УДК 37
Шарое Алексей Владимирович
Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Кузбасского государственного технического университета, [email protected], Кемерово
ПРОБЛЕМНЫЕ ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
Sharov Aleksey Vladimirovich
Post-graduate student of the Kuzbass State Technical University, [email protected], Kemerovo
THE PROBLEM FACTORS OF TRAINING SPECIALISTS IN ECONOMICS IN HIGHER SCHOOLS
Анализ отечественной научной литературы показывает, что категория «факторы, формирующие профессиональную этику будущих бухгалтеров в вузе», как среды воздействия на студентов в процессе обучения, практически мало исследована в их системных особенностях.
Вместе с тем, чтобы определить указанные факторы необходимо вычленить их структуру и определить, в отношении какой группы причин мы можем использовать те или иные средства,
В первую очередь, интересует вопрос, нейтрализации трудностей подготовки будущих бухгалтеров педагогическими средствами. В изученной нами литературе и среди опрошенных преобладает мнение, что экономическое образование сегодня преобладающе доступно. Его можно получить в большом количестве как государственных, так и негосударственных вузах. Профессия престижна. Вслед за платежеспособным спросом абитуриентов и их родителей ширятся ряды вузов, дающих заветные корочки "государственного образца" и премудрости будущей профессии большинство студентов постигает на платной основе, пополняющей бюджеты вузов. Вузы, дающие экономическое образование - вузы не для бедных, и их выпускники намерены остаться в категории небедных навсегда.
В настоящее время так называемое платное высшее образование стало нормой. Его противники вероятно еще и существуют, но не так активны, как это было, например, десять лет назад. Означает ли это, что проблема платного образования отсутствует? На наш взгляд, проблема не только сохранилась, но и где-то обострилась, хотя и приобрела несколько иную форму. Суть этой проблемы можно сформулировать так: «проблема бесплатного экономического образования».
Должно быть очевидным для всех, в том числе и для противников платы за обучение, что бесплатного образования нет и быть не может. Вопрос, и в первую очередь с точки зрения формирования этических норм, заключается в том, кто и в каких формах платит. При «бесплатном» образовании в России обучение студентов оплачивает государство (т.е. общество) и, в весьма немалой степени - само образовательное учрежде-
ние. Для последнего последствия такой системы весьма печальны - вуз расплачивается утратой научных школ. Можно лишь повторить уже сформулированную истину: если государственные вузы и смогли выжить в течение последнего десятилетия, то только благодаря тому, что они сумели в той или иной степени внедрить у себя систему так называемого «платного» образования.
В современных условиях система государственного финансирования имеет довольно «странные» проявления. Например, не понятно, почему государство оплачивает обучение тех студентов, которые после окончания вуза становятся частными предпринимателями, экономическими консультантами частных коммерческих фирм и т.д.? Вряд ли эту практику следует расценивать как одну из мер, направленных на развитие отечественного предпринимательства. В то же время, существующая система входит в противоречие с элементарными требованиями справедливости. Например, почему гражданин, никогда не хотевший поступать в вуз, а поступавший, но не принятый, должен нести на себе дополнительные социальные тяготы, связанные с необходимостью финансирования получения высшего образования его более «счастливым» согражданином? Весьма сомнительно, чтобы эти расходы могли быть отнесены к категории социально необходимых и морально оправданных.
Мы вовсе не предлагаем полный переход к платному образованию (понимая под этим отказ от системы государственного финансирования высшего образования для бухгалтеров) - ничего подобного, но полагаем совершенно необходимым проведение ряда мер, направленных на изменение методов и форм государственного участия в подготовке специалистов высшей экономической квалификации.
Сторонникам сохранения (якобы во имя высшей социальной справедливости) системы бесплатного образования следует напомнить, что она существовала отнюдь не всегда и даже не на протяжении всей советской истории. Ее появление было вызвано вполне определенными факторами, главным образом, экономического порядка. Следовательно, мы можем говорить об исторически ограниченном и генетически обусловленном действием определенных внешних обстоятельств существования данной системы: возникли известные обстоятельства - под их воздействием сформировалась соответствующая система; прекратили эти факторы свое действие - система теряет свою генетическую основу и должна быть реформирована.
Таким образом, первая группа проблем, обусловленная экономическими причинами, является «общей» для всей системы экономического образования и, на первый взгляд, далека от педагогической «регуляции». По нашему же мнению, а оно совпадает с точкой зрения большинства опрошенных, «фактор платного образования» должен стать определенным воспитательным механизмом, позволяющим стимулировать качество получения обучаемыми знаний по получаемой специальности. Но для этого нужен хорошо продуманный подход, как к самому студенту, так и к тем, кто оплачивает его обучение.
Вторую группу проблемных факторов подготовки бухгалтеров обусловливает, на наш взгляд, их перепроизводство, которое не соответствует потребностям общества, потому что вопрос качества их подготовки хоть в одном, хоть во многих вузах - остается на втором плане.
Вполне очевидно, что бухгалтерам - выпускникам вузов - часто бывает трудно найти работу в силу недостаточной их подготовленности, а в ряды безработных их отбрасывает еще и подступающая конкуренция.
Рассматривая состояние экономического (бухгалтерского) образования, его качество на настоящий момент, можно сказать, что в указанную группу проблемных факторов входят следующие:
- изменившиеся социальные потребности и запросы общества относительно экономической профессии бухгалтера;
- негативные процессы в общем образовании и культуре, разрушение средней школы и связанное с этим изменение «качественного состава» абитуриентов, поступающих в экономические вузы (факультеты);
- расширение критериев отбора абитуриентов с интеграцией рыночных отношений в систему образования, в том числе и с введением государственного заказа бюджетного финансирования;
- безосновательно чрезмерное увеличение числа вузов и особенно их филиалов, осуществляющих подготовку бухгалтеров и связанная с данными процессами необходимость централизованного, четко организованного управления и регулирования образовательной деятельности в сфере экономики (бухгалтерской сфере);
- отсутствие нормативных актов и четко разработанного механизма своевременного внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты и, как следствие, отставание их по целому ряду позиций от потребностей практики и возможностей вузов;
- развитие научно-технического прогресса и появление новых средств обеспечения учебного процесса, недостаточное использование новых образовательных технологий в большинстве вузов.
В третью группу проблемных факторов, обусловливающих, по нашему мнению, многие трудности из второй группы, входит отсутствие продуманной политики (несмотря на наличие соответствующих вышеуказанных документов) и неглубокая проработка состояния экономического образования в стране с изучением зарубежного опыта. Поэтому представляется, что одной из ключевых проблем «третьей группы» является проблема системы подготовки такого бухгалтера, который был бы востребован и конкурентоспособен на российском и мировом рынках труда.
Дальнейшее развитие России и происходящие социальноэкономические изменения невозможны без качественных специалистов в области бухгалтерских знаний, призванных оказывать экономическую помощь работникам предприятий и организаций. Следует учитывать, что профессия экономиста является одной из наиболее востребованной в условиях рыночной экономики, поэтому задачей вузов и всех государственных органов и общественных организаций, имеющих отношение к экономическому образованию, является проблема реализации всех мер к
подготовке в России хороших бухгалтеров, отвечающих требованиям современного развития общества, которые будут проводить успешную экономическую политику и способствовать становлению правового государства в России. Данные обстоятельства обуславливают, что третья группа проблемных факторов «погранична» со второй. На данный аспект указывает, например, В.И. Оринов:
- возросший спрос на получение экономического образования обусловил возникновение многочисленных ведомственных, специализированных и других учебных заведений, в т.ч. непрофильных вузов, которые осуществляют подготовку экономических кадров;
- подготовку бухгалтеров для предпринимательской и иной деятельности ведут многие коммерческие структуры, кадровые центры, школы бизнеса и т.п. Квалифицированные преподавательские кадры, необходимая учебно-методическая база в таких учебных заведениях, как правило, отсутствуют, что ухудшает качество подготовки специалистов;
- наличие большого количества вузов, выпадающих из сферы влияния государства, приводит на практике к выпуску специалистов с различным качеством подготовки [1].
Ю.Б. Иванов подчеркивает, что спрос на бухгалтеров с высшим образованием до сих пор так и не удовлетворен. В результате разрешается открывать как новые учреждения высшего экономического образования, так и экономические факультеты в существующих вузах [2].
Поскольку многие, если не большинство, действуют и по сию пору, это говорит о том, что они являются востребованными. Таким образом, новейшая история отечественной школы высшего экономического образования являет нам истинность классической формулы товарного рынка: «спрос рождает предложение». Остается открытым вопрос: насколько применима данная формула к той интеллектуальной сфере общественного бытия, каким является высшее образование, насколько она отвечает требованиям нравственности, наконец, насколько она эффективна и в какой мере отвечает долговременным, в том числе, общенациональным интересам российского общества.
Прежде всего, приходится констатировать, что возникновение такого положения явилось второй ступенью на пути утилизации самой идеи получения глубоких знаний. Бурный рост новых экономических вузов был обусловлен, по общему правилу, отнюдь не проснувшейся у их организаторов осознанностью ценности знаний, а чисто прагматическими соображениями. Часто за вывеской коммерческого вуза кроется простая рыночная идея максимально эффективного производства прибыли.
Сама по себе она не может считаться противоречащей нормам морали, но при одном простом условии: производимый соответствующим коммерческим предприятием «товар» должен быть надлежащего качества. Учитывая же особенность этого «товара», в данном случае отсутствуют строгие требования к нему, поскольку его недостатки связаны с весьма существенными организационными, нравственными, да и экономическими издержками и для общества в целом, и для отдельных его членов.
Достаточно очевидным является то, что «кондиционность товара», являющегося продуктом того или иного учреждения высшего экономического образования, определяется множеством самых различных факторов, в числе которых факторы чисто технического порядка, которые образуют по нашим наблюдениям и оценкам респондентов, четвертую группу проблем, среди которых:
Во-первых - недостаточная обеспеченность учебными пособиями (библиотеки), и техническими средствами обучения, и просто - надлежаще оборудованными учебными помещениями «старых» вузов. Большинство новообразованных экономических вузов не обладают минимальной технической базой, необходимой для подготовки квалифицированного специалиста.
Вместе с тем, при всей важности технических факторов, главным аспектом, обеспечивающим высокий уровень экономического образования, является, несомненно, наличие квалифицированного профессорско-преподавательс-кого состава. Что касается «традиционных» экономических вузов, то здесь данная проблема или не стоит вовсе, или должна быть формулирована несколько в ином аспекте. Во всяком случае, при прочих равных условиях, преподавателей этих вузов изменения коснулись, главным образом, в виде увеличения, зачастую весьма существенного, педагогической нагрузки.
Во-вторых - недостаточная представленность в вузах квалифицированных преподавательских кадров.
В-третьих - это уровень качества преподавания экономических дисциплин. Низкая заработная плата, рост цен, девальвация и прочие хорошо известные большинству российских граждан социальноэкономические и финансовые невзгоды заставили профессоров и преподавателей экономических вузов искать дополнительные средства для проживания, работать в двух-трех, а то и более местах. Естественно, это не могло не сказаться самым негативным образом на качестве преподавания, не говоря уже о воспитательной и иной «сопутствующей» преподаванию в вузах деятельности.
Не менее долговременный отрицательный характер будет иметь существование большого числа лиц, имеющих ученые степени, но не являющихся ни настоящими учеными, ни сколько-нибудь квалифицированными преподавателями.
Таким образом, кадровая проблема вузов своим проявлением имеет проблему вузовской экономической науки.
Переходя непосредственно к этому аспекту, следует сразу же констатировать, что существует пятая группа проблемных факторов, к которой ряд авторов относят:
- удручающее состояние нашей общественной науки. Сказанное в разной степени относится к историческим, философским и, в неменьшей степени, - экономическим наукам;
- смену социально-экономической модели общества, которая ознаменовалась не только появлением новых возможностей Б сфере науч-
ного поиска, но и весьма ощутимыми издержками;
- неограниченный либерализм и эгалитаризм в организации высшего образования. Это совсем не благо для науки, и, наоборот, определенные элитарность и иерархичность системы подготовки высококвалифицированных кадров - есть естественное условие ее существования. Понятно, что взрывной по историческим меркам процесс увеличения количества вузов потребовал соответствующего кадрового обеспечения;
- сниженные требования к кандидатским и докторским диссертациям [3].
К шестой группе трудностей при обучении экономических кадров опрошенные нами эксперты относят проблемы подготовки преподавателей учебных дисциплин для вузов.
Преподаватель вуза - одна из самых творчески сложных профессий. Эффективно обучать и воспитывать студентов может тот педагог, который обладает широким кругозором, владеет методологией, опирается в преподавании на современные научные данные, глубоко и всесторонне разбирается в вопросах педагогики и психологии высшей школы.
Как правило, большинство преподавателей не имеют педагогического образования, не владеют методикой преподавания учебной дисциплины и, как следствие, осуществляли свою преподавательскую деятельность на ситуативно-творческом уровне. И лишь немногие из таких преподавателей обладали концептуально-творческим стилем деятельности и на этой основе способны были качественно осуществлять управление не только реализацией дидактических задач учебного процесса, но оказывать влияние на воспитательную составляющую обучающихся.
Безусловно, специфика профессии бухгалтера предполагает наличие у претендентов на педагогическую работу умений объяснять, однако отсутствие элементарных педагогических знаний у профессиональных бухгалтеров на преподавательском поприще приводит к тому, что эффективность занятий невысока. Порождая тем самым инфантилизм к преподаваемому предмету, как у самого преподавателя, так и у обучаемых им студентов.
Проблема заключается еще и в том, что в высшей экономической школе нет системы подготовки педагогических кадров для своих потребностей, нет системы проверки на профессиональную пригодность специалистов в этой сфере. Да и методикой учебных дисциплин в высшей школе практически никто из бухгалтеров-преподавателей не занимается.
Отчасти проект государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению подготовки «Экономика» пытается решать эти вопросы, но, увы, не в рамках классической подготовки бухгалтеров, а в системе подготовки бакалавра.
Поскольку экономическое образование занимает «специфическое» место в системе высшей школы именно от преподавателей учебных дисциплин, их знаний, чувства ответственности за уровень организации учебного процесса, методической эрудиции зависят теоретическая подго-
товка. практические навыки, и, в конечном счете, квалификация бухгалтера.
К седьмой группе трудностей мы бы отнесли вопросы углубленной дифференциации (специализации) образования. Оценивая ситуацию в данной области, следует особо подчеркнуть, что подготовка бухгалтеров должна носить фундаментальный характер и вестись исключительно на основе Государственных образовательных стандартов, а также противодействовать усиливающемуся процессу его коммерциализации.
В конкурсном плане следует отметить два направления: а) строгий отбор на этапе приема в учебные заведения в соответствии со способностями к обучению в целом и в плане избранной специальности - в частности; б) отсеивание в процессе обучения по результатам учебы. Однако в настоящее время эти два фактора у нас практически не используются из-за нашего менталитета, и в целом из-за нашего отношения к жизни, ее ценностям.
Существует и еще одна (восьмая) группа проблемных факторов, к которой можно отнести «переспецификацию» известных педагогических технологий к экономическому образованию. Вместе с тем основные направления модернизации содержания экономического образования, по нашему мнению, должны быть нацелены на создание новых образовательных технологий. Это предполагает переориентацию экономического образования с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, воспитывать у них волевые и профессиональные качества личности, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность бухгалтеров.
Содержание профессионального экономического образования формируется не только в традиционном учебном процессе. Постоянными составляющими обучения должны стать учебно-профессиональные тренинги, работа по освоению различных профессиональных видов деятельности, включение в реальную экономическую практику.
С целью обеспечения современной направленности и интенсификации образовательного процесса на основе информационных технологий следует предусматривать включение учебных курсов с использованием диалоговых и экспертно-обучающих систем, систем поддержки принятия решений и т.д.
Таким образом, совершенствование экономического образования требует корректировки соотношения и использования форм обучения, более эффективного сочетания разных форм и методов обучения и рационального использования научно-педагогических кадров. Государственные образовательные стандарты, устанавливающие минимальные требования к содержанию основных блоков образовательнопрофессиональной программы, максимальную трудоемкость ее освоения и требования к качеству подготовки выпускников, к сожалению, не содержат конкретных механизмов реализации поставленных задач. Процесс получения знаний, по нашему мнению, должен быть ориентирован на но-
вые информационные технологии, что предполагает отступление от традиционной организации процесса обучения. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо усилить информационную составляющую подготовки специалистов в бухгалтерской сфере. Все это и определяет настоятельную необходимость совершенствования государственных образовательных стандартов высшего образования по исследуемому направлению подготовки.
Подводя итоги анализа проблемного комплекса подготовки бухгалтерских кадров в вузе, можно объединить все составляющие, регулирующие процесс обучения студентов-бухгалтеров на общие, обусловленные совокупностью трудностей подготовки бухгалтеров в большинстве вузов страны и специфические, детерминированные характером обучения бухгалтеров в вузе.
Библиографический список
1. Алексина, Т.А. Прикладная этика [Текст] / Т.А. Алексина. - М., 2004.
2. Бражникова, А. Н. Развитие профессионально значимых качеств специалиста [Текст] / А.Н. Бражникова. - Ставрополь, 2000- 214 с.: Бурцева Е.В. Методика организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения образовательной области "Правовая информатика": Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тамбов, 2002 и др.
3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы [Текст] / Е.В. Золотухина-Аболина. - Ростов н/Д5 2002.
4. Иванов, Ю.Б О необходимости развития и совершенствования экономического образования в Российской Федерации [Текст] / Ю.Б. Иванов // Вестник СОГУ.
2002. -№5.-С. 42.
5. Маслеев, А.Г. Этика и профессиональная этика: Краткий словарь [Текст] /
A.Г. Маслеев. - Екатеринбург, 2001.
6. Оринов, В.И. Экономическая наука и образование в России [Текст] /
B.И. Оринов // Экономическая наука современной России. - 2004. - № 1. - С. 18-21.
7. Протанская, Е.С. Профессиональная этика [Текст] / Е.С. Протанская. - СПб.,
2003.
8. Разин, А.В. Этика [Текст] / А.В. Разин. - 2-е изд., перераб. - М., 2004.
9. Скрипник, А.П. Этика [Текст] / А.П. Скрипник. - М., 2004 и др.
10. Фролов, И.Т. Этика науки: проблемы и дискуссии [Текст] / И.Т. Фролов. - М.,
1986; А. Пиччеи / Человеческие качества. - М., 1985 и др.
11. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008.-№ 3. - С. 61-77.
12. Апарина, Л. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л. А. Апарина//Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 3. - С. 35 - 42.
13. Скиба, М. А. Услуги в области образования, их виды и свойства [Текст] / М. А. Скиба // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 272 - 279.
14. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. -
2008. -№ 1. - С. 75-87.
15. Вяткин, А. П. Динамика рыночных и этических представлений студенческой молодежи в процессе социализазии [Текст] / А. П. Вяткин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 234-242.
16. Шипилина, Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании [Текст] / Л. А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал. — 2009. -№ 1.-С. 360 - 372.
17. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.
18. Таратонова, Е. Е. Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза [Текст] / Е. Е. Таратонова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 363 - 369.
19. Шульгина, Л, А. Интегративная основа качества процессов и результатов обучения студентов вуза [Текст] / Л. А. Кульгина // Сибирский педагогический журнал. -
2009. -№ 2.- С. 65 - 75.
20. Игнатьева, Е. Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е. Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 122-130.
21. Итин, Ю. К- Качество образовательного процесса высшей школе как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008,- № 2. -
С. 82-101.