Научная статья на тему 'Психологическое содержание профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями'

Психологическое содержание профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
872
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Душкин А. С.

Статья посвящена психологическому анализу профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и ее основным структурным элементам. Рассмотрены особенности профилактической деятельности инспекторов ПДН с несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Душкин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

© Душкин А.С.*

Липецкий филиал Воронежского института МВД России, г. Липецк

Статья посвящена психологическому анализу профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и ее основным структурным элементам. Рассмотрены особенности профилактической деятельности инспекторов ПДН с несовершеннолетними правонарушителями.

Одним из главных субъектов среди правоохранительных органов Российской Федерации, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних являются органы внутренних дел. Одной из служб органов внутренних результат деятельности, которой является необходимой не только для настоящего, но и для будущего, является подразделение по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности. Однако деятельность сотрудников ПДН, занимающихся актуальными вопросами ранней профилактики с несовершеннолетними правонарушителями, остается недостаточно хорошо изученной. Анализ психологической, юридической и педагогической литературы, так или иначе касающейся работы сотрудников данного подразделения, дает возможность условно разделить ее на несколько блоков исследований:

1. об отклоняющемся поведении несовершеннолетних, причинах, его обусловивших, а также мерах и путях предупреждения правонарушений и преступлений.

2. о работе милиции общественной безопасности в целом, об общих требованиях и задачах, которые ей приходятся выполнять, а также об ее подразделениях, основной функцией которых является осуществление индивидуальной профилактики преступлений.

3. о деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД.

Рассмотрим подробнее психологическое содержание деятельности сотрудников изучаемой службы.

Подчеркивая сложность и многогранность труда сотрудников милиции, одни исследователи отмечают его творческий и умственный характер,

* Преподаватель кафедры Экономических и социально-гуманитарных дисциплин.

связь с постоянными психологическими и эмоциональными нагрузками [6], другие обращают внимание на систему организации милиции, основанную на «принципах единоначалия военного типа» [2]; третьи указывают на разносторонность должностных обязанностей сотрудников милиции. Они подчеркивают, что сотрудники ОВД должны быть, во-первых, профессионально обучены, иметь определенные знания, умения и навыки в выполняемом деле, формировать и совершенствовать их, стремясь к достижению уровня мастерства, во-вторых, психологически подготовлены, обладать такими профессионально необходимыми качествами, как наблюдательность, стойкость к неудачам, чувство долга и ответственности, повышенная бдительность, готовность реагировать в экстремальной обстановке, увлеченность, психологическая устойчивость, знание психологии человека и умение учитывать её аспекты при выполнении профессиональных действий [11].

Помимо выше названных особенностей работы в органах внутренних каждая служба имеет свои специфические особенности - профилактические, следственные, оперативно-розыскные, - которые требуют развития дополнительных психологических качеств и свойств, необходимые для успешного её выполнения.

Основной особенностью деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних является осуществление индивидуальной профилактики. Индивидуальную профилактику при этом следует понимать, вслед за Д.А. Кириловым [4], А.Г. Лекарем [7], как выявление и устранение конкретных причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению, которые непосредственно связаны с определенной личностью. Основными методами деятельности сотрудников ПДН являются убеждение и принуждение, их применение зависит от профессиональной подготовки исполнителя, его жизненного и профессионального опыта. Сложность индивидуальной профилактики, как показывают исследования Д.А. Кириллова [4], Г.М. Миньковского [8], заключается в том, что она требует от сотрудника детальной правовой регламентации, поскольку связана с ограничениями прав и законных интересов граждан. В силу этого вовлечения конкретных людей, особенно несовершеннолетних, в сферу индивидуальной профилактики преступлений возможно только на основании достоверного прогноза их поведения, который содержит вывод о возможном совершении преступлений с их стороны. В связи с этим сотрудники ПДН должны владеть искусством общения, профессионально-ролевого поведения, налаживания контактов с несовершеннолетними для получения нужной им информации. Сбор и анализ необходимых сведений о правонарушителях и их окружении помогает сотрудникам, во-первых, постоянно контролировать их, быстро устранять причины, способствующие совершению преступлений, во-вторых, искать различные способы и

приемы воздействия на них на основе индивидуального подхода к личности правонарушителя, в-третьих, планировать всевозможные мероприятия по предотвращению преступлений: лекции, беседы, рейды проверки и т.д. [3].

Сотрудники ПДН выполняют значительный объем работы, которая, однако, не всегда эффективна. Для повышения эффективности деятельности одни исследователи предлагают разные способы её осуществления. Так, В.Г. Кутушев [6] высказывается за необходимость планировать личную работу, учитывая собственные психофизиологические особенности, выделяя время для повышения профессиональной подготовки и общекультурного развития личности, а Д.А. Кириллов [4] - за координацию индивидуально-профилактической деятельности разных служб, которая будет способствовать лучшему использованию сил взаимодействующих элементов и достижению ощутимых результатов в борьбе с преступностью. Другие исследователи обосновывают повышение эффективности службы разными условиями. Так, Л.В. Кондратюк, А.В. Мозжухин и др. отмечают «обязательность» большого опыта работы вообще и на одном участке работы, в частности, так как это способствует доскональному изучению участка и проживающего на нем населения. Нарозников Н.К. считает основным условием наличие специального юридического образования. Так как сотрудники ПДН по его данным, а также по данным, полученным нами, в основном имеют высшее педагогическое образование, которое помогает им, с одной стороны, находить подходы к несовершеннолетним и их родителям, а, с другой стороны, не дает возможности свободно оперировать знаниями законодательства и прогнозирования поведения преступников. Это сказывается на росте их профессионализма [9].

Для изучения особенностей многофункциональной деятельности инспекторов ПДН представляется важным выделить, прежде всего, её основные аспекты, «стороны» [1], т.е. обобщенные характеристики основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии, а также описать её в каких-то стандартных единицах для возможного сравнения с другими видами деятельности. Однако в литературе нет единого подхода к выделению основных составляющих правоохранительной деятельности: разные авторы предлагают свои подструктуры.

Так, В.Л. Васильев на основе изучения различных юридических профессий - участкового уполномоченного милиции, инспектора по делам несовершеннолетних, следователя, судьи - называет следующие стороны деятельности в этих профессиях:

- социальную (организация правовой пропаганды и других мероприятий по предупреждению правонарушений, создание условий для перевоспитания лиц, склонных к совершению противоправных действий);

- реконструктивную (выполнение конкретных действий, направленных на улучшение жизни граждан);

- организационную (организация самого себя и действий других людей для решения профессиональных задач);

- коммуникативную (установление и поддержание контактов с людьми при выполнении своих функциональных обязанностей);

- удостоверительную (выражение всей полученной сотрудником информации от граждан в специальной предусмотренной законом форме); поисковую (стремление к раскрытию преступления, собирание исходной информации для решения профессиональных задач [1].

Анализируя профилактическую деятельность сотрудников ПДН ОВД, Н.К. Нарозников предлагает социальную; правовую; психологическую; педагогическую; оперативно-розыскную подструктуры. Они отражают, по его мнению, специфику основных должностных обязанностей данной службы органов внутренних дел [9].

Перечисленные выше характеристики деятельности достаточно полно отражают своеобразие труда сотрудников правоохранительных органов, заключающиеся в работе с людьми, раскрытии преступлений и применении норм права. Деятельности инспекторов ПДН, являющихся представителями юридической профессии, присущи все названные выше особенности, однако ее отличает профилактическая работа с детьми асоциального поведения, недаром инспекторов ПДН называют «юристами и педагогами одновременно» [10].

Кудлай Т.П. изучив, деятельность инспекторов ПДН установила, что их подопечными могут быть шестнадцать категорий несовершеннолетних, что они имеют большое число должностных обязанностей, которые носят разнонаправленный характер. Вследствие этого количество времени, отводимое на индивидуальную профилактику - ведущий вид деятельности в работе инспектора - уменьшилось, что привело к увеличению числа рецидивов. В то же время больше внимания инспектора ПДН стали уделять раскрытию преступлений, возрос удельный вес времени на заполнение различных документов, отчетов, планов. Контролирующая функция в их деятельности стала основной [5]. Данная практика появилась с изменением критериев оценки работы: лучшим считается тот милиционер, который больше выявляет правонарушений и раскрывает преступлений.

Таким образом, расширение и качественное изменение функций в деятельности сотрудников ПДН, с одной стороны, способствует большему охвату несовершеннолетних совершающих правонарушения, с другой же зачастую ведет к формальному выполнению своих должностных обязанностей, что свидетельствует о снижении роли ПДН в профилактической службе ОВД.

Таким образом, изучение профилактической деятельности сотрудников ПДН дают возможность выделить аспекты в их деятельности, которые бы соединили функции, педагога, психолога и юриста.

Обобщая сказанное, приходим к выводу, что деятельность сотрудников ПДН, заключающаяся в работе с подростками асоциального поведения, носит сложный и многоаспектный характер и связана как с юридическими, так и с психолого-педагогическими видами деятельности.

Список литературы:

1. Васильев В. Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. - СПб., 2005. - 655 с.

2. Здир Я.А. Коллегиальность и единоначалие в управлении органами внутренних дел / Я.А. Здир. - М., 1972. - 31 с.

3. Каневский Л. Л. Криминологические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних / Л.Л. Каневский. -Красноярск, 1991. - 288 с.

4. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел / Д.А. Кириллов. - Тюмень, 1994. - 138 с.

5. Кудлай Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних (криминологический и организационно-правовой аспекты): дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1990. - 513 с.

6. Кутушев В.Г. Научная организация труда в органах внутренних дел / В.Г. Кутушев. - Хабаровск, 1989. - С. 119.

7. Лекарь А.Г. Основные проблемы теории и практики предотвращения преступлений органами охраны общественного порядка // Труды МООП. - М., 1968. - Вып. 21. - С. 8-13.

8. Миньковский М.Г. Понятие и система мер предупреждения преступности в среде молодежи / М.Г. Миньковский. - М., 1971. - 22 с.

9. Нарозников Н.К. Мировоззренческие и нравственные ценности в обеспечении индивидуальной профилактики правонарушений среди молодежи (по материалам ОВД) / Н.К. Нарозников. - М., 1990. - 234 с.

10. Полозов Г.Ф. На страже закона // Мир профессий. Человек-человек / Под. ред. Л.М. Зюбина. - М., 1986. - С. 177-178.

11. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел / А.М. Столяренко. - М., 1987. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.