Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемно-ориентированное обучение / методы / вопросы-задания

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалдинова Шахло Облобердиевна

в данной статье рассматривается проблемный метод обучения, который стимулирует учащихся к положительному эмоциональному отношению к чтению, формирует и усиливает внутреннюю потребность в обучении языку, литературе и культуре. Такой подход к обучению, в свою очередь, отвлекает учащихся от мышления на основе имитации, копирования, готовых шаблонов, установленных шаблонов. В этом смысле проблемное образование является гарантией обучения самостоятельному, логическому, научному, творческому мышлению, преодолению препятствий самостоятельно, с творческим подходом к нему. Он наглядно и быстро демонстрирует уровень усвоения учебного материала, укрепляет его, закрепляет знания. В таком образовании главная задача современной педагогики успешное формирование и развитие личностных качеств учащихся. В этом смысле уместно сначала сформировать четкую картину проблемного обучения, особенности проблемной организации знакомства с произведениями искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ Джамалдинова Ш.О.

Джамалдинова Шахло Облобердиевна - доктор философии по педагогическим наукам, заведующая кафедрой, кафедра узбекского языка и литературы с русским языком, факультет медицинской педагогики, Самаркандский государственный медицинский университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается проблемный метод обучения, который стимулирует учащихся к положительному эмоциональному отношению к чтению, формирует и усиливает внутреннюю потребность в обучении языку, литературе и культуре. Такой подход к обучению, в свою очередь, отвлекает учащихся от мышления на основе имитации, копирования, готовых шаблонов, установленных шаблонов. В этом смысле проблемное образование является гарантией обучения самостоятельному, логическому, научному, творческому мышлению, преодолению препятствий самостоятельно, с творческим подходом к нему. Он наглядно и быстро демонстрирует уровень усвоения учебного материала, укрепляет его, закрепляет знания. В таком образовании главная задача современной педагогики - успешное формирование и развитие личностных качеств учащихся. В этом смысле уместно сначала сформировать четкую картину проблемного обучения, особенности проблемной организации знакомства с произведениями искусства. Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, методы, вопросы-задания.

"Проблемное обучение - это способ для учителя организовать деятельность учащихся, при котором происходит взаимодействие предмета и проблемного содержания обучения, введение объективных противоречий знаний и способов их решения, процесс творческого обучения". Многие путают "проблемно-ориентированное обучение (или проблемно-ориентированную технологию обучения)" с концепцией "проблемно-ориентированного метода". Дело в том, что концепции "проблемно-ориентированного обучения" представляют собой единое явление. Хотя оба они выражены в разных формах, они представляют собой одно и то же понятие, ив их основе используются в основном проблемный метод и ряд методов, связанных с решением проблемы. В основе проблемного метода нет никакого метода. Его содержимое будут составлять только методы, которые служат для решения проблемы. Одна из педагогических особенностей проблемного обучения состоит в том, что вопросы, поставленные перед учеником, должны быть интересными. Это одно из основных требований к получению знаний в проблемном обучении. Это особенно важно для учащихся, испытывающих трудности с освоением. Наличие интереса положительно влияет на психологическую активность человека, поднимая его на более высокий уровень. Когда активируются мышление, память, внимание, воображение, у человека появляется возможность приобретать все более глубокие знания. В таких ситуациях вопросы-задания, задаваемые учителем, требуют от ученика мыслить независимо и логически, они должны заинтересовать его, вызывать сильные эмоции, стимулировать его психику. Кроме этого, информация, освоенная посредством проблемного обучения, должна отличаться своей новизной, актуальностью для современной науки, жизни и личности ребёнка, должна быть направлена на горячую дискуссию, на сравнение жизненных и теоретических аспектов того или иного события, на сопоставление взглядов окружающих, а также обладать свойствами, которые выходят за рамки его понимания. Еще одним ключевым условием проблемного обучения является понимание учащимися основной проблемы, которую необходимо решить в проблемной ситуации. После того, как проблема осознана, рассматриваются варианты ее решения, и наиболее подходящая идея или мысль принимаются в качестве решения проблемы. Среди разных идей решение проблемы находится под руководством учителя. Как известно, любая образовательная система имеет свои цели и задачи. Всякая деятельность без цели не даёт ожидаемого результата. В этом смысле проблемное образование имеет определенные цели, которые вытекают из приложения, в какой области, на какой ступени обучения применяется данный метод. В системе непрерывного образования цель проблемно-ориентированного обучения состоит не только в получении научного понимания или результатов системы знаний, скорее, она состоит из процесса достижения результатов, создания проблемно-творческих ситуаций на пути к формированию учебной деятельности студентов и формированию их творческих способностей через выполнение задач и решению проблем. Для этого определён ряд специальных задач: обучение самостоятельному, логическому, научному, творческому мышлению; сделать учебные материалы для учащихся убедительными и аргументированными; формирование у учеников знаний и убеждений, внести вклад в создание прочных знаний, базовых навыков исследований и разработок, а также развить интерес к предмету; сотрудничество в эффективном развитии системы знаний, интеллектуальной и

практической деятельности; развитие навыков творческого применения полученных знаний в новых ситуациях; иметь независимые знания и решить учебно-воспитательные задачи; направить учебную деятельность учеников в самостоятельное и творческое русло; обеспечение приобретения учениками новых знаний и методов деятельности, для повышения самостоятельности и творческих способностей в обучении; повысить научный уровень усвоения знаний у формирующейся личности; обеспечение учащихся формированием научного мировоззрения; развить у формирующейся личности эмоционально-волевых качеств, пробуждающих в его сердце внутренние желания познать тайны человечества и мира; развить у учеников способность творчески осваивать знания с помощью логических приёмов или особых способов творческой деятельности; выработать способность учеников творчески применять имеющиеся знания в реальных жизненных ситуациях; формировать у учеников навыки творческой деятельности и

др.

Проблемное обучение осуществляется с использованием проблемных ситуаций. Одной из ведущих особенностей проблемного обучения является способность поставить ученика в проблемную ситуацию с помощью проблемного вопроса и проблемного задания. Есть и мнения экспертов на этот счет: проблемная ситуация - это ситуация, в которой испытуемый (ученик) хочет решить сложные для него задачи, но у него недостаточно информации, знаний, тогда ученик занимается исследованием и поиском ответа. Ключевым элементом проблемной ситуации является способность правильно определить ход действия, необходимый для правильного выполнения неизвестной, новой, определённой задачи.

Таким образом, использование проблемно-ориентированной технологии обучения на всех этапах непрерывного образования является требованием сегодняшнего периода, в частности, дошкольного образования, начального образования, средних и старших классов, а также всех дисциплин системы высшего учебного образования, с учётом возрастных категорий и интеллектуальных способностей учащихся. Такие методы, как исследование, диалог, эвристика, дебаты, дидактический анализ и работа в малых группах являются эффективными для внедрения проблемного обучения при работе с образцами устного народного творчества на уроках литературы, направляют учащихся к самостоятельному мышлению, независимой деятельности, эвристическому исследованию.

Список литературы

1. Djamaldinova S. (2021). Problemic methods of learning uzbek literature in english in american audiences. Central Asian Journal of Education. 5(2).

2. Djamaldinova Shahlo Obloberdievna and Bekirova Elzara Seydalievna. "Avicenna's contribution to world medicine". Galaxy International Interdisciplinary Research Journal 9.11 (2021): 238-241.

3. Джамалдинова Ш. & Кучкарова О. (2020). Роль социальных медиа в формировании эмоционального развития молодёжи. interconf.

4. Джамалдинова Ш. & Бекирова Э. (2020). Обучение навыкам решения проблем на занятиях. InterConf.

5. Хусанбоева К.П. & Джамалдинова Ш.О. (2013). Проблемы преподавания узбекской литературы в английских (американских) аудиториях и пути их решения. SCIENCE AND WORLD. С. 56.

6. Джамалдинова Ш. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ В СТРУКТУРЕ ПАРЕМИЙ РУССКОГО И УЗБЕКСКОГО ЯЗЫКОВ. УЗБЕКИСТОНДА ОЗИК-ОВКАТ ДАСТУРИНИ АМАЛГА ОШИРИШДА КИШЛОК ХУЖАЛИК ФАНИ ЮТУКЛАРИ ВА ИСТЩБОЛЛАРИ, 2015. 20-21 ноябрь. С. 255.

7. Djamaldinova S. (2021). Problemic methods of learning uzbek literature in english in american audiences. Central Asian Journal of Education. 5(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.