Научная статья на тему 'Проблемные аспекты, связанные с проникновением запрещенных предметов и веществ в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы'

Проблемные аспекты, связанные с проникновением запрещенных предметов и веществ в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ГРУППА ФАКТОРОВ / ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КАНАЛЫ ДОСТАВКИ / PROHIBITED ITEMS / THE GROUP OF FACTORS / OPERATIVE INFORMATION / DELIVERY CHANNELS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов А. И., Недоспелов В. О.

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с деятельностью персонала исправительных учреждений по эффективному предупреждению поступления в них запрещенных предметов, выявлению и устранению факторов, способствующих этому, и предлагаются пути решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козлов А. И., Недоспелов В. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM ASPECTS CONNECTED WITH PROHIBITED ITEMS AND SUBSTANCES PENETRATION TO THE TERRITORY OF THE CORRECTIONS

In the article the problems connected with the prison staff activity on effective prevention of prohibited articles penetration, finding and elimination of the promoting factors are discussed as well as the ways out of the situation.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты, связанные с проникновением запрещенных предметов и веществ в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы»

В случае подтверждения характеристик, высказанных начальником отряда, комиссия принимает решение ходатайствовать:

- об улучшении условий отбывания наказания,

- перед судом о переводе осужденного в ИУ с более мягким видом режима,

- о представлении к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об УДО.

Одной из наиболее значимых проблем в реализации мер, стимулирующих исправление осужденных, является отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве норм, закрепляющих рейтинговую систему оценки поведения осужденных6.

1 См.: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант» (дата обращения: 28.03.12). См. также: Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант» (дата обращения: 28.03.12).

2 См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Резолюция принята 30 августа 1955 г. // Защита прав человека в местах лишения свободы: сборник нормативных актов и официальных документов / отв. ред. О. О. Миронов. - М.: Юриспруденция, 2003. - 480 с.

3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовноисполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта ФСИН России. - URL: http://www.fsin.su/document/. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.09.11).

4 Трофимов В. Ю. На «социальных лифтах» к европейским стандартам. Выступление начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России на пресс-конференции по теме: «Новые формы воспитательной работы с осужденными» (13.04.2011 г.) [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта ФСИН России. - URL: http://www.fsin.su/document/. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.09.11).

5 См.: Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта ФСИН России. - URL: http: // fsin. su / structure / social / vospitatelnaya % 20 rabota/. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.09.11).

6 См.: Письмо УСПВРО ФСИН России от 15.07.11 г. № 15-753.

THE SPECIAL RIGHTS CONDEMNED TO IMPRISONMENT THE SERVINGS OF PUNISHMENT CONNECTED WITH CONDITIONS

© 2012 A. Drozdov, D. Marchenko

Summary. In article the special rights condemned serving time in a type ofimprisonment in correctional facilities depending on conditions of serving of punishment ore analyzed. According to the Concept of development ofpenal system the system of incentives condemned to legislative behavior is considered in mechanism ofchange of conditions ofserving ofpunishment.

Keywords: conditions of serving of punishment, condemned to imprisonment, correctional facilities, reform of penal system, system «social lifts».

УДК 343.8

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОНИКНОВЕНИЕМ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

© 2012 А. И. Козлов

Самарский юридический институт ФСИН России

© 2012 В. О. Недоспелое

Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с деятельностью персонала исправительных учреждений по эффективному предупреждению поступления в них запрещенных предметов, выявлению и устранению факторов, способствующих этому, и предлагаются пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: запрещенные предметы, группа факторов, оперативная информация, каналы доставки.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы важное значение имеет укрепление правопорядка в исправительных учреждениях. Одним из направлений деятельности по профилактике правонарушений в исправительных колониях является работа по предупреждению поступления осужденным запрещенных предметов, которые наносят существенный вред процессу исполнения наказания. Находящиеся в обороте у осужденных сотовые телефоны, деньги, спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества создают вокруг себя целую структуру, способствующую противоправному поведению осужденных, в том числе совершению криминальных деяний.

В последние годы изменился качественный состав осужденных. Увеличилось количество лиц, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, совершением тяжких преступлений, отбывающих наказание в исправительных колониях и предпринимающих попытки организовать каналы поступления запрещенных предметов осужденным и тем самым дестабилизировать нормальную обстановку в ИУ1.

В исправительных учреждениях, в которых сконцентрированы наиболее опасные преступники, отмечается массовый спрос на запрещенные предметы. По статистическим данным, в 2010 г. в ИК изъято 15,9 тысяч единиц колюще-режущих предметов, из них 44% - в жилой зоне; доля изъятых при доставке средств связи увеличилась на 7,4% (с 61,8% до 69,2%), задержаны 189 сотрудников при попытке доставки средств связи в ИК; количество лиц, допустивших неслужебные связи с осужденными, возросло на 8,3% (со 168 до 182)2.

Таким образом, проблемы организации деятельности подразделений исправительной колонии по противодействию поступлению к осужденным запрещенных предметов приобретают важное не только теоретическое, но и практическое значение. Для организации предупреждения поступления к осужденным запрещенных предметов сотрудники исправительных учреждений должны знать факторы, способствующие их обороту; негативное влияние поступления запрещенных предметов осужденным на состояние правопорядка и законности, обеспечения безопасности в ИУ, состояние оперативной обстановки; механизм доставки запрещенных предметов в исправительные учреждения; систему предупреждения и пресечения поступления осужденным запрещенных предметов.

Предлагается классификация запрещенных вещей и предметов в связи с их принадлежностью к нарушениям режима отбывания наказания. Первая группа - орудия и средства совершения преступлений. Это предметы, с помощью которых осужденные совершают преступления (оружие, колюще-режущие предметы, иные предметы, которые могут послужить в качестве орудий). Вторая группа - стимуляторы совершения преступлений, то есть предметы, в результате использования (деньги, игральные карты) или потребления (алкогольные напитки, наркотические средства и т.д.) которых осужденными совершаются преступления. Третья группа - предметы, которые не являются средствами совершения преступлений, то есть их нельзя приметать как средства совершения преступления, однако они входят в перечень запрещенных предметов и веществ (компас, продукты питания и т.д.)3.

Рассматривая правовые основы организации деятельности подразделений исправительной колонии по перекрытию источников и каналов поступления запрещенных предметов осужденным, можно прийти к выводу, что в настоящее время правовая регламентация организации деятельности структурных подразделений исправительной колонии по выявлению и перекрытию источников и каналов поступления запрещенных предметов осужденным разработана не полностью, существуют проблемы в ее реализации. Мы считаем, что принятие нормативного правового акта позволит закрепить и определить систему организации деятельности заинтересованных отделов и служб исправительного учреждения по пресечению каналов поступления запрещенных предметов, последовательность первоначальных действий сотрудников исправительной колонии по недопущению и пресечению доставки запрещенных предметов в исправительную колонию, а также действий начальника учреждения.

Организация деятельности персонала исправительных учреждений по эффективному предупреждению поступления в них запрещенных предметов невозможна без выявления и устранения факторов, способствующих этому.

Основную группу составляют факторы, относящиеся к организации основных направлений деятельности исправительных учреждений4.

1. Недостатки в организации и осуществлении режимных мероприятий, которые выражаются в следующем:

- нарушение требований, предъявляемых к организации пропускного режима, что влечет некачественный досмотр транспортных средств, грузов;

- низкий профессиональный уровень персонала исправительных учреждений по распознанию ухищренных способов доставки осужденным наркотических средств, спиртных напитков, денег и других запрещенных предметов в посылках, бандеролях, передачах, их безрезультатный досмотр;

- нарушение графиков и периодичности проведения обысковой работы на объектах исправительных учреждений: в жилых и коммунально-бытовых помещениях, на местах работы осужденных, территории учреждения;

- невыполнение требования непрерывности оперативного наблюдения за местами, уязвимыми в перебросовом отношении, а также объектами работы, расположенными за пределами исправительных учреждений;

- несовершенство конструкций противоперебросовых устройств или их отсутствие в местах возможного переброса запрещенных предметов и др.

2. Низкий уровень организации труда осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. От организации труда осужденных зависит устойчивое функционирование исправительных учреждений, состояние оперативной обстановки в них.

Отсутствие собственной базы, которая могла бы обеспечить всех осужденных, нарушение ритмичности работы производственных мощностей, приводящее к незанятости осужденных трудовой деятельностью, обусловливают распространение таких негативных проявлений, как азартные игры, паразитизм, спекуляция, извлечение нетрудовых доходов, склонение персонала к преступным связям, распространение долговых зависимостей, конфликты, наркомания, совершение преступлений.

Кроме того, трудоиспользование осужденных на объектах, находящихся за пределами учреждений, приводит к тому, что они имеют больше возможностей для установления преступных связей с лицами, находящимися на свободе, так как на них не распространяются изоляция, надзор и оперативное обслуживание. А это является условиями, способствующими поступлению в исправительные учреждения спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, денег и др.5

Изучение материалов расследований фактов изъятия у осужденных и доставщиков запрещенных предметов показало, что у оперативных работников не было следующей информации:

- об осужденных, которым предполагалась доставка запрещенных предметов;

- о состоявшемся склонении сотрудников или иных лиц к совершению противоправных действий, связанных с доставкой запрещенных предметов;

- об осужденных, склонных к приобретению, изготовлению, хранению, сбыту и потреблению наркотических средств;

- о долговых зависимостях осужденных;

- о намерениях осужденных создать для себя улучшенные условия содержания путем подкупа сотрудников;

- о намерениях совершить побег и приобретении с этой целью денег, документов, предметов, используемых для реализации преступных замыслов.

В организации профилактики поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов персонал должен знать каналы их доставки.

Наиболее распространенными каналами доставки осужденным запрещенных вещей и

6

предметов являются :

переброс запрещенных предметов через основное ограждение во внутреннюю запретную зону. Перебросы осуществляются в местах, уязвимых в перебросовом отноше-

нии. Как правило, их совершают родственники осужденных, отдельные лица из подразделений, охраняющих исправительные учреждения, а также из вольнонаемного состава;

провоз запрещенных предметов в грузах автотранспортом, входящим на территорию ИУ через КПП по пропуску транспортных средств во внутреннюю запретную зону. Они могут доставляться как сотрудниками исправительного учреждения, так и другими лицами. Кроме того, запрещенные предметы могут быть спрятаны ухищренным способом в грузах, завозимых перечисленными транспортными средствами, по предварительному сговору приемщиков (заказчиков) запрещенных предметов, находящихся в исправительном учреждении, с лицами, совершающими противоправные действия, о чем водители транспорта могут не знать;

проносы запрещенных предметов на территорию ИУ во внутреннюю запретную зону. Запрещенные предметы могут проносить отдельные сотрудники ИУ из числа начальствующего, младшего начальствующего и вольнонаемного состава; родственники, прибывшие на свидание; осужденные, работающие за пределами ИК; осужденные, возвращающиеся в исправительное учреждение из лечебных учреждений, СИЗО, ИВС; осужденные, прибывшие для дальнейшего отбывания наказания из СИЗО, других исправительных учреждений; осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя, иные лица7.

Таким образом, имеются много способов доставки осужденным запрещенных предметов, в связи с чем деятельность по выявлению и перекрытию каналов поступления к осужденным запрещенных предметов нужно постоянно совершенствовать, так как условия и факторы, порождающие данный вид правонарушения, со временем меняются. Для этого необходимо качественно улучшать систему мер, направленных на совершенствование данной деятельности.

Так, в части улучшения качества пропускного режима через КПП для пресечения проноса запрещенных предметов на территорию учреждения (на основании передового опыта учреждений и органов ФСИН России) - создать специальную группу для круглосуточного досмотра всех лиц, входящих (въезжающих) на территорию охраняемого объекта, а также оборудовать помещение для досмотра граждан, прибывающих в ИУ. Группа досмотра может состоять из 3-5 младших инспекторов отдела безопасности и оперативного отдела8.

Для проверки ручной клади и багажа граждан, прибывающих в ИУ, а также сотрудников, в рамках Концепции развития УИС РФ до 2020 года, оборудовать КПП рентгенотелевизионными установками контроля ручной клади и багажа, обеспечивающими определение группы веществ путём окрашивания их на экране монитора в разные цвета: например, жёлтый - органические вещества, зелёный цвет - «лёгкие» металлы, синий - «тяжёлые» металлы и т.д. Такими же установками можно оборудовать и сборное отделение СИЗО для досмотра ручной клади осужденных. В тех учреждениях, где уже есть рентгенотелевизионная установка, существенно сократилось время проведения обысков и повысилось качество досмотра личных вещей заключенных, что свидетельствует об эффективности её применения.

Также для перекрытия каналов проникновения запрещенных предметов на территорию учреждения предусмотрено использовать детекторы нелинейных переходов при проведении обысков и досмотров автотранспорта, грузов, завозимых на территорию ИУ, при приеме этапа для досмотра личных вещей осужденных, для досмотра посылок, передач, бандеролей, при проведении в исправительном учреждении обысковых мероприятий.

С целью совершенствования правовых основ организации деятельности по предотвращению проникновения запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения предлагается:

1. Принять и ввести в действие статью Уголовного кодекса РФ, которая предусматривала бы уголовную ответственность за повторную, систематическую или в крупных размерах незаконную передачу или попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях уголовноисполнительной системы РФ, запрещенных в данных учреждениях предметов и веществ. Приведем примерный текст предлагаемой статьи:

Статья 321 либо 314 . Обращение с запрещенными для осужденных веществами и предметами.

Приобретение, хранение, использование, изготовление осужденным, а также передача, продажа, сбыт, обмен запрещенных для осужденных к обращению веществ и предметов путем провоза, проноса, переброса, сокрытия, производства или каким-либо иным способом, совершенное или после наложения административного либо дисциплинарного взыскания за подобное же нарушение, или неоднократно либо в крупных размерах, или относительно особо опасных веществ либо предметов, наказывается...

Предполагается внести эту статью в 32-ю главу УК РФ «Преступления против порядка управления» к ст. 321 примечание 1, что, на наш взгляд, более логично, или в 31-ю главу УК РФ «Преступления против правосудия», к ст. 314 примечание 1.

2. В статью 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и в статью 26 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» внести дополнение о закреплении в качестве обязанности для каждого сотрудника администрации исправительного учреждения предупреждения противоправных деяний со стороны осужденных и иных лиц, противодействия поступлению в учреждение запрещенных предметов; в пункте 77 главы 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений закрепить обязательное проведение обысков всех лиц, прибывших на свидание, а не их досмотров.

1 Пенин О. В. Противодействие проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 12.

2 Перминов А. В. Организационная система предупреждения поступления в исправительную колонию наркотических средств // Человек: преступление и наказание: науч. журн. / Академия ФСИН России. - 2008. - № 3.

3 Там же.-С. 14.

4 Барабанов Н. П., Перминов А. В. Теоретические, организационные и правовые основы предупреждения поступления запрещенных предметов в исправительные учреждения: учебное пособие. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007.

5 Барабанов Н. П. Роль начальника отряда исправительно-трудовой колонии в организации борьбы с наркоманией. - Рязань, 1995.-С. 25-26.

6 Дергачев А. Предупреждение поступления в ИУ запрещенных вещей // Ведомости УИС. - 2008. - № 11. - С. 10.

7 Там же. - С. 11.

8 Смирнов С. Ю. Опыт учреждений и органов ФСИН России по предупреждению поступления средств мобильной связи в исправительные учреждения и следственные изоляторы: сборник передового опыта / НИИ ФСИН России. - М., 2010.

THE PROBLEM ASPECTS CONNECTED WITH PROHIBITED ITEMS AND SUBSTANCES PENETRATION TO THE TERRITORY OF THE CORRECTIONS

© 2012 A. Kozlov, V. Nedospelov

Summary. In the article the problems connected with the prison staff activity on effective prevention ofprohibited articles penetration, finding and elimination of the promoting factors are discussed as well as the ways out of the situation.

Keywords: prohibited items, the group of factors, operative information, delivery channels.

УДК 343.847

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

© 2012 Е. А. Тимофеева

кандидат педагогических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

© 2012 О. А. Мотин

кандидат юридических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию применения технических устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Рассматриваются европейский и североамериканский опыт применения СЭМПЛ и возможности его использования в практике правоохранительных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: технические устройства, система мониторинга, электронный мониторинг, ограничение свободы, домашний арест, электронные браслеты, передовой опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.