Научная статья на тему 'Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза'

Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС / MEANS OF INFORMATION / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / ALGORITHM OF TRAINING / CRITERIA / INTEGRATED COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкадорова Екатерина Сергеевна, Скибицкий Эдуард Григорьевич

Показаны направления применения средств информатизации в системе образования. Представлены структура и описание мультимедиа-технологий. Приведены их характеристики и функции, описан алгоритм обучения. Обозначены критерии оценки полезности мультимедиа-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкадорова Екатерина Сергеевна, Скибицкий Эдуард Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information means as a pedagogical tool for preparation of competent graduates of transport higher schools

The authors show the ways of application of information means in education. The structure and the description of multimedia technologies are presented as well as their characteristics and function. The paper describes algorithms of training and criteria of utility of multimedia technologies.

Текст научной работы на тему «Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза»

7. Урсова, О. В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... канд пед. наук / О. В. Урсова. - Великий Новгород, 2006. - 24 с.

8. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. [Текст] / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - 568 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / Под. ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - М.: 1981. - 816 с.

10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

11. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

12. Мамонтова, Т. С. Компетентностный подход как основное направление совершенствования методической подготовки студентов на современном этапе модернизации педагогического образования [Текст] / Т. С. Мамонтова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 37-42.

13. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровень и этапы ее формирования [Текст] / Т. А. Хайновская // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 99-106.

14. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, С. А. Мойдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 275-281.

15. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-165.

УДК 372.881.111.1:004.588

К. С. Быкадорова, K. S. Bykadorova.

Аспирант Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected], Новосибирск

Post-graduate student of the Novosibirsk State University of Architecture and Construction, [email protected], Novosibirsk

Э. Г. Скибицкий, E. G. Skibitsky.

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Сибирской академии финансов и банковского дела, [email protected], Новосибирск

Head of the chair of Pedagogics and Psychology, doctor ofpedagogy, professor of the Siberian Academy of Finance and Banking, [email protected], Novosibirsk

СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНЫХ ВЫПУСКНИКОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

В связи с изменениями социального заказа профессиональной школы, сегодня смещены целевые установки в дисциплинарных областях знаний. Это обозначено в «Законе об образовании». В сегодняшней ситуации общепринятой стала мысль

о том, что, выпускник образовательного учреждения должен представлять собой личность, обладающей готовностью, создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действия в ситуациях, в которых не срабатывают знания и умения, полученные в процессе обучения в вузе. Выполнить это сможет компетентный специалист, способный видеть проблемы собственной профессиональной деятельности в связи с современными требованиями быстро изменяющейся ситуации на рынке труда и интенсивным применением современных средств информатизации при решении профессиональных задач. Развитие средств информатизации позволит проектировать современные инфраструктуры и предоставлять на их основе качественные услуги и высокий уровень доступности различного назначения информации для специалистов.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена 7 февраля 2008 г. № Пр.-212) для решения этой задачи необходимо целенаправленно использовать высокие технологии, в том числе и современные средства информатизации, которые представляют собой совокупность информационных технологий, телекоммуникационных средств и различного вида обеспечения (технического, программного, психологического, педагогического. методического, эргономического и др.), направленных на подготовку компетентных специалистов в различных областях науки и образования, в том числе и транспортной сфере.

Средства информатизации в вузах используются в трех взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях: управление образовательным процессом; научно-исследовательская деятельность в вузе; средство развития участников процесса обучения. Содержание направлений представлено на рис. 1.

Основные направления связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга, при этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие полезность (целесообразность и эффективность) их применения. Многолетние исследования показывают, что наибольший эффект реализации средств информатизации в педагогическом процессе достигается при тесном и целенаправленном взаимодействии компонентов в системе образования.

В настоящее время в процессе подготовки будущих специалистов используются следующие средства информатизации: мультимедиа-технологии, электронная почта, видеоконференции, гипертекстовые технологии, телеконференции, Web-серверы и др. Их применение позволяет повысить результативность усвоения знаний по отдельным областям; развить общие когнитивные способности обучающихся; осуществлять автоматизированное тестирование и грамотно интерпретировать полученные результаты, применять их в практической деятельности; прививать умение использовать средства информатизации при проведении научноисследовательских работ; усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств компьютерной программы); моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления и др.

Рис. 1. Направления использования средств информатизации образования

Результативность информатизации педагогического процесса в вузе зависит от выполнения различных требований. Они показаны на рис. 2.

При реализации третьего направления информатизации образования решается ряд взаимосвязанных задач: а) обеспечение системы профессиональной подготовки специалистов транспорта современными средствами информатизации; б) целенаправленное моделирование, проектирование и конструирование педагогически полезного программного обеспечения учебного назначения (целостные компьютеризированные курсы, компьютерные учебники и др.); в) разработка теоретических основ использования в системе профессиональной подготовки специалистов транспорта программных средств учебного назначения; г) непрерывная подготовка педагогических кадров и участников команды «Разработчик» для работы в информационно-образовательной среде вуза; д) создание научного дидактического и методического обеспечения процесса подготовки специалистов транспорта;

з) организация управления процессом информатизации системы профессиональной подготовки специалистов транспорта; е) построение баз данных программных средств учебного назначения; и) создание в системе вуза органа, который бы осуществлял координацию процесса информатизации.

Рис. 2. Требования к информатизации образовательного учреждения

Решение этих задач требует комплексных усилий не только образовательного учреждения, но и всего общества. Успешная реализация вышеназванных задач позволит: сформировать у специалистов навыков целенаправленной работы с различного вида информацией с использованием современных средств информатизации; вовлечь каждого специалиста в активный процесс моделирования, проектирования и конструирования программных средств учебного назначения; осуществлять свободный доступ к необходимой информации не только в информационных ресурсных центрах своего образовательного учреждения, но и в центрах других стран мира; вести общение с коллегами из других образовательных учреждений своего и других регионов страны и даже других стран мира; работать совместно в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, в том числе по проблемам информатизации образования, проявляя при этом определенную

коммуникативную компетентность; формировать этику работы в телекоммуникационных сетях.

Проведенный анализ современной психологической, педагогической, методической и технической литературы показал, что наименее изученным и разработанным является третье направление, т. е. проблемы проектирования и конструирования педагогически полезных учебных продуктов для развития участников процесса обучения. Эта проблема является основной в звене применения средств информатизации с целью подготовки компетентных специалистов транспорта.

Изучение психолого-педагогической и специальной литературы показало, что все учебные программные продукты разрабатываются на основе мультимедиа-технологий - богатейшего арсенала способов представления разнообразной учебной информации. В литературе термин «мультимедиа-технология» (англ. multi - много и media - среда) рассматривается как информационная технология, интегрирующая аудиовизуальную информацию нескольких сред (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности [1; 2; 3; 4 и др.].

Первые проекты по разработке и внедрению «раннего» мультимедиа (его прототипа - интерактивное видео) в педагогический процесс вузов начали разрабатываться в Великобритании в 1983 г. В России освоение нового дидактического компьютерного средства началось с середины 90-х годов прошлого столетия.

Наши исследования показали, что мультимедиа-технологии выступают в качестве особых интеллектуальных средств деятельности и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими информационными технологиями. Они проявляются в следующем: являются педагогическим средством постоянного совершенствования содержания, форм и методов воспитания, образования и развития в современных условиях; обеспечивают достижение обучающимися высокого общеинтеллектуального уровня развития, необходимого не только для успешной учебной деятельности, но и для последующей жизнедеятельности в информационном мире; дают возможность выявить и поддерживать студентов с лингвистическими способностями; представляют собой основу для использования в условиях дистанционного обучения; обеспечивают доступ к передовым методам воспитания и обучения широкой педагогической общественности благодаря всемирной сети Internet и разветвленной коммуникационной сети; позволяют: а) моделировать предметное содержание объектов усвоения; б) выбирать приоритетный способ действия; в) организовывать соответствующую модель общения в ходе выполнения совместной деятельности: «студент-группа студентов», «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-компьютер», «студент-компьютер-студент», «студент-компьютер-преподаватель»; г) реализовывать адекватные структуре совместной деятельности и содержанию объектов усвоения формы контроля и оценки учебных действий обучающихся и др.; создают искусственную языковую среду и позволяют обеспечить изучение иностранного языка (ИЯ) в индивидуальном темпе, повысить самостоятельность и ответственность студента, организовать обучение ИЯ для всех возрастных групп, выстроить обучение ИЯ в соответствии с интересами, целями учащегося, ввести в обучение ИЯ межкультурный компонент.

Однако наряду с положительными сторонами мультимедиа-технологий существуют негативные тенденции, препятствующие массовому проектированию и конструированию и внедрению их в процесс обучения. К ним можно отнести: недостаточная готовность существующей системы образования к активному

использованию мультимедиа-технологий, интеграции их в педагогический процесс и организации его на базе вышеназванных технологий; дефицит квалифицированных разработчиков; отсутствие развитой методологии построения мультимедиа технологий; недостаток финансовых средств на проектирование, конструирование и широкое внедрение мультимедиа-технологий в реальную образовательную практику; не разработан аппарат оценки полезности (целесообразность и эффективность) мультимедиа-технологий.

В настоящее время по степени адаптации выделяются три типа мультимедиатехнологий, которые находят широкое применение в высшей школе: а) обучающие программы, являющиеся учебно-научными по своему содержанию и представляющие гипертекстовую структуру (компьютеризированный учебник), в котором компьютерная часть представлена электронным конспектом лекций и электронным альбомом схем и наглядных пособий, комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины, автоматизированной системы оценки и контроля знаний; б) справочные программы, содержащие информацию. В таких мультимедиа-программах содержание может быть представлено на трех уровнях: наблюдения, теоретическом и практическом; в) мультимедийные средства в электронных пособиях восполняют дефицит аудиовизуальных аспектов коммуникаций при общении с «машиной» и придают подаче содержательной учебной информации вид, привычный и понятный новому поколению студентов.

Мультимедиа-технологии в процессе обучения выполняют следующие дидактические функции: информационная, организующая, стимулирующая, координирующая, управляющая, контрольно-корректирующая, коммуникативная, эстетическая и мотивирующая [3].

В структуру мультимедиа-технологий входят взаимосвязанные компоненты такие как: электронный учебник, практикум, система тестов, мониторинг, методическое сопровождение процесса обучения (рис. 3). Рассмотрим кратко их содержание.

1. Электронный учебник предназначен для обеспечения самостоятельной работы студентов в режиме «on line» в локальной сети компьютерной аудитории и/или в режиме «off line» на персональном компьютере с использованием компакт-диска. Он состоит из курса лекций, структурно-логических схем, глоссария и тестов. Содержательная учебная информация в учебнике представлена в виде взаимосвязанных по целям и задачам модулей. Для представления содержательной учебной информации применяется видео-сопровождение, обеспечивающее большой арсенал различных способов развертывания содержания образования по той или иной области знаний.

2. Практикум предназначен для закрепления, полученных в ходе лекционных занятий, умений и навыков. Он включает в себя различного уровня задания (простые, повышенной сложности и проблемные), задания на выполнение лабораторных работ, а также тесты.

3. Педагогический мониторинг результатов учебной деятельности студентов обеспечивает накопление данных о достижениях их учебной работы, а также определение условий протекания педагогического процесса. Такая информация позволяет педагогу осуществлять анализ и оценку изменений учебной деятельности обучающихся, вносить коррективы в содержание электронного учебника, а также в алгоритм управления.

Рис. 3. Структура мультимедиа-технологии

4. Методическое сопровождение применения мультимедиа-технологии включает инструкции обучающемуся по работе с технологией, методические рекомендации педагогу по управлению процессом обучения на основе мультимедиа-технологий и дидактическое обеспечение.

Система тестов, входящая в структуру электронного учебника и практикума, предназначена для проведения входного, промежуточного и итогового контроля, ранжирования обучающихся и/или определения уровней их индивидуальных учебных достижений.

Включение в структуру мультимедиа-технологии web-компонента позволяет реализовать гибкую технологию обучения (flexible learning), в которой имеются как элементы традиционного педагогического процесса, так и элементы опосредованного телекоммуникационной средой электронного обучения.

Рис. 5. Схема обучения на основе мультимедиа-технологии

Алгоритм обучения с использованием мультимедиа-технологии представлен на рис. 4.

При проектировании мультимедиа-технологий учитываются характеристики, которые представлены на рис. 5.

№ п/п Критерии Показатели

1 Функциональные возможности Пригодность (дидактическая, методическая), способность к взаимодействию с конкретными системами, согласованность, защищенность

2 Надежность Стабильность, устойчивость к ошибкам при нарушении порядка работы с технологией, восстанавливаемость

3 Практичность Понятность, простота применения, обеспечение санитарногигиенических норм

4 Педагогическая полезность Характер изменений во времени требований к объему представления содержательной учебной информации, применяемым методикам, средствам и организационным формам обучения, критериальному аппарату

5 Сопровождаемость Анализируемость, изменяемость, устойчивость, тестируемость

6 Мобильность Адаптируемость, простота внедрения, соответствие, взаимозаменяемость

7 Безопасность Набор эргономических требований при работе с технологией

Рис. 5. Система характеристик качества мультимедиа-технологии

Содержание и структура мультимедиа-технологии зависят от решаемых педагогических задач в процессе подготовки студентов. Алгоритм выбора технологии для реализации ее в процессе обучения показан на рис. 6.

При проектировании, конструировании и внедрении мультимедиа-технологий в педагогический процесс необходимо в комплексе учитывать следующие взаимосвязанные условия: правовые, финансово-материальные, программно-технические, педагогические, организационные, маркетинговые, эргономические, психологические и кадровые.

Важной задачей при моделировании, проектировании, конструировании и внедрении мультимедиа-технологий в процесс обучения является подготовка педагогов.

Для подготовки педагогов к использованию средств информатизации, в том числе и мультимедиа-технологий нами разработан интегрированный курс «Средства информатизации в образовании».

В основу его разработки положены два аспекта:

- общекультурные знания и умения в области средств информатизации, являющиеся общей информационной (пользовательской) компетентностью педагога;

- профессионально-предметные знания в области средств информатизации, представляющие собой профессиональный уровень их применения, в том числе и мультимедиа-технологии в дисциплинарной области знаний и профессионально сопровождающие деятельность педагога.

Вид мультимедиа-технологии в Оценка и прогноз вост- Оценка последствий

соответствии с решаемой педаго- ребованности на рынке использования в реаль-

гической задачей по данной о образовательных услуг о ной практике мультиме-

области знаний мультимедиа-технологии диа-технологии

Разработка технического задания

Проектирование проекта мультимедиатехнологии *

Создание опытного образца мультимедиатехнологии

V

Внедрение мультимедиа-технологии в реальную практику

Рис. 6. Алгоритм выбора, проектирования, конструирования и внедрения мультимедиа-технологии в реальную образовательную практику

Курс включает следующие разделы:

1. Психолого-педагогические и эргономические аспекты использования средств информатизации в системе образования.

2. Характеристика педагогических возможностей средств информатизации.

3. Моделирование, проектирование и конструирование мультимедиа-технологий по различным областям знаний.

4. Методика управления процессом обучения на основе использования мультимедиа-технологий.

5. Экспертиза мультимедиа-технологий.

6. Этика и культура использования средств информатизации.

Результатом обучения педагогов является выполнение проектной работы по

соответствующей предметной области, которая включает:

- методическое обоснование выбора той или иной мультимедиа-технологии для решения педагогических задач;

- разработка сценарного плана занятия с применением мультимедиатехнологии;

- практическая реализация сценарного плана в процессе обучения.

После защиты проекта педагоги получают удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в области средств информатизации в объеме 72 часа.

С учетом сказанного выше, нами сконструирована мультимедиа-технология, которая широко применяется при изучении иностранных языков. Полученные в процессе эксперимента данные, показывают, что она позволяет раскрыть, развить и совершенствовать лингвистические способности студентов; повысить творческую активность и самостоятельность обучающихся; формировать положительное отношение к учебе, что создает благоприятные условия для целостного развития личности и ее способностей.

Библиографический список

1. Кириллова, Н. Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации [Текст] / Н. Б. Кириллова // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 13-20.

2. Фролова, Н. Х. Проблемы применения мультимедийных технологий в высшей школе // Высокие технологии в педагогическом процессе: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов [Текст] / Н. Х. Фролова - Н. Новгород: ВГИПИ, 2000. - С. 96-98.

3. Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] / А. В. Шариков. - М., 1990. - С. 23-37.

4. Анисимова, Н. С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства [Текст]: монография. / Н. С. Анисимова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 35-44.

5. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе развития самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-24.

6. Арзуханова, С. А. Игровые технологии как средство формирования профессиональной компетентности специалистов экономической сферы [Текст] / С. А. Арзуханова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 288-295.

7. Зайнутдинова, Л. Х. Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума [Текст] / Л. Х. Зайнутдинова, В. Н. Миронов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 283-288.

8. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды [Текст] / А. В. Копеин, Е. А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 264-275.

9. Лебедева, И. П. Дидактические подходы к обучению математике на основе использования электронных образовательных ресурсов [Текст] / И. П. Лебедева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 68-76.

10. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования [Текст] / Н. В. Соловова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 3. - С. 122-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.