УДК 343
А. Хаитжанов
доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация Преступления экстремистской направленности в современных условиях представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, конституционных прав и свобод граждан в различных формах его проявления. В настоящее время раскрытие, расследование и рассмотрение дел экстремисткой направленности, безусловно, отличается особой сложностью. Характер экстремистских проявлений, их относительная редкость не позволяет надлежащим образом построить работу с ними органам предварительного расследования. Поэтому для организации работы предварительного следствия необходимо постоянно проводить мониторинг действующего законодательства в стране, с привлечением, не только специалистов в области права, но и в других не менее значимых областях науки с целью принятия новых нормативных актов; органам внутренних дел проводить с населением профилактическую и разъяснительную работу.
Ключевые слова: выявление и расследование преступлений экстремистской направленности; мониторинг действующего законодательства; профилактическая и разъяснительная работа среди населения.
A. Haitzhanov
associate professor, department of Criminal Law Penza State University, Penza, Russia
PROBLEMS IN THE INVESTIGATION OF EXTREMIST CRIMES
Abstract. Extremist crimes in present-day Russia pose a serious threat to national security, constitutional rights and freedoms of citizens in various forms of their manifestation. Detection, investigation and prosecution of extremist crimes presents great difficulty. Due to the nature of extremist crimes and their relative rare occurrence police preliminary investigation departments can not do their work efficiently. It is important to monitor changes in current legislation, to draft and adopt new rules, engaging not just specialists in the field of law, but also
from other important fields of science. It is necessary for law enforcement agencies to conduct preventive and explanatory work.
Key words: detection and investigation of extremist crimes; monitoring of the current legislation; preventive and explanatory work among the population.
Выявление и расследование преступлений экстремистской направленности становится все более актуальной проблемой, так как в современных условиях реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, конституционных прав и свобод граждан представляет усиление экстремизма в различных формах его проявления. На сегодняшний день отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций, митингов экстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности общества. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия по противодействию преступлениям экстремистской направленности, их количество растет, представляя собой серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в нашей стране.
Как отмечает, начальник УМВД России по Пензенской области Касимкин А.Ю., одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел, является противодействие экстремизму. В нашем регионе работа в данном направлении осуществляется по разным направлениям, одним из которых является выявление и пресечение фактов распространения экстремистских материалов в социальных сетях и региональных форумах, Интернет сети.
В 2011 году сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Пензенской области выявлено три факта, из них два - в сети Интернет, социально-психологическое и лингвистическое исследование которых подтвердило наличие в них высказываний, классифицируемых как экстремистские.
В последнее время проблема противодействия экстремизму стала одной из первоочередных задач общества, решение которой возлагается на все без исключения государственные структуры. И сотрудники полиции принимают в этом самое активное участие.
В 2011 году нами выявлены два преступления экстремистской направленности. Кроме того, в ходе проведенных оперативных мероприятий, выявлено девять фактов распространения материалов, содержащих в себе признаки экстремистской деятельности, по которым сейчас проводится проверка.
Общеизвестно, что крайней формой проявления экстремизма является терроризм. В декабре 2010 года, в день проведения выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации, предотвращен террористический акт, связанный с попыткой подрыва взрывного устройства на территории г. Пенза. В настоящее время, совместно с коллегами из Федеральной службы безопасности, изобличены и задержаны лица, причастные к данному преступлению [1].
Как показывает практика, суды признают экстремистскими сообществами в основном ультраправые националистические организации (скинхеды, «Русское национальное единство», «Союз русского народа» и др.); реже - антиправославные языческие группировки («Северное братство») и экстремистские ваххабитские группировки (джамааты).
В ходе расследования преступлений рассматриваемой категории основными доказательствами по делам являются: протокол явки с повинной; показания свидетелей, подозреваемых (обвиняемых).
Показания свидетелей являются весомым средством доказывания при расследовании преступного экстремизма. Предметом его показаний могут быть не только обстоятельства, которые он воспринимал лично, но и любые другие сведения, ставшие ему известными со слов других лиц. При этом следует оговориться. Если свидетель не может указать источника своей осведомленности, то в порядке п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ его показания признаются недопустимым доказательством. Вместе с тем это не исключает возможности для субъекта доказывания самостоятельно иными средствами проверить полученную информацию, преобразовав ее, таким образом, в полноценное доказательство.
При доказывании преступлений экстремистской направленности, совершенных группой лиц или лицами, состоящими в экстремистском сообществе, а также преступлений, предусмотренных ст. 282-1 УК РФ, допросы членов экстремистской группы, план допроса участников необходимо разрабатывать с особенной тщательностью.
Планируя допрос, нельзя забывать, что состав и структуру экстремистской группы отличает повышенная сплоченность, которая обеспечивается реальной или мнимой идеологической подоплекой, которая обосновывает или оправдывает необходимость совершения экстремистских преступлений, пропагандирует идеи превосходства представителей какой-либо национальности или вероисповедания, оправдывает практику совершения преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, расовой, национальной,
религиозной или иной социальной группы. В этой связи, прежде чем приступить к допросам, необходимо сначала проверить версию о том, было ли совершено преступление единолично или в группе лиц, далее необходимо изучить вертикальные связи в группе, что позволит установить все низшие звенья, выявить и привлечь к ответственности всех участников преступной группы.
Использование специальных знаний по делам и материалам о возбуждении ненависти либо вражды, а равно об унижении человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), а также по делам о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) необходимо, прежде всего, для определения направленности содержания текстов. Полученные в результате исследования данные могут быть взяты за основу при установлении цели, которая в данном случае является обязательным признаком субъективной стороны.
Нередко экстремистская деятельность совершается вер-бально - «посредством речевых актов определенной языковой формы и коммуникативной направленности («призывы», «пропаганда», «оправдание», «обоснование» и т.п.), включая распространение заведомо экстремистских материалов».
Для дачи квалифицированного и компетентного научно-обоснованного лингвистического заключения необходимо, во-первых, назначить и провести комплексную судебную психолого-лингвистическую экспертизу. Во-вторых, для выяснения направленности и характера воздействия (какие чувства вызывают у читателя публикуемые материалы?) требуется проведение социологического исследования на основе представительной выборки реципиентов.
Исходя из практики, очные ставки обычно не проводятся, поскольку вместо рядового следственного действия очная ставка может перейти в абстрактный спор противоположных убеждений, что только может повредить расследованию. Для разоблачения членов экстремистской организации могут быть проведены их опознания, включая такую форму, когда опознаваемый не видит опознающего.
Основным принципом в борьбе с экстремизмом для российских правоохранительных органов должна стать предельная жесткость в сочетании с необходимой гибкостью. Опыт большинства стран мира свидетельствует: противопоставить экстремизму можно лишь жесткую, бескомпромиссную борьбу с ним и формирование лояльного отношения общественности к подобным действиям государства.
Максимальных результатов в антиэкстремистской деятельности можно добиться лишь при наличии слаженной системы, всесторонне обеспечивающей работу различных служб - координационной, аналитической, правовой, технической, оперативной и иных.
Усилий одного государства в предупреждении экстремизма недостаточно, требуется координация на межгосударственном уровне. Наиболее актуальной задачей для Российской Федерации на этом пути становится взаимодействие со странами СНГ [2].
Как отмечает, Погодин И.В., в своей работе, что такое явление, как экстремизм науке известно, сравнительно давно, уголовно - правовое противодействие ему в России сформировалась сравнительно недавно.
В частности, понятие «экстремизм» впервые было раскрыто лишь в п.1.ст1. ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Нормы, регулирующие наступление уголовной ответственности за призыв к экстре-мисткой деятельности, крайне лаконичны, изобилуют взаимными отсылками, зачастую носят скрытый бланкетный характер. Разбросаны по множеству глав УК РФ [3].
В этой связи Генеральный прокурор РФ в целях упорядочения борьбы с экстремизмом к деяниям экстремисткой направленности отнес преступления, предусмотренные ст. ст. 136, 141, 148, 149, 212, 239, 277, 278, 280, 282 - 282.2, 357 УК РФ, а также ст. 105, 111, 112, 115-117, 119, 150, 213, 214, 244 УК РФ, если они совершенны по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой - либо социальной группы [4].
Высший судебный орган государства к числу преступлений экстремисткой направленности относит деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ст.ст.280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, п. «л» ч.2. ст105, п. «е» ч.2. ст111, п. «б» ч. 1. ст. 213УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» ч. 1 63 УК РФ признают с обстоятельством, отягчающим наказание [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что раскрытие, расследование и рассмотрение дел экстремисткой направленности, безусловно, отличается особой сложностью. Характер экстремистских проявлений, их относительная редкость не позволяет
надлежащим образом построить работу с ними органам предварительного расследования.
Следует отметить, что в современной процессуалистике по-прежнему остаются дискуссионными вопросы: о предмете доказывания, роли этого процесса в достижении целей судопроизводства, о юридико-технических подходах к правовой регламентации алгоритма получения процессуального значимых доказательств, их эмпирической детерминированности, криминалистической тактике, процессуально - властных правоотношений, правоохранительной деятельности, о средстве обеспечения прав сторон и правосудия и другие [6].
Исходя из вышеизложенного следует, что необходимо постоянно проводить мониторинг действующего законодательства в стране, с привлечением, не только специалистов в области права, но и в других не менее значимых областях науки (социология, этнология и др.), с целью принятия новых нормативных актов; органами внутренних дел проводить с населением, в организациях любой форм собственности, в образовательных учреждениях и т.д., профилактическую и разъяснительную работу; органами внутренних дел тщательней проводить работу с гражданами находящимися «в группе риска», с привлечением психологов, и других специалистов.
Библиографический список
1. Отчет начальника УМВД России по Пензенской области. Информация о состоянии оперативной обстановки и результатах работы органов и подразделений внутренних дел Пензенской области за 2011г. http://58.mvd.ru/gumvd/ othet/othetnah
2. Валеев А.Х., Самойлов А.Ю. Особенности расследования преступлений экстремистской направленности. //ЕврАзЮж № 9 (52) 2012 г Уголовный процесс и криминалистика
3. Погодин И.В. Практика рассмотрения дел о преступлениях экстремисткой направленности районными судами // Уголовное судопроизводство № 4, 2011 г. с 20-23
4. Приказ Ген. прокурора РФ от 19 ноября 2009 г. № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремисткой направленности».
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности».
6. Букалерова Л.А., Минязева Т.Ф. Преступления экстремисткой направленности: поиск новых методик доказывания// Уголовное судопроизводство №1, 2012, с.30- 32.
References
1. Otchet nachal'nika UMVD Rossii po Penzenskoi oblasti. In-formatsiia o sostoianii operativnoi obstanovki i rezul'tatakh raboty or-ganov i podrazdelenii vnutrennikh del Penzenskoi oblasti za 2011g. [Report of the Russian Ministry of Interna! Affairs chief in Penza region. The state of the operational environment and the results of organs and bodies of internal affairs activity in Penza region in 2011]. Available at: http://58.mvd.ru/gumvd/othet/othetnah
2. Valeev A.Kh., Samoilov A.Iu. Osobennosti rassledovaniia pre-stuplenii ekstremistskoi napravlennosti [Special aspects of extremeist crimes investigations]. Ugolovnyi protsess i kriminalistika - Criminal procedure and criminalistics, 2012, no 9 (52)
3. Pogodin I.V. Praktika rassmotreniia del o prestupleniiakh ekstremistkoi napravlennosti raionnymi sudami [Practice of dealing with extremist crimes in district courts]. Ugolovnoe sudoproizvodstvo - Criminal proceedings, 2011, no. 4, pp. 20-23
4. Prikaz Gen.prokurora RF ot 19 noiabria 2009 g. № 362 «Ob or-ganizatsii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva o pro-tivodeistvii ekstremistkoi napravlennosti» [The order of the Prosecutor General of Russian Federation of 19.11.2009 no. 362 «Prosecutor's supervision on anti-extremist law enforcement »]
5. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 28 iiunia 2011 g. № 11 «O sudebnoi praktike po ugolovnym delam o prestupleniiakh ekstremistkoi napravlennosti» [Resolution of the Supreme Court Plenum on 28.06.2011 no. 11 «Judicial practice in extremist crimes »]
6. Bukalerova L.A., Miniazeva T.F. Prestupleniia ekstremistkoi napravlennosti: poisk novykh metodik dokazyvaniia [Extremism: search for new proof methods]. Ugolovnoe sudoproizvodstvo - Criminal proceedings, 2012, no. 1, pp.30- 32.
Информация об авторе
Хаитжанов Азимжан - доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Author
Haitzhanov Azimzhan - associate professor, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected].