Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОТДЕЛЫ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА / ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ / ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РОСГВАРДИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

В настоящей статье автор рассматривает проблемные аспекты взаимодействия с отделом уголовного розыска подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции. С учетом схожести их задач, исторического опыта и фактического состояния дел обосновывается необходимость их участия в оперативно-розыскной деятельности при противостоянии преступлениям несовершеннолетних. Высказывается аргументированное предложение по вхождению участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних в состав отделов уголовного розыска. Кроме того, в статье затронут вопрос о возвращении участковым уполномоченным функций осмотра места хранения оружия при получении гражданином разрешения на его хранение и ношение. В статье описываются существующие проблемы и предлагаются конкретные шаги для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE INTERACTION OF CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS WITH MINOR CASES AND DISTRICT POLICE OFFICERS IN THE PROCESS OF CRIMINALISTIC CRIME PREVENTION AMONG MINORS

In this article, the author examines the problematic aspects of interaction with the criminal investigation department of juvenile affairs units and district police commissioners. Taking into account the similarity of their tasks, historical experience and the actual state of affairs, the necessity of their participation in operational investigative activities in countering juvenile crimes is justified. A reasoned proposal is made for the entry of district commissioners and juvenile affairs units into the criminal investigation departments. In addition, the article touches upon the issue of the return of the functions of the inspection of the place of storage of weapons by the district commissioners when a citizen receives a permit for its storage and carrying. The article describes the existing problems and suggests concrete steps to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Научная статья УДК 351.745.7

DOI: 10.55001/2587-9820.2022.86.67.005

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анастасия Валерьевна Гамзина,

Отдел полиции № 7 МУ МВД России «Красноярское», г. Красноярск, Российская Федерация, e-mail: gamzina_anastasia@inail.ru

Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает проблемные аспекты взаимодействия с отделом уголовного розыска подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции. С учетом схожести их задач, исторического опыта и фактического состояния дел обосновывается необходимость их участия в оперативно-розыскной деятельности при противостоянии преступлениям несовершеннолетних. Высказывается аргументированное предложение по вхо-лсдению участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних в состав отделов уголовного розыска. Кроме того, в статье затронут вопрос о возвращении участковым уполномоченным функций осмотра места хранения оружия при получении гражданином разрешения на его хранение и ношение. В статье описываются существующие проблемы и предлагаются конкретные шаги для их решения.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, отделы уголовного розыска, инспекции по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные, ли-цензионно-разрешительная работа, Росгвардия, повышение эффективности взаимодействия.

Для цитирования: Гамзина A.B. Проблемные аспекты взаимодействия отделов уголовного розыска с подразделениями по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции в процессе криминалистической профилактики преступлений в среде несовершеннолетних // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — Т. 22. — № 2. — С. 34—44. D0I: 10.55001/25879820.2022.86.67.005

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE INTERACTION OF CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS WITH MINOR CASES AND DISTRICT POLICE OFFICERS IN THE PROCESS OF CRIMINALISTIC CRIME PREVENTION AMONG MINORS

Anastasia V. Gamzina

Police Department No. 7 of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Krasnoyarsk», Krasnoyarsk, Russian Federation, e-mail: gamzina_anastasia@mail.ru

О Гамзина A.B., 2022

34

Abstract. In this article, the author examines the problematic aspects of interaction with the criminal investigation department of juvenile affairs units and district police commissioners. Taking into account the similarity of their tasks, historical experience and the actual state of affairs, the necessity of their participation in operational investigative activities in countering juvenile crimes is justified. A reasoned proposal is made for the entry of district commissioners and juvenile affairs units into the criminal investigation departments. In addition, the article touches upon the issue ofthe return ofthe functions ofthe inspection of the place of storage of weapons by the district commissioners when a citizen receives a permit for its storage and carrying. The article describes the existing problems and suggests concrete steps to solve them.

Keywords: juvenile delinquency, operational investigative activities, operational investigative measures, criminal investigation departments, juvenile affairs inspections, district commissioners, licensing and permitting work, Russian national guard, improving the efficiency of interaction.

For citation: Gamzina A. V. Problemnye aspekty vzairnodejstvija otdelov ugolovnogo rozyska s podrazdelenija-mi po delam nesovershennoletnih i uchastkovymi upolnomochen-nymi policii v processe kriminalisticheskoj profilaktiki prestuplenij v srede nesovershennoletnih [Problematic aspects ofthe interaction of criminal investigation departments with minorcases and district police officers in the process of criminalistic crime prevention among minors]. Kriminalistika: vchera segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2022, vol. 22 no 2, pp. 34—44. (in Russ.) DOI: 10.55001/25879820.2022.86.67.005

Введение

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в п. 41 одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу определена реализация мер, направленных на усиление роли государства, как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости

к противоправной деятельности1.

Важной составляющей реализации данной концепции является борьба с преступностью несовершеннолетних как составной частью общей преступности в стране.

Анализ статистических данных за последние пять лет позволяет судить о том, что количественные показатели преступлений данной категории лиц имеют стойкую тенденцию в сторону уменьшения. Вместе с тем вовлеченность несовершеннолетних в противоправные действия по-прежнему остаётся весьма высокой.

Так, согласно официальным данным Главного управления правовой статистики и информационных техно-

10 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 [Электронный ресурс].— URL: https://www.ga-rant.ra/p го ducts / ipo/prime/doc/4013 25792/ [дата обращения: 07.08.2021).

логий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2016 году было выявлено 48 тыс. 589 совершивших преступления несовершеннолетних1, в 2017 г. — 42 тыс. 5042, в 2018 г. — 40 тыс. 8603, в 2019 г. — 37 тыс. 9534, в 2020 г. — 33 тыс. 5755.

При интерпретации этих сведений полагаем разумным полностью поддержать А. А. Шаевича, В. А. Родивили-ну и А. Б. Соколова, которые, основываясь на проведённых ими исследованиях— опросах в форме интервьюирования практических работников, пришли к выводу о том, что снижение количественных показателей совершаемых несовершеннолетними преступлений, не может служить поводом для оптимизма, а, скорее, наоборот, говорит о росте организованности и подготовленности данной группы преступлений [1, с. 220].

1 Состояние преступности в России за январь— декабрь 2016 года: // Статистический сборник Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М., 2017. — С. 43.

2 Состояние преступности в России заянварь— декабрь 2017года: // Статистический сборник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — М_, 2018. — С. 43.

3 Состояние преступности в России за январь— декабрь 2018 года: // Статистический сборник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации,— М., 2019, —С. 43.

4 Состояние преступности в России за январь— декабрь 2019 года: // Статистический сборник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации,— М., 2020, —С. 43.

5 Состояние преступности в России за январь— декабрь 2020 года: // Статистический сборник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации,— М., 2021, —С. 46.

При этом ряд исследователей отмечает, что преступления несовершеннолетних становятся более организованными, тщательно спланированными. Практически половина данного вида противоправных деяний совершается в группе, что представляет собой повышенную социальную опасность [2, с. 120].

Социально-экономические перемены, происходящие в Российской Федерации, пересмотр людьми ценностей и социальных ориентиров оказали огромное влияние на состояние противоправной деятельности в среде подростков.

В этом смысле автор настоящей статьи солидаризируется с позицией О. П. Грибунова в том, что «мотиваци-онная сфера всех преступников и несовершеннолетних имеет свои особенности: антисоциальные мотивы; главенство материального блага над духовным; преобладание низменных побуждений и личностных интересов. Таким образом, в подростковой среде вместо законного способа зарабатывания денег отдается предпочтение наиболее доступному и простому способу обогащения — совершению преступления. В подростковой среде сильны представления о «легких» деньгах, получить которые якобы можно без особых усилий. И наиболее простой способ их получения они видят в совершении преступлений» [3, с. 88].

Основная часть

Таким образом, в настоящий момент необходимо искать новые и улучшать уже имеющиеся в арсенале правоохранительных органов способы и методы борьбы с преступностью в среде несовершеннолетних.

Ранее в статьях автором неоднократно приводились аргументы в пользу того, что взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН] с отделами уголов-

ного розыска (далее — ОУР) является одним из ключевых факторов этой борьбы [4, с. 104—109; 5, с. 52—58; 6, с. 52—58]. И повышение его эффективности представляется весьма актуальным.

ПДН, сообразно сложившейся практике, выявляет правонарушения вереде подростков, а также проводит мероприятия, направленные на профилактику их антиобщественного поведения.

В свою очередь, противодействие преступлениям общеуголовной направленности отнесено в полиции к полномочиям уголовного розыска [7, с. 15].

В настоящей статье полагаем проанализировать некоторые проблемные, как представляется, аспекты взаимодействия ПДН и ОУР с ещё одним важным субъектом борьбы с преступностью несовершеннолетних — с участковыми уполномоченными полиции.

При этом следует заострить внимание на мнении ряда исследователей, утверждающих, что в современных условиях традиционные направления борьбы с преступностью порой теряют свою эффективность, при этом возрастает роль оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) [8, с. 36].

Данное утверждение в полной мере относится к применению средств ОРД к несовершеннолетним правонарушителям.

Однако, согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), таковую могут проводить только оперативные подразделения. Участковые уполномоченные (как и ПДН) к ним не принадлежат после введения

в действие приказа МВД России № 9381.

Считаем целесообразным поддержать мнение А. В. Серова, указывающего на то, что нахождение в период с 1974 г. по 1983 г. участковых уполномоченных в штате уголовного розыска свидетельствует о близости задач обеих служб. Кроме того, это свидетельствует о неотъемлемой обязанности участковых уполномоченных осуществлять не только профилактическую работу, которая является для них основной, но и работу по раскрытию преступлений [9, с. 81].

Согласно действующим нормативно-правовым документам, работа участковых уполномоченных полиции основана на зональном делении — закреплении за инспектором определенной обслуживаемой территории. Как правило, аналогичным образом выстроена система ответственности оперуполномоченных и инспекторов ПДН.

В настоящий момент деятельность участковых инспекторов осуществляется в том числе и в соответствии с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке» (далее —Инструкция), согласно пункту 9.1 которой участковый уполномоченный полиции в числе прочего: «Принимает меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений в соответствии с распределением обязанностей, установленных нормативными правовыми актами МВД России,

10 полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от7февр. 2011г. №3-Ф3 (сизм. идоп.).— Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

регламентирующими вопросы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях»1.

Участковый уполномоченный полиции является представителем органов внутренних дел, наиболее приближённым к населению и различным этническим группам, проживающим на административном участке [10, с. 50].

В силу специфики своего рода деятельности участковые уполномоченные получают всеобъемлющее представление об обслуживаемой территории. Последнее в сочетании с тем, что преступность несовершеннолетних имеет большую привязанность к месту постоянного проживания подростков, представляется крайне важным аспектом. Случаи бродяжничества несовершеннолетних или совершения противоправных действий в других районах, а тем более— других населенных пунктах, имеющие место в современных реалиях, являются менее распространенными в отличие от случаев «гастролерства» взрослых преступников. Более того, зачастую даже занимающийся бродяжничеством подросток, как правило, находится недалеко от места постоянного проживания (сказывается наличие друзей и знание своего района). Поэтому несовершеннолетние правонарушители по своему положению являются менее мобильными. Это обстоятельство также однозначно указывает на необходимость

1 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности [Электронный ресурс]: приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации от 29 марта 2019 г. N0205 (сизм. идоп.).— Доступ изсправ.-правовой системы «Гарант».

тесного взаимодействия участковых уполномоченных с ОУР и ПДН.

Развивая эту тему, считаем необходимым допустить участковых уполномоченных (также, как и ПДН) к ведению ОРД в отношении несовершеннолетних, а также ввести указанные подразделения в штат ОУР. Обоснуем данную позицию.

Фактически участковые уполномоченные входе своей профессиональной деятельности продолжают проводить мероприятия (в том числе и в отношении несовершеннолетних), похожие на ОРМ, но формально таковыми не являющиеся. Здесь следует в первую очередь обратить внимание на ОРМ, не требующие санкции руководства:

1) опрос;

2) наведение справок;

3)сбор образцов для сравнительного исследования;

4) исследование предметов и документов;

5) наблюдение;

6) отождествление личности.

Кроме того, отдельной стороной,

которая характеризует работу участкового (профессионала своего дела), является применение такого сложного действия, также по внешним признакам похожего на ОРМ, как «оперативное внедрение». Остановимся на данном аспекте более подробно.

Трудно не согласиться с мнением В. А. Середнева, несколько эмоционально отмечающего: «Не придумало еще человечество наиболее эффективного способа борьбы с преступностью, как с помощью агентуры» [11, с. 117].

Именно конфиденты, как весьма обоснованно утверждает А. В. Шахматов, являются одним из основных источников оперативно значимой информации, которая ложится в основу для реализации практически всех форм оперативно-розыскной деятель-

ности. Раскрыть сложное преступление без использования агентуры на сегодняшний день практически невозможно [12, с. 216].

Большинство участковых имеет на своем участке информаторов — конфидентов, осуществляющих

за те или иные преференции (как материальные, так и выражающиеся в «закрытии глаз» на определенные правонарушения) добычу информации, которая может представлять интерес в оперативном плане. Это могут быть и простые жители, и мелкие уголовные элементы, мигранты, лица без определенного места жительства, находящиеся на обслуживаемой территории. Также подобную агентуру участковый может иметь и среди несовершеннолетнего контингента (при этом, находясь в одной службе с инспекторами ПДН, участковый может делиться с ними информацией). Возможность же контакта и согласованных действий с ОУР по несовершеннолетним на сегодняшний день крайне затруднена.

Поясним последнее утверждение. В отделе ОУР по линии «Раскрытие преступлений несовершеннолетних» работает, как правило, один человек, что явно недостаточно, если учесть сложность направления работы, на что еще в 2007 году указывали Г. М. Реше-тов и А. В. Шахматов [13, с. 72]. На основе собственного опыта можем утверждать, что по состоянию на 2021 год ситуация не улучшилась. Фактически в поле зрения оперативников попадают только наиболее значимые противоправные действия несовершеннолетних. Более мелкие проявления противоправной активности несовершеннолетних сотрудники ОУР просто не в состоянии отследить в силу своей малочисленности. Выведение ПДН и участковых из состава ОУР нарушило установившиеся годами

связи. Аналогично ситуация сказалась на участковых уполномоченных полиции.

Вместе с тем в настоящий момент и участковые, и ПДН, являясь сотрудниками полиции, в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»1, могут и должны привлекать граждан к сотрудничеству. Однако данная деятельность является урезанной и не дающей осуществлять взаимодействие в полном объеме.

Этот же закон не позволяет использовать помощь несовершеннолетнего (можно прибегнуть только к помощи гражданина, достигшего 18 лет). Между тем, ФЗобОРД позволяет привлекать в качестве конфидента несовершеннолетнего, однако это опять же является прерогативой только сотрудника ОУР.

В рамках совместной работы ПДН и участковые работают в условиях горизонтального взаимодействия как равноправные субъекты.

При проведении же в отношении несовершеннолетнего ОРМ, даже не требующего санкции, взаимодействие приобретает вертикальный вид (хотя и ПДН, и участковые не подчиняются ОУР, но фактически находятся в оперативном подчинении сыщика, инициировавшего данное мероприятие).

При этом алгоритм данного взаимодействия выглядит следующим образом: при получении информации от инспекторов ПДН и (или) участковых о возможных преступных действиях несовершеннолетних опера-

1 Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: фе-дер. закон от 2 апр. 2014 г. N0 44-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

тивник инициирует проведение в отношении субъекта ОРМ, к которому затем привлекает (по своему усмотрению] сотрудника ПДН или участкового, доводя до них оперативную информацию в минимальных объемах. Данная схема выглядит громоздкой даже при её описании. В практическом воплощении она обрастает еще большими трудностями, вызванными, кроме всего прочего, банальной малочисленностью сотрудников ОУР, осуществляющих работу с несовершеннолетним (о которой уже упоминалось выше].

Разумеется, это не основная проблема указанных подразделений, и намного важнее — допуск ПДН и участковых к сведениям, составляющим государственную тайну (а в ОРД они в основном и циркулируют], однако данный аспект также заслуживает внимания.

Есть еще одно обстоятельство, которое также может иметь негативную сторону относительно сокращения за последние годы правового функционала участковых уполномоченных, хотя, возможно, оно и не выглядит так явно. Речь идёт об осмотре места хранения оружия при оформлении гражданином лицензии на его покупку.

Данное обстоятельство представляется особенно актуальным после трагедии, произошедшей в Казани 11 мая 2021 года, когда вчерашний несовершеннолетний (на момент преступления ему было 19 лет) Ильназ Галявиев пришел в школу и хладнокровно убил 9 человек (32 пострадали)1. К сожалению, в современной России такие страшные резонансные пре-

1 В результате стрельбы в школе в Казани пострадали 32 человека— происшествия — ТАСС. 11.05.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ni/proisshestviya/1133 8823 (дата обращения: 26.08.2021).

ступления происходят довольно часто. Печальное подтверлсдение этому утверждению — массовое убийство в Пермском государственном университете, совершенное 20 сентября 2021 года 18-летним Тимуром Бекмансуро-вым2.

В настоящий момент в соответствии с «Порядком участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гралсданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан» осмотр места хранения оружия осуществляют представители подразделений лицензион-но-разрешительной работы Росгвар-дии3. При этом участковые уполномоченные полиции могут быть привлечены к осмотру только в местностях, где подобные подразделения отсутствуют, хотя ранее подобное мероприятие было исключительно их прерогативой.

Фактически осуществляя осмотр места хранения оружия и боеприпасов, представитель Росгвардии может видеть гражданина и быть в его квартире первый раз. Участковый же, согласно специфике своей профессиональной деятельности, должен знать человека,

2 Ненавидел всех: массовый убийца из Перми признался, что любит «причинять людям боль» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ntv.ru/novosti/2608827/ (дата обращения: 16.11.2021).

3 Порядок участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан [Электронный ресурс]: приложение к приказу МВД России и Росгвардии от 18 авг. 2017 г. №652/360,— Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

который предоставляет для осмотра место хранения оружия, хотя бы поверхностно. Полицейский может располагать какой-то информацией, которая в силу разнообразных причин не нашла отражение в официальных служебных бумагах. Например, ещё будучи несовершеннолетним, данное лицо могло попадать в поле зрения инспекторов ПДН или участковых уполномоченных. В таком случае инспектор, имея эти сведения, возможно и не попадающие под формальный критерий «приготовление к преступлению», но руководствуясь личным «оперативным чутьем» или интуицией, может инициировать дополнительную проверку, навести справки у сотрудников ПДН и в других организация (опять же ОРМ— «наведение справок»), или хотя бы поставить в известность представителя ОУР.

Разумеется, если участковый будет допущен к проведению ОРМ, его возможности в данном случае будут намного больше, и он сможет осуществить ряд мероприятий самостоятельно.

Проведённый автором статьи опрос 20 участковых МУМВД России «Красноярское» показал, что 80 % респондентов согласились со справедливостью этого предложения. Однако при этом 100 % отметили, что это приведет к дополнительной нагрузке на участковых.

Выводы и заключение

В связи с вышеизложенным и с целью повышения эффективности взаимодействия участковых уполномоченных с ПДН и ОУР при противодействии преступлениям несовершеннолетних предлагаем в обозримом будущем, подготовив соответствующую правовую базу:

1) передать участковых уполномоченных (как и ПДН) под непосредственное руководство и в состав ОУР. В этом случае не потребуется даже вносить изменения в ФЗ об ОРД, т. к. они — инспекторы — являясь частью оперативного подразделения, будут способны к самостоятельному ведению ОРД;

2) вернуть участковым уполномоченным функцию осмотра места хранения оружия и боеприпасов при оформлении гражданами разрешения (лицензии) на покупку оружия.

В финале статьи полагаем необходимым отметить, что предложенные шаги по совершенствованию взаимодействия ОУР, ПДН и участковых уполномоченных, предпринимаемые для возможного сокращения правонарушений несовершеннолетних, не являются исчерпывающими, но представляются крайне важными и востребованными (возможно, и не бесспорными), а потому требующими дальнейшего исследования и реализации на практике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.ШаевичА.А. Тактические и организационные особенности организации применения видеозаписи при производстве допроса несовершеннолетнего / А. А. Шаевич, В. А. Родивилина, А. Б. Соколов // Научный дайджест ВосточноСибирский институт МВД России. — Электронные текстовые данные (10МБ). — Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2019. — № 2 (72). — С. 219— 224 — 1 компакт-диск.

2. Смагоринский Б. П. Современное состояние оперативно-разыскной деятельности уголовного розыска по противодействию преступности среди несовершенно-

летних / Б. П. Смагоринский, Е. В. Батыщева // Алтайский юридический вестник. — 2021. — № 2 (34). — С. 118—122.

3. Трибунов О. П. Типология личности несовершеннолетних, совершающих преступления в составе организованных групп / О. П. Трибунов, С. Г. Загорьян // Юридический вестник Самарского университета. — 2019. — Т. 5. — № 3. — С. 84—90.

4. Гамзина А. В. К вопросу о методах взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений полиции / А. В. Гамзина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2020. — № 1 (38). — С. 104—109.

5. Гамзина А. В. К вопросу о территориальном разделении инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений уголовного розыска как одном из факторов, ухудшающих их взаимодействие при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних /А. В. Гамзина // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2020. — № 2 (14). — С. 52—58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гамзина А. В. Участие подразделений по делам несовершеннолетних в оперативно-розыскной деятельности: проблемы, пути решения / А. В. Гамзина // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — № 1 (17). — С. 52—58.

7. Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: моногр. / Н. С.Железняк // Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2019. — 332 с.

8. Богданов А. В. Взаимодействие участковых уполномоченных полиции и подразделений уголовного розыска по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений / А. В. Богданов, Е. Н. Хазов, К. И. Озеров // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. — 2020. — № 4. — С. 35—41.

9. Серов А. В. О субъектах оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / А. В. Серов // Законодательство и практика. — 2016. — № 2 (37). — С. 81—83.

10. Гриишков А. Г. Профилактический обход административного участка, осуществляемый участковым уполномоченным полиции в жилом секторе: особенности работы с полученной информацией / А. Г. Гришаков // Алтайский юридический вестник. — 2021. — № 2 (34). — С. 49—54.

11. Середнев В. А. К вопросу о целях, задачах, содержании и необходимости оказания конфиденциального содействия субъектам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность / В. А. Середнев // Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 58. — С. 114—126.

12. Шахматов А. В. Современное состояние и проблемы конфиденциального содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел / А. В. Шахматов // Оперативно-разыскное противодействие преступлениям экономической направленности и коррупции: передовой опыт, проблемы и пути их решения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29 мая 2020 г.— СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020, —С.214—220.

13. Решетов Г. М. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупрелсдению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними / Г. М. Решетов, А. В. Шахматов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2008. — № 1 (37). — С. 71—76.

REFERENCES

1. Shaevich A. A. Takticheskie i organizad onnye osobennosti organizacii primenenija videozapisi pri proizvodstve doprosa nesovershennoletnego [Tactical and organizational features of the organization of the use of video recording during the interrogation of a minor.]. Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituía MVD Rossii — Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. no 2 (2), pp. 219—224. — 1 CD. (in Russian).

2. Smagorinsky B. P. Sovremennoe sostojanie operativno-razysknoj dejatel'nosti ugolovnogo rozyska po protivodejstviju prestupnosti sredi nesovershennoletnih [The current state of operational investigative activities of the criminal investigation department for combating juvenile delinquency]. Altajskij juridicheskij vestnik— Altai Legal Vestnik 2021, no 2 (34), pp. 118—122.

3. Gribunov 0. P. Tipologija lichnosti nesovershennoletnih, sovershajushhih prestuplenija v sostave or-ganizovannyh grupp [Typology of the personality of minors committing crimes as part of organized groups]. Juridicheskij vestnik Samarskogo universi-teta — Legal Vestnik of Samara University. 2019, vol. 5, no. 3, pp. 84—90.

4. Gamzina A. V. On the issue of methods of interaction between juvenile affairs units and operational police units. A. V. Gamzina. Vestnik of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020, no 1 (38), pp. 104—109.

5. Gamzina A. V. К voprosu o territorial'nom razdelenii inspekcij po delam nesovershennoletnih i podrazdelenij ugolovnogo rozyska как odnom iz faktorov, uhud-shajushhih ih vzaimo-dejstvie pri provedenii operativno-rozysknyh ineroprijatij v otnoshenii nesover-shennoletnih [On the issue of the territorial division of juvenile affairs inspections and criminal investigation units as one of the factors that worsen their interaction during operational search activities against minors], Kriminalistika: vchera, segodnja, zavtra —Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2020, no 2 (14). pp. 52—58.

6. Gamzina A. V. Uchastie podrazdelenij po delam nesovershennoletnih v operativno-rozysknoj deja-tel'nosti: problemy, puti reshenija [Participation of juvenile affairs units in operational investigative activities: problems, solutions], Kriminalistika: vchera, segodnja, zavtra —Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2021, no 1 (17), pp. 52—58.

7. Zheleznyak N. S. Voprosy aktualizacii Federal'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoj dejatel'no-sti»: monogr. [Issues of updating the Federal Law «On operational investigative activities»: monograph]. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, — Sibirskij juridicheskij institut MVD Rossii. 2019, 332 p.

8. BogdanovA. V. Vzaimodejstvie uchastkovyh upolnomochennyh policii i podrazdelenij ugolovnogo rozyska po preduprezhdeniju, vyjavleniju i raskrytiju prestuplenij [Interaction of district police officers and criminal investigation units for the prevention, detection and disclosure of crimes]. Vestnik of the Belgorod Law Institute of the Ministry oflnternal Affairs of Russia named after I. D. Putilin — Vestnik Belgorodskogo ju-ridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I. D. Putilina. 2020, no. 4, pp. 35—41.

9. SerovA. V. 0 sub#ektah operativno-rozysknoj dejatel'nosti organov vnutrennih del [On the subjects of operational investigative activity of internal affairs bodies. A. V. Serov], Legislation and practice— Zakonodatel'stvo i praktika. 2016, no 2 (37). — pp. 81—83.

10. Grishakov A. G. Profflakticheskij obhod administrativnogo uchastka, osushhestvljaemyj uchastkovym upolnomochennym policii v zhilom sektore: osobennosti raboty s poluchennoj in-formaciej [Preventive bypass of the administrative area carried out by the district police commissioner in the residential sector: features of working with the

information received], Altajskij juridicheskij vestnik — Altai Legal Vestnik. 2021, no 2 (34), pp. 49—54.

11. Serednev V. А. К voprosn о celjah, zadachah, soderzhanii i neobhodimosti okaza-nija konfidencial'no-go sodejstvija sub#ektam, osushhestvljajushhim operativno-razysknuju dejatel'nost' [On the issue of goals, objectives, content and the need to provide confidential assistance to entities engaged in operational investigative activities]. Voprosy sovremennoj jurisprudent — Issues of modern jurisprudence. 2016, no. 58, pp. 114—126.

12. ShakhmatovA. V. [The current state and problems of confidential assistance of citizens to operational units of internal affairs bodies]. Operational investigative counteraction to crimes of economic orientation and corruption: best practices, problems and ways to solve them: Materials of the All-Russian Scientific and practical conference, St. Petersburg, May 29, 2020. Saint Petersburg: Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation, 2020. pp. 214—220.

13. ReshetovG. M. Nekotoiye voprosy sovershenstvovanija dejatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniju i raskrytiju prestuplenij, sovershaemyh nesovershen-noletnimi [Some issues of improving the activities of internal affairs bodies for the prevention and disclosure of crimes committed by minors]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta MVD Rossii— Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. no 1 (37), pp. 71—76.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Гамзина Анастасия Валерьевна, инспектор по делам несовершеннолетних ОУУП и ДН отдела полиции № 7 МУ МВД России «Красноярское», 660075, Россия, Красноярск, ул. Маерчака, 2.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Anastasia V. Gamzina, Inspector of Juvenile Affairs OUP and DN of the police Department no. 7 of the Ministiy of Internal Affairs of Russia «Krasnoyarsk». 2 Maerchaka St., Krasnoyarsk, Russia. 660075.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.