Научная статья на тему 'Проблемные вопросы формирования кадрового состава территориальных органов внутренних дел в современных условиях'

Проблемные вопросы формирования кадрового состава территориальных органов внутренних дел в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7922
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ КАДРОВ / УСЛОВИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / PERSONNEL RESERVE / OPERATIONAL ACTIVITY / CIVIL SERVICE REFORM / RECRUITMENT / PROVISION OF SERVICE / LEGITIMATE STATUS / QUALIFICATION REQUIREMENTS / NORMATIVE LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раживина И. В.

Статья посвящена проблемным вопросам комплектования территориальных органов внутренних дел МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of the staff formation of the local internal affairs bodies of the Russian Interior

The article is devoted to the problematic issues of the staff recruitment of the local internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы формирования кадрового состава территориальных органов внутренних дел в современных условиях»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

И.В. Раживина

(адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, г. Москва; [email protected])

Статья посвящена проблемным вопросам комплектования территориальных органов внутренних дел МВД России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, кадровый резерв, оперативно-служебная деятельность, реформа государственной службы, комплектование кадров, условие прохождения службы, квалификационные требования, правовое регулирование.

Осуществляемые в России политические и социально-экономические преобразования, осложнение криминогенной обстановки, рост преступности, усиление социальной напряженности в обществе потребовали коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, которое напрямую зависит от служебной деятельности их сотрудников.

Возрастание роли человеческого фактора в достижении поставленных целей

- явление объективное и закономерное. Вопросы укрепления кадрового потенциала правоохранительных органов выступают одним из важнейших условий обеспечения законности и правопорядка, которые достигаются безупречным соблюдением норм действующего законодательства, добросовестным исполнением служебных обязанностей, совершенствованием профессионального мастерства, внимательным отношением к сослуживцам, честностью, мужественностью, опрятностью, соблюдением прав и свобод граждан. Вместе с тем «сотрудники органов внутренних дел должны подавать пример законопослушного поведения и высокой культуры, служить эталоном профессионализма» [1, с. 7].

В связи с этим формирование кадрового состава правоохранительных органов приобретает особое значение. Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел показывает, что она в целом продолжает оставаться сложной. В результате сохраняющегося в настоящее время оттока квалифицированных кадров снизился

профессиональный уровень сотрудников территориальных органов внутренних дел. Несмотря на произошедшее улучшение социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, данная тенденция продолжает сохраняться, хотя и не в таких больших масштабах.

В широко обсуждаемой в настоящее время «Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» [2] в качестве одного из ключевых факторов, давших начало серьезным изменениям, отмечается падение профессионализма в среде сотрудников органов внутренних дел, приводящее к размыванию профессионального ядра. Указанная ситуация, по нашему мнению, произошла в результате увольнения большого количества грамотных сотрудников, достигших предельного возраста при проведении внеочередной аттестации в 2011 году.

Негативно отражается на результатах оперативно-служебной деятельности и на престиже службы отставание нормативно-правового регулирования службы в органах внутренних дел от активно формирующегося законодательства о государственной гражданской службе.

В частности, до сегодняшнего времени, несмотря на вступление в силу специального федерального закона, регламентирующего если не все, то многие ключевые моменты, связанные с поступлением, прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел [3], вопрос о мес-

Юридическая наука и правоохранительная практика те такой службы в общей системе государственной службы остается достаточно дискуссионным. Напомним, что система государственной службы определена одноименным федеральным законом [4]. В соответствии с ч. 1 ст. 2 данного закона система государственной службы включает в себя следующие три вида: гражданскую, военную и правоохранительную.

Однако, несмотря на прямое указание закона о системе государственной службы на то, что правоохранительная служба вообще, а следовательно, и служба в органах внутренних дел является видом государственной службы, окончательное решение данного вопроса увязывается с изданием Указа Президента Российской Федерации, который однозначно определит место службы в органах внутренних дел в общей системе государственной службы.

Вместе с тем значительные шаги в данном направлении сделаны уже сегодня. Так, п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе в органах внутренних дел) определяет, что «служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации».

При этом, учитывая, что служба в органах внутренних дел, как и правоохранительная, напрямую связана с исполнением законов, обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина, мы убеждены, что она будет определена в качестве разновидности правоохранительной государственной службы [5, с. 4].

Перейдем от теоретизирования к рассмотрению некоторых проблем практического характера.

В связи с проводимой в Российской Федерации реформой государственной службы успешное решение всего комплекса вопросов по кадровым проблемам органов внутренних дел диктует необходимость формирования развитого «правового поля» прохождения службы, комплектования правоохранительных органов кадрами, отвечающими современным условиям, пересмотра целого ряда основополагающих институтов прохождения службы.

Основными направлениями формирования кадрового состава органов внутренних дел являются: подготовка на плановой основе кадров для замещения должностей в органах внутренних дел; создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников органов внутренних дел; оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации; создание кадрового резерва и его эффективное использование; ведение перечня должностей в органах внутренних дел, подлежащих замещению по конкурсу; применение современных кадровых технологий при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении (ч. 2 ст. 75 Закона о службе в органах внутренних дел).

Под формированием кадров органов внутренних дел следует понимать организуемую на плановой основе и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов систему отбора, приема на службу, расстановки кадров, организации их продвижения по службе, обеспечивающую должный качественный и количественный состав сотрудников органов внутренних дел.

Анализируя понятие формирования кадров, можно выделить следующие элементы этой системы: отбор на службу, прием на службу, расстановка и продвижение кадров сотрудников органов внутренних дел.

Следует отметить, что отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел

98

- начальный элемент системы формирования. Он включает в себя изучение лиц, изъявивших желание служить в органах внутренних дел, с целью выявления кандидатов, отвечающих предъявляемым требованиям (сбор, обработку и анализ информации о качествах кандидата на службу); определение соответствия данных о личности кандидата требованиям, предъявляемым к конкретной должности, на которую планируется назначение. Отбор кадров на службу в органы внутренних дел не включает в себя такие элементы, как назначение на должность, установление испытательного срока, прохождение стажировки, повышение квалификации и др.

В процессе отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел решаются задачи комплектования кадров конкретного органа, исходя из общих требований к кандидату на службу как носителю определенных социальных качеств, учитывая также состояние здоровья будущего сотрудника, возраст, образовательный уровень, стаж работы и др.

Составной частью отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел является профессиональный отбор, который ориентирован прежде всего на профессионально-квалификационные критерии, включающие совокупность требований к профилю, уровню профессионального образования и соответствию его специальности конкретной должности, стажу и опыту работы по специальности.

В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел любой сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава, должен иметь образование (среднее или высшее профессиональное), соответствующее направлению деятельности. А для сотрудников среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей которых предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых

экспертиз, обязательно наличие высшего профессионального юридического образования.

При соответствии кандидата квалификационным требованиям к должности сотрудника органов внутренних дел осуществляется процедура приема на службу. Прием кандидата на службу в органы внутренних дел включает в себя следующие этапы:

- предварительное ознакомление с кандидатом на службу в органы внутренних дел;

- углубленное изучение кандидата в процессе прохождения военно-врачебной комиссии, психофизического обследования, испытаний по общей и физической подготовленности.

Руководитель структурного подразделения, в котором предполагается прохождение службы кандидатом, лично проводит с ним первоначальное разъяснительное собеседование, в ходе которого выясняет достоверность полученных в процессе предварительного изучения данных, мотивы поступления на службу, разъясняет характер предстоящей работы [6, абз. 4 п. 11].

Кроме того, считаем целесообразным проводить беседы с родителями, супругой (супругом) кандидата (при наличии таковых). Причем, по нашему мнению, такие беседы необходимо проводить руководителю органа внутренних дел, его заместителю по работе с личным составом или руководителю структурного подразделения, в которое непосредственно планируется кандидат для прохождения службы, совместно со специалистом-психологом, так как необходимо определить возможность возникновения семейных конфликтов, связанных со службой. Во время бесед с кандидатами на службу в подразделения со специфическими функциями и условиями прохождения службы необходимо участие психолога. Это, возможно, позволит сделать вывод о целесообразности приема кандидата на службу, а также поможет спланировать работу с сотрудником в дальнейшем.

По нашему мнению, улучшение качественного и количественного состава кадров органов внутренних дел возможно при выполнении определенных условий. В частности, необходимо полностью исключить из числа кандидатов на службу в органы внутренних дел ограниченно годных к службе по результатам прохождения военно-врачебной комиссии, возможность приема на службу которых сохраняется в настоящее время [3, п. 5 ст. 9; 7, п. 125], что приводит к постоянному росту группы повышенного риска и нежелательным последствиям.

Помимо этого в целях реализации предусмотренного Федеральным законом «О полиции» [8] принципа общественного доверия и поддержки граждан, согласно которому общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, необходимо использовать возможности средств массовой информации для формирования в глазах населения адекватного образа сотрудника органов внутренних дел. К сожалению, достоянием гласности становятся лишь отрицательные примеры, в то время как положительных примеров очень много. В связи с этим органы внутренних дел должны проводить работу по созданию положительного имиджа сотрудника полиции в глазах населения.

Кроме того, помимо соответствия формально закрепленным в действующем законодательстве требованиям к кандидатам на службу в органы внутренних дел, они должны:

1) обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;

2) владеть культурой мышления, обладать способностями к обобщению (индуктивным и дедуктивным мышлением), аналитическими способностями, навыками целеполагания и выбора методов достижения поставленных целей;

3) уметь логически верно, аргументированно и ясно выражать свои мысли устно и письменно;

4) обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, на-

выками оценки других, работы с людьми, работы в коллективе;

5) уважительно относиться к праву и закону, иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению;

6) стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и служебного мастерства;

7) использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

8) обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

9) владеть основными методами и способами, средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

10) быть способными осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

11) быть способными принимать правильные решения и осуществлять юридически значимые действия в точном соответствии с действующим законодательством;

12) быть способными эффективно осуществлять воспитательное воздействие.

Анализируя современное состояние работы с кадрами, а также факторы, затрудняющие службу в органах внутренних дел, можно сделать вывод, что каждый этап реформы должен сопровождаться легитимным определением статуса сотрудника органов внутренних дел, укреплением социальной и правовой защиты.

Реформирование органов внутренних дел должно быть последовательным, постепенным и прозрачным, а кадровая политика - четкой, понятной и одобряемой как в правоохранительных органах, так и в обществе. Только в этом случае реформирование может повлечь желаемый социальный эффект, что в результате обеспечит укрепление системы правоохранительных органов профессиональными кадрами и, соответственно, создаст предпосылку для

100

реализации возложенных на них задач и функций.

Подводя итог, следует отметить, что работа по формированию кадров является многоэлементной системой, обеспечивающей должный и качественный состав сотрудников органов внутренних дел. Эффективность функционирования органов внутренних дел, их укомплектованность высокопрофессиональными кадрами во многом зависит от четко выстроенной системы отбора граждан на службу, от профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, создания резерва кадров для выдвижения на руководящие должности и планомерной, нормативно урегулированной работы с ним. Правовое регулирование формирования кадров направлено в конечном счете на обеспечение четкости и планомерности работы кадровых служб, повышение качественного состава сотрудников, исключение элементов субъективизма в отборе и перемещении по службе. Оно выступает в качестве гаранта прав граждан, привлекаемых на службу в органы внутренних дел.

1. Румянцев Н.В. Полицейский как эталон профессионализма и высокой нравственности // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2 (18). С. 7.

2. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL: http:// www.oprf.ru. (дата обращения: 11 марта 2013 г.).

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

4. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

5. Елфимова Е.В. Некоторые проблемы толкования законодательства о службе в органах внутренних дел. // Правоохранительные органы: теория и практика. 2012. № 1. С. 4.

6. О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации»): приказ МВД России от 19 мая 2009 г. № 386 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 3 авг. № 31.

7. Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 14 июля

2010 г. № 523 // Рос. газ. (федеральный выпуск). 2010. 23 нояб.

8. О полиции: федер. закон от 7 февр.

2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.