Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1147
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / JUVENILE CRIMES / INTERACTION / EFFECTIVENESS IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

В статье рассматриваются взаимодействие и его виды применительно к органам внутренних дел. Дается анализ ряда проблем, возникающих при осуществлении совместной деятельности сотрудников по делам несовершеннолетних и оперуполномоченных уголовного розыска по раскрытию и профилактике преступлений среди лиц, не достигших возраста 18 лет. Предлагаются меры, направленные на повышение эффективности данной работы и сокращение количества преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF METHODS OF INTERACTION BETWEEN POLICE ON JUVENILE DELINQUENCY AND OPERATIVE UNITS OF POLICE

The article considers the phenomenon of interaction and its types regarding to internal affairs bodies. A set of problems, arising in the course of cooperative activity of police officers of juvenile delinquency departments and detectives of criminal investigation departments aimed at solution and prevention of crimes committed by persons under 18 is analyzed. Actions, aimed at improving effectiveness of this work and reduction of crimes and offences, committed by juveniles are proposed

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ»

УДК 351.74 : 343.102

Анастасия Валерьевна ГАМЗИНА,

инспектор по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции 7 Межмуниципального управления МВД России «Красноярское», аспирант Юридического института Красноярского государственного аграрного университета

gamzina_anastasia@mail.ru

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ

TO THE ISSUE OF METHODS OF INTERACTION BETWEEN POLICE ON JUVENILE DELINQUENCY AND OPERATIVE UNITS OF POLICE

В статье рассматриваются взаимодействие и его виды применительно к органам внутренних дел. Дается анализ ряда проблем, возникающих при осуществлении совместной деятельности сотрудников по делам несовершеннолетних и оперуполномоченных уголовного розыска по раскрытию и профилактике преступлений среди лиц, не достигших возраста 18 лет. Предлагаются меры, направленные на повышение эффективности данной работы и сокращение количества преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

The article considers the phenomenon of interaction and its types regarding to internal affairs bodies. A set of problems, arising in the course of cooperative activity of police officers of juvenile delinquency departments and detectives of criminal investigation departments aimed at solution and prevention of crimes committed by persons under 18 is analyzed. Actions, aimed at improving effectiveness of this work and reduction of crimes and offences, committed by juveniles are proposed

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, взаимодействие, повышение эффективности.

Keywords: juvenile crimes, interaction, effectiveness improvement.

Несмотря на то что общее количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в России за последние годы, получило стойкую тенденцию к уменьшению, данная проблема все также остро стоит перед правоохранительными органами.

Подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) и отделы уголовного розыска (далее - ОУР) - ключевые субъекты борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, и четкая организация их взаимодей-

ствия является одним из важнейших аспектов этого противостояния.

В наиболее общем виде в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой взаимодействие определяется как «взаимная поддержка. Взаимодействие войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи)».

Учитывая, что полиция представляет собой глубоко военизированную иерархичную структуру, где соблюден принцип единонача-

лия, имеется боевое стрелковое и иное оружие, а сотрудникам присвоены специальные звания, определение взаимодействия как «согласованных действий войск при выполнении боевой задачи», как нельзя лучше соответствует концепции данной статьи. Но для сравнения разных точек зрения и более детального определения данного понятия именно для правоохранительных органов рассмотрим другие определения взаимодействия.

В правовой литературе под этим термином принято подразумевать «форму организации, обеспечивающую согласованность решений и действий для достижения цели и интересов взаимодействия» [6, с. 5].

Применительно к органам внутренних дел разными исследователями применяются различные трактовки термина «взаимодействие». Заслуживает внимания определение, данное А.В. Загорным, который утверждает, что «взаимодействие есть согласованная совместная деятельность различных, равноправных субъектов предупреждения правонарушений, а координация есть средство обеспечения согласования, управления этой деятельностью» [3, с. 67].

Мы полагаем, что применительно к теме нашего исследования некоторым недостатком данного определения является то обстоятельство, что ПДН и ОУР как субъекты этого процесса не всегда выступают на равноправных позициях, а могут находиться друг у друга (представителя одного из подразделений) в оперативном подчинении.

А.П. Коренев при анализе процесса организации управления в органах внутренних дел уделил большое внимание определению взаимодействия. Так, он указал, что «взаимодействие - это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу» [5, с. 82].

Совершенно обоснованной, на наш взгляд, является позиция А.П. Ипакяна и К.С. Геворкяна, согласно которой «взаимодействие является одним из существенных проявлений управления, ибо само управление - обеспечение согласованности совместной деятельности» [4, с. 41].

Таким образом, анализируя приведенные высказывания, мы можем выделить несколько характерных признаков взаимодействия в органах внутренних дел в общем и для подразделений ПДН и ОУР в частности:

1) ведение совместных действий при наличии устного или письменного плана, оговаривающего конечную цель, выбранную тактику, место и время проведения данных действий;

2) разделение функций субъектов при проведении мероприятия, не исключающее дублирование этих функций и взаимной поддержки;

3) присутствие общего (в части касающейся) информационного обеспечения действий в процессе совместно проводимого мероприятия;

4) наличие нормативно-правовой базы для совместных действий.

Подразделения ПДН и ОУР как субъекты взаимодействия представляют собой организационные единицы (в армейской терминологии используется сочетание «боевые единицы») единой системы органов внутренних дел, прямое предназначение которых - борьба с преступностью. Необходимость взаимодействия между ними определяется тем, что именно ПДН напрямую работает с несовершеннолетними, а подразделения ОУР имеют в своем распоряжении специфические силы, средства, методы, без которых немыслима оперативно-розыскная деятельность (далее -ОРД) в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Под формой взаимодействия подразумевается проявление внешнего выражения согласованности действий ПДН и ОУР в целях выполнения стоящих перед ними задач.

В общем (широком) значении взаимодействие подразумевает под собой осуществление в ходе служебной деятельности деловых контактов между ПДН и ОУР, направленных на борьбу с правонарушениями среди несовершеннолетних. Данные контакты предусматривают:

1) выработку общей концепции, взаимно согласованной стратегии борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних и профилактики данных правонарушений;

2) проведение совместных рабочих совещаний, имеющих целью повышение взаимного информирования;

3) анализ поступающих оперативных сведений и вводных;

4) принятие к разработке несовершеннолетних, подозреваемых в совершении правонарушений и преступлений;

5) совместное участие в оперативно-тактических операциях, проводимых в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

6) проведение совместных профилактических мероприятий, направленных на уменьшение количества правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

7) периодический обмен опытом противодействия правонарушениям несовершеннолетних;

8) привлечение к борьбе с правонарушениями несовершеннолетних других служб и подразделений органов внутренних дел, а также внешних по отношению к МВД России структур и общественности;

9) совместные действия, направленные на устранение факторов, способствующих росту правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

10) информационно-просветительскую совместную работу среди несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).

В конкретном (узком) значении взаимодействие подразумевает весь многочисленный спектр служебных отношений ПДН и ОУР подразделений по делам несовершеннолетних, который возникает при проведении конкретных мероприятий.

Всю организацию взаимодействия подразделений ПДН и ОУР можно классифицировать по широкому перечню признаков.

Так, по типу связей взаимодействие между ПДН и ОУР может классифицироваться на следующие виды:

1) горизонтальное взаимодействие, предусматривающее совместные действия на равноправных условиях в интересах достижения общей цели;

2) вертикальное взаимодействие, имеющее основой иерархичную структуру и по-

дразумевающее совместные мероприятия, при которых один из субъектов взаимодействия (ПДН или ОУР) передается в оперативное подчинение другому (руководителем назначается представитель одного из подразделений взаимодействия).

При вертикальном взаимодействии происходит интеграция всех звеньев и уровней управленческой структуры путем их подчинения единому руководящему центру (централизованное управление).

Вертикальное взаимодействие бывает:

1) линейным, предусматривающим безусловное подчинение по всем вопросам текущего управления;

2) функциональным, предусматривающим подчинение субъекта взаимодействия по ограниченной (заранее оговоренной) группе вопросов.

В качестве классификации взаимодействия ПДН с оперативными службами по продолжительности Г.А. Дымов предлагает следующий подход. Он разделяет взаимодействие на постоянное, осуществляемое, например, в процессе раскрытия конкретного преступления, и временное, направленное, как правило, на решение небольших по объему задач [2, с. 48].

Однако такая классификация кажется нам несколько упрощенной в контексте исследуемого вопроса. На наш взгляд, целесообразно предположить, что по продолжительности взаимодействие может быть:

1) эпизодическим - может осуществляться однократно, в течение относительно короткого времени (однократное действие). Например, единичный запрос о нахождении несовершеннолетнего на учете, привлечении к ответственности и т.п.

2) краткосрочным - продолжительностью до нескольких дней, включает в свой состав, как правило, ограниченную по времени цепочку взаимосвязанных действий, направленных на решение определенной конкретной задачи (получение информации, ее аналитическая обработка, оформление документации, предоставление конечного результата);

3) среднесрочным - продолжительностью от нескольких дней до года, является

основным видом взаимодействия по продолжительности при проведении конкретных операций;

- долгосрочным - продолжительностью более года, возникает в процессе решения стратегических задач при ведении длительных операций;

- постоянным - именно такое взаимодействие более всего характеризует проведение эффективного комплекса профилактических мероприятий.

По распространению в пределах служб и подразделений взаимодействие может быть внутренним и внешним:

1) внутреннее взаимодействие подразумевает любые совместные действия ПДН и ОУР как составных частей единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

2) внешнее взаимодействие подразумевает любые совместные действия (контакты) между службами и подразделениями МВД РФ и другими силовыми службами, гражданскими организациями как на территории России, так и за ее пределами.

По территориальному признаку взаимодействие ПДН и ОУР может быть:

1) внутрисубъектным, при такой форме взаимодействия совместная деятельность осуществляется на территории одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения);

2) межсубъектным, при такой форме взаимодействуют указанные подразделения двух-трех субъектов Российской Федерации;

3) федеральным, при данной форме взаимодействия в нем принимают участие подразделения ПДН и ОУР нескольких (более трех) субъектов Российской Федерации;

4) международным. При такой форме взаимодействия в совместную деятельность будут вовлечены зарубежные аналоги ПДН и оперативных подразделений полиции (милиции);

По характеру плановости осуществления мероприятия взаимодействие может быть:

1) плановое - взаимодействие, осуществляемое при проведении какого-либо планового (проводимого в соответствии с заранее разработанным временным графиком) мероприятия;

2) внеплановое - взаимодействие, осуществляемое при проведении изначально не предусмотренного мероприятия;

3) экстренное (по аналогии с экстренным реагированием) - взаимодействие, вызванное необходимостью совместно действовать в условиях дефицита времени.

Организацию взаимодействия подразделений ПДН и ОУР (все формы взаимодействия) можно разделить на три основные группы:

1) организационно-управленческая группа форм взаимодействия предполагает совместную разработку долговременных планов, имеющих стратегическое направление борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.

2) оперативно-тактическая группа форм взаимодействия предусматривает организацию и проведение совместных целевых операций, направленных на борьбу с преступлениями (их раскрытие), совершаемыми несовершеннолетними на обслуживаемой территории.

3) профилактическая группа форм взаимодействия включает все совместные действия ПДН И ОУР, направленные на уменьшение (в идеале предотвращение) противоправных действий несовершеннолетних.

Необходимо особо отметить, что в процессе взаимодействия подразделений ПДН и ОУР возникает масса проблем широкого спектра, вызванных самыми разнообразными причинами.

Мы видим следующие причины, мешающие эффективному взаимодействию ПДН с оперативными службами:

1) процесс взаимодействия подразделений ПДН с ОУР представляет сложный механизм. Вместе с этим необходимо отметить, что не существует единого подробно установленного алгоритма, регламентирующего это взаимодействие.

2) порядок «палочного» раскрытия преступлений, до сих пор сохраняющийся в системе МВД. Данный метод оказывает крайне негативное влияние на взаимодействие ПДН и ОУР;

3) отсутствие у большинства инспекторов ПДН профильного ведомственного об-

разования, что в конечном итоге выражается в отсутствии у них понимания общих принципов проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ). Подобное положение вещей ведет к ощутимому кадровому дефициту инспекторов ПДН, имеющих оптимальные, минимально необходимые представления об основах ОРД. Данные навыки, как правило, инспектор ПДН получает уже в процессе профессиональной деятельности, на что могут уходить годы. Сложившаяся подобным образом ситуация мешает полноценному использованию оперуполномоченными УР вариантов взаимодействия с подразделениями ПДН при проведении ОРМ [1, с. 55].

Для решения перечисленных выше проблемных вопросов и, как следствие, повышения эффективности взаимодействия подразделений ПДН и ОУР предлагается провести следующий комплекс мероприятий:

1) создать единый подробно установленный алгоритм, регламентирующий все формы совместных действий ПДН И ОУР (подобно алгоритму действий по тревоге). Конечно, что создание подобного документа может иметь ряд негативных моментов, которые обуславливаются тем, что любой предписывающий документ в той или иной степени ограничивает инициативу субъекта. Однако введенный порядок действия позволит избежать ошибок;

2) корректировка сохраняющейся системы «палочного» раскрытия преступлений,

мешающей эффективному взаимодействию сотрудников ПДН с оперативными службами полиции. В борьбе с противоправными действиями несовершеннолетних в той или иной форме участвуют все подразделения, значит, и подход к оценке действий должен быть дифференцированным, а не ограничиваться принципом: «Кто успел, тот и съел», т.е. кто принял участие в финальной стадии раскрытия преступления, тому и достаются лавры победителя;

3) внесение изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт с увеличением в системе вузов МВД России факультетов обучения инспекторов ПДН. Кроме того необходимо пересмотреть сам учебный процесс и итоговую аттестацию выпускников, которая бы позволила им вместе с основной квалификацией «Юрист» получать дополнительную квалификацию «Педагог». Кроме того, необходимо проводить для действующих инспекторов ПДН периодические курсы повышения квалификации, в числе дисциплин которых будут расширенные курсы ОРД (теория и практические занятия).

В завершение следует особо отметить, что любые меры, предпринимаемые для возможного сокращения правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются очень важными и требуют дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Гамзина, А.В. Подготовка инспекторов ПДН в структуре вузов МВД как один из факторов повышения эффективности взаимодействия службы ПДН с оперативными подразделениями полиции / А.В. Гамзина // Опыт и традиции подготовки полицейских кадров : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Волгоград: ФГКОУ ВО ВА МВД России, 2019. - С. 53-55.

2. Дымов, Г. А. Взаимодействие уголовного розыска и подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних органов внутренних дел в раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними / Г.А. Дымов // Российский следователь. - 2005. - N 6. -С. 47-51.

3. Загорный, А.В. Координация деятельности ОВД с другими государственными органами и общественными организациями в предупреждении правонарушений и укреплении общественного порядка / А.В. Загородный. - М., 1981.

4. Ипакян, А.П. Взаимодействие как управленческая категория / А.П. Ипакян, К.С. Геворкян // Актуальные проблемы совершенствования деятельности штабных подразделений органов внутренних дел. - М., 1998.

5. Коренев, А.П. Основы управления в ОВД / А.П. Коренев. - М., 1996.

6. Крылов, А.В. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в досудебном производстве. Организационно-правовые и криминалистические аспекты / А.В. Крылов. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.