УДК 343.82
Костарев Дмитрий Федорович
преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Пермский институт ФСИН России, 614065, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, 125, e-mail: [email protected]
Dmitriy F. Kostarev
Lecturer of the Department of regime and security in the penal system,
Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Karpinsky str., 125, Perm, Russia, 614065, e-mail: [email protected]
КОРРЕЛЯЦИЯ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассматриваются причины и условия проникновения к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, запрещенных к приобретению, хранению и использованию предметов, вещей и продуктов питания. При исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы расширяется круг запрещенных предметов и веществ, что связано с необходимостью максимально обеспечить безопасность персонала учреждения, лиц, посещающих учреждение, и осужденных, а также создания для осужденных режима отбывания наказания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На протяжении длительного периода проблема пресечения проникновения запрещенных предметов остается актуальной. Сложно представить достижение целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации при наличии запрещенных предметов, веществ и продуктов питания у осужденных, поскольку сам факт их приобретения, хранения и использования является составляющей противоправного поведения. Для пресечения поступления запрещенных предметов, вещей и продуктов питания к осужденным необходимо знать причины и условия проникновения и уже исходя из этого проводить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение поступления данных вещей и предметов. В статье приводятся законодательные и организационно-управленческие рекомендации для снижения количества проникновения предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к использованию, приобретению и хранению осужденным, отбывающим уголовное наказание.
Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденные, проникновение, запрещенные предметы, вещества и продукты питания.
CORRELATION OF CAUSES AND CONDITIONS WHICH FACILITATE THE FORBIDDEN ITEMS SMUGGLING INTO CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS OF THE PENAL SYSTEM
Summary. The article deals with the reasons and conditions of penetration of convicted persons serving sentences in correctional institutions of the penal system prohibited to purchase, storage and use of objects, things and food. When executing a criminal sentence in the form of deprivation of liberty, the range ofprohibited items and substances is expanding, this is due to the need to ensure the maximum safety of the institution's personnel, persons visiting the institution and convicts, as well as the creation of an appropriate regime for convicts serving their sentence, in accordance with the current legislation of the Russian Federation. For a long period of time, the problem ofpreventing the penetration ofprohibited items remains in demand. It is difficult to imagine the achievement of the goals of the criminal Executive legislation of the Russian Federation in the presence ofprohibited items, substances and food from convicts, because the fact of their acquisition, storage and use does not contribute to the process of law-abiding behavior. For suppression of receipt of the forbidden subjects, things and food condemned, it is necessary to know the reasons and conditions of penetration and already proceeding from it, to carry out a complex of actions directed on the prevention of receipt of these things and subjects. The article provides legislative, organizational and management recommendations to reduce the amount of penetration of objects, substances and food prohibited for use, acquisition and storage of convicted persons serving a criminal sentence.
Keywords: coorrectional institutions, the convicts, the penetration offorbidden items, substances and food.
«В остроге было много пришедших за контрабанду, и потому нечего удивляться, каким образом, при таких осмотрах и конвоях, в острог приносилось вино... Сколько его за это наказывали, и как он боялся розог! Да и самый пронос вина доставлял ему самые ничтожные доходы. От вина обогащался только один антрепренер. Чудак любил искусство за искусство». «Заказы работ
© 2019 Костарев Д. Ф.
добывались из города. Деньга есть чеканная свобода, а потому для человека, лишенного совершенно свободы, они дороже вдесятеро» [1, с. 18]. Так описывает в своем произведении «Записки из мертвого дома» контрабанду и психологию контрабандиста Ф. М. Достоевский. Человек способен приспособиться к любым условиям жизни и, осуществляя поиск способов приобретения и дальнейшего использования предметов, продуктов питания и веществ, которые запрещены в местах лишения свободы, ощущает себя свободным, самовыражается.
Проблема наличия запрещенных предметов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - ИУ УИС), их обнаружения и изъятия на протяжении длительного периода остается актуальной. Процесс приобретения запрещенных предметов и их использования осужденными, отбывающими наказание в ИУ УИС, закономерный, и первостепенной задачей деятельности сотрудников ФСИН России является минимизация данного процесса. Для эффективного противодействия проникновению запрещенных предметов, вещей и продуктов питания к осужденным в ИУ УИС важно выяснить причины и условия проникновения, причем именно совокупность этих элементов.
Термин «корреляция» произошел от латинского слова соггвШго, что означает «взаимосвязь». Как правило, причинами проникновения запрещенных предметов в ИУ УИС являются корыстные цели осужденных и иных лиц (получение материальной выгоды, управление преступными группами или сообществами из мест лишения свободы криминальными лидерами, создание комфортных условий отбывания наказания и т. д.).
Условия - та среда, в которой указанная деятельность реализуется. Условия облегчают действия причины. Именно взаимосвязь причин и условий способствует негативному процессу проникновения запрещенных предметов и дальнейшему их использованию осужденными.
По мнению О. В. Старкова, причины и условия проникновения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания можно классифицировать по двум группам [2, с. 364]: внутренние и внешние.
К внутренним причинам относятся: желание осужденных прибрести наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; получение денежных средств и недозволенных продуктов питания и других предметов, запрещенных Правилами внутреннего распорядка ИУ; укрепление криминального авторитета среди лиц, отбывающих уголовное наказание. Считаем необходимым вышеуказанные причины дополнить такой причиной, как получение выгоды (материальной, иной) осужденным или группой осужденных. Так, осужденные, получив запрещенные предметы, могут либо их продать за более высокую цену, при этом стоимость запрещенного предмета может выражаться не только в денежных средствах, но и в оплате различных услуг (уборка другими осужденными помещений общежития, проживания вне графика, пошив, ремонт или стирка одежды, заправка спального места после подъема и др.), либо использовать сам в иных корыстных целях. Так, в докладе заместителя начальника Главного управления уголовного розыска МВД России А. А. Фролова отмечается рост преступлений с использованием средств мобильной связи, совершенных с территории мест лишения свободы, что требует запрета на обслуживание звонков с территории учреждений ФСИН России [3]. Об этом также свидетельствует информация на интернет-сайтах провайдеров, предоставляющих услуги сотовой связи.
Таким образом, внутренней причиной является появившаяся у осужденного идея прибрести запрещенные предметы, вещества или продукты питания, которая сопровождается целенаправленными противоправными действиями.
Внутренними условиями проникновения запрещенных предметов является психическая и психофизиологическая среда осужденных. Среди внутренних условий можно выделить психические и нервные расстройства, наркоманию, алкоголизм. На наш взгляд, необходимо учитывать такие внутренние условия, как качественный состав отбывающих наказание осужденных: впервые привлекаемые к уголовной ответственности, ранее отбывавшие уголовное наказание в местах лишения свободы, а также вид режима ИУ УИС. Немаловажным условием является состояние профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете. В последние годы в связи с гуманизацией уголовного законодательства Российской Федерации большинство содержащихся в местах лишения свободы осужденных - криминально зараженные, отказывающиеся соблюдать установленные правила. Об этом свидетельствует увеличение количества нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными в 2018 г.: в расчете на 1000 содержащихся осужденных в ИУ 1233,7 случаев, рост составил 3,5 %. Отмечается также увеличение на 68,4 % количества злостных нарушений, связанных с угрозой, при отсутствии признаков состава
преступления (3339 случаев). Наблюдается на 5,2 % рост количества преступлений в ИУ УИС: с 974 преступлений в 2017 г. до 1025 преступлений в 2018 г., при этом на 13,3 % увеличилось количества тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации [4, с. 1]. Определенным свидетельством роста количества преступлений в ИУ УИС является тот факт, что увеличилось количество изъятого холодного оружия и колюще -режущих предметов, конструктивно схожих с холодным оружием: так, в 2016 г. изъято 6064 единицы, в 2017 - 4397 единиц, 2018 - 5865 единиц [5]. Несомненно, наличие у осужденных предметов, представляющих непосредственную опасность жизни и здоровью персоналу ИУ, другим осужденным, а также лицам, посещающим данное ИУ, является условием, способствующим совершению умышленных преступлений.
Комплексный подход к рассмотрению внутренних условий наиболее объективно оценивать влияние внутренних условий на процесс проникновения запрещенных предметов, вещей и продуктов питания, а также своевременно реагировать на складывающуюся обстановку.
Вторая группа складывается из внешних причин и условий. Внешней причиной проникновения запрещенных предметов осужденным является система устойчивого неразрешенного или прямо запрещенного взаимодействия лиц, проносящих запрещенные вещества, и осужденных, их получающих, направленного на преодоление всевозможных препятствий, специализацию и конспирацию [2, с. 367]. Таким образом, в процессе проникновения запрещенных предметов в ИУ УИС участвуют как лица, проносящие запрещенные предметы, так и осужденные. Важно отметить, что участвовать в проносе запрещенных предметов осужденным могут также лица, состоящие в организованных преступных группах или преступных сообществах, находящихся в субъекте Российской Федерации по месту дислокации ИУ УИС, не отбывающие уголовное наказание в ИУ. Они могут оказывать содействие в доставке запрещенных предметов для поддержания устойчивой системы криминальных связей, криминальной субкультуры.
Следующими причинами являются концентрация ИУ УИС в субъекте Российской Федерации и социальная политика данного региона. В ходе проведенного нами анализа была выявлена определенная закономерность между внешними причинами и наличием запрещенных предметов в ИУ. По итогам 2018 г. наибольшее количество алкогольных напитков при попытке доставки в ИУ было изъято в ГУФСИН России по Красноярскому краю и Иркутской области, которые согласно рейтингу 25 самых пьющих городов России, составленному в 2018 г. маркетинговым агентством Zoom Market, занимали 5 и 12 место соответственно [6]. В вышеуказанных регионах располагается значительное количество ИУ УИС с различными видами режима отбывания наказания в сравнении с другими территориальными органами ФСИН России. Анализируя состояние преступности в России в 2018 г., можно прийти к выводу о том, что в связи с большим количеством ИУ УИС и увеличением освобождаемых условно-досрочно осужденных в Красноярском крае в 2018 г. увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления [7, с. 52]. Лица, придерживающиеся криминальных правил, освобождаясь из мест лишения свободы, не прекращают общения с осужденными, находящимися в ИУ УИС. Обладая сведениями о системе надзора за осужденными, они используют различные ухищрения для сокрытия, с помощью которых пытаются организовать доставку запрещенных предметов осужденным в ИУ. Обобщая имеющиеся данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи вышеизложенных фактов.
Целью проноса запрещенных предметов осужденным в ИУ УИС (за исключением родственников и знакомых) является получение материальной или иной выгоды лицами (персоналом администрации учреждения, работниками других правоохранительных органов, адвокатами), осуществляющими доставку запрещенных предметов в ИУ УИС, либо оказание давления со стороны лиц, придерживающихся криминальной субкультуры. Родственники и знакомые осужденных, как правило, имеют желание «скрасить» жизнь осужденных в местах лишения свободы. Так, согласно исследованию поступления сотовых телефонов осужденным в ИУ УИС С. М. Колотушкина 30 % сотовых телефонов (являющихся запрещенными к использованию осужденными) в ИУ УИС доставляют сотрудники учреждения [8, с. 166]. Изучая факты проносов сотовых телефонов, можно сделать вывод о том, что стоимость доставки сотовых телефонов осужденным в ИУ УИС составляет от 1000 и до 10 000 р. Однако верхний предел суммы может быть и выше, наибольшее влияние стоимости «уплаты» за доставку сотового телефона зависит от субъекта Российской Федерации, его экономического состояния. По итогам 2018 г. в ИУ УИС за попытку доставки запрещенных
предметов задержано 157 сотрудников, наблюдается небольшая, но положительная тенденция по снижению проноса сотрудниками учреждения запрещенных предметов осужденным: за аналогичный период 2017 г. было задержано 159 сотрудников [3, с. 11]. В I полугодии 2018 г. за передачу либо попытку передачи запрещенных осужденным предметов в пределах прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования, задержано 2454 человек [9, с. 20].
Рассмотрев внешние причины, можно сделать вывод, что таковыми являются взаимодействие лиц, осуществляющих доставку запрещенных предметов, вещей и продуктов питания, с осужденными, содержащимися в ИУ, либо иными лицами с целью получения материальной и иной выгоды или под склонением путем уговоров, предложений, угроз к совершению действий, направленных на нелегальную доставку осужденным предметов, вещей и продуктов питания, которые им запрещается иметь при себе, приобретать и использовать в период отбывания уголовного наказания в ИУ УИС.
Внешними условиями выступают в первую очередь инженерное и техническое оснащение ИУ УИС. Отсутствие, нерациональное использование и оборудование инженерными и техническими средствами охраны и надзора ИУ УИС на практике приводит к облегчению условий доставки запрещенных предметов осужденным, содержащимся в ИУ УИС. Анализируя средства массовой информации, обзоры о недостатках в организации режима и обеспечении надзора, прослеживается определенная тенденция: граждане, осуществляющие доставку запрещенных предметов осужденным, стараются выбирать наиболее безопасный метод доставки, к которому, в частности, относится так называемый метод «переброса» (далее - переброс) запрещенных предметов через запретную зону ИУ УИС. Чаще всего для переброса граждане используют предметы метательного действия (пневматическое самодельное ружье, резиновые жгуты и др.), такие факты чаще фиксируются в городской местности или тех ИУ УИС, к территории которых прилегают трассы федерального либо регионального значения, то есть используются участки местности, где имеется возможность быстро перебросить и скрыться на автомобиле или среди других граждан. Согласно анализу в 1988 г. количество доставленных запрещенных предметов в ИУ УИС методом переброса составило 5,9 % от общего количества изъятых запрещенных предметов [10, с. 27], в 2005 г. эта цифра возросла до 44 % [11, с. 42], а по итогам 2018 г. - уже 60,8 % [3, с. 13]. Обусловлено это и тем, что из общей протяженности инженерных ограждений охранного назначения (более 3892,1 км) 903,7 км (23,2 %) нуждаются в замене, 62 % требуют реконструкции в связи с низкими сдерживающими свойствами [12].
Таким образом, из рассмотренной модели корреляции причин и условий проникновения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания осужденным можно сделать вывод о том, что данные два элемента - причина и условие - являются ключевыми показателями наличия у осужденных запрещенных предметов, вещей и продуктов питания.
Для предотвращения проникновения запрещенных предметов необходимо осуществить ряд законодательных, организационных, управленческих и тактических мер. К таковым относятся внедрение и использование современных технических средств обнаружения запрещенных предметов в ИУ УИС. С учетом тенденции доставки гражданами запрещенных предметов осужденным методом переброса и проведенного опроса 314 практических сотрудников нескольких ИУ территориальных органов ФСИН России предлагаем внести изменения в ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения административного штрафа с ныне действующего предела 3000-5000 р. до 10 000-30 000 р.
В настоящее время некоторыми авторами предлагается внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно введение уголовной ответственности в виде лишения свободы на определенный срок за передачу запрещенных предметов, вещей и продуктов питания (не являющихся запрещенными Уголовным кодексом Российской Федерации) осужденным в ИУ УИС. По нашему мнению, данные взгляды противоречат политике государства в области уголовного законодательства и применяться, вероятнее всего, не будут.
С практической точки зрения с целью предотвращения перебросов следует таким образом оборудовать участки запретных зон ИУ УИС, являющиеся наиболее опасными в перебросовом отношении, комплексами видеонаблюдения, чтобы были исключены невидимые (мертвые) зоны. Данная информация должна доводиться до личного состава дежурной смены и караула при проведении инструктажа и инструктивных занятий, для осуществления слаженного взаимодействия при выявлении правонарушителей с внешней стороны ИУ. Важно в качестве доказательной базы использовать записи с камер видеонаблюдения при рассмотрении дел об административных пра-
вонарушениях по ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сотрудникам отдела безопасности ИУ совместно с психологами, сотрудниками отдела воспитательной работы с осужденными и оперативными работниками следует выявлять осужденных, склонных к организации доставки запрещенных предметов, путем специального психологического тестирования, материалов личного дела, а также полученных оперативных данных. В 2018 г. наибольшее количество попыток передачи запрещенных предметов осужденным осуществляли сотрудники отдела безопасности (режима) 67,5 % [3, с. 11]. Эти данные подтверждает результат проведенного анкетирования среди сотрудников ИУ УИС, в ходе которого было выявлено, что осужденные в 70,6 % случаев в целях доставки запрещенных предметов, веществ и продуктов питания обращаются за помощью к сотрудникам, проходящим службу в отделах безопасности (режима) ИУ. С целью предотвращения вступления сотрудников в неслужебные связи с осужденными необходимо доводить информацию о негативных последствиях, наступивших в результате проноса запрещенных предметов осужденным сотрудниками ИУ (привлечение к юридической ответственности); в рамках служебно-боевой подготовки формировать положительный образ сотрудника УИС; освещать на общих совещаниях при начальнике ИУ результаты успешных выступлений сотрудников ИУ в спортивных соревнованиях и в творческих конкурсах и т. п.; принимать меры морального и по возможности материального стимулирования.
Библиографический список
1. Достоевский Ф. М. Записки из мертвого дома. Петрозаводск: Карелия, 1979. 293 с.
2. Старков О. В. Криминопенология: учебное пособие. М.: Экзамен, 2004. 480 с.
3. Координационное совещание [Электронный ресурс]. URL: http://rosbalt.ru/russia/2016/ 03/211499707.html (дата обращения: 08.12.2018).
4. Обзорное письмо ФСИН России «О состоянии режима и надзора в ИУ и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России в 2018 г.».
5. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic% 20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 08.04.2019).
6. Самые пьющие города России [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/329481-alko-city (дата обращения: 08.04.2019).
7. Состояние преступности в России за январь декабрь 2018 г. М.: Главный информационно-аналитический центр, 2019. 60 с.
8. Колотушкин С. М. Противодействие использованию осужденными сотовых телефонов в учреждениях УИС // Проблемы и пути их решения. 2017. № 2(16). С. 161-166.
9. Обзорное письмо ФСИН России «О состоянии режима и надзора в ИУ и следственных изоляторах территориальных органов ФСИН России в I полугодии 2018 г.».
10. Чепелев А. В. Предупреждение проникновения, изготовления и хранения запрещенных предметов в исправительно-трудовых колониях: дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. 198 с.
11. Трунцевский Ю. В., Пеннин О. В. Проникновение запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, как нарушение деятельности данных учреждений // Уголовно-исполнительное право. 2006. № 1(1). С. 41-46.
12. О Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 г.)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 2808-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71479292/#ixzz5kfg0wtYa (дата обращения: 09.04.2019).
References
1. Dostoevskiy F. M. Zapiski iz mertvogo doma [Notes from the dead house]. Petrozavodsk: Karelia. 1979, 293 p. [in Russian].
2. Starkov O. V. Kriminopenologiya: uchebnoe posobie [Criminopenology]. Moscow, 2004, 480 p. [in Russian].
3. Koordinatsionnoe soveshchanie [Coordination meeting]. URL: http://rosbalt.ru/russia/2016/03/ 211499707.html (Accessed: 08.12.2018) [in Russian].
4. Obzomoe pis'mo FSIN Rossii «O sostoyanii rezhima i nadzora v IU i sledstvennykh izolyatorakh territorial'nykh organov FSIN Rossii v 2018 g.» [Review letter of the FSIN of Russia «On the state of the regime and supervision in the is and detention centers of territorial bodies of the FSIN of Russia in 2018»] [in Russian].
5. Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [The most drinking cities of Russia]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/329481-alko-city (Accessed: 08.04.2009) [in Russian].
6. Samye p'yushchie goroda Rossii [The most drinking cities of Russia]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/news-city/329481-alko-city (Accessed: 08.04.2009) [in Russian].
7. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' dekabr' 2018 g. [State of crime in Russia in January December 2018]. Moscow, 2019, 60 p. [in Russian].
8. Kolotushkin S. M. Protivodeistvie ispol'zovaniyu osuzhdennymi sotovykh te-lefonov v uchrezhdeniyakh UIS [Opposition to the use of convicted cell phones in the institutions of the penal system Research Institute of the FSIN of Russia]. Problemy i puti ikh resheniya [Problems and solutions], 2017, no. 2(16), pp. 161-166 [in Russian].
9. Obzornoe pis'mo FSIN Rossii «O sostoyanii rezhima i nadzora v IU i sledstvennykh izolyatorakh territorial'nykh organov FSIN Rossii v I polugodii 2018 g.» [Review letter of the FSIN of Russia «On the state of the regime and supervision in the is and detention centers of territorial bodies of the FSIN of Russia in the 1st half of 2018»] [in Russian].
10. Chepelev A. V. Preduprezhdenie proniknoveniia, izgotovleniia i khraneniia zapreshchennykh predmetov v ispravitel no-trudovy kh koloniiakh. Diss. kand. yurid. nauk [Prevention of penetration, production and storage of the prohibited objects in correctional facilities. Candidate's of Law thesis]. Moscow, 1988, 198 p. [in Russian].
11. Truntsevskiy Yu. V., Pennin O. V. Proniknovenie zapreshchennykh predmetov v uchrezhdeniya, ispolnyayushchie nakazaniya v vide lisheniya svobody kak narushenie deyatel'nosti dannykh uchrezhdenii [The penetration of prohibited items into institutions executing sentences of deprivation of liberty as a violation of the activities of these institutions]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Criminal Executive law], 2006, no. 1(1), pp. 41-46 [in Russian].
12. O Kontseptsii federal'noi tselevoi programmy «Razvitie ugolovno-ispolnitel'noi sistemy (2017-2025 g.)»: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 23 dekabrya 2016 g. no. 2808-r [On the Concept of the Federal target program «Development of the penal system (2017-2025)»: Order of the Government of the Russian Federation of December 23, 2016, no. 2808-R]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479292/#ixzz5kfg0wtYa (Accessed: 09.04.2019) [in Russian].