DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.119
ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Научная статья
Ёлгина Л.С.1' *, Очиров И.М.2, Кондратов;! Н.В.3
1, 2, 3 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Россия
* Корреспондирующий автор (elgina66[at]bk.ru)
Аннотация
В статье рассматривается процесс социализации как один из способов получения лицами с ОВЗ и инвалидностью навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Процесс социализации инвалидов представляет собой достаточно сложный этап, в котором они достигают и осваивают социально значимые нормы и ценности, а также усваивают стереотипы поведения в социуме.
Основной целью статьи является специфика социализации и трудоустройства инвалидов, которые испытывают определенные трудности по причине своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства, общественных организаций, волонтеров и общества в целом.
Особое внимание уделяется участию лиц с ОВЗ и инвалидностью в социально значимых мероприятиях, в частности чемпионат «Абилимпикс», который способствует процессу успешной социализации, самоопределению и трудоустройству инвалидов.
Ключевые слова: социализация, общество, инвалид, обучение, профессиональное образование, трудоустройство, чемпионат «Абилимпикс».
ABILYMPICS AS ONE OF THE WAYS OF SOCIALIZATION AND EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES
Research article
Yolgina L.S.1' *, Ochirov I.M.2, Kondrashova N.V.3
1 2 3 Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
* Corresponding author (elgina66[at]bk.ru)
Abstract
The article examines the process of socialization as one of the ways for persons with disabilities to acquire the skills necessary for a full life within society. The process of socialization of disabled people is a rather complex stage, in which they achieve and master socially significant norms and values as well as acquire stereotypes of behavior in society.
The main purpose of the article is the specifics of socialization and employment of disabled persons who experience certain difficulties due to their capabilities and therefore need support from the state, public organizations, volunteers, and society as a whole.
The study focuses on the participation of persons with disabilities in socially significant events, in particular the Abilympics championship, which promotes the process of successful socialization, self-determination, and employment of disabled persons.
Keywords: socialization, society, disabled person, training, vocational education, employment, Abilympics competition.
Введение
Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью изначально заложена в стратегию развития и жизнедеятельности этой категории населения. Эта стратегия ставит своей задачей: включить лиц с ОВЗ и инвалидностью в систему социального общества, быть активными, полезными и направленными членами государства, а также приобщить их к достижениям мировой культуры, науки и спорта [9]. Особое внимание уделяется наименее защищенной категории населения: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью. Чтобы быть успешными во всех аспектах взрослой жизни быть полноправными членами общества, нужно закладывать основу уже с раннего возраста, обучая навыкам общения, коммуникации, основам здорового образа жизни, правил приличия и поведения, моральным ценностям.
При регулярных и методически грамотных мероприятиях лица с ОВЗ и инвалидностью могут стать самостоятельными, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, хорошо взаимодействующими в социуме. Но для этого нужна регулярная целенаправленная работа всех структур и партнеров системы образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи, родителей, сверстников и позитивный настрой со стороны населения с ОВЗ. Активное включение лиц с ОВЗ в общественную жизнь, поможет им в процессе социализации получить необходимый опыт, знания, умения и навыки, нужные для дальнейшего трудоустройства и полноценной жизни [6], [9].
Основная часть
Социальные отношения лиц с инвалидностью затруднены различными факторами, препятствующими адекватному развитию личности, как правило, это происходит на уровне семьи и близких. В большинстве случаев забота и уход перерастают в гиперопеку, надзор и навязывание своей воли.
Взаимодействуя и контактируя в узком социальном кругу (семья), люди с инвалидностью лишены широкого профиля новых знаний, умений, впечатлений, поэтому для решения бытовых, социальных, производственных, жизненных проблем и задач необходимо взаимодействие и сотрудничество с окружающими. И чем шире будет круг
общения, тем успешнее будут усваиваться образцы поведения, ценности и нормы, а также возможность влиять на жизненные ситуации и развивать свой потенциал.
Ребенок или подросток с ОВЗ или с инвалидностью проходит процесс социализации, как правило, вне классических социальных институтов: ясли-сад, школы, учреждения дополнительного образования (кружки, секции), профессиональные учебные заведения и т.д. Он либо посещает специализированные учреждения, либо находится в стационаре, либо дома в кругу своих близких, поэтому узкий круг социальных контактов приводит к тому, что у него складываются определенные жизненные стереотипы. И только расширение социального пространства, разнообразие социальных контактов обеспечит ему необходимые условия для успешной социализации и самоопределению. В настоящее время не решенными остаются еще многие проблемы, связанные с получением образования и трудоустройством лиц с ОВЗ, что препятствует их социализации в социум [10].
Таким образом, мы предполагаем, что развитие личности людей с инвалидностью в условиях интеграции в социум будет проходить более успешно путем вовлечения их в традиционные социальные институты и мероприятия, способствующие общению и совместной деятельности, стремлению доказать свою индивидуальность и значимость. Одним из таких мероприятий может стать чемпионат «Абилимпикс».
Абилимпикс - это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Абилимпикс — это сокращение от английского Olympics of Abilities («Олимпиада возможностей»).
Чемпионат Абилимпикс охватывает все категории людей с инвалидностью, в списке профессий более 50 компетенций [2].
Россия присоединилась к международному движению Abilympics International в 2014 году [5]. В Республике Бурятия прошли три региональных чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом количество конкурсантов увеличивается, это говорит о том, что популярность данного мероприятия возрастает. В связи с эпидемиологической ситуацией в 2020 году количество экспертов и волонтеров было сокращено.
Региональный чемпионат в Республике Бурятия проводился по десяти компетенциям: сетевое и системное администрирование, сборка-разборка электронного оборудования, Веб-дизайн, обработка текста, социальная работа, поварское дело, малярное дело, швея, бисероплетение, столярное дело. Но в дальнейшем организаторы хотят увеличить число компетенций, что позволит привлечь к участию большее число конкурсантов.
На всех чемпионатах было организованно сопровождение волонтерского центра «Абилимпикс-Бурятия», которые прошли обучение по методике «Волонтер «Абилимпикс». Эти знания помогли волонтерам правильно и четко выстраивать свое общение с людьми с ОВЗ и инвалидностью.
В Республике Бурятия в рамках чемпионатов были организованы ярмарки вакансий для людей с инвалидностью, а также деловая программа - тренинги по саморазвитию и самопрезентации, коучинг-сессии «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития», TED-выступления известных людей и правовой семинар для родителей детей-инвалидов. Как показало наше исследование, это помогло им определиться с выбором будущей профессии. В рамках чемпионата в центре предпринимательства «Мой бизнес» состоялся тренинг и паблик-ток на тему: «Мотивация людей с ОВЗ в бизнесе». Предприниматели с ограниченными возможностями здоровья рассказали о своем предпринимательском опыте от идеи до готового бизнес-проекта.
Результаты исследования
Для подтверждения нашего предположения, что участие в чемпионатах «Абилимпикс» будет способствовать успешной социализации людей с инвалидностью и в дальнейшем поможет им определиться в профессиональном выборе и найти работу, было проведено исследование.
Исследование проводилось в виде письменного и устного опроса. В основе опроса лежит совокупность вопросов, ответы на которые образуют первичную информацию.
Респондентам (участникам) предлагалось ответить письменно на вопросы анкеты. В опросе приняли участие 120 человек: из них 64 - женщины и 56 - мужчин. 42 % респондентов участвовали в опросе повторно, т.е. принимали участие в двух чемпионатах. Экспертам были заданы устные вопросы.
На вопрос «Как вы отнеслись к предложению участвовать в чемпионате «Абилимпикс»?». Все респонденты сказали, что очень хорошо т.к. это мероприятие позволяет встретиться, пообщаться, расширить свои социальные связи и показать свое профессиональное мастерство. Респонденты (42 %), которые участвовали в чемпионате второй раз перешли из категории «студентов» в категорию «специалистов» и после первого участия в чемпионате смогли трудоустроиться.
На вопрос «Участие в чемпионате способствует профориентации и повышению мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования и трудоустройству?» 86 % участников ответили «да», 10 % - «нет» и 4 % затруднились с ответом. Таким образом, большинство людей с инвалидностью, считают, что данное мероприятие повышает их способность в дальнейшем найти работу и трудоустроиться. Многие ответили, что участие помогает им повысить свое профессиональное мастерство и узнать о новых специальностях, которыми можно овладеть и обучиться.
На вопрос «Участие в чемпионате повышает вашу профессиональную независимость и улучшает ваши профессиональные навыки?» 59 % респондентов ответили, что после участие в чемпионате их самооценка и самоопределение в выбранной профессии повысилось, 23 % - смогли найти более престижное место работы, 12 % -повысили свой разряд по специальности, у 6 % респондентов ничего не изменилось.
На вопрос «Ваша работа и ваше трудоустройство влияет на социально-экономическую жизнь?».
Многие респонденты (70 %) ответили «да», так как пособие и пенсии, которые они получают, не удовлетворяют их потребностям, поэтому необходимо получить профессиональное образование и в дальнейшем устроиться на
хорошую работу, 18 % опрошенных удовлетворены экономической стороной, но им недостаточно впечатлений, эмоциональных переживаний и коммуникаций, 12 % участников сказали, что это единственный материальный доход.
64 % респондентов посещали специальные общеобразовательные учреждения, 22 % находились на домашнем обучении и только 14 % обучались в обычных школах (инклюзивное обучение). Многие участники по окончанию школы не смогли продолжить дальнейшее обучение, но хотели бы получить профессию. Это связано с недостаточной оснащенностью профессиональных училищ и ВУЗов для обучения людей с инвалидностью.
На вопрос «Проведение чемпионатов и других подобных мероприятий поможет вам полностью интегрироваться в социум?»
На этот вопрос 20 % участников (в основном те, кто учился в обычной общеобразовательной школе) ответили, что «да», 56 % ответили, что таких мероприятий недостаточно, необходимо проводить индивидуальные и групповые психолого-педагогические тренинги, консультации и мастер классы, 24 % респондента (в основном это люди с тяжелой формой инвалидности) затруднились ответить.
На вопрос «Хотели бы вы в дальнейшем участвовать в чемпионатах «Абилимпикс»?» 80 % респондентов ответили - «да», 15 % - хотели бы себя попробовать в участие в Национальном чемпионате, 3 % - стали победителями в своих компетенциях, поэтому не могут принять участие повторно в региональном чемпионате, 2 % - пожелали выйти даже на международный уровень.
Большинство участников на вопрос «Какие правительственные меры по включению лиц с ОВЗ в трудовую активность вы знаете? Что еще ждете от государства?» заставил их задуматься. 76 % респондентов не слышали о такой мировой практике как «система квотирования рабочих мест для лиц с ОВЗ и инвалидностью для государственных и частных предприятий», 24 % респондентов высказало мнение о необходимости разработать антидискриминационное законодательство в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Молодые инвалиды вынуждены работать за низкую заработную плату, с низким уровнем развития трудовых отношений и не возможностью дальнейшего карьерного роста. Государство заинтересованно в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ, что позволит превратить их из иждивенцев в налогоплательщиков.
На вопрос «Что ожидаете от следующего IV Регионального чемпионата «Абилимпикс»?». 82 % респондентов ответили - будут участвовать повторно и выразили желание участвовать в других компетенциях. 15 % участников предложили разнообразить и расширить внеконкурсную программу, организовывать ярмарку вакантных учебных мест образовательных учреждений г. Улан-Удэ. 3 % респондентов пожелали успехов организаторам, исполнителям и участникам следующего регионального чемпионата «Абилимпикс».
В мае 2021 года пройдет IV региональный чемпионат «Абилимпикс» по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, который сможет собрать большее количество участников, увеличить количество компетенций, а также расширить внеконкурсную программу с привлечением заинтересованных организаций. В рамках чемпионата пройдут культурная и профориентационная программы: выставка медицинских реабилитационных услуг в Республике Бурятия, декоративно-прикладного творчества людей с инвалидностью, ярмарка вакансий учебных мест, культурные мероприятия, круглый стол, вебинар по инклюзивному образованию и многое другое.
Для полноты исследования проблемы социализации и трудоустройстве людей с инвалидностью по средствам участия их в социально значимых мероприятиях нами был проведен опрос экспертов.
Экспертами на чемпионате выступили: мастера производственного обучения, учителя специализированных школ, преподаватели вузов и практики.
Все эксперты выразили свое положительное мнение по проведению чемпионатов «Абилимпикс». По мнению экспертов, несмотря на все успехи, достигнутые за последние годы, проблема равноправной интеграции и социализации инвалидов в общество продолжает оставаться одной из самых актуальных.
Без устранения барьеров между людьми с инвалидностью и остальной частью общества никакая полноценная интеграция и социализация реализована не будет. Пока общество не будет готово, принять людей с ОВЗ и инвалидностью, как равных, а те, в свою очередь, будут продолжать остро ощущать свою неординарность, желаемая цель достигнута не будет.
Так же экспертами было отмечено, что участники чемпионата, невзирая на определенные проблемы со своим физическим состоянием, не теряют способности проявлять себя в различных сферах деятельности. В отличие от здорового человека им необходимо искать для реализации своих возможностей иные способы и инструменты, поэтому чемпионат «Абилимпикс» позволяет им реализовывать свои профессиональные навыки и мастерство.
В истории имеются много примеров того, как люди, имеющие инвалидность, достигали больших результатов в профессиональной деятельности и становились высококвалифицированными специалистами. Причем происходило это в тот период, когда не существовало понятия «доступная среда» и не было принято столько государственных программ и правовых норм в поддержку этой категории населения. Научно-технический прогресс постепенно исправляет эту несправедливость.
По оценкам специалистов, некоторых людей с инвалидностью существующая ситуация «выключенности» из активной общественной жизни вполне устраивает, но не участников чемпионата «Абилимпикс». Даже имея гарантированный набор социальных благ, они не становятся на путь наименьшего сопротивления и не занимают иждивенческую позицию, а стремятся к саморазвитию и самоопределению. Очень многие участники желают в дальнейшем повышать свой образовательный уровень и профессиональное мастерство.
Такие мероприятия помогают, во-первых, сформировать в обществе адекватные представления о людях с инвалидностью и их истинных возможностях, во-вторых, сами люди с инвалидностью смогут не отделять себя от социума, а жить с ощущением внутренней свободы, собственной значимости и самодостаточности.
Важнейшей нерешенной проблемой остается занятость и трудоустройство людей с инвалидностью. Но, как отметили эксперты, в современных условиях шансы проявить себя, найти высокооплачиваемую работу с хорошими
условиями труда возрастает, так как сегодня разнообразие профессий значительно увеличилось из-за появления и широкого распространения Интернета и дистанционного обучения. Сегодня на рынке труда, лицам с инвалидностью стоит изучить возможности, которые перед ними открывает офлайн и онлайн-сфера. При этом особого внимания заслуживают именно интернет-профессии, так как они сегодня наиболее востребованные, хорошо оплачиваются и отлично подходят большинству людей с ограниченными возможностями.
Несмотря, на принятия законодательства и квотирование рабочих мест численность работающих инвалидов сокращается.
Стоит отметить, значительной проблемой является одиночество и изоляция людей с инвалидностью, что приводит к исключению их из коммуникативной среды и недостаточного их вовлечения в социум. Поэтому проводимые социально значимые мероприятия, такие как паралимпиады, чемпионаты «Абилимпикс», показы мод, продвижение известных instagram-блогеров, позволяют погрузиться в жизнь людей, страдающих физическими или психическими ограничениями здоровья и помочь убрать барьеры, препятствующие их социализации и интеграции в социум.
Заключение
Можно с уверенностью сказать, активное участие лиц с ОВЗ и с инвалидностью в различных видах профессиональной и творческой деятельности позволяет развивать их способности, успешно проходить период социализации и адаптации, а также повысить свой социальный статус. Благодаря таким чемпионатам, можно надеяться на улучшение ситуации на рынке труда.
Во многих странах существуют подходы к обеспечению равных возможностей трудоустройства и занятости людей с инвалидностью: усиленное законодательство, направленное на антидискриминационные действия по отношению инвалидов и выделение квот для государственных и частных предприятий [3], [8].
Таким образом, проблемы социализации и трудоустройства людей с инвалидностью в современном обществе должны быть решены при взаимодействии всех членов общества, а чемпионаты «Абилимпикс» могут стать площадкой для такого сотрудничества и стимулировать работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Белецкий М.Д. Ключевые аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в России / М.Д. Белецкий // Ежемесячный научный журнал «Дискуссия» — «7 (81)». — 2017. — С. 16-21
2. Бикбулатова А.А. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как механизм профориентации и содействия трудоустройству людей с инвалидностью и ОВЗ / А.А. Бикбулатова, Н.Б. Починок // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т.22. — №1. — С.81-87.
3. Бубеев Н.С. Трудоустройство инвалидов в изменяющихся социальных условиях российского общества: на примере Республики Бурятия : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Бубеев Николай Сергеевич; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т]. — Улан-Удэ, 2011. — 19 с.
4. Ким И. А. Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства / И. А. Ким. // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 36-38.
5. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017-2020 годы. [Электронный ресурс]: — URL: https://clck.ru/UrPXU (дата обращения: 12.04.2021)
6. Макарова Л. В. Особенности социализации в условиях инвалидности / Л. В. Макарова // Дискуссия — № 6 (24). — 2012. — С. 133-139.
7. Официальный сайт Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» [Электронный ресурс]: — URL: http://abilympicspro.ru(дата обращения: 12.04.2021)
8. Пашкова Г.Г. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации / Г.Г. Пашкова // Вестник Томского гос. ун-та. Право. — 2018. — № 29. — С. 162-173.
9. Сенина А. В. Социализация инвалидов трудоспособного возраста в условиях ЦСРИиДИ / А. В. Сенина // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. — 2019. — Вып. 17 — С. 120-133.
10. Тамарская Н.В. Особенности управления инклюзивным образованием в образовательной организации / Н.В. Тамарская // Научный альманах. Педагогические науки.— № 7 (9) — 2015. — С. 487-490.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Beletsky M. D. Kljuchevye aspekty problemy trudoustrojstva invalidov v Rossii [Key aspects of the problem of employment of disabled people in Russia] / M. D. Beletsky // Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal «Diskussija» [Monthly scientific journal "Discussion"] — "7 (81)". — 2017. — Pp. 16-21 [in Russian]
2. Bikbulatova A. A. Konkursy professional'nogo masterstva dlja ljudej s invalidnost'ju kak mehanizm proforientacii i sodejstvija trudoustrojstvu ljudej s invalidnost'ju i OVZ [Contests of professional skills for people with disabilities as a mechanism of career guidance and promotion of employment of people with disabilities and HIA] / A. A. Bikbulatova, N. B. Pochinok // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. - 2017. - Vol. 22. - No. 1. -p. 81-87. [in Russian]
3. Bubeev N. S. Trudoustrojstvo invalidov v izmenjajushhihsja social'nyh uslovijah rossijskogo obshhestva: na primere Respubliki Burjatija : avtoreferat dis. ... kandidata sociologicheskih nauk : 22.00.04 [Employment of disabled people in the changing social conditions of Russian society: on the example of the Republic of Buryatia: abstract of the dissertation of the Candidate of Sociological Sciences : 22.00.04] / Bubeev Nikolay Sergeevich; [Place of protection: Buryat State University]. -Ulan-Ude, 2011. - 19 p. [in Russian]
4. Kim I. A. Dvizhenie «Abilimpiks» kak aktual'nyj instrument socializacii invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Opyt Krasnojarskogo kolledzha sfery uslug i predprinimatel'stva [The movement "Abilimpics" as an actual tool of socialization of disabled people and persons with disabilities. Experience of the Krasnoyarsk College of services and entrepreneurship] / I. A. Kim. // Obrazovanie i vospitanie [Education and Upbringing]. — 2019. — № 5 (25). — Pp. 36-38. [in Russian]
5. Koncepcija provedenija konkursov professional'nogo masterstva dlja ljudej s invalidnost'ju «Abilimpiks» na 2017-2020 gody [The concept of professional skills competitions for people with disabilities "Abilimpics" for 2017-2020]. [Electronic resource]: - URL: https://clck.ru/UrPXU (accessed 12.04.2021)
6. Makarova L. V. Osobennosti socializacii v uslovijah invalidnosti [Features of socialization in conditions of disability] / L. V. Makarova // Diskussija [Discussion] — № 6 (24). — 2012. — P. 133-139. [in Russian]
7. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo chempionata po professional'nomu masterstvu dlja ljudej s invalidnost'ju «Abilimpiks» [Official website of the National Championship of professional skills for people with disabilities "Abilimpix"]. [Electronic resource]: - URL: http://abilympicspro.ru (accessed 12.04.2021) [in Russian]
8. Pashkova G. G. Problemy zanjatosti i trudoustrojstva invalidov v Rossijskoj Federacii [Problems of employment and employment of disabled people in the Russian Federation] / G. G. Pashkova // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. Pravo [Bulletin of the Tomsk State University. Right]. - 2018. - No. 29. - p. 162-173. [in Russian]
9. Senina A.V. Socializacija invalidov trudosposobnogo vozrasta v uslovijah CSRIiDI [Socialization of disabled people of working age in the conditions of TSRIiDI] / A.V. Senina // Social'noe obsluzhivanie semej i detej: nauchno-metodicheskij sbornik [Social service of families and children: a scientific and methodological collection]--2019. - Issue 17-p. 120-133
10. Tamarskaya N. V. Osobennosti upravlenija inkljuzivnym obrazovaniem v obrazovatel'noj organizacii [Features of the management of inclusive education in an educational organization] / N. V. Tamarskaya // Nauchnyj al'manah. Pedagogicheskie nauki [Scientific almanac. Pedagogical sciences]. — № 7 (9) — 2015. — Pp. 487-490. [in Russian]