Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблема / проблемное обучение / уроки литературы / творческое мышление.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разыкова Лола Туйчиевна

в данной статье рассматриваются теоретические и методологические основы использования проблемной технологии обучения в литературном образовании для студентов вуза. Занятия сосредоточены на развитии интеллекта учащихся за счёт использования проблемной технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ Разыкова Л.Т.

Разыкова Лола Туйчиевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Самаркандский государственный медицинский университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические и методологические основы использования проблемной технологии обучения в литературном образовании для студентов вуза. Занятия сосредоточены на развитии интеллекта учащихся за счёт использования проблемной технологии обучения.

Ключевые слова: проблема, проблемное обучение, уроки литературы, творческое мышление.

Одним из важнейших аспектов современного образования является его человечность и гуманность. В основе этого принципа лежит ориентированность учебного процесса на человека, с учетом интеллектуальных и физических убеждений, душевного состояния и всестороннего развития каждого ученика в этом процессе. Этот принцип требует изменения характера обучения с учётом индивидуальных интеллектуальных возможностей учащихся в учебной деятельности. Одна из предпосылок этого процесса - использование новых технологий обучения и инновационных методов обучения.

Уроки с использованием проблемной технологии обучения в литературном образовании также обеспечивают гибкость ума, глубину мышления, самостоятельность и логику, развитие творческого воображения, самостоятельной деятельности и, вместе с тем, формирование навыков критического подхода в любой ситуации. Систематическое использование технологии проблемно-ориентированного обучения при работе со студентами также даёт им первые признаки культуры мышления, то есть управления их мыслительной деятельностью, постановки целей и определения путей их достижения. Кроме того, по словам Н. Ф.Талызиной, «проблемное обучение: развивает навыки решения проблем, гипотез, уточнения понятий, наблюдения, умозаключений, сравнения и систематизации учебного материала, самостоятельной работы с текстом. Все это, в свою очередь, является основой для самостоятельного приобретения знаний и успеха в этом процессе»[1, с. 75]. Использование проблемных элементов обучения в литературном образовании улучшает интеллект учащихся, развивает творческие способности, обеспечивает их всестороннее развитие, в то же время, использует различные виды творческой деятельности, применяет знания в новых ситуациях и решает учебные проблемы, формирует и развивает творческий опыт работы, например, формирование социальных, нравственных потребностей. В процессе формирования предположений при использовании проблемного обучения в литературном образовании преподаватель должен: чётко сформулировать проблему, чтобы учащиеся достигли мастерства; помогать учащимся в решении проблем и анализе, то есть в том, что дано, чего следует достичь, какие виды деятельности использовать; давать рекомендации в организации студенческой деятельности; желательно потребовать от студентов предоставить подробную основу, предположение и доказательство гипотез.

При использовании проблемного обучения при организации уроков литературы преподавателю рекомендуется использовать различные методы и приёмы, т.е. задачи по решению проблем и вопросы теоретического и практического характера. Желательно, чтобы всю работу, связанную с решением задачи, студенты выполняли сами, даже на уроках литературы. Но, в то же время, не отказываться и от поддержки преподавателя. Поддержка в этом процессе должна быть минимальной и соответствующей. Также следует учитывать, что несистематические задачи по решению проблем не способны формировать абстрактное и логическое мышление учащихся и отрицательно влияют на формирование самостоятельных творческих, исследовательских навыков, поэтому проблемное обучение использование на уроках литературы оказывает положительное влияние на студентов.

Одно из основных требований проблемного обучения - это структура и последовательность работы педагога. Перед проведением работы по систематизации проблемных ситуаций педагог должен соблюдать следующие методические требования: освещение аспектов, касаемо успеваемости учащихся на уроках литературы; пригодность традиционных и инновационных методов, используемых в технологии проблемного обучения, для освоения материала учащимися; формирование у студентов признаков самостоятельно-творческого и исследовательско-творческого мышления; освещение оптимальных вариантов проблемных ситуаций для школьников с разной степенью сложности; в процессе обучения целесообразно учитывать требования к уровню сложности, системности, согласованности проблемных ситуаций из содержания.

Освоение проблемных методов обучения в литературном образовании требует изложения практических примеров проблемных ситуаций на примере учебных материалов. Ниже мы приводим примеры использования проблемного обучения на примере примере стихотворения «Зимняя ночь» А.Ахматовой. Перед тем как организовать работу используя метод проблемного обучения по этому стихотворению, нужно на доске (или на экране) повесить картины зимнего пейзажа (желательно с изображением детей в зимней одежде). Затем преподаватель выразительно читает стихотворение. Учащиеся читают с ним текст работы по учебнику. Этот тип работы побуждает студентов выразительно читать текст под руководством преподавателя, в то же время, побуждая их вникнуть в суть текста. Когда учащиеся знакомятся с содержанием текста, их внимание привлекают изображения на доске (или экране). В первую очередь внимание студентов привлекают зимняя одежда и игры, их спросят, в какие игры они играют? Конечно, они ответят на эти вопросы не задумываясь. «Что такое вспаханное поле и почему там гуляет Мороз? Подумайте, почему зиму в стихотворении называют «гостем»? Как вы думаете, он действительно гость? Задумайтесь над выражением, «зима завёрнутая в белую простыню», подумайте так ли это. Как вы думаете, что это значит? Преподаватель также может дополнить ответы студентов. После выяснения представлений учащихся о зиме они становятся более уверенными и заинтересуются текстом, и им зададут следующие проблемные вопросы: «Подумайте, почему зимой холодно? Как вы думаете, почему дети потеют даже зимой? И таким образом ставим студентов в проблемную ситуацию. Решение этих задач требует от студентов определённых знаний. Преподаватель прекрасно понимает, что Земля вращается вокруг своей оси без остановки, и поэтому на Земле происходит смена времён года. В результате этого вращения на него зимой падают солнечные лучи. В результате тепло и свет, идущие от солнца к земле, уменьшаются. Во время понижения температуры на земле, дни становятся короче из-за уменьшения освещённости. Затем преподавателю будет уместно продемонстрировать студентам модель вращения Земли вокруг собственной оси. Студенты должны решить следующую проблему. Известно, что тёплая одежда не согревает человека, а удерживает тепловую энергию, выходящую из его тела, в течение более длительного периода времени. Зимой люди носят тёплую одежду, чтобы тепло не выходило из их тела. Зимой дети много двигаются, играя в различные игры, поэтому их тела выделяют больше тепловой энергии. Толстая одежда на них предотвращает утечку тепла, и им становится жарко и они потеют. По прошествии определённого периода времени, когда движение человеческого тела замедляется, одежда, которая становится влажной из-за пота, выделяемого телом, начинает охлаждаться из-за недостатка энергии и оказывает на тело противоположное действие. В результате вызывает простуду. Студентам целесообразно таким образом обобщить свои идеи, найти решение проблемы на основе сотрудничества. Эти виды деятельности учат учащихся мыслить логически и основывать свои выводы как на практических, так и на теоретических соображениях.

Важность проблемного образования в литературе мыслить самостоятельно, логично, научно, творчески, задавать похожие проблемные вопросы и задачи при формировании навыков преодоления препятствий самостоятельно. Такие вопросы свидетельствуют об усвоении учебного материала, укрепляют его, закрепляют знания. Стимулирует у студента положительное эмоциональное отношение к литературном произведению, формирует внутреннюю потребность в обучении. В таком образовании основная задача современной педагогики - формирование и развитие личностных качеств учащихся.

Список литературы

1. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997. 75 с.

2. Разыкова Л. Т., Игамова И.С., Муратова Ш.Н. Роль психологической атмосферы семьи в становлении и развитии личности // Наука и образование сегодня, 2019. № 11 (46). С. 58-60.

3. Rozikova L. Aesthetic education in pedagogical activity // Society and innovations, 2022. Vol. 3. № 3/S. S. 183-187.

4. Джамалдинова Ш., Бекирова Э. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА ЗАНЯТИЯХ // InterConf., 2020.

5. Разыкова Л.Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности // Проблемы науки, 2020. № 4 (52). С. 83-84.

6. Джамалдинова Ш. (2022). Особенности проблемного обучения и практический пример его использования в узбекском литературном образовании. Общество и инновации, 3(4/S), 539-546. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss4/S-pp539-546/

7. Husanbayeva Kunduzkhon, Djamaldinova Shakhlo JCR. Year: 2020. Volume: 7. Issue: 18: 20042008. DOI: 10.31838/jcr.07.18.251 https://dx.doi.org/10.31838/jcr.07.18.251/

8. Djamaldinova Shaxlo. "PROBLEMIC METHODS OF LEARNING UZBEK LITERATURE IN ENGLISH IN AMERICAN AUDIENCES." Central Asian Journal of Education 5.2 (2021): UDC-398.

9. Хусанбоева К.П., Джамалдинова Ш.О. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В АНГЛИЙСКИХ (АМЕРИКАНСКИХ) АУДИТОРИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // SCIENCE AND WORLD, 2013. С. 56.

10. Djamaldinova Sh.О. and Bekirova E.S. "AVICENNA'S CONTRIBUTION TO WORLD MEDICINE." Galaxy International Interdisciplinary Research Journal 9.11 (2021): 238-241.

11.Жумаева М.А., Ражапова К.М., Джамалдинова Ш.О., Маматова Х.М., Норимова Г.А., Шавкиева Д.Ш. & Нафасов Д.Ш. (2021). Инновацион таълим шароитида она тили дарсларининг самарадорлигини ошириш (бошлангич синф мисолида). Образование. 8(9), 10.

12. Джамалдинова Ш., Кучкарова О. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕдИа В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ // InterConf., 2020.

13. Djamaldinova Sh.О. et al. RESEARCH APPROACHES TO IMPROVING THE EDUCATIONAL SYSTEM // International Journal of Philosophical Studies and Social Sciences, 2022. Т. 2. № 3. С. 225-229.

14. Djamaldinova Sh. О. et al. FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN DISTANCE EDUCATION SYSTEM // International Journal of Philosophical Studies and Social Sciences, 2022. Т. 2. № 3. С. 240-243.

15. Djamaldinova Sh.О. et al. PROBLEM-BASED STUDY OF LITERARY WORKS IN THE SCIENCE OF METHODOLOGY // International Journal of Philosophical Studies and Social Sciences, 2022. Т. 2. № 3. С. 205-213.

16.Джамалдинова Ш.О. Изучение произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» на основе проблемного метода // Молодой ученый, 2022. № 2. С. 397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.