УДК 339
проблемные вопросы деятельности таможенных органов по контролю за соблюдением запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу еаэс объектов дикой флоры и фауны
Зиманова Мария Андреевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу проблемных вопросов, связанных с деятельностью таможенных органов при контроле за соблюдением запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза объектов дикой флоры и фауны. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с незаконным оборотом и контрабандой редких видов животных и растений, а также соблюдением международных соглашений в области охраны природы и биоразнообразия. Автор анализирует существующие пробелы в законодательстве и практике таможенного контроля, а также предлагает рекомендации по усовершенствованию механизмов контроля и сотрудничества между таможенными органами стран ЕАЭС для более эффективной борьбы с незаконной торговлей и перевозкой объектов дикой флоры и фауны
Ключевые слова: флора; фауна; таможенные органы; таможенный контроль; запреты и ограничения; незаконная торговля
problem issues in the activities of customs authorities in control of compliance with prohibitions and restrictions when movement of objects
of wild flora and fauna aœoss the customs border of the eaeu
Zimanova Maria A.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of problematic issues related to the activities of customs authorities when monitoring compliance with prohibitions and restrictions when moving objects of wild flora and fauna across the customs border of the Eurasian Economic Union. The article discusses current issues related to illegal trafficking and smuggling of rare species of animals and plants, as well as compliance with international agreements in the field of nature conservation and biodiversity. The author analyzes existing gaps in the legislation and practice of customs control, and also offers recom-mendations for improving the mechanisms of control and cooperation between the customs authorities of the EAEU countries to more effectively combat illegal trade and transportation of wild flora and fauna
Keywords: flora; fauna; customs; customs control; prohibitions and restrictions; illegal trade
Для цитирования: Зиманова М.А. Проблемные вопросы деятельности таможенных органов по контролю за соблюдением запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу ЕАЭС объектов дикой флоры и фауны // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 3 (87). С. 35-39.
Различные виды диких животных и растений, которые населяют планету Земля, не просто играют важнейшую роль в поддержании мировых природных экосистем, но и остро необходимы для выживания человека как биологического вида - дикие животные и растения выполняют разнообразные функции в экосистемах, включая регулирование популяций других видов, распространение семян и создание биологического разнообразия, а также являются основой пищевой цепи и обеспечивают синтез органических веществ.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время мир столкнулся с
серьезными угрозами для дикой природы и её ресурсов. Незаконная торговля дикими видами животных и растений, разрушение природных сред и климатические изменения постепенно приводят к исчезновению множества видов и разрушению целых экосистем, а также вызывает потери биологического разнообразия, что, в свою очередь, может оказать негативное воздействие и на здоровье и благосостояние всего человечества.
В целом, незаконная торговля объектами дикой природы имеет серьезные социальные, экологические и экономические последствия и требует международных усилий для ее преодоления и защиты природы. Информация, представленная
Интерполом, подтверждает масштабы и прибыльность незаконной торговли объектами дикой флоры и фауны - годовой оборот оценивается в 6-20 млрд долл. США (второе место по величине после торговлей наркотиками) [1].
Для предотвращения чрезмерной эксплуатации диких животных и растений в рамках международной торговли и их незаконного перемещения через государственные границы как на мировом, так и на национальном уровнях, разрабатывается правовая основа, которая определяет порядок и особенности регулирования международной торговли природными ресурсами.
Наиболее значимым правовым актом является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), которая была подписана 03.03.1973 в целях разработки инструментов, направленных на защиту и сохранение дикой природы, регулирование порядка международной торговли дикими животными и растениями, а также снижение угрозы их безвозвратного исчезновения [2].
Термин «флора» относится к видам растений, которые растут и процветают в естественной среде без прямого воздействия человека. Дикая флора включает в себя деревья, травы, цветы, кустарники и другие растения, которые обитают в различных экосистемах, таких как леса, пустыни, тундры, болота и др. Флора играет важную роль в поддержании биоразнообразия и является источником пищи и жилья для дикой фауны.
Термин «фауна», в свою очередь, описывает виды животных, которые существуют в своем естественном окружении и не приручены человеком. Дикая фауна включает в себя млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб и многое другое - эти животные могут населять леса, пустыни, океаны, реки, горы и другие места. Дикая фауна играет важную роль в экосистемах, выполняя такие функции, как опыление растений, распространение семян, регулирование популяций добычи и участие в пищевых цепях. Как флора, так и фауна имеют большое значение для баланса природы и поддержания биоразнообразия на Земле [3].
Конвенция СИТЕС включает в себя три приложения (Приложение I, Приложение II и Приложение III), которые разделяют виды дикой флоры и фауны в зависимости от степени угрозы их исчезновения и уровня регулирования международной торговли ими.
Приложение I закрепляет виды, находящиеся под особой угрозой исчезновения. Международная торговля объектами этих видов обычно запрещена, за исключением случаев, когда на это есть особое разрешение или исключение. Так, существует исключение, которое позволяет перемещать экземпляры, являющиеся вторым поколением при разведении в питомниках или зоопарках, зарегистрированных управлением СИТЕС.
Для вывоза и ввоза объектов СИТЕС, находящихся в Приложении I, требуется как экспортное, так и импортное разрешение СИТЕС. Эти разрешения выдаются после тщательной проверки уполномоченными органами и учета всех необходимых данных о перемещении и охране видов. Эти меры направлены на обеспечение устойчивости и сохранения уязвимых видов дикой фауны и флоры. Например, Сибирский тигр (Panthera tigris altaica) является крупнейшим из существующих подвидов тигра и находится в Приложении I СИТЕС для его защиты.
Приложение II включает виды, которые не находятся под такой угрозой, как виды в Приложении I, но их торговля регулируется для обеспечения устойчивости и сохранения популяций. Для вывоза объектов СИТЕС, включенных в Приложение II, необходимо получить экспортное разрешение СИТЕС. Например, Африканский слон (Loxodonta africana) включен в Приложение II СИТЕС.
Приложение III включает виды, которые находятся под регулированием одной или нескольких стран-участниц Конвенции СИТЕС. Эти виды могут быть включены в Приложение III на основе запроса одной или нескольких стран-участниц, которые считают, что международная торговля этими видами может угрожать их сохранению. Например, Командорский тюлень (Phoca vitulina stejnegeri) включен в Приложение III СИТЕС на основе запроса Российской Федерации [4].
На перемещение через таможенную границу ЕАЭС объектов дикой флоры и фауны, включенных в Конвенцию СИТЕС, распространяется разрешительный порядок. Объекты СИТЕС должны быть обязательно задекларированы в письменном виде, а также сопровождаться специальным разрешительным документом - сертификатом, выданным уполномоченным административным органом страны, из которой вывозится товар. Существует несколько видов сертификатов, которые выдаются в зависимости от особенностей перемещения объектов СИТЕС, и имеют различные сроки действия. За нарушение правил перемещения объектов дикой флоры и фауны через таможенную границу ЕАЭС предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Таможенный контроль при перемещении объектов дикой флоры и фауны через таможенную границу ЕАЭС играет важную роль в предотвращении их незаконного ввоза и вывоза. Он включает в себя как документальный, так и фактический контроль, требующие внимательной проверки документов, взаимодействия с другими контролирующими органами и использования технических средств таможенного контроля для выявления фактов незаконного перемещения. Корректное заполнение декларации на товары, указание полной информации о видах животных
и растений, соблюдение установленных процедур, наличие разрешительных документов и правильный расчет таможенных платежей, подлежащих уплате, являются ключевыми аспектами обеспечения соблюдения законодательства в сфере защиты дикой природы от незаконной трансграничной торговли.
Несмотря на то, что в настоящее время существует достаточно налаженный механизм таможенного контроля за трансграничным перемещением объектов дикой флоры и фауны через таможенную границу ЕАЭС, в данной области все еще существуют проблемные вопросы, снижающие эффективность проводимых контрольных мероприятий.
В первую очередь следует отметить, что в настоящее время под защитой как Конвенции СИТЕС, так и Красных книг различных государств, находится обширное число животных и растений, которые продолжают становиться предметами международной торговли и незаконного перемещения через таможенные границы. Должностные лица таможенных органов не могут знать эти перечни наизусть, и, более того, отличать все особенности и характеристики каждого конкретного вида животного или растения, чтобы однозначно их идентифицировать и определить, распространяются ли в их отношении более серьезные и суровые разрешительные нормы, чем к другим представителям флоры и фауны. При проведении таможенного контроля возникает необходимость привлечения экспертов, обладающих специальными знаниями и навыками, что увеличивает сроки выпуска товаров, приводит к простоям в пунктах пропуска через таможенную границу и т.д.
В этой связи целесообразно уделить особое внимание своевременному повышению уровня профессиональной подготовки и знаний должностных лиц таможенных органов. Для этого, в первую очередь, необходимо периодически направлять должностных лиц таможенных органов на повышение квалификации, например, на базе Российской таможенной академии и ее филиалов, в том числе с привлечением экспертов Росприроднадзора и Секретариата Конвенции СИТЕС. Для наибольшей эффективности программа обучения должна содержать следующие основные аспекты:
- подробное изучение национального и международного законодательства, касающегося торговли объектами дикой флоры и фауны, включая тексты и положения Конвенции СИТЕС и других регулирующих документов;
- обучение умению определять и идентифицировать различные виды животных и растений по отдельным внешним характеристикам, свойственным конкретному роду;
- рассмотрение особенностей проведения таможенного контроля в отношении объектов
дикой флоры и фауны с акцентом на правила декларирования таких категорий товаров, проверку разрешительных документов, а также обучение использованию технических средств таможенного контроля для его проведения.
Подобные программы должны сочетать как дистанционный, так и очный формат обучения, который обязательно должен предусматривать выездные занятия, чтобы должностные лица таможенных органов могли применить полученные теоретические знания на практике.
Более того, в помощь должностным лицам необходимо внедрять перспективные цифровые технологии, такие как анализ больших данных и искусственный интеллект, чтобы автоматизировать и ускорить процесс идентификация конкретных видов растений и животных. Целесообразно создать нейросеть, которая позволит по фотографии определять вид, род и другие характеристики животных и растений, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и подавать инспектору сигнал в случае, если они входят в перечень, в отношении которого распространяются особые меры защиты и требуется наличие разрешительных документов, в частности, сертификата СИТЕС. Это позволит наиболее точно, быстро и результативно проводить фактический таможенный контроль в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Данное направление совершенствования позволит на постоянной основе актуализировать имеющиеся знания и практические навыки должностных лиц таможенных органов, что, в свою очередь, скажется на эффективности проводимого государственного контроля.
Следующий проблемный вопрос связан с тем, что при выявлении нарушений должностные лица осуществляют задержание и изъятие товаров. В случае с живыми животными этот вопрос стоит наиболее остро, потому что, как правило, они перевозятся через таможенную границу ЕАЭС скрытно, в условиях, непригодных для нормального существования (без воды, еды, в неестественных позах, в коробках, пакетах, привязанные к телу человека и т.д.). После задержания необходимо в максимально быстрые сроки обеспечить им нормальные условия для жизни, чтобы не привести к их гибели.
Для обеспечения эффективной защиты объектов дикой флоры и фауны целесообразно формирование и развитие профессионального сообщества биологов-консультантов, способных оказывать экспертную помощь таможенным органам. Помимо этого, важно установить долгосрочные партнерские отношения между таможенными службами и специализированными питомниками, а также между питомниками и спонсорами, сотрудничающими через общественные организации. Эти меры направлены на обеспечение оперативной приемки и ухода за животными, кото-
рые были задержаны таможенными органами при осуществлении таможенного контроля. Спонсоры, в свою очередь, должны быть готовы финансировать содержание и, при необходимости, лечение этих животных. Эффективное взаимодействие этих структур способствует снижению рисков для дикой флоры и фауны в контексте их незаконного перемещения через таможенную границу.
Особого внимания заслуживает проблема регулирования торговли дикими животными и растениями между странами - членами ЕАЭС. С 2015 года в рамках ЕАЭС обеспечивается свободное движение товаров, а на границе между государствами - членами ЕАЭС фактически отсутствует полноценный таможенный контроль. В настоящее время регулирование торговли дикими животными и растениями сосредоточено на перемещении через таможенные границы ЕАЭС, в том числе видов, внесенных в Красные книги государств-членов, а перемещение образцов списков СИТЕС, в свою очередь, между государствами-членами должным образом не регулируется.
Конвенция СИТЕС требует, чтобы каждое государство-участник выполняло особые правила и процедуры, касающиеся перемещения через таможенные границы образцов, включенных в списки СИТЕС. Они предполагают обязательное получение специальных разрешений от административных органов для трансграничной транспортировки таких материалов, а затем регистрацию данных разрешений таможенными службами. Однако существует проблема в контроле за перемещением дикой флоры и фауны через границы Казахстана и Киргизии в Китай, особенно в связи с высоким спросом на эти ресурсы в Китае нетрадиционной медицины. Особо востребованы медвежья желчь, лапы, железы кабарги, редкие лекарственные растения (например, женьшень, родиола розовая, эфедра), а также части тел крупных хищников (тигры, снежные барсы, леопарды), рога сайгака, крупные змеи и черепахи. Недостаточный контроль за передвижением этих объектов между государствами ЕАЭС содействует незаконной торговле, включая контрабанду в Китай, а оттуда в страны Европейского союза.
Принимая во внимание обширный международный опыт работы с межправительственными системами обмена информацией и их доказанную эффективность в отслеживании перемещений образцов СИТЕС, государствам - членам ЕАЭС целесообразно рассмотреть возможность создания аналогичной межведомственной и межправительственной системы по образу систем зарубежных стран (например, ASEAN-WEN, SAWEN и Еи-т1Х) [5].
Администрирование и оперативная поддержка системы может быть передана соответствующему подразделению Евразийской экономичес-
кой комиссии. Чтобы обеспечить должный анализ информации, получаемой через эту систему, необходимо создать межправительственную группу экспертов по борьбе с незаконной торговлей образцами СИТЕС.
Кроме этого, также видится необходимость в:
а) создании механизма электронного обмена сертификатами СИТЕС между административными органами СИТЕС государств - членов ЕАЭС и административными органами СИТЕС других государств для надзора за импортом и экспортом образцов СИТЕС;
б) разработке и утверждении правил торговли дикими животными и растениями (включая образцы СИТЕС) в ЕАЭС;
в) акценте на перемещении товаров между сопредельными государствами - членами ЕАЭС с помощью деятельности мобильных групп таможенных органов, обеспечении сотрудников мобильных групп специальными техническими средствами таможенного контроля (например, тепловизорами), которые смогут позволить выявлять сокрытых от контроля живых животных;
г) проведении регулярных рабочих встреч таможенных, правоохранительных и природоохранных органов сопредельных государств для выработки практических шагов по повышению эффективности исполнений положений СИТЕС.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что хотя и существует налаженный механизм таможенного контроля для управления процессом перемещения объектов дикой флоры и фауны через таможенную границу ЕАЭС, остаются проблемы, решение которых требует усиленной профессиональной подготовки, укрепления межведомственного сотрудничества, выделения финансовых ресурсов и улучшения технической оснащенности таможенных органов, чтобы обеспечить более эффективный и надежный контроль на таможенной границе. Эти усилия не только поспособствуют сохранению дикой природы, но и позволят бороться с незаконной международной торговлей объектами дикой флоры и фауны, что является важным элементом охраны природы и биоразнообразия.
Библиографический список:
1. Глобальная репрессия в борьбе с незаконной торговлей дикой природой и древесиной: Интерпол и Всемирная таможенная организация объединяют усилия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Интерпола. URL: https://www.interpol.int/ News-and-Events/News/2022.
2. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900806.
3. Редникова Т.В. Значение конвенции CITES для охраны биологического разнообразия: полувековой
опыт реализации положений // Международное право и международные организации. 2023. №1. С. 67-78.
4. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г., Никитин К.С. Международная торговля объектами СИТЕС // Инновации и инвестиции. 2023. №7. С. 61-64.
5. Региональная экономическая интеграция и обеспечение соблюдения СИТЕС [Электронный ресурс] // Центр международных исследований в области лесного хозяйства. URL: https:// courteurasian.org/upload/iblock/d8b/78x6jdre4fs6w f8g6pl6m0z7nqii2zf2/Conference_2021.pdf.