Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНСПЕКТОРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЛИЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНСПЕКТОРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / JUVENILE DELINQUENCY / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING / IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и вызванные недостатками данного вида деятельности проблемы, возникающие при осуществлении взаимодействия с оперативными службами полиции. Предлагается ряд конкретных мер, направленных на улучшение подготовки сотрудников и, как следствие, повышение эффективности их совместной работы, способствующие в перспективе сокращению количества преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF JUVENILE DELINQUENCY UNITS’ OFFICERS AS A FACTOR FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THEIR INTERACTION WITH OPERATIONAL POLICE UNITS

The article deals with the issues of professional training of juvenile delinquency units’ officers and the problems caused by the disadvantages of this type of activity that arise when interacting with operational units of police. A number of specific measures, aimed at improving the training of officers, and as a result, increasing the effectiveness of their combined work, which will help to reduce the number of crimes and offenses committed by minors in the future, are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНСПЕКТОРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЛИЦИИ»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА »СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ЗВАНИЙ

УДК 343.98 : 351.74

Анастасия Валерьевна Гамзина,

инспектор по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции N 7 Межмуниципального управления МВД России «Красноярское»,

аспирант Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

gamzina_anastasia@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНСПЕКТОРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЛИЦИИ

PROFESSIONAL TRAINING OF JUVENILE DELINQUENCY UNITS' OFFICERS AS A FACTOR FOR INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THEIR INTERACTION WITH OPERATIONAL POLICE UNITS

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и вызванные недостатками данного вида деятельности проблемы, возникающие при осуществлении взаимодействия с оперативными службами полиции. Предлагается ряд конкретных мер, направленных на улучшение подготовки сотрудников и, как следствие, повышение эффективности их совместной работы, способствующие в перспективе сокращению количества преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

The article deals with the issues of professional training of juvenile delinquency units' officers and the problems caused by the disadvantages of this type of activity that arise when interacting with operational units of police. A number of specific measures, aimed at improving the training of officers, and as a result, increasing the effectiveness of their combined work, which will help to reduce the number of crimes and offenses committed by minors in the future, are proposed.

Ключевые слова: преступления несовершеннолетних, оперативно-розыскная деятельность, профессиональная подготовка, повышение эффективности взаимодействия.

Keywords: juvenile delinquency, operational-search activity, professional training, improving the effectiveness of interaction.

Количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Российской Федерации, в последние годы имеет стойкую тенденцию к снижению. Вместе с тем данная проблема по-прежнему является

важной для правоохранительных органов и общественности.

Согласно официальным данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генераль-

ной прокуратуры Российской Федерации, в 2019 г. были выявлены 41548 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, что составляет 3,9% от общего числа расследованных преступлений. Число лиц, совершивших противоправные действия в этой категории, составило 37953 человека [8, с. 43-44].

Подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) и отделы уголовного розыска (далее - ОУР) - ключевые субъекты борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, и четкая организация их взаимодействия является одним из важнейших аспектов этого противостояния [подр.: 3, с. 104].

Изучая основные проблемы взаимодействия ПДН и ОУР, мы рассматриваем их через призму возможности эффективного сотрудничества данных подразделений в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в первую очередь при ведении оперативно-розыскной деятельности (далее также - ОРД) как наиболее эффективной формы противостояния преступности вообще и преступности несовершеннолетних в частности.

В данном вопросе, принимая во внимание характеристики современного состояния преступности несовершеннолетних и сложность задач борьбы с нею, мы полностью поддерживаем мнение А.С. Базарбаева, утверждающего, что для более эффективного решения такого рода задач человечество пока не придумало чего-либо такого, что могло бы сравниться со средствами и методами оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью [1, с. 174], а также, учитывая тот факт, что, как справедливо заметил профессор Н.С. Железняк, ОРД осуществляется гласно и негласно (с заметным преобладанием последней категории) [6, с. 14], мы считаем, что средства оперативно-розыскной деятельности должны быть и в полной мере использованы в борьбе с подростковой преступностью.

Такой подход мы обосновываем характерными чертами преступности несовершеннолетних - ее групповым характером и большой латентностью.

По данным исследования Л.М. Прозумен-това, среди школьников 10-11 классов почти

половина (48%) имеют опыт участия в драках, против личности в группе совершаются почти 70% общественно опасных деяний [7, с. 48-49].

При этом, как свидетельствует практика, работу по выявлению групп криминогенной направленности, а также по установлению их лидеров осуществляют инспекторы ПДН во время проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики либо сотрудники ОУР во время ведения оперативно-розыскной деятельности. Также мы считаем, что в настоящее время работа с криминогенными группами ведется по остаточному принципу, без тесного взаимодействия указанных подразделений. В связи с этим важной задачей в современных условиях продолжает оставаться разобщение криминогенных групп несовершеннолетних, что возможно только при комплексном использовании всего богатого арсенала оперативно-розыскной деятельности при тесном сотрудничестве ПДН и ОУР.

При анализе существующих проблем в организации взаимодействия ПДН и ОУР мы исходим из того, что основные проблемы данного сотрудничества приходятся именно на ПДН и лишь небольшая их часть (как, например, желание записать раскрытое преступление на свою службу) характерна для обоих подразделений.

На основании проведенного анализа текущего состояния взаимодействия органов ОУР и ПДН, учитывая в том числе и проведенное анкетирование (интервьюирование) как действующих сотрудников, так и ветеранов рассматриваемых структур, нам видится в числе одной из причин, мешающих их эффективной совместной работе, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников подразделений ПДН.

Рассматривая весь советский исторический период борьбы правоохранительных органов с правонарушениями несовершеннолетних, мы можем с уверенностью констатировать тот факт, что эта борьба была весьма эффективна. И традиционно именно аппараты уголовного розыска возглавляли ее. В этот период ПДН напрямую подчинялись ОУР.

После передачи их в 1993 г. в милицию общественной безопасности общая

эффективность деятельности ПДН заметно снизилась. Очевидно, что вывод ПДН из подчиненности ОУР пришелся на трудное постперестроечное время, когда принимались зачастую необоснованные решения. Нам эти действия видятся очень спорными и, более того, неправильными. Именно вывод из подчиненности ОУР оказал негативное влияние на деятельность ПДН, сместив инспекцию на периферию деятельности милиции (полиции). Соответственно, профессиональный уровень инспекторов также упал. Фактически роль последних свелась к функции социальных педагогов. Но инспектор ПДН не только (и не столько) социальный педагог, в первую очередь он - страж закона.

Согласно проведенному нами с декабря 2019 г. по март 2020 г. исследованию, в ходе которого были анонимно опрошены 50 действующих сотрудников и 32 ветерана ПДН и ОУР в Красноярском крае и Иркутской области, 60% действующих сотрудников и 75% ветеранов назвали недостаточную профессиональную подготовку ПДН одной из основных причин, мешающей их эффективной совместной работе с ОУР (в том числе и при ведении оперативно-розыскной деятельности в отношении несовершеннолетних), что подтверждает актуальность выбранного нами для исследования аспекта взаимодействия указанных подразделений.

Рассматривая один из аспектов кадрового обеспечения, а именно профессиональную подготовку, мы можем разделить ее на следующие составные части:

1) подготовка инспекторов в вузах системы МВД и гражданских учебных заведениях;

2) подготовка на факультетах первоначального обучения;

3) профессиональная подготовка инспекторов в процессе их повседневной служебной деятельности;

4) обучение на курсах повышения квалификации.

В настоящее время инспекторов ПДН готовят в системе образования МВД России в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее -ФГОС ВПО), который представляет собой

совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения». Такая подготовка осуществляется в ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя».

Необходимо отметить тот факт, что набор курсантов по данной специальности крайне ограничен, несмотря на многочисленность подразделений ПДН (по отношению к числу лиц, обучающихся на данном направлении) как таковых.

Кроме того, выпускники этого вуза по данной специальности при наличии серьезной подготовки (в том числе по оперативно-розыскной деятельности, а также другим предметам правоохранительного профиля) получают квалификацию «Социальный педагог», а не «Юрист». Это обстоятельство фактически уравнивает их с выпускниками гражданских вузов (факультетов психологического профиля), которые в основной своей массе не имеют знаний по обозначенным дисциплинам.

В целом по России основу кадрового состава ПДН составляют выпускники гражданских вузов, как правило - педагогических. Сотрудники, имеющие за плечами учебные заведения других силовых ведомств, в ПДН служат крайне редко и представляются явлением экзотическим. Подобное положение вещей ведет к ощутимому кадровому дефициту инспекторов ПДН, имеющих оптимальные, минимально необходимые представления об основах ОРД. Данные навыки, как правило, инспектор ПДН получает уже в процессе своей профессиональной деятельности, на что могут уходить годы. Описанное положение вещей мешает полноценному использованию оперуполномоченными ОУР вариантов взаимодействия с инспекторами ПДН при проведении ОРМ [подр.: 4, с. 19].

Немногочисленные инспекторы, имеющие за плечами вузы МВД России, не могут оказать существенного влияния на ситуацию.

Еще одним немаловажным фактором профессиональной подготовки является первоначальное обучение вновь поступивших на службу сотрудников.

В соответствии с приказом МВД России от 30 мая 2013 г. N 318 функции большей части учебных центров (центров профессиональной подготовки) были переданы образовательным организациям МВД России (институтам, университетам и академиям). Такое решение обуславливалось сразу несколькими причинами, к которым в первую очередь необходимо отнести недостаточную учебно-материальную базу учебных центров.

Мы разделяем мнение А.Ф. Быстрянцева и С.Д. Селиванова считающих, что в настоящее время первоначальная подготовка вновь прибывших в подразделения ПДН сотрудников, осуществляемая на факультетах профессиональной подготовки в вузах МВД России, положительным образом сказалась как на организации процесса обучения, так и на его качественных показателях [2, с. 72]. Однако программа обучения варьируется в зависимости от уровня образования. Так, лица, поступающие на обучение по программам подготовки младшего начальствующего состава обучаются около 20 недель, а лица, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава (именно их замещают инспекторы ПДН), обучаются около 17 недель. Во время первоначальной подготовки лица, замещающие должности младшего начальствующего состава, в своем большинстве граждане мужского пола, имеющие за плечами службу в армии по призыву, а потому более подготовленные к службе вообще, обучаются большее время, чем сотрудники ПДН.

При этом следует особенно отметить, что у определенной части обучаемых (почти у всех поступивших на службу сотрудников женского пола) первое знакомство с оружием в жизни происходит именно при прохождении первоначального обучения [5, с. 177].

Кроме того, учитывая, что ОВД посылают на первоначальную подготовку вновь принятых сотрудников крайне неравномерно (что создает проблемы при комплектовании групп на факультетах профессиональной подготовки), готовится новая унифицированная модель первоначального обучения, которая также видится нам не лишенной недостатков.

Также, говоря о профессиональной подготовке инспекторов ПДН уже непосредст-

венно на местах службы в отделах, на наш взгляд, можно отметить такой фактор, как недостаточный срок стажировки.

Внутренние нормативные документы формально препятствуют допуску к полноценной самостоятельной работе сотрудников ПДН, не прошедших самостоятельную подготовку. Так, в Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845, указано, что «запрещается допускать к самостоятельной работе на обслуживаемой территории сотрудников ПДН:

1) впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должность сотрудника ПДН без прохождения первоначальной подготовки с учетом профиля служебной деятельности;

2) назначенных после окончания образовательной организации МВД России или переведенных из других подразделений, если они ранее не работали в ПДН, без прохождения в течение одного месяца стажировки под руководством наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников ПДН».

Однако, по мнению А.Ф. Быстрянцева и С.Д. Селиванова (с которым мы полностью согласны), это нормативное требование является слишком «мягким» и не отвечающим насущным вызовам сегодняшнего дня. Месячный срок стажировки явно не коррелирует с требованиями к уровню подготовки сотрудников ПДН, особенно учитывая многоплановость этой подготовки [2, с. 71].

Еще одна важная составляющая профессиональной подготовки сотрудников ПДН видится нам в отсутствии в инспекции должностей младшего начальствующего состава, наличие которых позволило бы растить собственные кадры, обеспечивая преемственность поколений.

Говоря об обучении инспекторов ПДН на курсах повышения квалификации, мы вынуждены констатировать, что таковые проводятся крайне редко. Данное обстоятельство, с одной стороны, препятствует инспекторам получать объективные сведения о новых способах и методиках противодействия пре-

ступности несовершеннолетних (в том числе и о новых отдельных наработках в области оперативно-розыскной деятельности), с другой стороны, мешает сотрудникам ПДН общению во время обучения (установлению личных контактов) как с коллегами из других территориальных отделов, так и с представителями других подразделений.

Кроме того, на наш взгляд, после проведения подобных курсов целесообразно было бы отправлять инспекторов ПДН на стажировку сроком на один месяц в одно из ведущих подразделений полиции (желательно в ОУР).

Проведение данного мероприятия, вне всякого сомнения, позволит улучшить внутренние служебные связи сотрудников и обогатит личный профессиональный опыт инспекторов, что также скажется на эффективности их взаимодействия с подразделениями, в которых проходила стажировка.

Резюмируя вышесказанное, с целью минимизации существующих проблем мы предлагаем следующие рекомендации:

1) изменить ФГОС, увеличив в системе вузов МВД России факультеты обучения инспекторов ПДН, а также пересмотрев сам учебный процесс и итоговую аттестацию выпускников, которая бы позволила им вместе с основной квалификацией «Юрист» получать дополнительную квалификацию «Педагог»;

2) увеличить сроки прохождения первоначального обучения вновь прибывших сотрудников на факультетах профессиональной

подготовки вузов МВД России, доведя сроки обучения до сроков подготовки младшего начальствующего состава. При этом увеличить число как общих дисциплин (в первую очередь физической и огневой подготовки), так и узконаправленных дисциплин, в числе которых обязательно должна присутствовать ОРД как основа эффективного слаженного взаимодействия с другими подразделениями полиции, главным образом с ОУР;

3) ввести ряд должностей младшего начальствующего состава в штате ПДН, на которые принимать граждан, обучающихся на последних курсах педагогических или юридических вузов;

4) проводить с действующими инспекторами ПДН периодические курсы повышения квалификации, в числе дисциплин которых будут полноценные курсы ОРД (теория и практические занятия);

5) отправлять инспекторов ПДН на стажировку сроком на один месяц после прохождения курсов повышения квалификации в ОУР.

В завершение хотелось отметить, что любые меры, предпринимаемые для возможного сокращения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а значит, и совершенствования профессиональной подготовки инспекторов ПДН, видятся нами очень важными и востребованными, а также требующими дальнейшего изучения и принятия к исполнению.

Библиографический список

1. Базарбаев, А.С. Роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью / А.С. Базарбаев // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - N 1. - С. 174-176.

2. Быстрянцев, А.Ф. О проблемных вопросах, возникающих в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и перспективах ее оптимизации / А.Ф. Быстрянцев., С.Д. Селиванов // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - N 9 (25). - С. 70-73.

3. Гамзина, А.В. К вопросу о методах взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений полиции / А.В. Гамзина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2020. - N 1 (38). - С. 104-109.

4. Гамзина, А.В. К вопросу о профессиональной подготовке инспекторов по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел / А.В. Гамзина // Актуальные вопросы

психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел : сборник материалов Всероссийской конференции. - Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2020. - С. 18-21.

5. Гумерова, О.Ю. К вопросу о возможности повышения эффективности методики огневой подготовки при обучении граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / О.Ю. Гумерова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2019. - С. 177-179.

6. Железняк, Н.С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» : монография / Н.С. Железняк. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019. - 332 с.

7. Прозументов, Л.М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л.М. Прозументов // Вестник Томского госуниверситета. Право. -2016. - N 2 (20). - С. 48-53.

8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года // Статистический сборник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2020. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.