УДК 343.359
DOI 10.24866/1815-0683/2021-3/26-33 С. Н. ЛЯПУСТИН*
В защиту биоразнообразия
Раскрывается история становления функций и задач Федеральной таможенной службы по защите животного и растительного мира, показаны причины возникновения функций таможенных органов России в деле сохранения биоразнообразия, выполнения обязательств по соблюдению международных требований в области контроля над трансграничным перемещением объектов фауны и флоры.
Ключевые слова: история Федеральной таможенной службы, Конвенция СИТЕС, Красная книга России, защита животных и растений, борьба с контрабандой объектов фауны и флоры.
ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич -кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела. [email protected].
LYAPUSTIN S. N. - Candidate of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Customs.
S.N. LYAPUSTIN
In Defense of Biodiversity
The article reveals the history of the formation of the functions and tasks of the Federal Customs Service for the protection of the animal and plant world, shows the reasons for the emergence of the functions of the customs authorities of Russia in the conservation of biodiversity, the fulfillment of obligations to comply with international requirements in the field of control over the transboundary movement of objects of fauna and flora.
Keywords: history of the Federal Customs Service, the CITES Convention, the Red Book of Russia, protection of animals and plants, combating the trafficking in objects of fauna and flora.
25 октября 1991 г. Указом Президента РСФСР № 161 в целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности РСФСР, защиты интересов народа Российской Федерации
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.
Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.
был образован Государственный таможенный комитет РСФСР. В этом же, 1991 г. Российская Федерация представила в Секретариат СИТЕС Декларацию о преемственности по отношению к СССР, в которой было объявлено о соблюдении всех положений Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Государственный таможенный комитет Российской Федерации 03.06.1992 направляет в таможенные органы России письмо № 01-13/2783 «Об Административном органе СИТЕС в России», в котором таможенным органам России сообщалось, что в соответствии с решением Правительства РФ от 17.01.1992 № ЕГ-8-02155 выполнение функций Административного органа Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), возложено на Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Приказом Минэкологии России от 23.03.1992 № 40 обязанности Административного органа СИТЕС в аппарате министерства стало выполнять Главное управление организации экологического контроля и анализа. Этим же приказом был определен круг лиц, имеющих право подписи на разрешениях, выдаваемых Административным органом СИТЕС в России различным организациям и частным лицам на экспорт, реэкспорт и импорт видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС. Образцы подписей лиц, имеющих право на выдачу разрешений, выдаваемых Административным органом СИТЕС, были направлены в ГТК России. ГТК России, информируя о том, что перемещение через таможенную границу объектов СИТЕС осуществляется при наличии разрешительных документов Административного органа СИТЕС России, ставил перед таможенными органами задачу по усилению таможенного контроля в отношении объектов фауны и флоры, подпадающих под требования СИТЕС.
Необходимо заметить, что появление в таможенных органах России функций и задач, связанных с защитой животного и растительного мира, было связано с принятием Россией на себя обязательств по соблюдению международных требований в области контроля над трансграничным оборотом объектов фауны и флоры. Положения СИТЕС официально вступили в силу в Российской Федерации 01.01.1992, о чем незамедлительно был проинформирован ГТК России.
Непосредственно к выполнению взятых на себя международных обязательств по выполнению положений по сохранению животного и растительного мира таможенные органы приступили с принятием в 1993 г. Таможенного кодекса, предусматривающего соответствующую функцию1.
1 Таможенный кодекс РФ: федер. закон от 18.06.1993 № 5221-1. Ст. 10. М.: Норма, 2000. 168 с.
Таможенный кодекс РФ от 1993 г. среди основных функций таможенных органов впервые определил такие, как борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов и содействие осуществлению мер по защите животных и растений, охране окружающей природной среды2. Статьей 20 Таможенный кодекс РФ устанавливал, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства РФ и международных договоров Российской Федерации3. Указом Президента РФ от 25.10.1994 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» была закреплена функция участия таможенных органов России в осуществлении мер по защите животных и растений, охране окружающей среды, а также разработке и реализации системы мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов4.
В 1994 г. ГТК России был впервые определен как непосредственный исполнитель выполнения положений Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, в части, касающейся контроля за трансграничным перемещением объектов животного и растительного мира. Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 № 1051 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.» перед ГТК России ставились задачи принимать участие в разработке и утверждении правил вывоза с территории Российской Федерации и ввоза на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, принимать участие в согласовании перечня
2 Статья 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г.
3 Статья 20 Таможенного кодекса РФ 1993 г.
4 Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.10.1994 № 2014. Ст. 5.
видов животных и растений, торговля которыми регулируется в соответствии с Конвенцией СИТЕС.
Ранее, 13.06.1992 г. Российской Федерацией была подписана Конвенция о биологическом разнообразии (КБР). Важнейшей целью КБР является сохранение биологического разнообразия. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев и обеспечения выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 05.05.1992, принимается постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 795 «О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территориях Приморского и Хабаровского краев». Постановлением Правительства РФ ГТК России ставится задача усилить контроль за вывозом за границу амурского тигра, других видов диких животных и растений, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, а также их частей или дериватов.
Принятый в 2003 г. Таможенный кодекс РФ вновь среди функций таможенных органов обозначил функцию ведения борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечения незаконного оборота видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а среди функций, играющих значительную роль в охране редких и исчезающих видов животных и растений, Кодексом были определены такие функции, как обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и с международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела5.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС России). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе» ФТС России, наделенная полномочиями обеспечения соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, успешно решала задачи как контроля над ввозом в РФ и вывозом из РФ объектов фауны и флоры, подпадающих под меры
5 Таможенный кодекс РФ: федер. закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ. Ст. 403 // Рос. газета. 2003.
3 июня. С. 2-8.
нетарифного регулирования, так и выявления и пресечения контрабанды редких видов диких животных и дикорастущих растений, охраняемых национальным законодательством и международным правом.
После создания Таможенного союза Евразийского экономического сообщества принятый государствами-участниками Таможенный кодекс от 2010 г. ст. 6 определил, что таможенные органы обеспечивают на таможенной территории Таможенного союза решение таких основных задач, как: обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды и выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза6. Государственной думой был принят федеральный закон от 19.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который среди основных функций установил такую, как содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию7.
Президенты Казахстана - Нурсултан Назарбаев, России - Владимир Путин, Беларуси - Александр Лукашенко 29.05.2014 подписали Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время государствами - членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Главами всех государств Евразийского экономического союза 11.04.2017 был подписан Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, вступивший силу с 01.01.2018. Статья 351 Таможенного кодекса ЕАЭС устанавливает, что в настоящее время среди основных задач таможенных органов первой задачей является защита национальной безопасности государств - членов Союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды8. Таким образом, защита животного и растительного мира для таможенных органов России вновь стала одной из важнейших задач в ее деятельности.
В настоящее время ФТС России осуществляет функции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов
6 Таможенный кодекс Таможенного союза. Ст. 7 // СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.
7 О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 02.12.2013) // СЗ РФ. 29.11.2010. № 48. Ст. 6252.
8 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Ст. 351. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Феде-рации». Указанным постановлением на ФТС России возлагаются функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль), функции по обеспечению соблюдения мер нетарифного регулирования, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений, а также другие функции, выполнение которых позволяет решать задачи в области защиты животного и растительного мира9. ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляя контроль над перемещением товаров через таможенную границу, решает важнейшие задачи в области защиты жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, внося существенный вклад в обеспечение гуманитарной, общественной и экологической безопасности.
При осуществлении таможенного контроля за перемещением объектов СИТЕС таможенные органы напрямую руководствуются положениями Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 (Конвенция СИТЕС). При осуществлении таможенного контроля за перемещением видов фауны и флоры, включенных в перечень 2.8 «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких живых животных и дикорастущих растений, включенные в Красные книги государств - членов Евразийского экономического союза», утвержденный решением ЕАЭС № 30, таможенные органы руководствуются национальным законодательством в области охраны редких и исчезающих видов, Приложением № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе - Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Приложением № 6 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 15.06.2021) «О мерах нетарифного регулирования».
Существенную роль в выполнении задач защиты животного и растительного мира, окружающей среды играет деятельность правоохранительных подразделений ФТС России. В целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, связанное с незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или)
9 Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021). URL: http:// www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_382977/.
охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных), ответственность за которое предусмотрена статьей 226.1 УК РФ, таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Целенаправленное развертывание оперативно-розыскной деятельности по выявлению и пресечению контрабанды охраняемых видов диких животных и растений в регионе началось с 1998 г., после создания 01.12.1997 Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ), а также оперативно-розыскных отделов в таможнях. С возникновением ДВОТ начался этап выявления и пресечения контрабанды объектов фауны и флоры в процессе ведения оперативно-розыскной деятельности. Сформированный в составе таможни отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды (ОБООВК) с 1998 г. успешно решает задачи борьбы с контрабандой особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов. Всего за 30 лет (с 1991 по 2021 г.) таможнями Дальневосточного региона по выявленным и пресеченным фактам контрабанды объектов фауны и флоры подпадающих под СИТЕС видов, включенных в Красную книгу России, иных особо ценных биоресурсов (без учета морских биоресурсов и лесоматериалов) по ст. 78 УК РСФСР, ст. 188 УК РФ от 1996 г., ст. 226.1 УК РФ (в ред. 2013 г.) было возбуждено более 260 уголовных дел10.
Приведем несколько примеров успешной работы дальневосточных таможенников. В августе 2012 г. в ходе совместной операции ДВОТ, УБЭП УМВД по Приморскому краю была выявлена и пресечена подготовка к контрабандному вывозу в Китай 8 шкур амурского тигра, 8 желчных пузырей медведя, нескольких десятков шкур других диких животных (норка, выдра, лисица), 230 экземпляров корня женьшеня и 97 бутылок с настоянными на спирту корнями женьшеня. В 2016 г. сотрудниками Благовещенской таможни пресечена попытка контрабандного вывоза в Китай крупной партии дериватов диких животных: коленные чашечки бурого медведя в замороженном виде - 2 шт., мускусные железы кабарги в замороженном виде - 21 шт. (1,716 кг), мускусные железы кабарги в сушенном виде - 42 шт. (791,73 г), желчь медведя - 15 шт. (587,06 г), общей стоимостью 1 155 547,00 руб. В 2017 г. сотрудниками ДВОТ была пресечена попытка контрабандного вывоза в Республику Корея крупной партии дериватов кабарги и гималайского медведя - 223 шт. мускусной железы кабарги и 14 шт. желчи медведя - стоимостью более 6,6 млн руб.
В 2018 г. сотрудниками ДВОТ в ходе совместной операции с Погран-управлением ФСБ России была пресечена попытка контрабандного вывоза в Китай крупной партии дериватов диких животных - 879 частей лап
10 Подсчитано автором по материалам ДВТУ, ДВОТ.
гималайского и бурого медведей, весом 1 074 кг; 306 когтей бурого и гималайского медведей; 4 клыка бурого и гималайского медведей; 3 желчных пузыря бурого и гималайского медведей; 6 коленных чашечек гималайского и бурого медведя; фрагменты скелетов 3 особей амурского тигра, общим весом 26 кг; 18 когтей амурского тигра; 4 коленные чашечки амурского тигра и одна шкура амурского тигра. В 2019 г. сотрудниками ДВОТ пресечена попытка контрабандного вывоза в Китай 168 корней дикорастущего женьшеня стоимостью более 3,7 млн руб. В 2021 г. сотрудниками таможенного поста «ЖДПП Забайкальск» Читинской таможни при попытке контрабандного вывоза в Китай были задержаны 43 рога сайгака, 76 клыков бурого медведя.
За успехи деле защиты животного и растительного мира сотрудники ОБООВК неоднократно представлялись к ведомственным и правительственным наградам. За большой вклад в реализацию программ по сохранению амурских тигров начальник ОБООВК ДВОТ Сергей Александрович Шарамов 25.09.2014 был награжден Почетной грамотой Президента РФ. За большой вклад в реализацию программ по сохранению амурских тигров С. А. Шарамов 25.09.2018 был награжден медалью ордена «За заслуги пред Отечеством» II степени. За успехи в сохранении биоразнообразия, в том числе амурского тигра, сотрудники ОБООВК ДВОТ были награждены: А. С. Родионов - Благодарственным письмом Президента РФ, С. Н. Доброхотов - Почетной грамотой Правительства РФ.
Исторический путь ФТС России длинною в тридцать лет показывает важность решения задач по защите животного и растительного мира таможенными органами на Дальнем Востоке России, выполнения возложенных на таможенные органы функций по соблюдению взятых на себя российской стороной международных обязательств в деле сохранения редких и охраняемых видов фауны и флоры, борьбы с контрабандой стратегически важных ресурсов фауны и флоры, видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также видов, охраняемых международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов. Решая вопросы защиты животного и растительного мира, таможенные органы вносят существенный вклад в обеспечение экологической безопасности страны, способствуют выполнению государственных программ по сохранению биоразнообразия России.
© Ляпустин С. Н., 2021 © Lyapustin 8. N.. 2021
Для цитирования:
Ляпустин С. Н. В защиту биоразнообразия // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 3(96). С. 26-33.