Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ФИРМЫ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
власть / бизнес / проблемы / взаимодействие / модернизация

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китиева Малика Ибрагимовна, Мержо Муса Шамсудинович

Сегодня в России достаточно проблемными являются вопросы повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса. Особенно актуальными эти вопросы стали в условиях экономических санкций против России со стороны США и ряда стран Евросоюза. Все это потребовало пересмотра взаимоотношений государства и бизнеса применительно к новым условиям с целью стабилизации экономики России и ее эффективного развития в долгосрочной перспективе. Рассмотрены современные концепции оценки взаимодействия государства и бизнеса. Выявлены основные проблемы взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ФИРМЫ»

УДК 330.101

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ФИРМЫ

КИТИЕВА МАЛИКА ИБРАГИМОВНА

доцент каф. «Экономика» ИнгГУ, г. Магас, Россия

МЕРЖО МУСА ШАМСУДИНОВИЧ

декан финансово-экономического факультета ИнгГУ, г. Магас, Россия

Аннотация. Сегодня в России достаточно проблемными являются вопросы повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса. Особенно актуальными эти вопросы стали в условиях экономических санкций против России со стороны США и ряда стран Евросоюза. Все это потребовало пересмотра взаимоотношений государства и бизнеса применительно к новым условиям с целью стабилизации экономики России и ее эффективного развития в долгосрочной перспективе. Рассмотрены современные концепции оценки взаимодействия государства и бизнеса. Выявлены основные проблемы взаимодействия бизнеса и власти на современном этапе.

Ключевые слова: власть, бизнес, проблемы, взаимодействие, модернизация

PROBLEMATIC ASPECTS IN THE PROCESS OF INTERACTION

STATES AND FIRMS

Annotation. Today in Russia, the issues of increasing the efficiency of interaction between the state and business are quite problematic. These issues have become especially relevant in the context of economic sanctions against Russia by the United States and a number of EU countries. All this required a revision of the relationship between the state and business in relation to the new conditions in order to stabilize the Russian economy and its effective development in the long term. Modern concepts of assessing the interaction between the state and business are considered. The main problems of interaction between business and government at the present stage are identified.

Keywords: power, business, problems, interaction, modernization

Отсутствие устоявшейся институциональной структуры в сфере экономики в настоящее время приводит к очень нестабильным позициям малого и среднего бизнеса, которые, в свою очередь, призваны служить основой любой рыночной экономики. В настоящее время вектор развития российской экономики и общества продолжает фокусироваться на модернизации страны. Проводимая политика модернизации ставит перед российским обществом новые задачи. Формирование институтов инновационного развития продолжается, но эффективность их функционирования по-прежнему невелика, о чем свидетельствуют основные показатели экономического развития. Несмотря на значительные усилия и инвестиции в довольно большие ресурсы, результаты остаются недостаточными. Кроме того, из-за сохраняющегося высокого уровня коррупции, затрагивающего все уровни государственного и муниципального управления, деятельности государственных предприятий, проведения конкурентных процедур при закупке товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов и необходимости улучшения, некоторые из вложенных ресурсов не могут быть использованы по прямому назначению.

В связи с этим проблемы взаимодействия государства и бизнеса, более активного участия компаний в процессах экономики и модернизации стали одними из главных в политическом процессе современной Росиии. Чтобы кардинально изменить ситуацию, необходимо искать пути разработки новых механизмов и методов реализации политики

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

модернизации и повышения эффективности взаимодействия двух основных подсистем российского общества - системы государственного управления системой и экономической системы.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно создать правовые условия для реализации политики модернизации и способствовать включению в эту политику различных субъектов, в том числе молодых российских компаний. Как показывает практика многих стран, целенаправленная и последовательная политика государственной власти может сыграть положительную роль и стать координатором и катализатором совместных усилий нескольких участников процесса. Для этого политика модернизации должна быть менее декларативной и более реалистичной.

Для повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса необходимо повысить политическую активность современных институтов бизнес-сообществ, которые призваны защищать экономические и политические интересы компании и направлять ее деятельность на решение социальных проблем, и другие социально значимые вопросы. Несмотря на наличие в стране бизнес-ассоциаций, предприниматели малого и среднего бизнеса не пытаются коллективно отстаивать свои интересы путем объединения в горизонтальные бизнес-микрообщества. Современные институты, призванные регулировать взаимодействие бизнеса и государства (в форме экономических ассоциаций), фактически не выполняют функцию создания коллективных действий со стороны мелких и средних предпринимателей.

Отсутствие устоявшейся институциональной структуры в сфере экономики в настоящее время приводит к очень нестабильным позициям малого и среднего бизнеса, которые, в свою очередь, призваны служить основой любой рыночной экономики. В настоящее время вектор развития российской экономики и общества продолжает фокусироваться на модернизации страны. Проводимая политика модернизации ставит перед российским обществом новые задачи: формирование институтов инновационного развития продолжается, но эффективность их функционирования по-прежнему невелика, о чем свидетельствуют основные показатели экономического развития. Несмотря на значительные усилия и инвестиции в довольно большие ресурсы, результаты остаются недостаточными. Кроме того, из-за сохраняющегося высокого уровня коррупции, затрагивающего все уровни государственного и муниципального управления, деятельности государственных предприятий, проведения конкурентных процедур при закупке товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов и необходимости улучшения, некоторые из вложенных ресурсов не могут быть использованы по прямому назначению.

Современный мировой опыт демонстрирует высокую эффективность взаимодействия государства и экономики. В России основное внимание уделяется формированию институциональных основ этих отношений, в том числе созданию оптимальных форм взаимодействия между государственными и деловыми структурами, обеспечивающих выполнение стратегически значимых задач. В то же время в России существует множество проблем во взаимодействии государства и бизнеса, которые препятствуют эффективному сотрудничеству. Это недостатки правовой базы, определяющей права и обязанности сторон; несовершенство форм и методов ведения партнерских отношений; отсутствие конкурентных условий для эффективного сотрудничества; недоразвитость инвестиционной и инновационной среды и т. д.

В отношениях между государством и экономикой у каждого из участников есть определенные интересы, реализация которых определяет стабильность и эффективность взаимодействия. Государство заинтересовано в росте макроэкономических показателей, улучшении отраслевой структуры экономики и улучшении качества жизни населения. Интересы делового мира заключаются в улучшении деловой среды путем внедрения надлежащей нормативной и организационной поддержки со стороны государства. Механизмы

взаимодействия государства и бизнеса могут принципиально различаться по характеру, целям и элементам. Все разнообразие этих взаимодействий можно условно разделить на 4 группы [1]:

1) строгие формы регулирования, такие как авторитарные и тоталитарные, когда государство использует свою власть исключительно для достижения интересов правительственных чиновников;

2) нейтрально, когда государство играет роль "ночного сторожа", а компании выполняют свои функции независимо;

3) партнерские отношения между государством и бизнесом, если предполагается равенство сторон, стремление к компромиссу, согласованность целей, сотрудничество и согласованность взаимных действий;

4) монопольная власть одного из субъектов, если основой отношений является противостояние, злоупотребление его выгодами, жесткие и несомненные отношения между заказчиком и агентом.

В условиях рыночной экономики невозможно реализовать инновационную модель развития под непосредственным руководством властей. В то же время практика показывает, что сам рынок не может решить задачу модернизации. Речь идет о нежелании хозяйствующих субъектов внедрять инновации, их применении в деловой практике и невозможности использовать весь запас накопленных инноваций. Необходимо сбалансировать интересы государства, бизнеса и общества, наладить партнерские отношения между государством и бизнесом.

Растущее влияние крупных предприятий на экономическое развитие страны в последние годы делает необходимым вовлечение предприятий в разработку государственной инновационной политики, а также в осуществление скоординированных мер по модернизации производства и расширению внедрения инновационных технологий.

Развитие русского общества в течение ХХ века было поистине катастрофическим. XXI век ясно показывает, что, несмотря на все внешние различия в ситуациях, они основаны на кризисе отношений между обществом и властью. С начала 90-х годов, с возрождением частного капитала в России, произошел кризис между этими двумя сторонами и деловым миром[3].

Есть все основания полагать, что в современной России именно в предубеждении к бизнесу, предпринимательству и недооценке его роли в рыночных экономических условиях кроется одна из основных причин долгосрочного формирования национальной инновационной системы. Очевидно, что проблемы строительства напрямую связаны с хрупкостью государства в решении задач по формированию рыночной инфраструктуры и отсутствием возможности создавать условия для развития бизнес-среды как одного из ключевых факторов организации эффективного использования и распространения инноваций.

В современном мире необходимость сотрудничества между представителями науки и бизнеса стала очевидной. Инновации оказывают большое влияние на экономику. Невозможно рассмотреть всю степень их использования. Инновации, безусловно, приносят прибыль. Продукция отличается высоким качеством, в то время как количество производимой продукции растет. Инновации влияют на конкурентоспособность всех форм хозяйствования. Реальное конкурентное преимущество - это способность находить новые рынки, производить новые продукты и находить новые способы производства товаров.

Одной из главных задач страны является обеспечение развития фундаментальных исследований в области инновационной экономики, в результате чего происходит увеличение научного потенциала. Однако научная работа требует финансовых ресурсов, и государственная поддержка ее финансирования очень важна. Важные научные исследования и технологии не могут быть достигнуты без государственной поддержки и бюджетных ресурсов. Роль государства в создании инновационной экономики очень широка, помимо финансирования научной деятельности, оно также заинтересовано в правовом регулировании роста инноваций, в их внедрении и коммерциализации.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Эффективность предпринимательских действий во многом зависит от рыночной инфраструктуры - ряда институтов, которые создают нормальные и равные условия для всех предприятий. Рыночная среда формируется элементами правовой, финансовой, организационной, логистической и информационной инфраструктуры, которые в России приняли искаженные формы, не соответствующие цивилизованным рыночным отношениям, что привело к формированию неадекватной бизнес-среды, что повлияло на снижение эффективности юридической деятельности, в первую очередь малого бизнеса.

В условиях ведения бизнеса Россия занимает 120-е место в мире. Этому факту есть и другие объяснения, помимо незаконных арестов и рейдов, коррупции в органах власти и управлении, ситуация усугубляется многочисленными бюрократическими барьерами, ненужными инструкциями и правилами. Когда слишком много ограничений рано или поздно частный сектор приводит к коррумпированности и неэффективности правительства. Практика показывает, что для создания благоприятных условий для своего бизнеса российские бизнесмены ищут альтернативные решения и пытаются использовать взятки для создания приемлемых условий для себя и своего бизнеса. И почти у всех частных предпринимателей есть стимулы для нарушения многочисленных законов, правил и ограничений и попыток (и успешно) преодолеть незаконные пути бюрократических препятствий на пути к прибыли.

В современных условиях необходимо проводить сбалансированную государственную политику, направленную на повышение эффективности отношений между правительством и экономикой, что создало бы взаимовыгодные условия для такого взаимодействия и неуклонно развивало бы инновационную экономику России, в том числе за счет ресурсов частных предприятий.

На этапе развития, связанном с необходимостью быстрого внедрения инновационных технологий, а также совершенствования системы государственного управления и повышения эффективности его деятельности, важную роль могут сыграть дополнительные экономические рычаги, которые заменяют чисто административное регулирование процессов и в большей степени характерны для бизнес-среды, чем для государственного сектора и государственного управления.

В современных экономических условиях на государственном уровне необходимо признать бизнес активной созидательной силой общества, поскольку предпринимательство является важной частью экономического роста, благосостояния, качества жизни и национальной безопасности страны. Государство должно дать предпринимателям и инвесторам четкий сигнал о том, что предпринимательство играет важную роль как для российской экономики, так и для общества.

Потенциал предпринимательства может быть реализован в современной жизни только при условии обеспечения неприкосновенности частной собственности, стабильности условий налогообложения, налоговой политики и регулирования, беспристрастной заинтересованности региональных и местных властей в развитии предпринимательства, политики взаимопонимания и сотрудничества между органами власти и бизнесом, их ответственности за социально-экономическое развитие страны.

Несмотря на более неблагоприятные условия ведения бизнеса в России, чем в развитых странах мира, отечественные предприниматели, работающие при поддержке государственных институтов в условиях антироссийских санкций, добиваются значительных результатов в модернизации производства и внедряют в свои предприятия новейшие достижения науки и техники. Об этом свидетельствуют, в частности, успехи в производстве новых высокоточных вооружений, военных и гражданских самолетов, а также позитивные изменения в замене импорта во многих областях российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Thesis. - 1993. - вып.1.

2. Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, №2.

3. Кусич С., Свиянович В., Вайсбах А. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства // Вестник МУ Сер.6. Экономика, N.4, 2003.

4. Глаголев, С. Н. Экономика современной России: проблемы и перспективы развития: монография / С. Н. Глаголев, В.В.Моисеев. Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. 274 с.

5. Олсон, М. Возвышение и упадок народов: Экономический рост, стагфляция и социальный склероз: монография. Пер. с англ. / М. Олсон. Новосибирск: Экор, 1998. 432 с. 9. Моисеев, В. В. Государственная политика экономического развития современной России (2000-2016 гг.): монография / В. В. Моисеев. М.; Берлин, 2017. 349 с.

УДК 658.87-047.44

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ РЕГИОНА

ЛОКТЕВ Э.М.

канд.экон.наук, профессор, доцент ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского»

САРКИСЯН Л.Г.

канд.экон.наук, профессор, профессор ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского»

МАНАЕНКО Е.И.

старший преподаватель ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила

Туган-Барановского»

Аннотация. Несмотря на высокие темпы роста объема продаж компаний, использующих внемагазинные форматы через виртуальных ритейлеров, одним из определяющих факторов экономической эффективности (прибыльности) ритейл-бизнеса является месторасположение магазина на территории города. Выбор месторасположения магазина с учетом его торговой площади, ассортиментного профиля и плотности покупательских потоков в значительной мере влияет на эффективность работы розничного торгового предприятия Исследование структуры розничной торговой сети г. Донецка по приведенному признаку, свидетельствует, что отдельные магазины равнозначного месторасположения имеют значительные расхождения в основных показателях коммерческой деятельности, а именно: объеме товарооборота и валового дохода, производительности труда, эффективности использования площади торгового зала, помещений для хранения товаров прибыли на 1м2 и на одного работника.

Ключевые слова: розничная торговая сеть, покупательские потоки, месторасположение магазина, размещение, территория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.