7. Закон РФ от 13.03.1992 № 2506-1 (ред. от 02.07.1992) «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 99.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 03.04.2014) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
9. Кулаков А. А. Заключение соглашений о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве США // Публичное и частное право. 2014. № 3. С. 157-166.
10. Судебный отчет по делу антисоветского право-троцкистского блока. СПб., 2014. 590 с.
11. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 451832-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Кулаков А. А. К вопросу о целесообразности наделения дознавателей таможенных органов полномочиями по рассмотрению ходатайств подозреваемых о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве // Проблемы материального и процессуального уголовного права: сборник научного кружка при кафедре уголовно-правовых дисциплин. Вып. 7. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. № 7. С. 176-180.
13. Ткачев И. В., Тисен О. Н. Применение института досудебного соглашения о сотрудничестве // Законность. 2011. № 2. С. 12-16.
14. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.
15. Владимиров Л. Е. Учение об уголовных доказательствах [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
16. Кулаков А. А. Предпосылки становления института досудебного соглашения о сотрудничестве в законодательстве дореволюционной России // 150 лет Уставу уголовного судопроизводства России: современное состояние и перспективы развития уголовно-процессуального законодательства. М., 2014. Ч. 1.
Н. А. Козлова
КОНТРАБАНДА ОБЪЕКТОВ СИТЕС НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В статье проведен анализ незаконного перемещения объектов флоры и фауны на Дальнем Востоке. Показана работа таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды объектов СИТЕС за первый квартал 2015 г. На основе проведенного анализа выявлены основные особенности нелегального перемещения редких видов фауны и флоры Дальнего Востока России.
Ключевые слова: конвенция СИТЕС; контрабанда объектов флоры и фауны; природа Дальнего Востока; незаконный вывоз и ввоз; Дальневосточное таможенное управление; таможенный контроль.
Конвенция о международной торговле дикими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения СИТЕС (Convention of International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora), была подписана 3 марта 1973 г. в Вашингтоне. Российская Федерация является участницей СИТЕС как правопреемница СССР с 1992 г. в числе 175 других государств. Конвенция была разработана с целью борьбы с браконьерством и незаконной торговлей редкими
объектами природы и организации эффективного контроля за таможенными операциями с животными и растениями.
Дальний Восток России обладает уникальной флорой и фауной. На территории данного региона обитают 112 видов и подвидов редких животных, из которых 30 внесены в Приложение I Конвенции и 78 видов - в Приложение II, куда включены и 69 видов растений [1, с. 6]. Это такие редкие виды животного и растительного мира, как представители семейства кошачьих (амурский тигр - код ТН ВЭД 0106 19 909 9; дальневосточный леопард - код ТН ВЭД 0106 00 901 0); гималайский, бурый и белый медведи (код ТН ВЭД 4301, 4302, 0510 00); сибирская кабарга (код ТН ВЭД 4103 90 000 0, 0208 90 800 0, 0510 00); корни женьшеня (код ТН ВЭД 1211 20 000 0); осетровые виды рыб (код ТН ВЭД 0303, 0305); рога сайгака (код ТН ВЭД 0510 00); китообразные (код ТН ВЭД 0208 40).
Проблема оборота объектов СИТЕС на Дальнем Востоке привлекала внимание таких исследователей, как В. К. Арсеньев, Н. М. Пржевальский, А. Л. На-рочницкий. С. Н. Ляпустин, А. Л. Вайсман, Г. П. Щербина, И. В. Коновалова, П. В. Фоменко. В своих работах эти ученые не только затрагивают проблемы незаконного оборота отдельных групп животных и растений, массовый характер браконьерства и контрабанды, но и выявляют проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля объектов дикой природы [1; 2; 3].
Столь большое внимание к вопросам регулирования перемещения объектов СИТЕС связано с тем, что рынок объектов флоры и фауны является одним из самых криминализованных. Нелегальная торговля объектами флоры и фауны, указанными в приложениях СИТЕС, уступает по объемам только обороту наркотиков и нелегальной торговле оружием.
На современном этапе деятельность таможенных органов независимо от ее направленности нацелена на защиту государственных интересов [4, с. 105]. Кроме задач, обусловленных ее статусом, Федеральная таможенная служба (ФТС России) занимается вопросами борьбы с незаконным вывозом природных ценностей, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также перемещением через таможенную границу товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды [5, с. 55]. Так, согласно ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [6] и ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 311) [7] среди прочих основных функций и задач таможенных органов прямо предусмотрена и функция по защите животного и растительного мира и окружающей среды.
Таким образом, за таможенными органами закреплена задача контроля, в том числе и за оборотом объектов СИТЕС [5, с. 149]. На практике данная функция реализуется отделами таможен, осуществляющих нетарифный экспортный контроль. Общее руководство по контролю за соблюдением требований Конвенции участниками ВЭД в Дальневосточном регионе возложено на Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ). Выявление и предупреждение незаконного оборота объектов дикой природы входят в сферу деятеьности оперативно-розыскных подразделений таможен. Непосредственное пресечение нелегального перемещения объектов СИТЕС производится в процессе таможенного контроля отделами таможенного оформления и таможенного контроля.
Дальний Восток становится объектом пристального внимания в данной области по ряду причин: «богатство флоры и фауны; близость к странам Восточной
Азии - традиционным потребителям товаров животного и растительного происхождения; наличие хорошо организованной системы нелегальной торговли такими товарами» [3, с. 5].
В результате браконьерства наибольший ущерб был нанесен таким объектам дикой природы, как дальневосточный трепанг, бурый и гималайский медведи, кабарга, женьшень, камчатский краб, амурский тигр, благородный олень. Самое большое количество правонарушений было зафиксировано в Уссурийской и Благовещенской таможнях. Классификация объектов флоры и фауны, нелегальный вывоз которых был пресечен таможенными органами с 2012 по 2014 г., представлена в таблице [1, с. 56].
Таблица
Объекты СИТЕС, незаконно вывозимые с территории Дальнего Востока России
Виды, внесенные в приложения СИТЕС Образцы
Амурский тигр, дальневосточный леопард, рысь, амурский лесной кот Шкуры, кости, туши, мясо, когти, детородные органы
Медведь белый, бурый, гималайский Живые медвежата, шкуры, мясо, лапы, когти, клыки, головы, желчь
Дальневосточный трепанг Тушки, сушеный трепанг
Кабарга Туши, шкуры, мясо, детородные органы, мускус, струя
Осетровые виды рыб Рыбопродукция, икра соленая
Сайгак Рога, детородные органы
Дальневосточная черепаха Живые особи, яйца
Благородный олень Панты, детородные органы
Женьшень настоящий Корни женьшеня
Волк Туши, шкуры
Белуха Мясо, сало, шкуры, внутренности
Речная выдра, калан Шкурки
Кашалот Мясо, жир, спермацет, амбра, зубы, изделия из зубов, позвонков
Объектами нелегального ввоза на таможенную территорию, как правило, становятся экзотические животные (попугаи различных видов, тропические животные), декоративные растения и цветы (например, орхидеи), живые кораллы, морские тропические виды рыб, насекомые. Данные виды ввозятся на таможенную территорию из Китая, Вьетнама, Таиланда, Малайзии и других стран воздушным транспортом, а также транзитом через Москву и Санкт-Петербург из Голландии, Филиппин, Бразилии и Мадагаскара.
Только за первый квартал 2015 г. таможенными органами ДВТУ было выявлено и пресечено более 15 правонарушений, связанных с незаконным вывозом объектов флоры и фауны Дальнего Востока: лапы гималайского медведя (Благовещенская таможня); зубы кашалота (Уссурийская таможня); дальневосточный трепанг; амурский лещ (занесен в Красную книгу России); дериваты амурского тигра (Благовещенская таможня); желчный пузырь медведя (8 штук), мускусная железа кабарги (струя) в количестве 11 штук (Биробиджанская таможня); бивень мамонта (Благовещенская таможня); беличьи шкурки (Уссурийская таможня); рога оленя, панты северного оленя (Уссурийская таможня); детородные органы
изюбра (Биробиджанская таможня); женьшень (Уссурийская таможня); лапы медведя (Благовещенская таможня); отдельные виды древесины (Ванинская таможня); лесоматериалы (Дальневосточная оперативная таможня).
По количеству выявленных попыток нелегального вывоза объектов дикой природы за первый квартал 2015 г. лидируют Уссурийская и Благовещенская таможни: на долю данных таможен приходится 33,3% и 27% правонарушений соответственно. Как правило, нарушителями являлись граждане Китая, интерес которых к объектам дикой природы связан с особенностями культурных традиций (струя кабарги - один из самых дорогих и ценных продуктов животного происхождения, применяется в китайской медицине, входит в состав многих лекарственных препаратов; лапы медведя считаются лечебным и деликатесным продуктом; детородные органы животных употребляются в Китае в качестве афродизиака).
Кроме Китая нелегальным оборотом товаров животного и растительного происхождения занимается КНДР, Республика Корея, Тайвань (объекты дикой природы используются в восточной медицине), Япония (объекты морского промысла применяются в кулинарии для достижения биостимулирующего эффекта), Италия, Турция (объектами вывоза в эти страны становятся пушные животные), США, Великобритания (объектами вывоза является продукция осетровых рыб).
По большей части пресечение контрабанды происходило на этапе таможенного оформления и таможенного контроля. В процессе производства таможенного оформления пресечение нелегального перемещения объектов дикой природы осуществлялось в результате выявления [3, с. 18]:
- фактов обманного использования документов и сведений;
- недекларирования, недостоверного декларирования объектов флоры и фауны.
Анализ пресеченных попыток нелегального перемещения объектов СИТЕС
через таможенную границу на Дальнем Востоке за первый квартал 2015 г. позволяет выделить основные методы контрабандного перемещения объектов фауны и флоры:
- перемещение с сокрытием от таможенного контроля (так, например, Уссурийской таможней пресечена попытка незаконного вывоза в КНР корней женьшеня, сокрытых от таможенного контроля; Биробиджанской таможней при личном таможенном досмотре выявлен факт контрабандного вывоза дериватов медведя и мускусной железы кабарги);
- перемещение с использованием поддельных документов (например, Дальневосточной оперативной таможней возбуждено уголовное дело по факту контрабанды стратегически важных ресурсов - лесоматериалов из ясеня и дуба. Установлено, что руководитель владивостокской торговой компании в целях реализации преступной схемы незаконного экспорта в КНР лесоматериалов организовал оформление поддельных документов);
- перемещение путем недостоверного декларирования (так, Ванинской таможней был предотвращен незаконный вывоз ценной древесины в объеме 26.33 м3);
- перемещение без представления соответствующих документов и разрешений (например, на таможенном посту МАПП Пограничный у гражданина РФ при проведении таможенного досмотра были обнаружены зубы кашалота в количестве двадцати шести штук. Согласно п. 1, 2 ст. 3 Конвенции СИТЕС для экспорта любого образца видов, указанных в Приложении I Конвенции, необходимо предварительно получить и представить таможенным органам разрешение на экспорт).
Данные правонарушения в большинстве случаев были классифицированы как административные по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию», ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ мер нетарифного регулирования», ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ «Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров».
В большинстве случаев назначалась мера ответственности в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров либо наложения административного штрафа на граждан в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Уголовная ответственность последовала за незаконное перемещение следующих объектов дикой природы: партии лесоматериалов из ясеня маньчжурского и дуба монгольского стоимостью 2 млн. 247 тыс. руб.; зубов кашалота; дериватов амурского тигра; бивня мамонта, партии морепродукции, состоящей из черной тигровой креветки, осьминога и каракатицы, общим весом 9 т.
Перемещение данных объектов было классифицировано по ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных».
Попытки нелегального перемещения через таможенную границу объектов дикой природы были пресечены в процессе применения следующих форм таможенного контроля: таможенный досмотр, проверка документов и сведений, таможенный осмотр и личный таможенный досмотр.
Применение такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр особенно эффективно в связи с тем, что часто незаконное перемещение объектов флоры и фауны осуществляется в специально изготовленных тайниках в контейнерах, оборудованных двойным дном либо двойными стенками. Кроме этого, незаконное перемещение через таможенную границу частей животных и их дериватов осуществляется в тайниках, замаскированных под действующие агрегаты транспорта либо переоборудованных для перевоза груза в топливных баках, цистернах и иных частях транспорта. Выявлены также случаи перемещения объектов дикой природы в специально изготовленных, герметически заваренных ящиках, находящихся в транспортном средстве, заполненном иными товарами, затрудняющими таможенный досмотр.
Единичные случаи контрабанды выявляются в ручной клади, личном багаже и на теле физического лица в специально изготовленных тайниках. Попытки незаконного пермещения товаров таким способом пресекаются при проведении личного таможенного досмотра.
В целом контрабанда редких видов животных и растений на Дальнем Востоке на сегодняшний день приобретает масштабы массового явления, представляющего
угрозу как экономическим интересам государства, так и общественно-экономической и экологической безопасности. Практика показывает, что случаев контрабанды объектов флоры и фауны не становится меньше, ведь незаконные операции с объектами СИТЕС приносят доход, сопоставимый с нелегальным оборотом оружия, наркотиков, драгоценных камней и металлов.
В связи с тем, что способы незаконного перемещения объектов дикой природы постоянно совершенствуются, сотрудники правоохранительного блока таможен Дальнего Востока должны вести постоянную и кропотливую работу по выявлению каналов контрабанды, покупателей и продавцов незаконно добытых и перемещаемых через таможенную границу объектов дикой природы. Большое внимание следует уделять совместной работе с другими правоохранительными органами, так как для эффективной борьбы с такими преступлениями необходимо объединение усилий.
Использованные источники
1. Щербина Г. П., Коновалов И. В., Фоменко П. В. Международный оборот объектов дикой природы Дальнего Востока России: справочно-методическое пособие / под общ. ред. Г. П. Щербина. Владивосток: Апельсин, 2008. 122 с.
2. Ляпустин С. Н., Фоменко П. В., Вайсман А. Л. Незаконный оборот диких видов животных и растений на Дальнем Востоке России. Владивосток: TRAFFIC Europe, 2008. 107 с.
3. Ляпустин С. Н, Фоменко П. В. Борьба с контрабандой объектов фауны и флоры на Дальнем Востоке России: учебное пособие. Владивосток: Апельсин, 2003. 152 с.
4. Мартюкова Н. В. Деятельность таможенных органов по обеспечению экологической безопасности // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 4. С. 103-108.
5. Полякова Н. В. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов как субъектов обеспечения безопасности Российской Федерации в экологической сфере: дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы: Российская таможенная академия, 2013. 262 с.
6. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.