METHODS OF PROBLEM LEARNING IN THE FRENCH
LANGUAGE LESSONS 1 2 Gulamova M. , Orekhinа-Ryzhina У.А. (Republic of Uzbekistan)
Email: [email protected]
1Gulamova Malika - Student;
2Orekhinа-Ryzhina Vita Alexandrovna - Senior French Language Teacher, DEPARTMENT OF FRENCH PHILOLOGY, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: от of the urgent tasks of our time is the study of a foreign language. As a rule, at the beginning of training, students with great interest begin to learn any foreign language. But, in order to memorize words, to bring automatic use of speech turns, they need to be repeated many times. And how much you have to memorize rrammatical material, a huge number of irregular verbs ... Cramming, with all the desire, is difficult to avoid. And she, of course, is boring, which often leads to a decrease, or even a loss of interest in the subject. Loss of interest can be avoided by using problem-based learning technology. Its use is also useful because it contributes not only to maintaining motivation to learn the language, but also to the development of the child's personality. When creating a problematic situation, one cannot limit oneself to simply posing problematic issues. The teacher should set himself a more difficult task, using problem situations, to switch from reproductive to productive, creative teaching methods, in which students' independent cognitive activity takes an increasing place.
Keywords: language, interest, words, automatism, memorizing, problem learning, motivation.
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА 12 Гуламова М. , Орехина-Рыжина В.А. (Республика Узбекистан)
1Гуламова Малика - студент; 2Орехина-Рыжина Вита Александровна - старший преподаватель французского языка, кафедра французской филологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: одной из актуальных задач нашего времени является изучение иностранного языка. Как правило, в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но чтобы запомнить слова, довести до автоматизма употребление речевых оборотов, их нужно мноткратно повторять. А сколько приходится заучивать rpамматическот материала, огромное количество неправильных глаголов... Зубрежки при всем желании избежать трудно. А она, естественно, скучна, что нередко ведет к снижению, а то и потере интереса к предмету. Потери интереса можно избежать, если использовать технологию проблемного обучения. Её применение полезно ещё и потому, что она способствует не только поддержанию мотивации к изучению языка, но и развитию личности ребенка. При создании проблемной ситуации нельзя ограничиваться простой постановкой проблемных вопросов. Учитель должен ставить перед собой более сложную задачу, используя проблемные ситуации, перейти от репродуктивных к продуктивным, творческим методам обучения, при которых самостоятельная познавательная деятельность учащихся занимает все большее место.
Ключевые слова: язык, интерес, слова, автоматизм, заучивать, проблемное обучение, мотивация.
Ведущей педагогической идеей данной системы работы является идея сотрудничества. Сам учитель становится помощником ученика и организатором его самостоятельного учебного познания.
Таким образом, целью технологии проблемного обучения является содействие:
• развитию у детей критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, возможности творчески подходить к поставленным проблемам;
• поиску и определению учащимися собственных ценностей;
• созданию благоприятной социально-психологической атмосферы,
Образовательный процесс организован учителем так, чтобы у учащихся возникала
потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Хороши те проблемные методы обучения, которые направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся [1. C. 26].
Задача учащихся при обсуждении проблемной ситуации - высказать (посильно) свое собственное суждение, что ведет к развитию разговорной устной речи ученика, а также и развитию личности.
Поэтому основными принципами педагогической деятельности учителя, использующего технологию проблемного обучения являются:
• проблемность обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся;
• самостоятельное познание окружающего мира;
• индивидуализация и дифференциация дают возможность устранить трудности, которые возникают у отдельных школьников, и развить способности учеников;
• стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности обеспечивает создание благоприятной среды для решения новых задач и быстрой адаптации к новым условиям.
Где в системе уроков целесообразнее всего использовать проблемные вопросы?
Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее объявление темы.
В формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на серии уроков, вопрос, на который нужно найти ответ [2. c 146]. Тема может представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен вычленить для себя жизненную и практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения.
Например некоторые варианты, которые можно использовать на уроках.
Тема-Вопрос ( К теме «Школа»)
Pourquoi apprendre? (Зачем учиться? )
Est-ce facile d'être élève ащош^ш ? (Легко ли быть учеником сегодня)
L' éœte : un lieu de stress ? ( Школа-это место для стрессов)
Зашифрованная тема
Например, прежде чем объявить тему «Семья» учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий активную лексику. Можно предложить для перевода пословицу, поговорку, афоризм, показать слайды с изображением семьи, картинки, коллажи.
Самостоятельно сформулированная тема
Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, при изучении темы «Путешествия» можно начать урок с незаконченной фразы: « Летом я ... ,»
На первом уроке изучения этой большой темы ученикам предлагается методом «мозгового штурма» составить ассоциативный ряд (каникулы, отдых, море, купаться, загорать). Затем эти ассоциации классифицируются, составляются всевозможные словосочетания, из которых учащимся предлагается выбрать наиболее подходящие. Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы, а его задачей - в ходе изучения раздела доказать свой тезис. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озвучивание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений, событий, фактов, текстов и отношение к ним.
Тема и её подразделы
Например, учащимся предлагается общее название блока уроков «aditions et coutumes (Традиции и обычаи)». В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Затем предложенные вопросы объединяются в разделы. После чего изучение темы идет по предложенным разделам, а вопросы, составленные учащимися, помогают спланировать каждый последующий урок и раскрыть тему [1. C. 178]. Возможен и вариант, при котором учитель напрямую спрашивает: <Юе quoi aimeriez-vous parler?», (Что надо обсудить при изучении этой темы?) »
Тема-загадка -
В теме «Телевидение» учитель предлагает прослушать музыкальные заставки самых популярных телепередач, показать ролики и ученики сами должны догадаться, о чем пойдет речь на уроке.
Тема-афоризм или цитата
При изучении различных тем можно использовать фразу Маленького Принца Экзюпери « On deviert pour toujours respornable de celui qu'on а apprivoisé (Мы в ответе за тех, кого приручили)».
Успешное использование проблемных вопросов возможно при работе с текстом, на этапе «выхода из темы», для развития навыка говорения по теме, при работе над диалогической речью, при проведении круглых столов, дискуссии, при формулировании творческих заданий разного рода, в том числе тем проектов.
При обучении иностранным языкам выделяют социально-бытовую, учебно-трудовую, социально-культурную сферы общения. Обсуждение проблем в рамках этих сфер, во-первых, способствует развитию социальных свойств личности. Во-вторых, использование при решении проблем интеллектуальных свойств личности: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также жизненного опыта учащихся, создает условия для развития и самоопределения учащихся. При этом решается двуединая задача: поиск решения проблемы идет на иностранном языке и одновременно формируется авторская позиция школьника.
Как правило, проблемные ситуации не имеют окончательного решения, у каждого оно свое. Необходимо, чтобы все рассматриваемые проблемы были интересны ученикам и соотнесены с их внутренним миром.
Список литературы /References
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула: ТГУ, 2002.
2. Ительсон Е.И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному
предмету»// ИЯШ, 2011. № 7.