Научная статья на тему 'Некоторые проблемы методики обучения математике с использованием проблемных ситуаций'

Некоторые проблемы методики обучения математике с использованием проблемных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЯ / МАТЕМАТИКА / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошбоева Муаззам Махмуджановна

Статья посвящена некоторым проблемам методики обучения математике с использованием проблемных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы методики обучения математике с использованием проблемных ситуаций»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Тошбоева М.М.

Тошбоева Муаззам Махмуджановна - учитель начальных классов, Школа № 8,

Наманганский район, Наманганский область, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена некоторым проблемам методики обучения математике с использованием проблемных ситуаций. Ключевые слова: обучения, математика, проблемная ситуация.

В настоящее время среднее образование находиться в состоянии активного изменения, которое сопровождается внедрением новых образовательных и информационных технологий при обучении как математике, так и других дисциплин, осмыслением накопленного опыта среднего образования и сравнительным анализом его с зарубежным опытом.

Школьное образование постепенно становится частью единого образовательного пространства.

В целом, профильная направленность математического образования в школах требуют переосмысления многих позиций во всем образовательном процессе - в содержании, формах, методах и средствах обучения и воспитания детей. [2]

Целью математического образования является получение математических знаний и выработки умения применять эти знания в решении прикладных задач. [1] Актуальные проблемы преподавания математики в современной школе заключаются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьников.

На уровне начального обучения, то есть в 1-4 классах, дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Так простое распределение тетрадей или учебников может стать для учащихся первого класса проблемой, если спросить их, хватит ли учебных принадлежностей для всего класса. Видя относительно небольшую пачку тетрадей, дети будут думать, что их не хватит, так как имеют в виду величину тех или других элементов. Проверкой правильности предположения детей будет раздача тетрадей. Данная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества.

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Учитель сам может нанести ущерб делу, когда обучает детей способам решения задач определенного вида, предлагая подряд большое число однотипных упражнений, каждые из которых, будучи предъявлены среди упражнений других видов, без дополнительных объяснений, могло бы оттолкнуть собственные мысли школьников.

Следует отметить, что учащихся привлекают задачи определенного жанра, в специальной литературе обозначенные различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные, т.е. задачи, способ решения которых не находится в распоряжении решающего, - задачи нестандартные объективно или субъективно. Упражнения в решении составных текстовых задач на сравнение выражений, требующие использования

закономерностей и связей в новых условиях, а также упражнения с геометрическим содержанием, требующие переосмысления приобретенных ранее знаний, должны быть использованы для постановки детьми проблемных ситуаций. Только в этом случае, как показывает педагогический опыт, обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, а эффективно организованная учебная деятельность учащихся при использовании проблемных ситуаций является важнейшим средством формирования математической культуры и таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, рациональность, логичность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность.

Любая составная текстовая задача ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Задачи с проблемными ситуациями ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое ученик намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача им уже перестала быть для него проблемной, или еще не может быть ею в связи с тем, что он не владел в достаточной степени средними ступенями, дающими возможности для преодоления данной трудности.

Проблемы, заключающиеся в математической текстовой задаче, приводят к тому, что эта задача выступает перед учеником как целостная ситуация - с теми элементами, которые имеются для выполнения этой ситуации (данные), и теми, которые имеются для внесения ее решения (неизвестное). Она может быть закрытой проблемой, и тогда в задаче нет недостатка в данных, или открытой, где решение нельзя довести до конца или ученик сам должен собрать эти данные.

Вот некоторые из них: задачи с не сформулированным вопросом; задачи с недостающими данными; задачи с излишними данными; задачи с несколькими решениями; задачи с несколькими решениями; задачи с меняющимися содержанием; задачи на соображение, логическое мышление.

Таким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой для учителя, а требует лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики.

Но не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные, которые нельзя "открыть". Не проблемные задачи - это задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу. Проблемное обучение возможно для усвоения обобщенных знаний - понятий, правил, законов, причинно - следственных и других логических зависимостей. В силу того, что проблемный путь получения знаний всегда требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации, нельзя говорить вообще о переходе на проблемное обучение.

Проблема воспитания творческой активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Решение связано с преодолением многочисленных противоречий и ряда проблем, присущих процессу обучения. Приведем некоторые из них:

- существуют противоречия между объемом и содержанием учебного материала, которые жестко определены программой и естественным стремлением творчески работающего учителя выйти за ее границы, рассмотреть тот или иной вопрос в трактовке, отличной от принятой учебником;

- противоречие между экономичностью (проявляющихся в сообщении учащимся готовых знаний и приводящих часто к формальному их усвоению) и неэкономичностью во времени индуктивных методов (широко используемых в

проблемном обучении и активизирующих самостоятельную познавательную деятельность школьников);

- противоречие между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;

- противоречие между массовостью школьного математического образования, неизбежно приводящей к известной стандартизации, и подчеркнуто индивидуальным характером познания (выход из этого противоречия в дифференциации обучения на основе вариативности образования и обучения);

- противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики, если математика развивается необычайно быстро, приобретая все новые и новые знания, находящие свое отражение в школьных курсах, то методика преподавания математики, особенно в условиях массового обучения, развивается намного медленнее.

Список литературы

1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан об Утверждении Государственных Образовательных Стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования. г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.

2. Akramova G.R. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 7 (10). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/ (дата обращения: 20.01.2020).

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Фатуллоева М.С.

Фатуллоева Мунира Салохитдиновна - учитель начальных классов, Школа № 30, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлены способы формирования у обучающихся умений работать с информацией, приведены примеры заданий, которые можно использовать на уроках математики.

Ключевые слова: умение работать с информацией; информационная грамотность; информационная компетентность; информационная культура; сплошной текст; несплошной текст.

В современном обществе, где информация является одним из ведущих ресурсов, необходимо, чтобы младшие школьники умели ее не просто добывать, но и быстро усваивать, ориентироваться в ней и применять на практике. Выпускник начальной школы должен быть информационно грамотным, поэтому необходимо учить детей разбираться в информационном потоке уже с первого класса. [1]

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные понятия (информационная культура, информационная компетентность, информационная грамотность), сформулировать определение понятия "работа с информацией" и раскрыть связи между нимию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.