Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ 
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 
В
ОПЕРАТИВНО
-
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ'

УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
523
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушения несовершеннолетних / оперативно - ро - зыскная деятельность / инспекции по делам несовершеннолетних / отделы уголовн о- го розыска / повышение эффективности взаимодействия / juvenile delinquency / operational se arch activities / inspections for m i- nors / criminal investigation departments / improving the effectiveness of interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

Настоящая статья призвана обосновать необходимость вхожд е- ния инспекций по делам несовершеннолетних в состав отделов уголовного розыска в целях повышения эффективности их взаимодействия при ведении оперативно - розыскной деятельности в отношении несовершеннолетних. В статье приводится исторический анализ взаимодействия данных подразделений. Описываются сущ е- ствующие проблемы и предлагаются конкретные шаги, нап равленные на улучшение их совместной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамзина Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR THE PARTICIPATION OF DEPARTMENTS FOR JUVENILE AFFAIRS IN OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES IN RELATION TO JUVENILE OF FENDERS

This article is intended to justify the need for the inclusion of inspections for minors in the criminal investigation departments in order to increase the effectiveness of their interaction in conducting operational investigative activities in relation to minors. The article provides a historical analysis of the interaction of these divisions. It describes the existing problems and suggests concrete steps to improve their collaboration

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 351.745.7

DOI: 10.24412/2587-9820-2021-1-52-58 Гамзина Анастасия Валерьевна,

инспектор по делам несовершеннолетних ОУУП и ДН отдела полиции № 7 МУ МВД России «Красноярское»

УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Настоящая статья призвана обосновать необходимость вхождения инспекций по делам несовершеннолетних в состав отделов уголовного розыска в целях повышения эффективности их взаимодействия при ведении оперативно-розыскной деятельности в отношении несовершеннолетних. В статье приводится исторический анализ взаимодействия данных подразделений. Описываются существующие проблемы и предлагаются конкретные шаги, направленные на улучшение их совместной работы.

Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, оперативно-розыскная деятельность, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы уголовного розыска, повышение эффективности взаимодействия.

Gamzina Anastasia Valerievna,

inspector for juvenile Affairs

of the OUP and DN of the police Department № 7

of the MIA of Russia "Krasnoyarsk"

THE NEED FOR THE PARTICIPATION OF DEPARTMENTS FOR JUVENILE AFFAIRS IN OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES IN RELATION TO JUVENILE OF FENDERS

Abstract. This article is intended to justify the need for the inclusion of inspections for minors in the criminal investigation departments in order to increase the effectiveness of their interaction in conducting operational investigative activities in relation to minors. The article provides a historical analysis of the interaction of these divisions. It describes the existing problems and suggests concrete steps to improve their collaboration.

Keyword: juvenile delinquency, operational search activities, inspections for minors, criminal investigation departments, improving the effectiveness of interaction.

Несмотря на принимаемые государством меры, общее количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Российской Федерации, продолжает оставаться весьма высоким.

Так, согласно официальным данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в период с января по апрель 2020 г. было выявлено 8 581 преступления, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии, что составляет 3,2 % от общего числа расследованных преступлений.

52

Анализируя статистические данные Генеральной прокуратуры РФ за три предыдущих года (2017—2019), можем наблюдать некоторую тенденцию к снижению числа расследованных преступлений, совершённых несовершеннолетними [1, с. 30].

Вместе с тем причины данного снижения, на наш взгляд, кроются в общем демографическом спаде 90-х годов прошлого века, а также декриминализации ряда статей Уголовного кодекса, которые напрямую касались преступлений подростков.

Изложенное выше позволяет судить о необходимости активизации мер, ориентированных на борьбу с преступностью в среде несовершеннолетних. Эффективное взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) с отделами уголовного розыска (далее — ОУР) могло бы стать одним из ключевых факторов этой борьбы. Особенно важна такая скоординированная совместная деятельность указанных подразделений при ведении оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) применительно к преступности несовершеннолетних.

ПДН, в соответствии со своим предназначением, работает с лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, обеспечивая раскрытие совершаемых ими преступлений и выявление правонарушений в их среде, а также проводит мероприятия, направленные на профилактику антиобщественного поведения подростков.

В свою очередь, противодействие преступлениям общеуголовной направленности отнесено в полиции к полномочиям уголовного розыска [2, с. 15].

ОУР, находясь на острие противостояния преступности, имеют в своём распоряжении специфические силы, средства и методы, без которых немыслима ОРД в отношении несовершеннолетних правонарушителей [3, с. 105].

С учетом этих обстоятельств повышение эффективности рассматриваемого взаимодействия (которое в настоящее время имеет массу нерешенных вопросов) представляется весьма актуальным.

Анализируя основные проблемы такого взаимодействия, мы рассматриваем их через призму возможности повышения эффективности совместных действий данных подразделений в отношении несовершеннолетних правонарушителей при проведении ОРД как наиболее результативной формы противостояния преступности вообще и преступности несовершеннолетних, в частности.

Развивая эту тему, считаем также необходимым допустить ПДН к ведению ОРД в отношении несовершеннолетних. Обоснуем нашу позицию.

В данном вопросе нам представляется целесообразным поддержать мнение И. А. Климова, утверждающего, что стратегические задачи ОРД включают систему оперативно-розыскных мер, которые обеспечивают нейтрализацию или прекращение действий наиболее опасных форм преступных

проявлений и факторов, осложняющих криминогенную ситуацию в стране. Конечной целью стратегических задач являются стабилизация или позитивные изменения в характеристике закономерностей развития всей преступности (общее сокращение преступности или сокращение числа наиболее опасных преступлений, сокращение темпов их роста и т. п.) [4, с. 31].

Такое определение основных задач в полной мере относится и к преступности несовершеннолетних как частному случаю общей преступности.

Рассматривая принципы ОРД, И. А. Климов включает в их перечень, в числе прочего, и взаимодействие [5].

Стоит отметить, что при рассмотрении основных задач по реализации функций ПДН исследователи придерживаются различных, а иногда и диаметрально противоположных, точек зрения. Так Н. А. Кузьмичёва считает, что: «первостепенная задача сотрудников ОВД — это расследование и раскрытие преступлений, но у инспектора ПДН правовые превентивные и психолого-педагогические задачи могут часто превалировать в деятельности» [6, с. 28—31].

В противовес этому В. В. Вёрстов и И. К. Харитонов подчеркивают, что «основной функцией ПДН является выполнение обязанностей, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7, с. 245—246]. Такого же мнения придерживается и Е. А. Писаревская [8, с. 17].

Однако в этой части точка зрения автора настоящей публикации иная, и выражается она в том, что и профилактика, и текущее раскрытие преступлений являются важными (и что самое главное — равноправными) составными элементами общей деятельности ПДН, направленной на противодействие правонарушениям несовершеннолетних.

Таким образом, ключевые направления работы в ПДН, как и у подразделений ОУР, применительно к несовершеннолетним можно выразить формулой «предупреждать и раскрывать». Общность целей создает предпосылки для сближения данных подразделений.

Для обоснования высказанной автором позиции необходимо более углублённо исследовать преступность несовершеннолетних. При этом учитываем, что преступность вообще не является строго дифференцированной по возрасту категорией — взрослые преступники используют несовершеннолетних, втягивая их в противоправные действия, а несовершеннолетние правонарушители, в свою очередь, повзрослев, сами прочно становятся на путь нарушения закона.

Кроме того, как справедливо заметил С. Л. Таланов, наблюдается резкое омоложение преступности. Каждое последующее поколение начинает совершать преступления в более раннем возрасте, хотя их нельзя привлечь к уголовной ответственности [9, с. 187—198].

Также следует отметить, что характерной чертой преступности несовершеннолетних выступает её групповой характер. По данным Л. М. Прозу-ментова, среди школьников 10—11 классов почти половина (48 %) имеют опыт участия в драках, против личности в группе совершаются почти 70 % общественно опасных деяний, практически во всех деяниях данного вида участниками являются малолетние [10, с. 48—49].

При этом, как свидетельствует практика, работу по выявлению групп криминогенной направленности, а также установлению их лидеров, осуществляют инспекторы ПДН во время проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики. Однако в настоящее время работа с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности ведется по остаточному принципу. При этом наиболее отвечающей объективным реалиям задачей в современных условиях продолжает оставаться разобщение криминальных групп несовершеннолетних.

Это разобщение можно проводить с использованием ситуации внутри-группового конфликта или оказания воздействия на родителей и других законных представителей для того, чтобы они оказали на несовершеннолетних воздействие и пресекли негативное влияние группы. Но это возможно только в той ситуации, когда родители сами ведут законопослушный образ жизни.

Однако, как показывает практика, большинство несовершеннолетних преступников воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому в данном случае говорить о позитивном воздействии их родителей (законных представителей) не приходится [11, с. 52].

Исходя из этого обстоятельства и учитывая общую латентность преступлений несовершеннолетних, практически единственным способом использовать внутригрупповой конфликт являются преимущественно негласные ОРМ, которые возможно проводить только в тесном контакте с ОУР (вернее, их может проводить только ОУР). ПДН в данной ситуации остается фактически не у дел.

Учитывая все перечисленные характеристики современного состояния преступности несовершеннолетних и сложность задач борьбы с нею, поддерживаем мнение А. С. Базарбаева, утверждающего, что для более эффективного решения такого рода задач человечество пока не придумало чего-либо такого, что могло бы сравниться со средствами и методами оперативно-розыскной деятельности борьбы с преступностью [12, с. 174].

Принимая тот факт, что ОРД осуществляется гласно и негласно (с заметным преобладанием последней категории), полагаем, что средства ОРД должны быть в полной мере использованы в борьбе с подростковой преступностью.

При этом предлагаем исходить из того, что ПДН должно быть задействовано в оперативно-розыскных мероприятиях (из которых в большей мере и состоит ОРД) в отношении несовершеннолетних в полном объеме.

Однако, в соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), ПДН не относится к числу субъектов, допущенных к такого рода деятельности, что существенно ограничивает возможности ПДН, о чем уже говорилось выше.

При анализе данной проблемы необходимо вспомнить советский исторический период борьбы правоохранительных органов с правонарушениями несовершеннолетних.

Можно с уверенностью констатировать, что эта борьба была весьма результативной. И традиционно именно аппараты уголовного розыска возглавляли эту работу. Необходимо отметить, что наиболее продуктивно, начиная с 1961 г., детские комнаты милиции, а затем инспекции по делам несовершеннолетних, функционировали в составе уголовного розыска. После передачи их в 1993 г. в милицию общественной безопасности общая эффективность деятельности ПДН заметно снизилась. Хотя вывод ПДН из подчиненности ОУР совпал с трудным постперестроечным временем, и это решение видится очень спорным и, более того, неверным. Именно вывод из подчиненности ОУР оказал негативное влияние на деятельность ПДН, сместив инспекцию на периферию деятельности милиции (полиции) и фактически сведя роль инспекторов к функции социальных педагогов. Но инспектор ПДН не только (и не столько) социальный педагог, он в первую очередь — страж закона.

Начиная с 2012 г., в системе МВД России осуществляется оптимизация ОРД путем приведения её в соответствие с принципами, присущими данному виду социальной практики, и адаптации к новым социально-правовым условиям, в которых реализуют свои функции оперативные подразделения полиции. Принятые меры уже дали первый положительный результат [13, с. 50].

Однако общие перемены не коснулись подразделений ПДН. Определенная изоляция ПДН в системе ОВД как таковой оказывает крайне негативное влияние на её взаимодействие с другими службами полиции и в первую очередь с ОУР. Данного мнения придерживается подавляющее большинство как действующих сотрудников, так и ветеранов органов внутренних дел.

В процессе проведенного автором данной статьи анонимного анкетирования указанных групп (40 человек) подавляющее большинство опрошенных (80 %) высказались в пользу того, что ПДН необходимо передать в оперативное подчинение ОУР, повысив тем самым эффективность их взаимодействия и, как следствие, оказав положительное влияние на профилактику и раскрываемость преступлений в среде несовершеннолетних.

Отсутствие такого подчинения сильно сказывается на возможностях оперативных подразделений полиции эффективно использовать участие ПДН в ОРД при совершении несовершеннолетним преступления или при пропаже ребенка в условиях дефицита времени, когда буквально каждая минута на счету.

Необходимо учитывать и то, что в системе МВД России по-прежнему присутствуют элементы «палочной системы», порождающие нездоровое соперничество между службами. Зачастую ПДН и ОУР стремятся записать раскрытое преступление несовершеннолетних в заслугу именно своему подразделению, что в общем ведет к утаиванию (нераспространению) ценной оперативной информации друг от друга. Очевидно, что подчинение ПДН ОУР устранило бы данную проблему, побудив представителей обеих служб к плодотворному сотрудничеству.

Также одновременно осознавая бесспорную необходимость отделить несовершеннолетних при нахождении в инспекции ПДН от какого-либо контакта с взрослыми правонарушителями, тем не менее, видим обоснованным устранение и территориальной обособленности ПДН от основного отделения полиции (в особенности от ОУР) [14, с. 52—58]. Впрочем, данный вопрос является очень объёмным и требует особого рассмотрения.

В связи с вышеизложенным с целью повышения эффективности взаимодействия ПДН и ОУР при ведении ОРД в отношении несовершеннолетних правонарушителей, предлагаем в обозримом будущем (учитывая весь положительный опыт советской милиции, накопленный за весьма обширный промежуток времени), подготовив соответствующую правовую базу (в первую очередь должны быть изменены ведомственные приказы и инструкции МВД России), передать ПДН под непосредственное руководство ОУР. В этом случае не потребуется даже вносить изменения в ФЗ об ОРД, т. к. ПДН, являясь частью оперативного подразделения, будут способны к самостоятельному ведению ОРД.

Данное действие, очевидно, не может быть выполнено в мгновенно. И здесь может возникнуть большое число проблемных вопросов. Однако решать их можно постепенно, не форсируя событий.

В заключение следует отметить, что любые меры, предпринимаемые для возможного сокращения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, видятся крайне важными и требующими дальнейшего исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Буренкова Е. О. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Е. О. Буренкова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2020. — № 1 (29). — С. 30—35.

2. Железняк Н. С. Вопросы актуализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: моногр. / Н. С. Железняк. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2019. — 332 с.

3. Гамзина А. В. К вопросу о методах взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных подразделений полиции / А. В. Гамзина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2020. — № 1 (38). — С. 104—109.

4. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. / И. А. Климов. — М., 1995. — 47 с.

5. Климов И. А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности / И. А. Климов. — М., 1993. — 28 с.

6. Кузьмичева Н. А. Психологические профессиографические особенности деятельности инспектора подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел / Н. А. Кузьмичева // Юридическая психология. — 2016. — № 4. — С. 28—31.

7. Верстов В. В., Харитонов И. К. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Общество и право. — 2014. — № 4 (50). — С. 244—248.

8. Писаревская Е. А. Правовая регламентация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: проблемы и перспективы / Е. А. Писаревская // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2018. — № 3 (32). — С. 16—20.

9. Таланов С Л. Проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в Ярославской области / С. Л. Таланов // Федерализм. — 2009. — № 3 (55). — С. 187—198.

10. Прозументов Л. М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л. М. Прозументов // Вестник Томского госуниверситета. Право. — 2016. — № 2 (20). — С. 48—53.

11. Зайко Т. М. О системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Т. М. Зайко // Уголовное право и криминология. — 2017. — № 1. (97). — С. 51—53.

12. Базарбаев А. С. Роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью / А. С. Базарбаев // Пробелы в Российском законодательстве — М.: Изд. дом «Юр-ВАК». — 2011. — № 1. — С. 174—176.

13. Маслов А. А., Гогаев С. Т. Система принципов оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел в суде / А. А. Маслов, С. Т. Гогаев // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2020. — № 1 (47). — С. 50—59.

14. Гамзина А. В. К вопросу о территориальном разделении инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений уголовного розыска как одном из факторов, ухудшающих их взаимодействие при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних / А. В. Гамзина // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2020. — № 2 (14). — С. 52—58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.