Научная статья на тему 'Проблемное обучение на современном уроке'

Проблемное обучение на современном уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СЕГОДНЯ ПРИОБРЕТАЕТ ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ СТАТЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ ЭТАПОМ ДЛЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО / ЗАДАЧА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ – ПЕРЕДАЧА ОПЫТА УЧИТЕЛЯ УЧЕНИКУ НЕСТАНДАРТНЫМ СПОСОБОМ / РАБОТА СО СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЕЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ А. БЛОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Ж. Э.

Статья посвящена использованию технологии проблемного обучения на уроках литературы в современной школе. Подчёркивается актуальность проблемного обучения в свете обновлённого содержания образования. Данная технология рассматривается как первая ступень к освоению эвристического обучения. В качестве иллюстрации приведена особая форма работы – сжатая таблица, в которой находит отражение использование технологии проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное обучение на современном уроке»

Таким образом, проектная работа помогла реализовать знания, полученные в течение обучения, развить творческие способности, а преподавателю обеспечить познавательную активность и тесную связь обучения с жизнью, а также активизировать способность студентов.

При введении проектной деятельности в обучение у студентов повышается мотивация к обучению и качество усвоения материала по изучаемой дисциплине, многогранно происходит целостное и всестороннее развитие способностей студентов.

Применяя проектную деятельность в преподавании различных дисциплин, мы способствуем обеспечению тесных межпредметных связей и связей с реальной жизнью.

Список литературы:

1. Блохин А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2005. -19 с.

2. Иннокентьева Ж. Н. Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/598749.

3. Насипов А.Ж., Поздняков А.В. Руководство проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. -57 с.

4. Пивоварова Л.А. Проектирование по технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.of.ru.nyud.net:8090/attach/17/25138.doc.

5. Прохоров С. А. Формирование познавательного интереса учащихся через использование метода проектов в преподавании технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatschool1.narod.ru/texn.htm.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Академия, 1997. - 320 с.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

© Ибрагимова Ж.Э.*

Краснодарское президентское кадетское училище, г. Краснодар

Статья посвящена использованию технологии проблемного обучения на уроках литературы в современной школе. Подчёркивается актуальность проблемного обучения в свете обновлённого содержания об-

* Преподаватель русского языка и литературы, руководитель ПМО.

разования. Данная технология рассматривается как первая ступень к освоению эвристического обучения. В качестве иллюстрации приведена особая форма работы - сжатая таблица, в которой находит отражение использование технологии проблемного обучения.

Ключевые слова проблемное обучение сегодня приобретает особую актуальность, проблемное обучение может стать подготовительным этапом для эвристического, задача проблемного обучения - передача опыта учителя ученику нестандартным способом, работа со специальной таблицей по творчеству А. Блока.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [1, с. 2]. Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный метод должен смениться новым подходом: ученик становится участником образовательного процесса. Однако наивно полагать, что этот процесс пойдёт гладко и поступательно во всех направлениях: «учить учиться» гораздо сложнее, чем просто «вооружать» знаниями. К тому же печальной особенностью сегодняшних школьников является мыслительная узость и подчинённость определённым алгоритмам, а ведь для самостоятельного постижения знаний и умения пользоваться ими, в том числе и в нестандартной обстановке, требуется как минимум воображение, не замутнённое штампами. Принципиально новые задачи встают перед учителем, и от нашего умения гибко и изобретательно пользоваться всем арсеналом средств, которыми располагают современные технологии, зависит успех в нашем деле.

Технология проблемного обучения не нова, однако сегодня приобретает особую актуальность. Известно, что в основу обновлённого содержания образования положены «ключевые компетентности», и проблемное обучение помогает формировать некоторые из них, а именно:

- самостоятельную познавательную деятельность,

- навыки критического мышления [3, с. 5].

Данная технология основана на теоретических положениях американского психолога и педагога Д. Дьюна. Это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей [3, с. 7]. Мы видим, что идеи, высказанные ещё в начале прошлого века, обретают сегодня новую жизнь. В перечень требований к метапредметным результатам ФГОС входит освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Особое значение в этой связи приобретает эвристическое обучение, при котором знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятель-

ности учеников. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области [3, с. 9]. Для этого ему предлагается определённое задание, например, литературное произведение, но не готовые знания о нём. Полученный учеником «продукт» деятельности, например, сочинение в определённом жанре, с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами, и в результате ученик переосмысливает, редактирует свой результат. Происходит личностное участие его в образовательном процессе, а в отдельных случаях он « может оказаться включённым в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника». Конечная цель эвристического обучения - неполучение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика.

Проблемное обучение может стать подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создать свой «продукт», ученик должен усвоить способы его создания. В этом как раз и помогает проблемное обучение, где в отличие от эвристического перед учеником ставится проблема, у которой есть конкретное решение или хотя бы направление этого решения. Задача проблемного обучения - передача опыта учителя ученику нестандартным способом. Это первая ступень для создания личного опыта, что предполагает эвристическое обучение.

На уроках русского языка и литературы элементы технологии проблемного обучения могут реализовываться в различных методических приёмах: игровые проблемные ситуации, эвристическая беседа, исследовательская работа. Проблемные ситуации могут быть вызваны и разрешены учителем, а могут формироваться и решаться учащимися самостоятельно. Всё зависит от уровня подготовки класса, от темы урока, от возрастных особенностей. Но во всех случаях необходим личностный подход, необходимо мастерство учителя, способное направить мыслительную и творческую деятельность учащихся в нужное русло.

Одной из форм работы, включающей в себя элементы технологии проблемного обучения, является работа над таблицей, в которой очень ёмко умещается достаточно объёмный литературный материал. Сначала я планировала работу с таблицей только для подготовки выпускников к итоговым экзаменам по русскому языку и литературе. В этом случае речь шла ещё и об экономии времени, дефицит которого в старших классах очевиден. Однако, как показала практика, подобный подход к изучению литературы полезно осуществлять уже с пятого класса. Умение сопоставлять, проводить аналогии, анализировать и обобщать - необходимое условие не только успешного овладения предметом, но и формирования интеллекта в целом. И чем раньше начать работу в этом направлении, тем большего результата мы добьёмся впоследствии. В качестве примера представлена таблица, созданная на заключительном уроке по творчеству А. Блока.

Таблица 1

Какие проблемы и темы можно увидеть в творчестве А. Блока? В каких ещё произведениях литературы встречаются эти темы и проблемы? Какова общая позиция?

1. Проблема поиска идеала «Предчувствую тебя» «Вхожу я в темные храмы» (Мотив ожидания и высокого служения) 1. Лермонтов М. «Герой нашего времени». Печорин «бешено гоняется ... по жизни» (В.Г. Белинский) в поиске утраченного идеала. 2. Толстой Л.Н. «Война и мир» (Путь исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова) Бунин И. «Чистый понедельник» (конфликт между стремлением к высшему идеалу и привязанностью к мирским наслаждениям) В стремлении к идеалу душа человека очищается. Смысл человеческого существования - в постижении идеала Любовь способна оторвать человека от обыденного, земного, сделать его духовно богаче и сильнее.

2. Проблема любви (любовь как религиозное служение) «Вхожу я в темные храмы...», «Предчувствую тебя». 1. Пушкин А.С. Стихотворение «Я Вас любил» как образец искренней и жертвенной любви. 2. Куприн А. «Гранатовый браслет » («Сильна как смерть любовь. ». (Герой рассказа Желтков: «Да святится имя твое»).

3. Проблема конфликта между мечтой и действительностью, между духовным, высоким и низким, пошлым. «Незнакомка». 1. Лермонтов М. Поэма «Мцыри» (стремление Мцыри жить свободно на родной земле - и неволя в монастыре). 2. Островский А. Драма «Гроза» (внутренний конфликт Катерины между желанием чистой любви, красоты и необходимостью скрывать и лгать). 3. Горький М. Драма «На дне» (мечты ночлежников о лучшей жизни и неспособность воплотить мечты в жизнь.) В жизни конфликт между мечтой и действительностью неизбежен, но именно в стремлении к высокому идеалу человек становится духовно сильным.

В некоторых случаях использование элементов разных технологий в рамках одного урока может быть не только оправданным, но и необходимым. Речь идёт о классах, где состав учащихся неоднороден по уровню знаний, по способностям, по типу мышления. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, и сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных средств и приёмов, является проникающей, включённой, а потому не противоречит положениям других технологий. Необходимо лишь построить работу так, чтобы избежать отрицательных аспектов дифференциации - деления ребят на группы по уровню развития, т.к. это унижает достоинство и понижает уровень мотивации [2, с. 21]. Если говорить о сочетании элементов технологии проблемного обучения с элементами уровневой дифференциации, то это скорее умение построить работу так, чтобы ребята получили возможность разрешить

проблемную ситуацию, используя на выбор предложенные им способы. Насколько органично будет сочетание элементов разных технологий, зависит от учителя, от его способности гибко и гармонично строить каждый этап учебной деятельности, подводя урок к логическому и плодотворному завершению.

Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года - Правительство Российской Федерации - Распоряжение №1756-р от 29.12.2001.

2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы образования: сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА «ПОИСК»

© Рыжакова В.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Шимановск

В статье описывается опыт работы по организации технологии проектного обучения на уроках физики и в работе школьного физического общества. Представлены направления научно-исследовательской работы учеников и учителя, показан результат эффективного использования проектов на уроках и во внеклассной работе.

Ключевые слова: технология проектной деятельности, научно-исследовательская работа ученика, физическое научное общество.

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

О. Бальзак

Именно с интересного проблемного вопроса или необычной гипотезы начинается любой ученический проект, который, по сути, является основой научного исследования, проводимого самим учеником.

Сегодня основная задача школы состоит в том, чтобы увидеть и развить способности каждого человека. Любой ребёнок талантлив, вот и надо в школе создать все условия для раскрытия этого таланта, выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки, техники, культуры, искусства, помочь им преодолеть первые ступени на их жизненном пути. Для этого мало дать готовые истины, надо научить школьников мыслить самостоя-

* Учитель физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.