7. Урсова, О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... канд пед. наук / О. В. Урсова. - Великий Новгород, 2006. - 24 с.
8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. [Текст] / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с.
9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / Под. ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - М.: 1981. - 816 с.
10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
11. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
12. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.
13. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровень и этапы ее формирования [Текст] / Т. А. Хайновская // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 99-106.
14. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, С. А. Мойдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 275-281.
15. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-165.
УДК 372.881.111.1:004.588
К. С. Быкадорова, K. S. Bykadorova.
Аспирант Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected], Новосибирск
Post-graduate student of the Novosibirsk State University of Architecture and Construction, [email protected], Novosibirsk
Э. Г. Скибицкий, E. G. Skibitsky.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, [email protected], Новосибирск
Head of the chair of Pedagogics and Psychology, doctor ofpedagogy, professor of the Siberian Academy of Finance and Banking, [email protected], Novosibirsk
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
В связи с изменениями социального заказа профессиональной школы, сегодня смещены целевые установки в дисциплинарных областях знаний. Это обозначено в «Законе об образовании». В сегодняшней ситуации общепринятой стала мысль
о том, что, выпускник образовательного учреждения должен представлять собой личность, обладающей готовностью, создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действия в ситуациях, в которых не срабатывают знания и умения, полученные в процессе обучения в вузе. Выполнить это сможет компетентный специалист, способный видеть проблемы собственной профессиональной деятельности в связи с современными требованиями быстро изменяющейся ситуации на рынке труда и интенсивным применением современных средств информатизации при решении профессиональных задач. Развитие средств информатизации позволит проектировать современные инфраструктуры и предоставлять на их основе качественные услуги и высокий уровень доступности различного назначения информации для специалистов.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена 7 февраля 2008 г. № Пр.-212) для решения этой задачи необходимо целенаправленно использовать высокие технологии, в том числе и современные средства информатизации, которые представляют собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных средств и различного вида обеспечения (технического, программного, психологического, педагогического. методического, эргономического и др.), направленных на подготовку компетентных специалистов в различных областях науки и образования, в том числе и транспортной сфере.
Средства информатизации в вузах используются в трех взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях: управление образовательным процессом; научно-исследовательская деятельность в вузе; средство развития участников процесса обучения. Содержание направлений представлено на рис. 1.
Основные направления связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга, при этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие полезность (целесообразность и эффективность) их применения. Многолетние исследования показывают, что наибольший эффект реализации средств информатизации в педагогическом процессе достигается при тесном и целенаправленном взаимодействии компонентов в системе образования.
В настоящее время в процессе подготовки будущих специалистов используются следующие средства информатизации: мультимедиа-технологии, электронная почта, видеоконференции, гипертекстовые технологии, телеконференции, Web-серверы и др. Их применение позволяет повысить результативность усвоения знаний по отдельным областям; развить общие когнитивные способности обучающихся; осуществлять автоматизированное тестирование и грамотно интерпретировать полученные результаты, применять их в практической деятельности; прививать умение использовать средства информатизации при проведении научноисследовательских работ; усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств компьютерной программы); моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления и др.
Рис. 1. Направления использования средств информатизации образования
Результативность информатизации педагогического процесса в вузе зависит от выполнения различных требований. Они показаны на рис. 2.
При реализации третьего направления информатизации образования решается ряд взаимосвязанных задач: а) обеспечение системы профессиональной подготовки специалистов транспорта современными средствами информатизации; б) целенаправленное моделирование, проектирование и конструирование педагогически полезного программного обеспечения учебного назначения (целостные компьютеризированные курсы, компьютерные учебники и др.); в) разработка теоретических основ использования в системе профессиональной подготовки специалистов транспорта программных средств учебного назначения; г) непрерывная подготовка педагогических кадров и участников команды «Разработчик» для работы в информационно-образовательной среде вуза; д) создание научного дидактического и методического обеспечения процесса подготовки специалистов транспорта;
з) организация управления процессом информатизации системы профессиональной подготовки специалистов транспорта; е) построение баз данных программных средств учебного назначения; и) создание в системе вуза органа, который бы осуществлял координацию процесса информатизации.
Рис. 2. Требования к информатизации образовательного учреждения
Решение этих задач требует комплексных усилий не только образовательного учреждения, но и всего общества. Успешная реализация вышеназванных задач позволит: сформировать у специалистов навыков целенаправленной работы с различного вида информацией с использованием современных средств информатизации; вовлечь каждого специалиста в активный процесс моделирования, проектирования и конструирования программных средств учебного назначения; осуществлять свободный доступ к необходимой информации не только в информационных ресурсных центрах своего образовательного учреждения, но и в центрах других стран мира; вести общение с коллегами из других образовательных учреждений своего и других регионов страны и даже других стран мира; работать совместно в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, в том числе по проблемам информатизации образования, проявляя при этом определенную
коммуникативную компетентность; формировать этику работы в телекоммуникационных сетях.
Проведенный анализ современной психологической, педагогической, методической и технической литературы показал, что наименее изученным и разработанным является третье направление, т. е. проблемы проектирования и конструирования педагогически полезных учебных продуктов для развития участников процесса обучения. Эта проблема является основной в звене применения средств информатизации с целью подготовки компетентных специалистов транспорта.
Изучение психолого-педагогической и специальной литературы показало, что все учебные программные продукты разрабатываются на основе мультимедиа-технологий - богатейшего арсенала способов представления разнообразной учебной информации. В литературе термин «мультимедиа-технология» (англ. multi - много и media - среда) рассматривается как информационная технология, интегрирующая аудиовизуальную информацию нескольких сред (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности [1; 2; 3; 4 и др.].
Первые проекты по разработке и внедрению «раннего» мультимедиа (его прототипа - интерактивное видео) в педагогический процесс вузов начали разрабатываться в Великобритании в 1983 г. В России освоение нового дидактического компьютерного средства началось с середины 90-х годов прошлого столетия.
Наши исследования показали, что мультимедиа-технологии выступают в качестве особых интеллектуальных средств деятельности и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими информационными технологиями. Они проявляются в следующем: являются педагогическим средством постоянного совершенствования содержания, форм и методов воспитания, образования и развития в современных условиях; обеспечивают достижение обучающимися высокого общеинтеллектуального уровня развития, необходимого не только для успешной учебной деятельности, но и для последующей жизнедеятельности в информационном мире; дают возможность выявить и поддерживать студентов с лингвистическими способностями; представляют собой основу для использования в условиях дистанционного обучения; обеспечивают доступ к передовым методам воспитания и обучения широкой педагогической общественности благодаря всемирной сети Internet и разветвленной коммуникационной сети; позволяют: а) моделировать предметное содержание объектов усвоения; б) выбирать приоритетный способ действия; в) организовывать соответствующую модель общения в ходе выполнения совместной деятельности: «студент-группа студентов», «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-компьютер», «студент-компьютер-студент», «студент-компьютер-преподаватель»; г) реализовывать адекватные структуре совместной деятельности и содержанию объектов усвоения формы контроля и оценки учебных действий обучающихся и др.; создают искусственную языковую среду и позволяют обеспечить изучение иностранного языка (ИЯ) в индивидуальном темпе, повысить самостоятельность и ответственность студента, организовать обучение ИЯ для всех возрастных групп, выстроить обучение ИЯ в соответствии с интересами, целями учащегося, ввести в обучение ИЯ межкультурный компонент.
Однако наряду с положительными сторонами мультимедиа-технологий существуют негативные тенденции, препятствующие массовому проектированию и конструированию и внедрению их в процесс обучения. К ним можно отнести: недостаточная готовность существующей системы образования к активному
использованию мультимедиа-технологий, интеграции их в педагогический процесс и организации его на базе вышеназванных технологий; дефицит квалифицированных разработчиков; отсутствие развитой методологии построения мультимедиа технологий; недостаток финансовых средств на проектирование, конструирование и широкое внедрение мультимедиа-технологий в реальную образовательную практику; не разработан аппарат оценки полезности (целесообразность и эффективность) мультимедиа-технологий.
В настоящее время по степени адаптации выделяются три типа мультимедиатехнологий, которые находят широкое применение в высшей школе: а) обучающие программы, являющиеся учебно-научными по своему содержанию и представляющие гипертекстовую структуру (компьютеризированный учебник), в котором компьютерная часть представлена электронным конспектом лекций и электронным альбомом схем и наглядных пособий, комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины, автоматизированной системы оценки и контроля знаний; б) справочные программы, содержащие информацию. В таких мультимедиа-программах содержание может быть представлено на трех уровнях: наблюдения, теоретическом и практическом; в) мультимедийные средства в электронных пособиях восполняют дефицит аудиовизуальных аспектов коммуникаций при общении с «машиной» и придают подаче содержательной учебной информации вид, привычный и понятный новому поколению студентов.
Мультимедиа-технологии в процессе обучения выполняют следующие дидактические функции: информационная, организующая, стимулирующая, координирующая, управляющая, контрольно-корректирующая, коммуникативная, эстетическая и мотивирующая [3].
В структуру мультимедиа-технологий входят взаимосвязанные компоненты такие как: электронный учебник, практикум, система тестов, мониторинг, методическое сопровождение процесса обучения (рис. 3). Рассмотрим кратко их содержание.
1. Электронный учебник предназначен для обеспечения самостоятельной работы студентов в режиме «on line» в локальной сети компьютерной аудитории и/или в режиме «off line» на персональном компьютере с использованием компакт-диска. Он состоит из курса лекций, структурно-логических схем, глоссария и тестов. Содержательная учебная информация в учебнике представлена в виде взаимосвязанных по целям и задачам модулей. Для представления содержательной учебной информации применяется видео-сопровождение, обеспечивающее большой арсенал различных способов развертывания содержания образования по той или иной области знаний.
2. Практикум предназначен для закрепления, полученных в ходе лекционных занятий, умений и навыков. Он включает в себя различного уровня задания (простые, повышенной сложности и проблемные), задания на выполнение лабораторных работ, а также тесты.
3. Педагогический мониторинг результатов учебной деятельности студентов обеспечивает накопление данных о достижениях их учебной работы, а также определение условий протекания педагогического процесса. Такая информация позволяет педагогу осуществлять анализ и оценку изменений учебной деятельности обучающихся, вносить коррективы в содержание электронного учебника, а также в алгоритм управления.
Рис. 3. Структура мультимедиа-технологии
4. Методическое сопровождение применения мультимедиа-технологии включает инструкции обучающемуся по работе с технологией, методические рекомендации педагогу по управлению процессом обучения на основе мультимедиа-технологий и дидактическое обеспечение.
Система тестов, входящая в структуру электронного учебника и практикума, предназначена для проведения входного, промежуточного и итогового контроля, ранжирования обучающихся и/или определения уровней их индивидуальных учебных достижений.
Включение в структуру мультимедиа-технологии web-компонента позволяет реализовать гибкую технологию обучения (flexible learning), в которой имеются как элементы традиционного педагогического процесса, так и элементы опосредованного телекоммуникационной средой электронного обучения.
Рис. 5. Схема обучения на основе мультимедиа-технологии
Алгоритм обучения с использованием мультимедиа-технологии представлен на рис. 4.
При проектировании мультимедиа-технологий учитываются характеристики, которые представлены на рис. 5.
№ п/п Критерии Показатели
1 Функциональные возможности Пригодность (дидактическая, методическая), способность к взаимодействию с конкретными системами, согласованность, защищенность
2 Надежность Стабильность, устойчивость к ошибкам при нарушении порядка работы с технологией, восстанавливаемость
3 Практичность Понятность, простота применения, обеспечение санитарногигиенических норм
4 Педагогическая полезность Характер изменений во времени требований к объему представления содержательной учебной информации, применяемым методикам, средствам и организационным формам обучения, критериальному аппарату
5 Сопровождаемость Анализируемость, изменяемость, устойчивость, тестируемость
6 Мобильность Адаптируемость, простота внедрения, соответствие, взаимозаменяемость
7 Безопасность Набор эргономических требований при работе с технологией
Рис. 5. Система характеристик качества мультимедиа-технологии
Содержание и структура мультимедиа-технологии зависят от решаемых педагогических задач в процессе подготовки студентов. Алгоритм выбора технологии для реализации ее в процессе обучения показан на рис. 6.
При проектировании, конструировании и внедрении мультимедиа-технологий в педагогический процесс необходимо в комплексе учитывать следующие взаимосвязанные условия: правовые, финансово-материальные, программно-технические, педагогические, организационные, маркетинговые, эргономические, психологические и кадровые.
Важной задачей при моделировании, проектировании, конструировании и внедрении мультимедиа-технологий в процесс обучения является подготовка педагогов.
Для подготовки педагогов к использованию средств информатизации, в том числе и мультимедиа-технологий нами разработан интегрированный курс «Средства информатизации в образовании».
В основу его разработки положены два аспекта:
- общекультурные знания и умения в области средств информатизации, являющиеся общей информационной (пользовательской) компетентностью педагога;
- профессионально-предметные знания в области средств информатизации, представляющие собой профессиональный уровень их применения, в том числе и мультимедиа-технологии в дисциплинарной области знаний и профессионально сопровождающие деятельность педагога.
Вид мультимедиа-технологии в Оценка и прогноз вост- Оценка последствий
соответствии с решаемой педаго- ребованности на рынке использования в реаль-
гической задачей по данной о образовательных услуг о ной практике мультиме-
области знаний мультимедиа-технологии диа-технологии
Разработка технического задания
Проектирование проекта мультимедиатехнологии *
Создание опытного образца мультимедиатехнологии
V
Внедрение мультимедиа-технологии в реальную практику
Рис. 6. Алгоритм выбора, проектирования, конструирования и внедрения мультимедиа-технологии в реальную образовательную практику
Курс включает следующие разделы:
1. Психолого-педагогические и эргономические аспекты использования средств информатизации в системе образования.
2. Характеристика педагогических возможностей средств информатизации.
3. Моделирование, проектирование и конструирование мультимедиа-технологий по различным областям знаний.
4. Методика управления процессом обучения на основе использования мультимедиа-технологий.
5. Экспертиза мультимедиа-технологий.
6. Этика и культура использования средств информатизации.
Результатом обучения педагогов является выполнение проектной работы по
соответствующей предметной области, которая включает:
- методическое обоснование выбора той или иной мультимедиа-технологии для решения педагогических задач;
- разработка сценарного плана занятия с применением мультимедиатехнологии;
- практическая реализация сценарного плана в процессе обучения.
После защиты проекта педагоги получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в области средств информатизации в объеме 72 часа.
С учетом сказанного выше, нами сконструирована мультимедиа-технология, которая широко применяется при изучении иностранных языков. Полученные в процессе эксперимента данные, показывают, что она позволяет раскрыть, развить и совершенствовать лингвистические способности студентов; повысить творческую активность и самостоятельность обучающихся; формировать положительное отношение к учебе, что создает благоприятные условия для целостного развития личности и ее способностей.
Библиографический список
1. Кириллова, Н. Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации [Текст] / Н. Б. Кириллова // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 13-20.
2. Фролова, Н. Х. Проблемы применения мультимедийных технологий в высшей школе // Высокие технологии в педагогическом процессе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов [Текст] / Н. Х. Фролова - Н. Новгород: ВГИПИ, 2000. - С. 96-98.
3. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М., 1990. - С. 23-37.
4. Анисимова, Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства [Текст]: монография. / Н. С. Анисимова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 35-44.
5. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-24.
6. Арзуханова, С. А. Игровые технологии как средство формирования профессиональной компетентности специалистов экономической сферы [Текст] / С. А. Арзуханова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 288-295.
7. Зайнутдинова, Л. Х. Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова, В. Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 283-288.
8. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды [Текст] / А. В. Копеин, Е. А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 264-275.
9. Лебедева, И. П. Дидактические подходы к обучению математике на основе использования электронных образовательных ресурсов [Текст] / И. П. Лебедева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 68-76.
10. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 122-131.