Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
992
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИД / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деточенко Людмила Станиславовна

Изучение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья характеризуется междисциплинарным характером, обусловленным разнородностью соответствующих проблем. Несмотря на то, что современное общество перестало воспринимать ограничение физических или психических возможностей в контексте концепции девиантности, нельзя сказать, что существующие модели взаимодействия инвалида и социума являются совершенными. Выделяют три паттерна взаимодействия социума и лица с ограниченными возможностями здоровья: маргинальный (отвержение), патерналистский (забота и попечение); партнерский (полноценное общественное участие и равные возможности). Отмечается, что несмотря на декларируемое в России равноправие граждан (партнерство), фактически большинство лиц, имеющих ограничения возможностей, испытывают затруднения в социализации. Важным аспектом социализации лиц с ограниченными возможностями является обеспечение доступа к образовательным услугам и предоставление равных возможностей при трудоустройстве. Социализация лиц с ограниченными возможностями должна реализовываться и в досуговой сфере. Предпринимаются попытки разработать цифровой инструментарий, который смог бы облегчить социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделена проблема недостаточной и некорректной освещенности проблем исследуемой группы лиц в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Деточенко Людмила Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF SOCIALIZATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIA

The study of the socialization of persons with disabilities has an interdisciplinary nature due to the heterogeneity of the relevant problems. Modern society has ceased to perceive the limitation of physical or mental capabilities within the context of deviance, but, nevertheless, it cannot be assumed that the existing models of interaction between a disabled person and society have no drawbacks. There are three patterns of interaction between society and a person with disabilities: marginal (rejection), paternalistic (care); partnership (full public participation and equal opportunities). It is noted that despite the declared equality of citizens in Russia (partnership), in fact, the majority of people with disabilities experience difficulties in socialization. An important aspect of the socialization of persons with disabilities is the provision of access to educational services and the provision of equal employment opportunities. The socialization of persons with disabilities should also be implemented through the leisure activity. Attempts are being made to develop digital tools that could facilitate the socialization of persons with disabilities. The problem of insufficient and incorrect media coverage of the problems of the studied group of people is highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ»

Проблемные аспекты социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России

Деточенко Людмила Станиславовна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

E-mail: detochenko@sfedu.ru

Изучение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья характеризуется междисциплинарным характером, обусловленным разнородностью соответствующих проблем. Несмотря на то, что современное общество перестало воспринимать ограничение физических или психических возможностей в контексте концепции девиантности, нельзя сказать, что существующие модели взаимодействия инвалида и социума являются совершенными. Выделяют три паттерна взаимодействия социума и лица с ограниченными возможностями здоровья: маргинальный (отвержение), патерналистский (забота и попечение); партнерский (полноценное общественное участие и равные возможности). Отмечается, что несмотря на декларируемое в России равноправие граждан (партнерство), фактически большинство лиц, имеющих ограничения возможностей, испытывают затруднения в социализации. Важным аспектом социализации лиц с ограниченными возможностями является обеспечение доступа к образовательным услугам и предоставление равных возможностей при трудоустройстве. Социализация лиц с ограниченными возможностями должна реализовываться и в досуговой сфере. Предпринимаются попытки разработать цифровой инструментарий, который смог бы облегчить социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделена проблема недостаточной и некорректной освещенности проблем исследуемой группы лиц в средствах массовой информации.

Ключевые слова: социализация, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, инвалидизация, трудоустройство, образование, безбарьерная среда, медиарепрезентация.

е

CJ

Е

см см о см

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 1 миллиарда человек считаются инвалидами, что соответствует примерно 15% глобального населения, причем сегодня наблюдается тенденция к эскалации инвалидизации. В России на 1 июля 2022 г. общая численность инвалидов составила 10 473 221 человек; 6,60%, или 740 087 из них составляют дети и подростки. Соответственно, проблемы, с которыми сталкиваются лица с ограничением возможностей здоровья -по сущности, касаются любого жителя страны, прямо или косвенно.

В рамках современных исследований проблем социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются, как правило, междисциплинарные подходы [2, с. 97]. Данная меж-дисциплинарность обусловлена многогранностью всех проблем, связанным с функционированием инвалида и общества вокруг него. Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья исследуется в культурологии, социологии, экономике, демографии, истории, медийном дискурсе и многих иных гуманитарных, технических и естественно-научных областях знания.

Ранее социологи рассматривали инвалидность в контексте концепции девиантности, где инвалидность, по сути, понималась как одна из форм девиантного поведения. В рамках так называемого символического интеракционизма инвалидность интерпретируется посредством процесса «навешивания ярлыков», ожидаемых от инвалидов представлений и действий, как правило, негативных (Дж. Мид, И. Гофман, Г. Гарфинкль). В более поздних исследованиях была представлена концепция стигматизации. Стигматизация подразумевает условное расслоение социума на «нормальный» и «ненормальный». Теория стигматизации представляет собой посттрадиционную парадигму изучения функционирования лиц с ограниченными возможностями, инвалидность, таким образом, понимается как результат стигматизации, социальный конструкт, выражающий исключительно восприятие людей с отклонениями «вне зависимости от внешнего проявления этих отклонений» [8, с. 281]. Кроме того, социологическая наука рассматривает людей с инвалидностью как социальную группу угнетаемого меньшинства. Постепенно исследователи склонились ко мнению о том, что инвалидность можно идентифицировать исключительно через призму факторов окружающей среды, т.е. инвалидом считается только тот, кто неспособен полноценно взаимодействовать с окружением, как по независящих от него обстоя-

тельствам, там и по причине сознательного отказа от социализации.

Значимость факторов внешней среды подтверждают и результаты современных эмпирических исследований: именно фактор внешней среды оценивается людьми с ограниченными возможностями как наиболее значимый для их физического, психического и социального функционирования. Окружающая среда в подобном контексте обозначает доступность и качество услуг, отношение персонала, материальное оснащение, учреждения здравоохранения, социального обслуживания, культурно-досуговые учреждения, объекты торговли [2, с 103].

Все вышесказанное приводит к необходимости рассмотрения вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. О.В. Котова дифференцирует три паттерна взаимодействия социума и лица с ограниченными возможностями здоровья: маргинальный (отвержение), патерналистский (забота и попечение о людях с инвалидностью, в радикальной ситуации достигающие пика - социального иждивенчества); партнерский (полноценное общественное участие и равные возможности вне зависимости от наличия психических или физических пороков) [9, с. 210].

Несмотря на декларируемое в России равноправие граждан (т.е. партнерство, если следовать вышеприведенной классификации моделей взаимодействия), фактически большинство лиц, имеющих ограничения возможностей, испытывают затруднения, осложняющие их жизнедеятельность и адаптацию [10, с. 117]. По мнению А.Г. Магоме-довой, в стране не удалось сформировать доступную, физически и социально, среду для инвалидов, обеспечившую бы полноценную реализацию их прав и свобод [10, с. 118]. И.Е. Шарамыгина указывает: полноценная жизнедеятельность лиц с ограниченными возможностями физического и психического характера возможна не только при обеспечении беспрепятственного передвижения, но и при возможности социализации, в том числе - возможности получения образования и трудоустройства [14, с. 144].

Проблемы с социализацией начинаются уже в пределах семейного коммуникативного контекста: А.И. Милюков и Т.Е. Демидова справедливо отмечают, что «негативная аура» формируется уже на этапе взаимодействия с родными и близкими, что обусловлено тем, что лица с ограниченными возможностями выступают для них финансовым бременем, а забота о них сопряжена с затратами усилий и времени [11, с. 240]. Дефекты в социализации, таким образом, начинаются уже в быту, несмотря на то, что государство предпринимает попытки нивелировать негативные стороны ежедневной рутины (речь идет об уменьшении объема коммунальных платежей, дополнительных пенсиях и выплатах). Тем не менее, как показывает реальная практика, данные меры не способны улучшить психологическое состояние лиц с ограниченными возможностями здоровья [11, с. 240]

или значительно повлиять на ресурсность их семей.

Важным проблемным аспектом социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России является слабая дифференциация данной группы населения. Группа людей с ограниченными возможностями здоровья гетерогенна - она состоит из лиц мужского и женского пола разного возраста и разных слоев общества; виды и формы инвалидности также существенно варьируются. При этом инструментарий социализации таких лиц, как правило, рассматривает их в качестве единого социального слоя, разделяя его, пожалуй, только на лиц с физическими отклонения и лиц с нетипичными психическими свойствами. А.А. Дарган в данной связи приходит к следующему выводу: «при наличии данного объединяющего признака особенности функционирования индивидов в обществе будут различны в зависимости от вида и формы их инвалидности» [3, с. 84].

В ряде случаев социализация человека априори невозможна; речь идет, прежде всего, «о тяжелых формах умственной отсталости, органических поражениях центральной нервной системы, последних стадиях деменции, при которых у человека имеются серьезные интеллектуальные нарушения» [3, с. 85]. В прочих же случаях социализация возможна и необходима, причем ее способы должны варьироваться в зависимости от типа нарушения работы организма, что, в свою очередь, исключает практику объединения лиц с ограниченными возможностями здоровья в некую гомогенную когорту.

Все вышесказанное приводит к выводу о трех группах факторов, в конечном итоге определяющих успешность/неуспешность социализации инвалида. Во-первых, физические и психические особенности конкретного индивида; во-вторых, уровень доступности физической среды; в-третьих, доступность социальной среды, т.е. позиция агентов и институтов социализации в отношении индивида.

Л.С. Деточенко говорит о схожести «исследовательских маркеров» взросления и инвалидности в плане социализации: инвалидность, как и взросление, имеет биологическую природу и формируется в некий социальный конструкт. Инвалидность познается именно в социальных отношениях. Изменения, происходящие в российском социуме, модифицируют и осложняют процессы социализации при взрослении и в случае инвалидности, что, в свою очередь, увеличивает риск десоциа-лизации или даже контрсоциализации. В данной связи неудивительно, что социализация молодых инвалидов - особенно сложный и важный этап в развитии личности; инвалидность в молодом возрасте ощущается наиболее остро, и зачастую статус лица с ограниченными возможностями «инвалид» становится в личностной структуре превалирующим, приоритетным; Л.С. Деточенко называет подобное явление «конструированием жизни в координатах инвалидности» [5, с. 88]. Исследуя

сз о

о Л о

о сз о в

психологические особенности молодых инвалидов в России, исследователь указывает на два пути социализации лица с ограниченными возможностями: отрицательная и положительная девиация. Как правило, большинство людей, имеющих ограничения возможностей, следуют пути отрицательной девиации, что проявляется в агрессии, непринятии самого себя и самоизоляции. Гораздо реже социализация инвалидов происходит в рамках положительной девиации, когда индивид стремится «занять высокий социальный статус, а именно достичь успехов в творчестве, спорте, карьере» [5, с. 94].

Среди недостатков политик и мер, принимаемых с целью социализации инвалидов, отметим также отсутствие учета такого важного фактора, как время наступления инвалидизирующего заболевания [13, с. 19]. Вполне очевидно, что психологические, социальные и физические особенности лиц, имеющих врожденные ограничения, будут существенно отличаться от таковых среди лиц, которые получили инвалидность в течение жизни -причем важно понимать, что к инвалидности, полученной в детстве, человек привыкает, насколько это возможно, к сознательному возрасту, тогда как процессы социализации лиц, ставших инвалидами в период взрослой жизни, отличаются коренным образом, ведь инвалидизация становится ключевым, переломным событием в жизни такого человека.

Ключевым аспектом социализации лиц с ограниченными возможностями является обеспечение доступа к образовательным услугам. Помимо нарушений, связанных с обеспечением безбарьерной среды в учреждениях образования, регулярно выявляемых надзирающими органами, инвалиды сталкиваются с барьерами социального характера, обусловленными отсутствием ценностного отношения представителей образовательной системы к лицам с ограничением возможностей здоровья [1, с. 83].

Внешнее благополучие функционирования механизмов внедрения инклюзивного образования маскирует ряд существенных проблем. По мнению М.Ю. Айбазовой и Ф.Р. Кантлоковой, отношение педагогов и учащихся к лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся вместе с ними, можно охарактеризовать как позитивное с когнитивной и эмоциональной точки зрения, но поведенческий компонент отношения является, скорее, индифферентным [1, с. 83]. Родители условно нормативных обучающихся также транслируют негативную установку на совместное обучение, опасаясь снижения качества образования в инклюзивных формах [15].

Таким образом, российский законодатель и органы социальной защиты предпринимают относи-е тельно успешные попытки формирования безба-е рьерной образовательной среды, но практически й игнорируют широкий круг проблем социального еЗ свойства. Такие проблемы включают в себя стереги отипы и предрассудки, недостаток педагогических

инклюзивных технологий; отсутствуют масштабные исследования по вопросам функционирования инклюзивной практики в общеобразовательных школах и вузах с точки зрения социальной среды. Можно сказать, что российское общество в целом готово к идее инклюзии в образовании, но в реальной практике возникает ряд проблемных аспектов ее реализации.

Получив образование, лицо с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сталкивается с дополнительным социальным барьером - барьером трудоустройства. На 1 января 2021 г. в России насчитывалось 3,85 млн инвалидов трудоспособного возраста, из которых работающими считались более 1 млн чел. Процедуры, регламентирующие занятость и трудоустройство инвалидов, на сегодняшний день опираются на нормативные положения, выработанные в российском праве несколько десятков лет назад и поэтому устаревшие; кроме того, не всегда закон позволяет осуществить полное сопровождение инвалида в процессе трудоустройства и занятости. Безусловно, слабо отработаны законодательные алгоритмы взаимодействия государства и бизнеса по созданию рабочих мест для инвалидов [10, с. 119]; и государственные структуры, и бизнес зачастую не заинтересованы в подобных практиках.

Закон не позволяет отказывать лицу с ограниченными возможностями здоровья в праве на трудоустройство, но, как показывает реальная практика, работодатели не берут их на работу под иными предлогами, либо ссылаются невозможность трудоустройства ввиду их физических или психических особенностей, не позволяющих им выполнять определенные должностные обязанности. Нельзя, по нашему мнению, обвинять в сложившейся ситуации исключительно работодателей: зачастую они даже не осведомлены о том, куда обращаться, чтобы нанять инвалидов и каким образом выстраивать бизнес-процессы с учетом особых потребностей работников. С другой стороны, большинство рекрутеров российских компаний априори «фильтруют» потенциальных кандидатов на вакансии, исключая лиц с ограниченными возможностями из числа соискателей [6, с. 254]. В качестве выхода из данной ситуации исследователи предлагают проведение информационной кампании, которая позволила бы осветить проблемные аспекты взаимодействия с такими лицами, искоренить стереотипы и предрассудки и, самое главное, - разъяснить специфику найма инвалидов и акцентировать их трудовой потенциал [6, с. 252].

Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья должна, безусловно, реализо-вываться и в досуговой сфере. В данном аспекте можно отметить положительный опыт, накопленный в нашей стране. К примеру, проект «Кибатле-тика» (2016 г.) представляет собой соревнования среди лиц, использующих протезы; данный проект стал тренировочным этапом перед открытием первых международных соревнований Cybath-1оп в Цюрихе. Это и другие подобные мероприя-

тия позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья войти в нормальный распорядок общественно-бытового функционирования посредством средств физической культуры и спорта [11, с. 240].

В.Ю. Плехов говорит о том, что среди разного рода досуговых сфер приоритетом должно стать искусство. Процесс социально-культурной реабилитации, по его мнению, должен непременно включать в себя сценические искусства [12, с. 47-48]. Во многих других исследованиях авторы обращаются также к искусству танца, кинематографии, художественному творчеству - все эти сферы могут быть доступными для лица с ограниченными возможностями здоровья при условии наличия корректной инклюзивной и безбарьерной среды. Имеются наработки и в области цифрового искусства.

Данные примеры приводят нас к рассмотрению опыта внедрения инноваций в область практики социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве традиционных технологий досуговой социализации данной группы населения, как правило, называют встречи, беседы, кинопросмотр, танцы, просмотр телепередач, праздничные мероприятия на базе городских и сельских библиотек, дворцов культуры, школы, институтов, благотворительных фондов. Тем не менее, сегодня в российской науке и медийном пространстве все чаще высказываются мысли о необходимости следования инновационному подходу в социализации наименее защищенных слоев населения страны [11, с. 240].

Колоссальную значимость для государственной социальной политики с точки зрения повышения доступности среды и цифровизации экономики представляет предоставление доступа к цифровым сервисам. Именно digital-культура способна воспитать так называемую цифровую толерантность граждан, которая, в свою очередь, становится базисом для формирования толерантности и вне Сети. Уже сегодня предпринимаются попытки разработки инструментария для цифрового сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья - в особенности в целях профориентации, образования и трудоустройства. В перспективе, при условии развития информационного общества в стране вполне можно рассчитывать на массовую цифровизацию общества, в котором искусственный интеллект, нейросети, виртуальная и дополненная реальности смогут повысить вовлеченность в общественные процессы разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 96].

Наконец, рассматривая проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, хотелось бы отдельно отметить проблему недостаточной или некорректной освещенности данной тематики в средствах массовой информации. Согласимся с К.Д. Истоминой: «ме-диапрезентация инвалидов глубоко влияет на общественное мнение и устанавливает социальные

нормы», однако, люди с ограниченными возможностями здоровья достаточно редко становятся героями публикаций или репортажей [7, с. 26]. Даже при освещении какой-либо проблемы, связанной с социальной активностью инвалидов, журналисты зачастую склоняются к риторике, основанной на жалости: «когда о них пишут, то часто используют негативные стереотипы: инвалиды становятся объектами жалости, <.. .> которые должны преодолеть трагическое и инвалидизирующее состояние. Или, наоборот, их представляют как супергероев, совершивших великие подвиги, чтобы вдохновить людей» [7, с. 26]. Такой подход к раскрытию проблемы в глазах широкой общественности, безусловно, препятствует восприятию лица с ограниченными возможностями здоровья как равного. По нашему мнению, медийная практика должна формировать адекватный контекст, посвященный инвалидности. Именно медиа, а не законодатель являются «привратниками», мнение которых в конечном итоге определяет мнение большинства, и подобная функция возлагает на СМИ колоссальную ответственность. Адекватное выполнение данной функции масс-медиа будет способствовать тому, что инвалид будет ощущать самого себя и восприниматься окружающими как полноценный и полноправный член общества, приносящий ему пользу и обоснованно пользующийся его благами.

Литература

1. Айбазова, М. Ю. К вопросу о формировании ценностного отношения общества к инклюзивному образованию / М.Ю. Айбазова, Ф.Р. Кант-локова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2020. - № 1 (26). - С. 83-87.

2. Григорьева, М.И. Исследование проблемы инвалидности в социологии / М.И. Григорьева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2021. - № 2. - С. 97-112.

3. Дарган, А.А. Социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью / А.А. Дарган // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - № 2. - С. 84-96.

4. Денисова, О. А. К проблеме цифрового сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2020.- № 195. - С. 96-102.

5. Деточенко, Л.С. Специфика социализации инвалидов: опыт нарративной реконструкции / Л.С. Деточенко // ЖССА. - 2020. -№ 2. - С. 87103.

6. Жданкин, Н.А. Основные задачи при решении проблемы трудоустройства инвалидов (обзор) / Н.А. Жданкин, С.Д. Симаков // КЭ. -2021.- № 1.- С. 245-264.

7. Истомина, К.Д. Медиапредставленияоб инвалидности: новые подходы к исследованию те-

сэ о

о Л о

о сз о в

мы / К.Д. Истомина // Меди@льманах. - 2021. -№ 2 (103). - С. 25-33.

8. Калашникова, И.В. Эволюция социальных моделей инвалидности / И.В. Калашникова, А.А. Тринадцатко // Вестник ТОГУ. Социология. - 2017. - № 3(46). - С. 277-288.

9. Котова, О.В. Современные модели интеграции инвалидов в социум / О.В. Котов // Социальная политика и социология. - 2010. - № 1 (55). -С.209-218.

10. Магомедова, А.Г. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов / А.Г. Магомедова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2020. -№ 4. - С. 117-122.

11. Милюков, А.И. Современные социально-инновационные технологии в работе с пожилыми и инвалидами в России и за рубежом / А.И. Милюков, Т.Е. Демидова // Скиф. - 2021. -№ 11 (63). - С. 239-244.

12. Плехов, В.Ю. Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами сценических искусств: от доступности к инклюзии / В.Ю. Плехов // Наука, образование и культура. - 2021. - № 1 (56). - С. 46-49.

13. Тельминова, К.В. Различие социализации взрослых в условиях врожденной и приобретенной инвалидности / К.В. Тельминова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2021. - № 200. -С.174-189.

14. Шарамыгина, И.Е. Право инвалидов на доступную среду: опыт, проблемы и пути их решения / И.Е. Шарамыгина // Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сб. науч. ст., материалов междунар. науч.-практ. конф. Кемерово: Кемеровский государственный университет. -2017. - С. 143-146.

15. Guterman L., Detochenko L. Attitude towards inclusive education of students of general educational institutions of the Rostov region, Russia // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021

PROBLEM ASPECTS OF SOCIALIZATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIA

Detochenko L.S.

Southern Federal University

The study of the socialization of persons with disabilities has an interdisciplinary nature due to the heterogeneity of the relevant problems. Modern society has ceased to perceive the limitation of physical or mental capabilities within the context of deviance, but, nevertheless, it cannot be assumed that the existing models of interaction between a disabled person and society have no drawbacks. There are three patterns of interaction between society and a person with — disabilities: marginal (rejection), paternalistic (care); partnership (full § public participation and equal opportunities). It is noted that despite E

CM CM

о

CM

the declared equality of citizens in Russia (partnership), in fact, the majority of people with disabilities experience difficulties in socialization. An important aspect of the socialization of persons with disabilities is the provision of access to educational services and the provision of equal employment opportunities. The socialization of persons with disabilities should also be implemented through the leisure activity. Attempts are being made to develop digital tools that could facilitate the socialization of persons with disabilities. The problem of insufficient and incorrect media coverage of the problems of the studied group of people is highlighted.

Keywords: socialization, person with disabilities, disabled person, disability, employment, education, barrier-free environment, media presentation.

References

1. Aibazova, M. Yu., Kantlokova, F.R. To the question of the formation of the value attitude of society towards inclusive education // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. - 2020. - No. 1 (26). - P. 83-87.

2. Grigorieva, M.I. Research of the problem of disability in sociology / M.I. Grigorieva // Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. - 2021. - No. 2. - S. 97-112.

3. Dargan, A.A. Sociological interpretation of the social subjectivity of people with disabilities / A.A. Dargan // Knowledge. Understanding. Skill. - 2020. - No. 2. - P. 84-96.

4. Denisova, O.A. To the problem of digital support for career guidance, education and employment of people with disabilities and persons with disabilities / O.A. Denisova, O.L. Lekhanova // Iz-vestiya RGPU im. A.I. Herzen. - 2020. - No. 195. - P. 96-102.

5. Detochenko, L.S. The specifics of the socialization of disabled people: the experience of narrative reconstruction / L.S. Detochenko // ZhSSA. - 2020. -№ 2. - P. 87-103.

6. Zhdankin, N.A. Main tasks in solving the problem of employment of disabled people (review) / N.A. Zhdankin, S.D. Simak-ov // KE. - 2021. - No. 1. - P. 245-264.

7. Istomina, K.D. Media representations of disability: new approaches to the study of the topic / K.D. Istomina // Medi@lma-nakh. - 2021. - No. 2 (103). - P. 25-33.

8. Kalashnikova, I.V. Evolution of social models of disability / I.V. Kalashnikova, A.A. Thirnadtsatko // Bulletin of TOGU. Sociology. - 2017. - No. 3 (46). - S. 277-288.

9. Kotova, O.V. Modern models of integration of disabled people into society / O.V. Kotov // Social policy and sociology. - 2010. -No. 1 (55). - S. 209-218.

10. Magomedova, A.G. Problems of forming an accessible environment for the disabled / A.G. Magomedova // Legal Bulletin of the Dagestan State University. - 2020. - No. 4. - P. 117-122.

11. Milyukov, A.I. Modern social and innovative technologies in work with the elderly and disabled in Russia and abroad / A.I. Milyuk-ov, T.E. Demidova // Skif. - 2021. - No. 11 (63). - P. 239-244.

12. Plekhov, V. Yu. Sociocultural rehabilitation of people with disabilities by means of performing arts: from accessibility to inclusion / V. Yu. Plekhov // Science, education and culture. - 2021. -No. 1 (56). - P. 46-49.

13. Tel'minova, K.V. The difference between the socialization of adults in conditions of congenital and acquired disability / K.V. Tel'minova // Izvestiya RGPU im. A.I. Herzen. - 2021. -No. 200. - P. 174-189.

14. Sharamygina, I.E. The right of disabled people to an accessible environment: experience, problems and ways to solve them / I.E. Sharamygina // Implementation of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities: experience, problems, ways to solve them: Sat. scientific Art., materials of the international. scientific-practical. conf. Kemerovo: Kemerovo State University. - 2017. - S. 143-146.

15. Guterman L., Detochenko L. Attitude towards inclusive education of students of general educational institutions of the Rostov region, Russia // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.