывших работников судов и правоохранительных органов, осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности, осужденных за должностные и экономические преступления.
Ключевые слова: обеспечение безопасности, исправительные учреждения, осужденные, категории осужденных,мультирежимные учреждения, концепция, участки.
PROBLEMATIC ISSUES OF REGIME MAINTENANCE AND SECURITY IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE COMBINED TYPE
Summary. The article presents a comprehensive analysis of problematic issues of regime and security in correctional institutions of the combined type. As part of the implementation of section VII of the Concept for the development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030 approved by the decree of the Government of the Russian Federation dated april 29, 2021 no. 1138-r, it is planned to develop a project and build a joint type institution. However, in view of the establishment of institutions of this type, it is necessary to think in more details well as the safety of suspects, accused, convicted persons held in these types of institutions, employees and employees of these institutions and other persons visiting institutions of a combined type in accordance with current legislation. A theoretical model of a combined type institution is proposed. It is concluded that in order to ensure security in joint-type institutions, it is necessary to study in more detail the identity of suspects, accused and convicted persons. It is also necessary to scientifically work out and normatively fix the system of recategorization of convicts. The issues of ensuring the safety of certain categories of convicts are also considered: former employees of courts and law enforcement agencies convicted of crimes of terrorist and extremist orientation, convicted of official and economic crimes.
Keywords: security, correctional institutions, convicts, categories of convicts, multi-mode institutions, concept, sites.
© 2023 Южанин В. Е., Горбань Д. В.
ВЕСТНИК СЮИ
Наука и практика в последнее время обратили внимание на исправительные учреждения (ИУ) объединенного типа [1, с. 15].
В настоящее время готовится проект такого учреждения, реализацию которого запланировано начать с 2024 г. Реализация пилотного проекта учреждения объединенного типа планируется в Калужской области. Учреждения объединенного типа будут рассчитаны на содержание от 3 до 5 тысяч подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Новый участок будет отдален от городской инфраструктуры, но в то же время будет иметь хорошую транспортную доступность. Удаленность учреждения объединенного типа от городской инфраструктуры составит около 100 км. Строительство учреждения объединенного типа в Калужской области составит около 13 млрд р., но с учетом снижения расходов на содержание одного заключенного на 25-30 % за счет единого функционирования учреждений разного типа, единых закупок, указанный проект может окупиться за 10 лет [2].
В связи с предполагаемым строительством и дальнейшим функционированием учреждения объединенного типа необходимо научно проработать вопросы обеспечения их безопасности, а также вопросы обеспечения безопасности подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в указанных видах учреждений, сотрудников и работников данных учреждений и иных лиц, посещающих учреждения объединенного типа.
Первая проблема обеспечения безопасности в учреждениях объединенного типа касается того, что по замыслу разработчиков Концепции в структуру этих учреждений должны входить следственные изоляторы. Во-первых, если эти учреждения планируют сосредотачивать за пределами городов (на удалении около 100 км от городской инфраструктуры), то это будет составлять неудобства для следователей, ведущих уголовные дела; во-вторых, методы работы с осужденными будут переноситься на подследственных, а они отличаются по правовому статусу.
Сотрудники учреждений объединенного типа должны четко разграничивать категории содержащихся лиц, быть компетентны в вопросах обеспечения безопасности. Также сотрудники учреждений объединенного типа должны учитывать специфику правового положения подозреваемого и обвиняемого и его отличия от правового положения осужденных, содержащихся в учреждениях объединенного типа. Несомненно, что данные категории должны содержаться отдельно друг от друга.
Еще одна проблема, возникающая в сфере обеспечения безопасности в учреждениях объединенного типа, - это четкое определение их структуры.
Из положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) следует, что составной частью учреждений объединенного типа должны стать ИУ разных видов.
На вопрос, какие участки должны определять структурные элементы учреждения объединенного типа, действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ пока ответа не дает.
Для решения данной проблемы мы можем предложить свой вариант указанных участков, который, по нашему мнению, позволит в более полном виде реализовывать вопросы безопасности и режима в учреждениях объединенного типа, а также способствовать процессу ресоциализации осужденных.
Модель учреждения объединенного типа могут составить следующие участки: адаптационный; основной; камерный; СУОН; медицинский; облегченный (для положительно характеризующихся); социально-адаптационный (для осужденных, готовящихся к освобождению); ПФРСИ (для содержания заключенных под стражу); исправительный центр (для осужденных к принудительным работам) и др.
Подобная структура учреждения объединенного типа наиболее полно отвечает требованиям действующего уголовно-исполнительного законодательства, а также позволяет эффективно реализовывать вопросы обеспечения безопасности в указанных видах учреждений [3].
Создание учреждений объединенного типа отвечает рекомендациям международных правовых актов. Так, пр. 11 Нельсона Манделы гласит: «Различные категории заключенных содержатся в различных учреждениях или в разных частях одного и того же учреждения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного вида режима».
В целях более качественного решения вопросов обеспечения безопасности в учреждениях объединенного типа, по нашему мнению, необходимо право распределения осужденных по видам режима ИУ возложить на ФСИН России с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
При этом суд должен только определять вид наказания и его размер. Нечто подобное мы находим в зарубежных странах, когда режим безопасности определяется специалистами в распределительных тюрьмах (диагностических центрах). Дело в том, что пенитенциарная система не должна отталкиваться только от прошлого преступления, когда опасность преступника уже была реализована в нем, а должна ориентироваться на его личность и его опасность в новых условиях УИС.
Чтобы разрешить эту проблему, необходимо более подробно изучать личность поступившего осужденного в предлагаемом нами адаптационном участке при его поступлении в ИУ.
В конечном итоге в зависимости от данных, характеризующих личность, следует определить ему соответствующую категоризацию (вид режима и степень его опасности).
Далее в зависимости от его дальнейшего поведения он может подвергнуться перекатегоризации, и ему могут быть изменены условия отбывания наказания в лучшую или худшую сторону.
Для реализации всего этого необходимо:
а) создать единый информационный документ;
б) наделить аналитическую службу учреждения УИС функцией по отслеживанию и проведению анализа поведения осужденного, изменения его личностных качеств от приема в ИУ и до его освобождения;
в) определить в каждом субъекте РФ или на межсубъектном уровне так называемые распределительные (диагностические) колонии.
В целях обеспечения режима и безопасности в учреждениях объединенного типа, по нашему мнению, необходима полноценная система перекатегоризации осужденных в процессе отбывания ими наказания.
Для этого необходимо в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ закрепить критерии и степени исправления осужденных [4, с. 83].
Указанные критерии и степени должны быть прозрачны и понятны для осужденных, выведены (закреплены) в УИК РФ, что могло бы существенно стимулировать (мотивировать) осужденных к положительному (правопослушному) поведению.
Критерии и степени исправления осужденных будут влиять на изменение их правового положения либо в сторону ухудшения, либо в сторону улучшения (изменение условий отбывания наказания и др.). Данный вопрос, по нашему мнению, должен быть возложен на аттестационные комиссии.
При указанных законодательных изменениях разгрузятся суды. Условно-досрочное освобождение должно оставаться в ведении судов, так как осужденные выпадают из юрисдикции ФСИН России и переходят в общую юрисдикционную сферу.
Таким образом, изменение правового статуса осужденных должно находиться внутри УИС. Это касается и замены лишения свободы более мягким наказанием в виде принудительных работ, так как осужденный находится в рамках УИС. Все это должно осуществляться более оперативно, нежели чем через судебную систему.
Для осужденных - бывших работников судов и правоохранительных органов, по нашему мнению, должны остаться отдельные мультирежимные учреждения. Для них в пределах одной колонии должны создаваться участки с различными видами режима.
Полагаем, что в сфере обеспечения безопасности и режимных требований положительными являются законодательные изменения в сфере определения тюремного режима по некоторым категориям преступлений. Речь идет о предусмотрении законодателем тюремного режима для осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности. Покамерное содержание указанных категорий осужденных позволяет распределять их по категориям и блокирует общение и распространение террористических и экстремистских идей.
В сфере обеспечения безопасности и режимных требований хотелось бы кратко остановиться на предполагаемом изменении условий отбывания наказания осужденным за должностные и экономические преступления. Некоторые авторы говорят о необходимости их отдельного и раздельного содержания при отбывании лишения свободы [5, 6].
По нашему мнению, данная позиция нарушает принцип равенства всех перед законом, закрепленным в ст. 8 УИК РФ, что все равны независимо от имущественного и должностного положения.
Подводя итоги анализа проблемных вопросов обеспечения режима и безопасности в исправительных учреждениях объединенного типа, необходимо сказать, что часть предложенных нами мер в указанной сфере позволит решить часть из рассмотренных проблемных вопросов. Создание учреждений объединенного типа обязательно должно предусматривать проработку вопросов обеспечения безопасности.
ВЕСТНИК СЮИ
Библиографический список
1. Ельчанинов А. П. Учреждение объединенного типа: новый вид учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации или комплекс учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 2. С. 14-17.
2. Реализация первого проекта объединенного учреждения ФСИН начнется в 2023 году [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/17295313 (дата обращения: 22.08.2023).
3. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 30.06.2023).
4. Усеев Р. З. Проект концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года: вопросы формы, содержания и сравнения с концепцией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2 (38) / 2020. С. 77-86.
5. Селиверстов В. И. Отбывание лишения свободы за совершение экономических и должностных преступлений с учетом использования их интеллектуального и креативного потенциала: новый научный проект // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12. № 1. С. 34-38.
6. Чорный В. Н. Особенности исполнения лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономики // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 4 (30) / 2018. С. 74-79.
References
1. El'chaninov A. P. Uchrezhdenie ob'edinennogo tipa: novyj vid uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii ili kompleks uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [United type institution: a new type of institutions of the penal system of the Russian Federation or a complex of institutions of the penal system of the Russian Federation]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie [Penal system: law, economics, management], 2023, no 2, pp. 14-17 [in Russian].
2. Realizacija pervogo proekta ob'edinennogo uchrezhdenija FSIN nachnetsja v 2023 godu [The implementation of the first project of the joint institution of the Federal Penitentiary Service will begin in 2023]. Informacionnoe agentstvo TASS [TASS News Agency]. URL: https://tass.ru/obschestvo/17295313, rezhim dostupa svobodnyj (Accessed: 22.08.2023) [in Russian].
3. O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy RF na period do 2030 goda: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.04.2021 no. 1138. [On the Concept of the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation from 04.29.2021 no. 1138]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 30.06.2023) [in Russian].
4. Useev R. Z. Proekt koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy do 2030 goda: voprosy formy, soderzhaniya i sravneniya s koncepciej razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy do 2020 goda [Draft concept of the development of the penal system until 2030: issues of form, content and comparison with the concept of the development of the penal system until 2020]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute. Scientific and practical journal], no. 2 (38) / 2020, pp. 77-86 [in Russian].
5. Seliverstov V. I. Otbyvanie lishenija svobody za sovershenie jekonomicheskih i dolzhnostnyh prestuplenij s uchetom ispol'zovanija ih intellektual'nogo i kreativnogo potenciala: novyj nauchnyj proekt. [Serving imprisonment for committing economic and official crimes, taking into account the use of their intellectual and creative potential: a new scientific project]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. [Penal enforcement law], 2017, vol. 12, no. 1, pp. 34-38 [in Russian].
6. Chornyj V. N. Osobennosti ispolnenija lishenija svobody v otnoshenii lic, sovershivshih prestuplenija v sfere jekonomiki. [Features of the execution of imprisonment in relation to persons who have committed crimes in the field of economics]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute. Scientific and practical journal], no 4 (30)/2018, pp. 74-79 [in Russian].