НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Я. И. ТИХОНОВ преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
_ _ _ ВИПЭ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы
УД. I. llKHONOV
Противонаркотическая превенция в учреждениях УИС
Drug prevention in penal institutions
#
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях УИС. Анализируя комплекс предупредительных факторов и мер, автор дает определение противонаркотической превенции в учреждениях УИС.
Ключевые слова: юридическая превенция, превенция в праве, предупреждение правонарушений, незаконный оборот наркотических средств.
Abstract. In the article the author consider the issues of the prevention of the illegal narcotic and psychotropic substance trafficking in the institutions of FPS. Having analyzed the complex of the preventive measures and activities, the author give the definition of the drug prevention in the FPS institutions.
Key words: legal prevention, prevention in the law, preventing crime, illicit drug trafficking.
#
Незаконный оборот наркотических, психотропных веществ и их аналогов, а также растений, содержащих наркотические или психотропные вещества, несет угрозу жизни и здоровью лиц, употребляющих наркотики, и окружающих.
Количество изъятых в результате обыска в исправительных колониях наркотических средств составило в 2012 году 91 956,031 г [1], в 2013 году - 84 504,199 г [2], в 2014 году -92 025,755 г [3], в 2015 году - 77 369,413 г [4]. Анализ статистических данных подтверждает, что посредством режимных мер, предпринимаемых в исправительных учреждениях, проводится активная борьба с незаконным оборотом наркотических веществ, и позволяет сделать вывод, что незаконный оборот наркотических веществ в исправительных учреждениях на протяжении четырех лет остается стабильным, а тема противодействия незаконному обороту наркотических веществ актуальной.
Незаконный оборот наркотических веществ негативным образом влияет на оперативную обстановку в исправительных учреждениях
уголовно-исполнительной системы России (УИС) и подвергает опасности не только самих осужденных, но и сотрудников, проходящих службу в исправительных учреждениях, создает риски совершения новых преступлений. Тем не менее осужденные продолжают незаконно приобретать и хранить наркотические вещества непосредственно в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Совершение данного вида преступления в местах лишения свободы полностью исключает достижение цели наказания - исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений. Для минимизации данной проблемы необходимо совершенствование системы предупреждения незаконного оборота наркотических средств в учреждениях УИС.
Традиционный взгляд на превенцию связан с системой средств, способов предупреждения правонарушений, и прежде всего с мерами юридической ответственности. Таким образом, наличие запретительных норм в области противодействия незаконному обороту наркотических средств в учреждениях уголовно-
25
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2016
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
95 000 000
90 000 000
86 000 000
80 000 000
75 000 000
70 000 000
91 956,031
92 025,755
84 504,199
77 369,413
2012
2013
2014
2015
Количество изъятых в результате обыска в исправительных колониях наркотических средств, г
исполнительной системы является превентивным фактором, сдерживающим противоправное поведение. Например, используется такая мера, как предупреждение под роспись о положениях ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представляется, что значительную определяющую превентивную роль играют официальные документы, касающиеся деятельности уголовно-исполнительной системы. По инициативе Президента Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, в которой определены основные направления деятельности в этой сфере, например совершенствование процесса правоприменения, развитие системы профессиональной подготовки кадров и др. [5].
В настоящее время УИС располагает достаточно широким превентивным инструментарием, связанным с правовыми, режимными и организационными мерами. Например, администрация исправительного учреждения наделена правом проведения обыска осужденных, помещений, в которых они проживают, досмотра их вещей; досмотра находящихся на территории учреждения и на прилегающей к ней территории лиц, их вещей, транспортных средств, изъятия запрещенных предметов и документов. С целью пресечения попыток перебросов запрещенных
предметов производится патрулирование режимной территории учреждений, в том числе совместно с сотрудниками правоохранительных органов. Периметр учреждения оснащается системой видеонаблюдения и освещения прилегающей территории. На автомобильных дорогах, проходящих по территории, где установлены режимные требования, по согласованию с органами ГИБДД размещаются дорожные знаки «Остановка запрещена». Осужденные и их родственники предупреждаются об ответственности за пронос и передачу запрещенных предметов. В комнатах ожидания демонстрируется видео задержания лиц, пытавшихся доставить в учреждение запрещенные предметы, с указанием мер административной и уголовной ответственности. Организуется тщательный досмотр посылок, передач и бандеролей, передаваемых осужденным, в том числе с привлечением служебных собак. Лица, прибывшие на свидание к осужденным, подвергаются обыску и др.
Однако всех этих действий недостаточно, если сотрудники учреждений, осуществляющие меры противонаркотической превенции или имеющие отношение к их осуществлению, не будут знать новых ухищренных способов доставки наркотиков в учреждения уголовно-исполнительной системы. Необходимо углубленное систематическое изучение служащими передового опыта в данной сфере, что будет, по нашему мнению, действенной предупреждающей мерой.
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 26
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
Для эффективного противодействия всем способам доставки наркотических средств в учреждения УИС должен осуществляться всесторонний комплекс превентивных мер (правовых и организационных, режимных, воспитательных, экономических и др.).
Следует постоянно совершенствовать взаимодействие ФСИН и МВД России. Несмотря на то что указанные органы принадлежат к различным ведомствам, их работа тесным образом связана между собой. Необходимость сотрудничества обусловлена тем, что примерно в 80 % уголовных дел, возбуждаемых по фактам незаконного оборота наркотиков в местах лишения свободы, не устанавливаются каналы и источники поступления в исправительные учреждения наркотических средств и психотропных веществ. Их обнаружение возможно только при совместном проведении оперативно-розыскных мероприятий [6].
Как отмечает С. Ю. Ведров [7], выполнение задачи по противодействию незаконному обороту наркотических средств возможно лишь при условии всестороннего изучения, обобщения, анализа и оценки накопленного опыта оперативно-розыскной деятельности, в случае необходимости - проведения междисциплинарных исследований. Системное изучение взаимодействия оперативных подразделений ФСИН и МВД России в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в местах лишения свободы может способствовать не только углубленным представлениям о нем, но и содействовать разработке рекомендаций и предложений по его совершенствованию.
Мерой совершенствования деятельности по борьбе с распространением наркотических средств в учреждениях УИС могло бы явиться создание на территории исправительных учреждений специального режимного объекта. Такой объект может быть создан специально для содержания в нем осужденных за приобретение и хранение наркотических средств, а также лиц, в отношении которых был установлен факт употребления наркотических веществ в период отбывания наказания или заключения под стражей. Предполагается, что на данном объекте должен быть реализован комплекс специальных превентивных мер. Такими мерами могут быть:
- повышенный оперативный интерес;
- исключение длительных свиданий;
- исключение или ограничение с особым досмотром посылок и передач, корреспонденции;
- применение системы помещений камерного типа;
- регулярное проведение обысков с использованием служебных собак;
- применение систем видеонаблюдения с максимальным охватом режимного объекта и прилегающей территории;
- реализация специальных медицинских мер;
- регулярная проверка осужденных на предмет употребления наркотических веществ;
- проведение воспитательных мероприятий с осужденными;
- обеспечение осужденных литературой антинаркотического характера;
- проведение дополнительной информационно-пропагандистской работы с сотрудниками, имеющими доступ на вышеуказанный режимный объект.
Таким образом, противонаркотическая превенция в учреждениях уголовно-исполнительной системы представляет собой сложный комплекс правовых, организационных и иных мер (воспитательных, экономических и др.), направленных на предупреждение осуществления противоправной деятельности по приобретению, хранению и сбыту наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях уголовно-исполнительной системы. ^
1. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Январь - декабрь 2012 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2013. С. 33.
2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Январь - декабрь 2013 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. С. 32.
3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Январь - декабрь 2014 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. С. 33.
4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. Январь - декабрь 2015 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2016. С. 32.
5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 09.06.2010 № 690 (ред. от 01.07.2014) // Российская газета. 2010. 15 июня.
6. Организация работы аппаратов уголовного розыска в борьбе с наркотизмом : учеб.-метод. пособие. М. : МВД СССР, 1990. С. 31.
7. Ведров С. Ю. Взаимодействие оперативных подразделений ФСИН России с иными субъектами ОРД в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 4-5.
27
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2016