Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональных компетенций студентов педвузов в области мультимедиатехнологий'

Модель формирования профессиональных компетенций студентов педвузов в области мультимедиатехнологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / MODEL / INFORMATION TECHNOLOGY EDUCATION / MULTIMEDIA TECHNOLOGY COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатаева Ровзан Салимсултановна

Статья раскрывает проблемы формирования профессиональных компетенций студентов в использовании технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе. Определена система информационной компетентности в области мультимедиа, представлена модель компетенций выпускника вуза в области мультимедиатехнологий в соответствии с ФГОС-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of forming professional competence of pedagogical higher school students in the sphere of multimedia technologies

The article challenges the formation of professional competence of students in the use of multimedia technology in the educational process. Defined a system of information literacy in the field of multimedia, a model of competence in the area of the graduates of multimedia technology in accordance with the Federal state educational standard-3 (FSES-3).

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональных компетенций студентов педвузов в области мультимедиатехнологий»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ОБЛАСТИ МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Р.С. Хатаева

Кафедра информатики Чеченский государственный педагогический институт Киевская д., 33, Грозный, Россия, 364051

Статья раскрывает проблемы формирования профессиональных компетенций студентов в использовании технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе. Определена система информационной компетентности в области мультимедиа, представлена модель компетенций выпускника вуза в области мультимедиатехнологий в соответствии с ФГОС-3.

Ключевые слова: модель, информационные технологии обучения, мультимедиатехнологии, компетенции.

Мультимедийные средства обучения — перспективный и высокоэффективный инструментарий, позволяющий предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

Все зарубежные проекты и отечественные исследования по внедрению мультимедиа свидетельствуют о высоком образовательном потенциале нового дидактического средства, но подчеркивается, что отсутствие должной организации учебного процесса с применением мультимедиа затрудняет реализацию его возможностей.

Для понимания роли информационных технологий в образовании (ИТО) необходимо разобраться с сутью этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же — конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности пе-

дагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

С позиции рассмотрения использования технологий мультимедиа в учебно-воспитательном процессе наибольший интерес представляют обучающие и тренировочные системы. Мультимедиа не только обеспечивают множественные каналы подачи информации, но и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед студентами открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).

Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие студента. Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая сугубо дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированного на некоторого «усредненного» обучаемого. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям средств массовой информации и коммуникации новое развитие. Медиа вносят принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию студентами своей деятельности, ее саморегуляцию, что трудно реализуемо даже в условиях индивидуального обучения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденного 22 декабря 2009 г., модель специалиста с высшим образованием описывается наличием двух типов компетенций: общих (ключевых) и специальных (предметно-специализированных). Общие компетенции отражают междисциплинарные требования к результату образовательного процесса и представляют собой совокупность личностных качеств и способностей, которые необходимо развивать у будущего специалиста.

Предметно-специализированные компетенции связаны с областью специализации выпускника, предполагают наличие конкретных специальных профессиональных знаний и умений и могут быть выделены из видов его профессиональной деятельности. Система информационной компетентности в области мультимедиа включает в себя: психологическую сферу компетентности, под которой понимается разная степень сформированности направленности на использование МТ в профессиональной деятельности, наличие интереса к этим технологиям и по-

требности к самообразованию в этой области знаний, развитие профессионального мышления; научно-теоретическую сферу компетентности в виде необходимого объема специальных знаний для дальнейшей профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации; практическую сферу компетентности, предполагающую наличие сформированных на требуемом уровне профессиональных навыков и умений использования МТ.

Понятие компетентности, как и понятие готовности к использованию новых информационных технологий (НИТ) студентами в учебном процессе, существует в виде интегрального образования, включающего в себя высокую мотивацию к использованию НИТ, знание теоретических аспектов использования НИТ, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализации комплекса профессиональных умений в новых условиях деятельности.

Модель компетенций выпускника в области мультимедиатехнологий представлена на рисунке.

Совокупность личностных качеств и способностей , которые необходимо развивать у будущего специалиста

Готов использовать основные методы способы и средства получения, хранения, переработки информации

Готов работать с компьютером как средством управления информацией

Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Мотивационно-ценностные (потребности успешного использования мультимедиа-технологии у студентов в процессе обучения и в их дальнейшей профессиональной деятельности

Когнитивно-деятельностные (сформированность знаний, умений и навыков в данном виде деятельности)

Эмоционально-волевые (объективная самооценка собственной подготовленности к профессиональной деятельности в условиях использования информационных и коммуникационных технологий)

Рис. Модель компетенций выпускника вуза в области мультимедиатехнологий

Мультимедиа являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Применение мультимедийных средств обучения обогащает стратегии преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также помогает студенту в учебном процессе. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, чем статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал. Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим преподавателю предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М.: ИИО РАО, 2006.

[2] Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: Учеб. пособие для студентов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

[3] Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

[4] Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — URL: http:eidos.ru/journal/2002/0423.htm

[5] Кручинина Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования). — М.: Прометей, 1996.

[6] Профессиональные стандарты в области информационных технологий. — URL: http ://www.apkit.ru/ default. asp?artID=55 73

LITERATURA

[1] Robert I. V. Tolkovyj slovar' terminov ponjatijnogo apparata informatizacii obrazovanija. — M.: IIO RAO, 2006.

[2] Shlykova O. V. Kul'tura mul'timedia: uch. posobie dlja studentov. — M.: FAIR-PRESS, 2004.

[3] Tatur Ju. G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshe-go professional'nogo obrazovanija // Materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara. Avtorskaja versija. — M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

[4] Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty // Internet-zhurnal «Jej-dos».— URL: http:eidos.ru/journal/2002/0423.htm

[5] Kruchinina G.A. Gotovnost' budushhego uchitelja k ispol'zovaniju novyh informacionnyh tehnologij obuchenija (teoreticheskie osnovy, jeksperimental'nye issledovanija). — M.: Pro-metej, 1996.

[6] Professional'nye standarty v oblasti informacionnyh tehnologij. — URL: http://www.apkit.ru/ default. asp? artID=5573

MODEL OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL STUDENTS IN THE SPHERE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

R.S. Khatayeva

Informatics chair Chechen state teacher training college Kiev, 33, Grozny, Russia, 364051

The article challenges the formation of professional competence of students in the use of multimedia technology in the educational process. Defined a system of information literacy in the field of multimedia, a model of competence in the area of the graduates of multimedia technology in accordance with the Federal state educational standard-3 (FSES-3).

Key words: model, information technology education, multimedia technology competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.