Научная статья на тему 'Комплектование как залог успешного функционирования органа внутренних дел'

Комплектование как залог успешного функционирования органа внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1415
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА / КАДРОВЫЙ КОРПУС / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ / ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / РАССТАНОВКА КАДРОВ / ВЫПУСКНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаенко Е. А.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами и организационных основ, определяющих порядок формирования кадрового корпуса полицейского ведомства. Автор рассматривает современное состояние кадрового обеспечения органов внутренних дел, основные механизмы и источники комплектования территориальных органов МВД России, а также имеющиеся проблемы в комплектовании территориальных органов МВД России. Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе замещения должностей в органах внутренних дел. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов познания: системный, логический, сравнительно-правовой, метод перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Автор отмечает, что кадровый персонал и человеческий фактор в достижении целей и задач, поставленных перед органами внутренних дел, имеют приоритетное и важное значение, а вопросы, связанные с укреплением кадрового состава органов внутренних дел выступают гарантией обеспечения законности и правопорядка в их рядах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUISITION AS A GUARANTEE OF THE SUCCESS OF THE BODY INTERIOR

The subject of the research is a set of legal norms established by the laws and other normative-legal acts and institutional framework, determining the order of formation of personnel of the police department of the housing. The author examines the current state of the staffing of internal affairs, the basic mechanisms and sources of acquisition of territorial bodies of the Russian Interior Ministry, as well as the existing problems in the staffing of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry. Object of research are public legal relations, folding in the process of replacement of posts in the police. The methodological basis of the research was the complex scientific and special methods of cognition: a systematic, logical, comparative legal method of transition from the abstract to the concrete, from general to specific. The author notes that the personnel staff and human factors in achieving the goals and tasks of the internal affairs bodies, have priority and importance, and issues related to the strengthening of the staff of the internal affairs bodies are the guarantee of law and order in their ranks.

Текст научной работы на тему «Комплектование как залог успешного функционирования органа внутренних дел»

19.4. КОМПЛЕКТОВАНИЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Николаенко Е. А., старший инспектор отдела кадров, адъюнкт.

Место учебы: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина

nikolaenko.oea@mail.ru

Аннотация: Предметом исследования является совокупность правовых норм, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами и организационных основ, определяющих порядок формирования кадрового корпуса полицейского ведомства. Автор рассматривает современное состояние кадрового обеспечения органов внутренних дел, основные механизмы и источники комплектования территориальных органов МВД России, а также имеющиеся проблемы в комплектовании территориальных органов МВД России. Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе замещения должностей в органах внутренних дел. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и специальных методов познания: системный, логический, сравнительно-правовой, метод перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Автор отмечает, что кадровый персонал и человеческий фактор в достижении целей и задач, поставленных перед органами внутренних дел, имеют приоритетное и важное значение, а вопросы, связанные с укреплением кадрового состава органов внутренних дел выступают гарантией обеспечения законности и правопорядка в их рядах.

Ключевые слова: служба, кадровый корпус, кадровый потенциал, прохождение службы, орган внутренних дел, комплектование, подготовка кадров, профессиональный отбор, расстановка кадров, выпускник.

ACQUISITION AS A GUARANTEE OF THE SUCCESS OF THE BODY INTERIOR

Nikolaenko E. A., Senior inspector of the personnel department, associate for correspondence courses

Study place: Bel Law Institute of the Russian Interior Ministry named I.D. Putilin

nikolaenko.oea@mail.ru

Annotation: The subject of the research is a set of legal norms established by the laws and other normative-legal acts and institutional framework, determining the order of formation of personnel of the police department of the housing. The author examines the current state of the staffing of internal affairs, the basic mechanisms and sources of acquisition of territorial bodies of the Russian Interior Ministry, as well as the existing problems in the staffing of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry. Object of research are public legal relations, folding in the process of replace-

ment of posts in the police. The methodological basis of the research was the complex scientific and special methods of cognition: a systematic, logical, comparative legal method of transition from the abstract to the concrete, from general to specific. The author notes that the personnel staff and human factors in achieving the goals and tasks of the internal affairs bodies, have priority and importance, and issues related to the strengthening of the staff of the internal affairs bodies are the guarantee of law and order in their ranks.

Keywords: office, staff housing, human resources, passing the service, police, recruitment, training, professional selection, placement, graduate.

Изменения, происходящие в государстве в социально-экономической и политической сферах, в различной степени оказывают существенное влияние и на состояние криминогенной обстановки в стране. Так, в 90-е годы изменения в данных сферах послужили толчком к созданию не только новых рыночных отношений, развитию свободы предпринимательства и различных форм собственности, но и повлекли рост экономических, общеуголовных, коррупционных преступлений, а также формирование новых видов преступлений [1]. В современный период оперативная обстановка в России продолжает оставаться сложной [2] и неоднозначной [3]. Рост преступности, миграционные процессы, происходящие изменения в российском обществе, влекут и изменения функций и направлений деятельности правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

В своей повседневной деятельности органы внутренних дел решают достаточно большой комплекс задач, среди которых главенствующее место занимают борьба с преступностью, охрана общественного порядка, профилактика правонарушений и т. д. Безусловно, успешное выполнение поставленных перед органами внутренних дел задач напрямую зависит от качественного состава органа внутренних дел, профессиональных, личных и деловых качеств каждого сотрудника органа внутренних дел.

Процесс обновления личного состава органа внутренних дел происходит постоянно, это обусловлено определенными субъективными и объективными факторами, среди которых:

- перевод сотрудника на другую должность, в другой территориальный орган или другую местность;

- увеличение штатной численности органа внутренних дел;

- достижение сотрудниками предельного возраста;

- увольнение сотрудников из органов внутренних дел; организационно-штатные мероприятия;

- реорганизация и (или) оптимизация органов внутренних дел и т.д.

В практической деятельности достаточности часто используется понятие «комплектование» однако в нормативных правовых актах данное понятие нормативного определения не находит.

Комплектование органов внутренних дел предполагает проведение уполномоченными лицами целого комплекса взаимосвязанных между собой мероприятий по отбору, изучению и проверке кандидатов на службу в органы внутренних дел. Деятельность должностных лиц по комплектованию органа внутренних дел производится систематически, которая может иметь как перспективный, так и текущий характер исходя из направленности, содержания и методов работы. В процессе укомплектования определенной конкретной должности решаются разовые задачи, задачи на перспективу рассчитаны на возможную потребность в кадрах и осуществляются посредством прогноза последствий объективных факторов, которые могут оказать или оказывают на качество и состояние кадрового обеспечения органа внутренних дел.

Осуществляя мероприятия по комплектованию органа внутренних дел необходимо исходить из:

- реальной штатной потребности органа внутренних дел в специалистах необходимой квалификации;

- имеющихся источников и механизмов комплектования;

- задач и целей конкретного структурного подразделения;

- анализа качественного и количественного состава органа внутренних дел;

- предполагаемых организационно-штатных изменений;

- перспектив ротации сотрудников;

- должностного продвижения сотрудников и т.д.

На процесс комплектования органа внутренних дел оказывают существенное воздействие различные обстоятельства, такие как:

- уровень правовой и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел,

- уровень профессионализма руководителей органа внутренних дел,

- слабое использование или отсутствие института наставничества, что в итоге может привести к увеличению текучести молодых специалистов, увеличению количества нарушений законности и служебной дисциплины, появлению коррумпированных отдельных сотрудников, оттоку перспективных работников в другие коммерческие и государственные структуры.

В связи с чем кадровая ситуация в органах внутренних дел постоянно требует кардинальных корректировок в поиске концептуальных стратегий и подходов к своевременному и качественному пополнению органа внутренних дел соответствующими квалифицированными специалистами. Все это непосредственно сказывается и на вопросах профессионального отбора, воспитания и расстановки кадров, подготовки кадров, а также методах работы с личным составом.

Мировая практика четко удостоверяет: компетентность и профессионализм сотрудников полиции, а, следовательно, «чистота рядов» непосредственно зависят от проводимого качественного отбора кандидатов на службу [4]. Стоит согласиться с В.М. Морозовым, который связывает улучшение работы правоохранительных

органов с необходимостью поиска новых подходов к качеству подготовки сотрудников [5].

На протяжении всех исторических периодов комплектование кадрового корпуса является одним из наиболее важных и одновременно сложных направлений в деятельности органа внутренних дел.

Начиная с 2011 года, законодательство о службе в органах внутренних дел претерпело кардинальные изменения, и начался новый этап его развития. В этот период было принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы построения органов внутренних дел, прохождения службы в органах внутренних дел, правовой и социальной защищённости сотрудников органов внутренних дел. Среди основных нормативных актов следует обозначить Федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В период реформирования органов внутренних дел произошло переименование милиции в полицию с целью создания в России современных органов правопорядка и интеграции в мировое полицейское сообщество, проведены мероприятия, связанные с оптимизацией численного состава органов внутренних дел, увеличен общественный контроль за деятельностью сотрудников полиции, к сотрудникам органов внутренних дел стали предъявляться повышенные требования, на первый план выходят такие качества сотрудника органов внутренних дел как профессионализм, исполнительность, порядочность, ответственность и честность, произошло реформирование денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, которое позволило увеличить его размер в среднем в 2 раза в системе МВД России. Данные преобразования были направлены на повышение доверия населения к деятельности органов внутренних дел и улучшение качества работы сотрудников органов внутренних дел.

Действительно повышением социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел можно было бы добиться изменения статусного облика сотрудника полиции, но происходящие в современный период изменения в политической и социально-экономически сферах в обществе и в целом мире, нестабильность рубля, предъявляемые санкции против России, дефицит бюджетных средств свидетельствуют о том, что денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел в данный период находится уже не на том уровне, как предполагалось.

Вместе с тем, оптимизация численности органов внутренних дел шла одновременно с сокращением личного состава и нагрузкой на личный состав, что не могло не сказаться и на качественном составе органов внутренних

дел. Так, анализ кадровой ситуации за 2014 год свидетельствует о том, что в целом по России ситуация качественного состава органов внутренних дел остается достаточно противоречивой. В 2014 году в сравнении с 2013 годом произошло увеличение числа сотрудников, проработавших в органах внутренних дел менее трех лет, с 12,3% до 13,2%, вместе с тем, увеличилось количество сотрудников, прослуживших в органах внутренних дел, более 20 лет с 9,2 % до 11,8%. Доля сотрудников в возрасте до 30 лет составила 34,5%. Право выхода на пенсию имеет 18,2% сотрудников. За 5 лет увеличилось количество сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины, на 9,3%.

Основными источниками комплектования органов внутренних дел в 2014 году явились: гражданские организации - 29,3%, органы государственной власти и управления - 0,6%, Вооруженные силы и другие силовые структуры - 23%, образовательные организации МВД России - 9,3%, гражданские образовательные организации - 3,1% [6].

В настоящее время взят главный вектор новой кадровой политики МВД России направленный на формирование квалифицированного и ответственного личного состава органов внутренних дел и высоких моральных и профессиональных качеств сотрудника [7]. Основные тенденции создания кадрового корпуса сотрудников органов внутренних в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлены на:

- подготовку кадров для замещения должностей в органах внутренних дел на плановой основе;

- использование новейших кадровых технологий при поступлении и при прохождении службы в органы внутренних дел;

- формирование для сотрудников органов внутренних дел условий их должностного и профессионального роста;

- проведение аттестации сотрудников органов внутренних дел как критерия оценки результатов их служебной деятельности;

- ведение в органах внутренних дел на постоянной основе перечня должностей, которые подлежат замещению по конкурсу;

- формирование и эффективное использование кадрового резерва [8].

Вместе с тем разработанная Концепция кадровой политики МВД России до настоящего времени не принята.

Задача постоянного и качественного пополнения кадрового состава органов внутренних дел в настоящее время имеет принципиальное значение. В связи, с чем для целей комплектования органов внутренних дел на плановой основе с учетом перспективной потребности образовательные организации МВД России следует рассматривать наиболее перспективными среди других источников комплектования органов внутренних дел. Они осуществляют подготовку кадров для органов внут-

ренних дел путем обучения, как граждан, так и действующих сотрудников по соответствующим образовательным программам. Достаточно высокий уровень подготовки кадров в ведомственных образовательных организациях позволяет выпускникам пользоваться успехом на рынке труда в среде юристов и экономистов [9]. Закрепление преимущественного права подготовки кадров для органов внутренних дел нашло свое отражение и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Данное обстоятельство является достаточно обоснованным и логичным по ряду причин: учебный процесс в ведомственных образовательных организациях существенно отличается от учебного процесса в гражданских вузах наличием специфики и атрибутов формирования профессионально-важных качеств сотрудника органов внутренних дел, включающий в себя такие элементы как:

- практические стрельбы,

- служебная дисциплина,

- специальная физическая подготовка,

- морально-психологическая подготовка,

- режим секретности, что в свою очередь дает широкие возможности для укрепления кадрового состава органов внутренних дел квалифицированными специалистами, полностью отвечающими требованиям современного общества.

Вопросы подготовки кадров для органов внутренних дел неоднократно становились предметом диссертационных исследований. Так, М.С. Шуклин, исследуя вопросы текучести кадров, отмечает, что выпускники образовательных организаций системы МВД России на первых года службы реже увольняются из органов внутренних дел, чем другие категории граждан, так как наиболее адаптированы к прохождению службы в органах внутренних дел. Он это объясняет, тем, что в процессе обучения с курсантами проводится целенаправленная морально-психологическая подготовка и огромное влияние оказывает специфичный образовательный процесс [10].

Прием граждан на обучение по очной форме в образовательные организации высшего образования системы МВД России осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством, так и с применением нормативных правовых актов Министерства образования и науки России. Ежегодно распоряжением МВД России утверждаются контрольные цифры целевого приема граждан (сотрудников) на обучение по всем образовательным программам, в том числе и по программам высшего образования. План комплектования образовательных организаций системы МВД России формируется с учетом предложений органов, организаций и подразделений МВД России. К органам, организациям и подразделениям МВД России относятся: территориальные органы МВД России, центральный аппарат МВД России, научные, образовательные, санаторно-

курортные и медико-санитарные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России и т.д. [11]. Органы, организации и подразделения МВД России анализируют свои потребности в специалистах требуемой квалификации и вносят соответствующие предложения. Данная работа носит перспективный характер, и просчеты в данном направлении могут порождать проблемы в трудоустройстве выпускников. Так, например, отсутствие в органе внутренних дел прогноза на 5 лет в специалистах ведущих служб (оперативных сотрудниках, следователях, участковых уполномоченных полиции) может привести к проблемам назначения выпускников ведомственных образовательных организаций на должности не по направлению подготовки (специализации).

До зачисления на обучение в образовательную организацию системы МВД России кандидаты на обучение проходят соответствующий отбор, который заключается в выявлении граждан, которые по своим личным и деловым качествам способны добросовестно и на высоком профессиональном уровне выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Процедура проведения отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел определена приказом МВД от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», данным нормативным актом специальной процедуры отбора кандидатов на обучение не предусмотрено.

В советский период отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел и для поступления на обучение в ведомственные образовательные организации осуществлялся, как правило, из числа граждан, которые отслужили в Вооруженных Силах. Данная ситуация изменилась в новейшей истории России. Экономическая ситуация в постсоветской России обусловила резкое ухудшение кадровой составляющей в органах внутренних дел, что в свою очередь позволило открыть свои двери для поступления на обучение в ведомственные образовательные организации для граждан, которые не служили в рядах Вооруженных сил. Это обстоятельство позволило гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел за счет средств государства получать бесплатное образование и избежать военной службы. Данное обстоятельство не могло не сказаться на уровне осознанного выбора гражданина в выборе профессии и дальнейшей трудовой деятельности.

На основании Планов комплектования образовательных организаций системы МВД России органы, организации и подразделения МВД России с целью отбора кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России проводят комплекс информационно-организационных мероприятий, который включает в себя:

- проведение профессионально-ориентационных мероприятий,

- информирование населения о возможности поступления на обучение в ведомственные образовательные организации и условиях обучения в них,

- осуществление непосредственного поиска граждан для поступления на обучение.

При этом действующим законодательством установлена дата обращения в орган, организацию и подразделение МВД России по вопросу рассмотрения возможности поступления на обучение в ведомственную организацию системы МВД России, это не позднее 1 марта года поступления. Данное обстоятельство напрямую влияет на период проведения профессионально-ориентационных мероприятий, что также сказывается и на количестве кандидатов, изъявивших желание проходить мероприятия, связанные с поступлением на обучение. От своевременно проведенных информационно-организационных мероприятий будет зависеть качество, своевременность и успешность обязательного профессионального отбора. Поэтому, для своевременного проведения информационно-организационных мероприятий и мероприятий, связанных с обязательным профессиональным отбором кандидатов на обучение считаю, необходимым осуществлять утверждение Планов комплектования образовательных организаций системы МВД России в четвертой декаде года предшествующего году поступления. Определение даты обращения в орган, организацию и подразделения МВД России по вопросу поступления на обучение имеет и положительные моменты, так как это сказывается на:

- заблаговременном проведении информационно-организационных мероприятий;

- четком определении сроков обращения в орган внутренних дел по вопросу рассмотрения возможности поступления на обучение;

- в случае обращения в орган внутренних дел по вопросу рассмотрения возможности поступления на обучение после установленной даты, возможность законного отказа в поступлении.

Несвоевременное проведение органами, организациями и подразделениями МВД России мероприятий по отбору кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России влечет:

- направление материалов изучения данных о кандидате с нарушением установленных сроков, что в итоге затрудняет не только работу сотрудников структурных подразделений образовательных организаций системы МВД России по изучению направленных материалов, но и сказывается на своевременном информировании кандидатов для прохождения вступительных испытаний;

- некачественное оформление материалов изучения данных о кандидате на обучение.

Данные обстоятельства приводят к невыполнению Плана комплектования образовательных организаций системы МВД России, отсутствию конкурсного отбора,

что в итоге сказывается на качественном составе будущих сотрудников органов внутренних дел.

С целью рассмотрения пригодности граждан к службе в органах внутренних дел, а также возможности и целесообразности их поступления на службу (обучение в образовательные организации МВД России) происходит изучение данных о кандидате в ходе:

- собеседования с кандидатом;

- предоставления ими документов с целью рассмотрения возможности поступления на службу (обучение) в органы внутренних дел;

- мероприятий по проверке достоверности представленных кандидатом сведений;

- проведения мероприятий по оформлению допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в зависимости от должности, предполагаемой к замещению;

- медицинского освидетельствования;

- определения уровня физической подготовленности кандидата;

- мероприятий профессионального психологического отбора.

Анализируя проблемы отбора кандидатов на службу

(обучение) в органы внутренних дел следует говорить, что они в большинстве своем связаны с прохождением мероприятий психофизиологического и медицинского отбора, так как у кандидатов на службу в органы внутренних дел выявляются факты отклоняющегося поведения, факты употребления наркотических средств и психотропных веществ, низкий интеллектуальный потенциал, состояние здоровья кандидатов не соответствует предъявляемым требованиям, что является основаниями, препятствующими поступлению на службу в органы внутренних дел. Поэтому на данном этапе важно не допустить формального подхода к изучению данных о кандидате, его личных и деловых качеств, а также ин-теллектуально-мотивационной готовности к службе в органах внутренних дел (обучению), так как впоследствии это может привести к негативным последствиям, связанным с увольнением сотрудника со службы в органах внутренних дел.

Вместе с тем следует говорить о том, что процесс комплектования органов внутренних дел выпускниками ведомственных образовательных организаций системы МВД России зависит от сезона, так как окончание обучения по очной форме в образовательных организаций системы МВД России по программам высшего образования происходит, как правило, в июне-июле. Потребность в специалистах с высшим образованием для замещения должностей среднего (старшего) начальствующего состава не может зависеть от сезонности, в то время как процент трудоустройства органом внутренних дел выпускников ведомственных образовательных организаций равен 100%.

Наряду с ведомственными образовательными организациями гражданские образовательные организации также являются источником комплектования органов

внутренних дел. Однако вопрос сезонности актуален не только для ведомственных образовательных организаций, но и для образовательных организаций всех форм собственности, так как выпуск специалистов по образовательным программам высшего образования по очной форме в гражданских образовательных организациях происходит, как правило, в июне месяце. Гражданские образовательные организации следует рассматривать для комплектования должностей в органах внутренних дел по специальностям, по которым не осуществляют подготовку ведомственные образовательные организации. Однако, орган внутренних дел в своей деятельности самостоятельно определяет тот или иной источник комплектования исходя из квалификационных требований, предъявляемых к замещению конкретной должности. Вместе с тем, орган внутренних дел обязан трудоустроить выпускников ведомственных образовательных организаций, которых направлял на обучение.

Еще одной формой комплектования органов внутренних дел является использование государственного заказа на подготовку кадров. В соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при необходимости подготовка кадров для органов внутренних дел может осуществляться в гражданских образовательных организациях на основе государственного заказа. При этом государственный заказ представляет собой не что иное, как договор на оказание образовательных услуг, финансирование которого осуществляется за счет государства. С одной стороны субъектом государственного заказа является государство в лице соответствующих органов, а другой непосредственно образовательные организации, которые не входят в систему МВД России. При этом в соответствии с приказом МВД России в случае внесения руководителем органа внутренних дел предложения о необходимости замещения должности в органах внутренних дел посредством заключения договора на обучение, обязательным является обоснование невозможности замещения данной должности выпускником образовательной организации системы МВД России [12]. Стоит согласиться с С.П. Матвеевым, который считает, что целесообразнее будет расширить контингент возможных субъектов договора на обучение за счет лиц, которые обучаются на платной основе, что расширит сферу применения государственного заказа на подготовку кадров для органов внутренних дел [13].

При этом о рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на обучение сотрудников, можно говорить при условии качественного применения сотрудником органов внутренних дел полученных знаний и навыков на практике.

С целью решения имеющихся проблем в комплектовании территориальных органов МВД России необхо-

димо осуществлять соответствующее финансирование ведомственных образовательных организаций, расширить круг специальностей в образовательных организациях МВД России, по которым будет осуществляться подготовка кадров для органов внутренних дел, обеспечить стабильность и соразмерность социальных гарантий, в обязательном порядке использовать институт наставничества, создать прозрачность служебной лестницы сотрудника.

В настоящее время активно происходит преобразование действующего законодательства, которое регламентирует вопросы поступления на службу в органы внутренних дел, вопросы прохождения, а также прекращения службы. Это связано как с потребностями законодательного закрепления отдельных норм, которые успешно используются на практике, так и с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты. Поэтому реформирование органов внутренних дел в целом должно носить постепенный, последовательный и прозрачный характер, а проводимая кадровая политика должна быть понятной и четкой. Только такие преобразования могут повлечь востребованный социальный эффект, результатом которого будет укрепление системы органов внутренних дел квалифицированными специалистами, и создаст условия для успешной реализации возложенных на них функций и задач. Список литературы:

1. Жадан В.Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. - 2013. - №8. - С. 290294.

2. Пермяков, А.Г. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений МВД России по реализации кадровой политики: ав-тореф. дис......канд. юрид. наук.

3. Ивлиев М.И., Черемисина Н.В. Экономико-статистический анализ криминогенной остановки и уголовно-исполнительной системы в Современной России// Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т.9. № 9. С. 51-57.

4. Ь]Нр://ммм.коггир.ги/^ех.рЬ]р?И=645&5=10 (дата обращения: 14.06.2016).

5. 5. Морозов В.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: дис. ...д-ра социол. наук . - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2014 год: Сборник информационных и аналитических материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2015 год. - 72 с.

7. Время управлять карьерой // Полиция России. Апр. 2013. С. 12.

8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.

9. Миронченко С.Ю. Проблемы реформирования системы подготовки кадров органов внутренних дел // Адвокат, 2009, № 2. [Консультант плюс]

10. Шуклин М.С. Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России: дис. ...канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2006.

11. Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2015. - 7 сентября.

12. Об утверждении Порядка проведения конкурса, методики осуществления конкурсных процедур и критериев оценки граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в конкурсе на заключение договора на обучение между Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом на окружном, межрегиональном или региональном уровне) и гражданином Российской Федерации, предусматривающего обязательство последующего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и Порядка формирования конкурсных комиссий Мини-

стерства внутренних дел Российской Федерации (его территориальных органов на окружном, межрегиональном или региональном уровне): приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. № 203. // Рос. газ. - 2013. - 17 июля. 13. Матвеев С.П. Организационно-правовые проблемы кадрового обеспечения органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 4. С. 7-12.

РЕЦЕНЗИЯ

Научная статья посвящена актуальным вопросам комплектования органов внутренних дел, которые в современный период имеют важное теоретическое и прикладное значение.

Предложенная аннотация к научной статье является полной и достаточно информативной.

Автор отмечает, что в современный период качественный отбор, подготовка и расстановка кадров, прогнозирование и рациональное использование кадрового потенциала органа внутренних дел являются залогом успешного функционирования органа внутренних дел. Автором исследованы и проанализированы основные источники комплектования органов внутренних дел, исследованы имеющиеся проблемы в комплектовании органов внутренних дел на современном этапе. Отмечена взаимосвязь качественного отбора кандидатов на службу (обучение) в органы внутренних дел и результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрена одна из форм комплектования органов внутренних дел -государственный заказ на подготовку кадров, отмечены сложности в ее правоприменении, что может быть устранено путем проведения соответствующей нормотворческой работы в этом направлении.

Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.

Проведенное Е.А. Николаенко исследование содержит идею и предложения, имеющие большое теоретическое и практическое значение на современном этапе. Статья написана последовательно и юридически грамотно.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья Е.А. Николаенко на тему: «Комплектование как залог успешного функционирования органа внутренних дел» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она имеет существенную научную и практическую значимость и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры АПД Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина

С.Н. Махина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.