Научная статья на тему 'Проблемные аспекты технико-криминалистического обеспечения расследования организованного вымогательства'

Проблемные аспекты технико-криминалистического обеспечения расследования организованного вымогательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
772
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННОЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВО / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смоилов С. Ж., Шимеева Ж. Ш.

В статье рассмотрены основные проблемные аспекты технико-криминалистического обеспечения расследования организованного вымогательства. Проанализированы позиции ученых по рассматриваемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты технико-криминалистического обеспечения расследования организованного вымогательства»

УДК: 343.92 (575.2) (04)

Смоилов С. Ж.

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Казахского гуманитарного юридического инновационного университета

Шимеева Ж. Ш.

преподаватель кафедры уголовного права и процесса Юридического факультета

КНУ им. Ж. Баласагына

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

В статье рассмотрены основные проблемные аспекты технико-криминалистического обеспечения расследования организованного вымогательства. Проанализированы позиции ученых по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: организованное вымогательство, криминалистическое обеспечение, расследование, криминалистическая техника.

Сложно не согласиться с высказыванием К.А. Исаевой, что такие преступления, как заказные убийства, похищения людей, организованной вымогательство, наркотизм, преступления в банковско-кредитной сфере «...заняв твердые позиции на международной арене стали одними из элементов преступной международной деятельности. Притом наличие ряда негативных явлений в постсоветских государствах, (нестабильность в экономике, низкий уровень жизни, имущественное расслоение населения, достаточно высокий процент безработицы), оказывают существенное влияние на изменение форм организованной преступности и отсутствие тенденций к ее сокращению» [1, с. 126-127]. Об этом свидетельствует современные формы вышеуказанных видов преступлений, в том числе и организованное вымогательство.

Также К.А. Исаева подчеркивает, что «.Мнение отдельных ученых, о том, что в условиях стабилизации экономической ситуации возможно приостановление роста преступности не является обоснованным, так как изучение опыта развитых стран, свидетельствует о наличии экономической преступности, несмотря на уровень их экономического состояния» [2, с. 126-127].

Безусловно, модификация вымогательства, в особенности в ее организованных формах требует использования при его расследования достижений в различных отраслях знаний, в том числе, в областях вычислительной техники, кибернетики, информационных технологий и т.д.

Это доказывает, что на современном этапе необходимо всестороннее обучение кадров, так как возможности компьютерной техники, поискового и аналитического оборудования уже давно вышли за пределы восприятия традиционных знаний криминалистов.

Поэтому права Е.Р. Россинская, которая подчеркивает, что «.подготовка специалистов, экспертов-криминалистов должна в корне отличаться от подготовки следователей и оперативных сотрудников, а не только количеством часов, отводимых на тот или иной предмет» [3, с. 25-26].

Не случайно В.Я. Карловым указывается, что «роль криминалистической техники в процессе доказывания следует рассматривать с точки зрения перспектив совершенствования в целом криминалистических методов и средств. Криминалистическая тактика, базирующаяся на достижениях логики, психологии, педагогики и других гуманитарных наук,

развивается много медленней, чем криминалистическая техника. Она во многом уже исчерпала возможности своего развития. Техника же, наоборот, развивается с ускорением характерным в целом для научно-технического прогресса» [4, с. 118].

Кроме того, на наш взгляд, данный вопрос становится наиболее актуальным, так как при расследовании организованного вымогательства наблюдается его высокая конспиративность деяний, а также активное противодействие со стороны соучастников ОПТ. И в таких случаях использование различных специальных технических средств нередко оказывается важным средством поступления доказательственной информации о преступной деятельности вымогателей.

Подтверждают выше сказанное и такие ученые как З.Т. Самошина и Е.Ю. Балта [5, с11-20]. Вместе с тем, следует учитывать, что использование технико-криминалистических средств и методов, по нашему мнению, носит специфические особенности, которые зависят в большей степени, во-первых, от круга решаемых на определенном этапе расследования организованного вымогательства задач; во-вторых, в зависимости от вида проводимых следственных действий; в-третьих, от состава лиц, участвующих при производстве следственных действий; в-четвертых, в зависимости от целей проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Особенностью исследования следов и объектов по делам о вымогательствах является то, что порой они не дают прямых сведений о соучастниках ОПТ, а могут дать лишь косвенную информацию относительно портрета вымогателей (например, способ вымогательства, характер угрозы, предмет вымогательства, возможные последствия и т.д.).

Но вместе с тем, следует согласиться с мнением В.В. Мальцева, который ссылаясь на мнение В.П. Герасимова, пишет, что «...в случае применения в ходе экспертного сравнительного исследования нетрадиционных методов исследующих действий мы должны быть уверены в абсолютной достоверности получаемой информации, и только при соблюдении данного обязательного требования мы можем быть уверены в решении задачи идентификации каких-либо объектов» [6, с. 121].

Определенную сложность исследовательского характера у эксперта вызывает представленные в его расположение нетрадиционные объекты в виду неизвестности научной природы.

Так, к примеру, как правило, организованные преступные формирования наряду с вымогательством занимаются и другими видами преступной деятельности, либо могут использовать для подавления физического сопротивления жертвы неизвестные науке новый вид синтетических наркотиков изготовленных в специальных нарколабораториях. Поэтому установить принадлежность вещества в целом к какой-либо группе веществ становится порой невозможным, так как его состав бывает вообще неизвестен в науке. В таких ситуациях для эксперта нужно продолжительное время для разработки новых научных методик, исследования которых обуславливаются нетрадиционными характеристиками представленного для экспертизы объекта.

Как мы указывали ранее, нередко организованное вымогательство связано с заказными убийствами, где применяется огнестрельное оружие либо взрывные устройства. И здесь необходимо проведение комплексной взрывотехнической экспертизы

По данному поводу, К.А. Исаева пишет, что «.В рамках комплексной взрывотехнической экспертизы проводится целый ряд химических, физических, металловедческих, традиционных криминалистических исследований, посредством которых эксперт получает ответ на вопрос о природе (причине) взрыва, примененном устройстве, использованном взрывчатом веществе, которым было снаряжено устройство, способе его изготовления, количестве взрывчатого вещества, областях применения и возможных источниках их приобретения (хищения), технологических приемах и инструментах, с помощью которых было изготовлено взрывное устройство, а также о профессиональных навыках лица, его изготовившего» [7, с. 38-41].

Также, вполне заслуженно в последние годы большую актуальность приобретает в ходе осмотра места происшествия по делам о вымогательствах одорология. Хотя до настоящего времени дискуссии среди ученых об использовании результатов исследования следов запаха в его законодательном значении не утихают. И это несмотря на то, что практически никем не отрицается относительная неизменяемость и индивидуальность запаха человека, которая также подтверждена проведенными исследованиями медиков, биологов и кинологов.

Вышеизложенные нами аргументы подтверждают целесообразность использования при производстве следственных действий технических средств, но при этом следует учитывать, те сложности, которые могут возникнуть при их применении следователем. Это, прежде всего, связано с освоением технических средств, тем более учитывая ее использование не только в ходе проведения традиционного допроса, но и дистанционного: как допрос, так и опознание и т.д. Все это, по нашему мнению, предполагает введение в штат следственных органов специалистов технического профиля, которое позволит более эффективно использовать необходимые технические средства с соблюдением всех предусмотренных законом правовых и тактических требований. Но в данном случае возникают проблемы, которые сложно игнорировать. Так, к примеру, при проведении допроса по факту вымогательства, необходимо получение от допрашиваемого лица криминалистически значимой информации, где для этого следует установить с ними психологический контакт. При расследовании преступлений с участием организованной преступной группы, как правило, конфликт неизбежен. И поэтому поводу, К.А. Исаева подчеркивает, что «.В процессе конфликта один субъект предпринимает действия, противоречащие интересам другого субъекта. При этом участники конфликта либо не могут, либо не желают разрешить конфликт с помощью правовых норм или путем правомерного поведения из-за объективных и субъективных причин, связанных с неправомерностью самого спора, влиянием криминального менталитета, традиций или убеждения, что данную спорную ситуацию разрешить иными способами невозможно или нецелесообразно» [8, с. 138].

Традиционные приемы не всегда достигают желаемого результата, поэтому не случайно отдельными учеными говорится о концепции «конфликтного следствия». К примеру, К.А. Исаева в связи с этим пишет «. развитие методов преодоления конфликта на основе современных психологических исследований в этой сфере представляется совершенно необходимым, так как исключение возможности противодействия процессу расследования из системы складывающихся следственных ситуаций способно повлечь односторонность иного рода. Презумпция конфликтности, как и предположение бесконфликтности, не основанные на диагностике реальных ситуаций, возникающих в процессе расследования, могут привести только к односторонности в получении, исследовании и проверки доказательств. В случае презумпции бесконфликтности следователь остается безоружным, сталкиваясь с ситуацией, когда другие участники уголовного судопроизводства препятствуют установлению объективной истины по уголовному делу» [9, с. 21-22].

Необходимо учитывать, что присутствие же третьего лица является не всегда желательным, что касается и специалиста, оказывающего в ходе проведения допроса следователем техническую помощь. Безусловно, являясь прерогативой следователя, решение данного вопроса лежит не только в плоскости психологических особенностей между ними, но и также это касается и служебных требований (например, обеспечение безопасности допрашиваемых лиц, соблюдение тайны следствия и т.д.).

Проведенный анализ правоприменительной практики и различных источников свидетельствует о необходимости работы следователя не со «случайным» находящимся на дежурстве экспертом, а со штатным постоянно сотрудничающим со следственными органами специалистом.

Немало споров среди ученых-юристов возникает и по вопросу использования в ходе допроса «полиграфа». Так, Р.С. Белкин писал: «... полиграф не является средством проникновения в мысли и чувства испытуемого, он лишь регистрирует возникновение и наличие тех или иных эмоций и, с этой точки зрения, принципиально ничем не отличается от визуального их наблюдения и констатации следователем, что никем не признается безнравственным» [10, с. 52]. Никто на сегодняшний день не отрицает, что данный прибор является одним из методов контроля за психофизической реакцией допрашиваемого лица, а потому и о его целесообразности применения мало кто уже возражает

Но вместе с тем, достаточно обоснованной является позиция К.А. Исаевой, которая считает, что «.применение полиграфа в правоохранительной деятельности от момента инициирования процедуры до принятия окончательного решения и его реализации представляет собой многоуровневый процесс, в ходе исполнения которого неизбежно возникает много трудностей и проблем» [11, с. 21]. При этом профессор К.А. Исаева исходя из критериев «близости причин и сходства возможных путей преодоления» эти проблемы подразделяет на шесть основных групп, это: 1) морально - этические, 2) нормативно-правовые, 3) организационные, 4) методические, 5) психофизиологические, 6) терминологическое определение [11, с. 21]. Поэтому мы согласны, что при разрешении данного вопроса следует учесть проблемы, изложенные вышеуказанным автором.

Но вместе с тем, мы разделяем мнение многих ученых-процессуалистов и криминалистов, что использование полиграфа в процессуально-правовом аспекте в качестве средства доказывания, является недопустимым. Представляется, что результаты применения любых медицинских приборов, в том числе и полиграфа, с помощью которых осуществляется контроль за психофизической реакцией лиц, подозреваемых в совершении вымогательства, могут быть использованы лишь в качестве ориентирующей информации для дальнейшего планирования путей поиска доказательственной информации с целью раскрытия организованного вымогательства. Мы исходим из того, что в правоприменительной практике известны случаи ошибочной оценки показаний данных допрашиваемым лицом с помощью такого прибора.

Наряду с этим, следует также учитывать, как указывает К.А. Исаева, что «.не только в нормах международного права, но и в национальном законодательстве обеспечивают ее защищенность от неправомерного внешнего вмешательства и способствуют упрочнению статуса самого индивида» [12, с. 338].

Вместе с тем, считаем, что использование полиграфа при раскрытии и расследовании организованного вымогательства позволяет, с нашей точки зрения, разрешить следующие криминалистические и диагностические задачи: первое - оценить возможность участия подозреваемого члена ОПТ, а также его соучастников в подготовке и совершении вымогательства; второе - на основе психофизической реакции допрашиваемого лица определить вероятное местонахождение похищенного лица, а то и в отдельных случаях и места сокрытия трупа, которое порой сопровождается наряду с совершением рассматриваемого события с участием ОПТ; третье - выявить примерный круг лиц, вероятно причастных либо осведомленных о совершенных вымогательствах с участием ОПТ; четвертое - оценить полученную информацию от допрашиваемых лиц, с целью последующей корректировки следственной версии по расследуемому вымогательству; пятое - провести диагностику достоверности полученной информации как по каждому отдельно взятому обстоятельству события, так и по совершенному (либо совершенных) вымогательству (или по ряду вымогательств) в целом.

Таким образом, на наш взгляд, большое значение имеет использование криминалистической техники при получении вербальной информации в ходе расследования вымогательства с целью расширения возможностей доказательственной базы по данному уголовному делу, такой подход позволяет, во-первых, фиксировать информацию о различных обстоятельствах события и его участниках, во-вторых, многократно воспроизводить как

вербальную, так и невербальную информацию, что дает возможность повторного ее анализа, причем не только с точки зрения содержания этой информации, но и оценить ее с психологической стороны, что позволит также убедиться в ее правдивости, либо, напротив, в необъективности при дачи, к примеру, показаний сторонами участвующих в уголовном процессе; в-третьих, несмотря на временные рамки произошедшего события, это повышает возможность органами следствия в восстановлении более достоверной картины; в-четвертых, использование технических средств, усложняет возможность произвольного отказа от признательных показаний, которые были даны подозреваемым либо обвиняемым, а также изменить показания потерпевшим и свидетелем, что обеспечивает устойчивость и стабильность свидетельской базы по уголовным делам связанных с организованным вымогательством (о чем свидетельствуют проведенные исследования отдельных ученых) [13, с. 118]; в-пятых, зафиксированная с помощью технических средств информация уменьшает возможности для «маневра» со стороны вымогателей, а также ограничивает их возможности оказывать воздействие на участников уголовного судопроизводства.

Литература

1. Isayeva K. А.А, Seylkhanova S. A., Shimeyeva Z. Sh., Oskenbay G. The main factors causing the need for international cooperation to combat criminal phenomena in the CIS countries // В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 8th International symposium. 2015. - с. 126-135.

2. Исаева К.А., Токторова А.Э., Шимеева Ж.Ш., Алишеров А. Криминальные процессы в финансово-кредитной сфере: основные факторы и предпосылки совершения незаконного получения кредита в странах СНГ // В сборнике: The Ninth International Scientific Conferenceon Private and Public Law Proceedings of the Conference. Orzechowska K. (Ed.). 2015. - с. 27-37.

3. Россинская Е.Р. Совершенствование подготовки кадров как одно из основных условий повышения эффективности использования научно-технических средств в раскрытии и расследовании преступлений /Е. Р. Россинская //Проблемы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: [материалы науч. -практ. конф]. - М., 1994. - с. 20-31.

4. Карлов В.Я. Использование криминалистической техники в расследовании преступлений: / В.Я. Карлов // Научно-практическое пособие. М.: Экзамен, 2006. - 192с.

5. Балта Е.Ю., Самошина З.Г. Процессуальные и технические аспекты применения средств видео- и звукозаписи при расследовании вымогательства // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000, № 5. - с. 11-20

6. Мальцев В.В. Нетрадиционные методы исследования в криминалистике: / В.В. Мальцев // Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 : Владивосток, 2001. - c.220.

7. Исаева К.А. Использование специальных познаний в форме экспертизы при расследовании заказных убийств с применением огнестрельного оружия / К.А. Исаева // Вестник Кыргызско - Российского Славянского Университета. 2013. Т. 13. № 5. - с. 38-41.

8. Isayeva K.A., Kalbayev A.T., Avgustkhan S.A., Alisherov A. The main prerequisites for forensic classification of assassinations in the CIS countries // В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 8th International symposium. 2015. - с. 136146.

9. Исаева К.А. Теоретические аспекты "конфликтного следствия" / К.А. Исаева // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2012. Т. 12. № 12. - с. 21-25.

10. Белкин Р.С. Курс криминалистики. / Р.С. Белкин //- 3-е издание, дополненное. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - 837 с.

11. Исаева К.А. Отдельные проблемы использования полиграфа /Исаева К.А.// Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13. № 1. - с. 20-24.

12. Исаева К.А., Дюсебаев Т.Т., Воронцова И.Н., Каженова А.С., Права и свободы личности: современные аспекты содержания // В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 9th International symposium. 2016. - . 337-346.

13. Федоренко А.Ю. Криминалистическая техника в предупреждении и пресечении противодействия раскрытию и расследованию преступлений. / А.Ю. Федоренко // Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.09: - Москва, 2001. -213 с..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.