Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюханова Н.В., Фридрих М.М.

Сектор государственного управления в процессе регулирования рынка труда реализует комплекс мер по созданию условий для повышения уровня занятости и улучшения механизмов социальной поддержки безработных граждан. Одним из эффективных апробированных в мировой практике инструментов содействия занятости населения является предоставление государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан. В статье на примере Краснодарского края проанализированы тенденции реализации в 2022 г. федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» и предложено решение проблемы повышения занятости безработных граждан после прохождения обучения. В процессе проведения исследования авторами применялись такие методы как синтез, сравнение, обобщение, структуризация. Доказано определяющее значение квалификационных требований работодателей и актуальных тенденций рынка труда для достижения целевых параметров доли трудоустроенных граждан. Сделан вывод о необходимости согласования действий органов исполнительной власти и федеральных операторов для синхронизации реализуемых образовательных программ с реальными потребностями экономики. Результаты исследования могут быть использованы органами власти регионов для повышения эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении государственной услуги по обучению граждан и содействия занятости граждан в условиях происходящих перманентных институциональных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT "EMPLOYMENT PROMOTION" (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR TERRITORY)

The public administration sector in the process of regulating the labor market is implementing a set of measures to create conditions for increasing the level of employment and improving the mechanisms of social support for unemployed citizens. One of the effective tools tested in world practice to promote employment of the population is the provision of public services for vocational training and additional professional education for citizens. Using the example of the Krasnodar Territory, the article analyzes the trends in the implementation of the federal project "Employment Promotion" of the national project "Demography" in 2022 and proposes a solution to the problem of increasing the employment of unemployed citizens after completing training. In the process of conducting the study, the authors used such methods as synthesis, comparison, generalization, structuring. The decisive importance of the qualification requirements of employers and current trends in the labor market for achieving the target parameters of the share of employed citizens has been proved. It is concluded that it is necessary to coordinate the actions of executive authorities and federal operators in order to synchronize ongoing educational programs with the real needs of the economy. The results of the study can be used by regional authorities to improve the efficiency of spending budget funds in the provision of public services for educating citizens and promoting the employment of citizens in the context of ongoing permanent institutional changes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

Источники:

1. Козлова, К.С. Проблемы миграции молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики в Приморском крае / К. С. Козлова, В. А. Андреев, Е. В. Султанова // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 10. - С. 43-48.

2. Андреев, В.А. Детерминанты миграционной активности в контексте восприятия населением Приморского края уровня социального благополучия / В. А. Андреев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - Т. 12. - N° 2. - С. 7-18.

3. Численность постоянного населения Приморского края на 01.01.2022г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://primstat.gks.ru/folder/27118.

4. Андреев, В.А. Влияние миграционной убыли на экономику Приморского края / В. А. Андреев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2019. - Т. 11. - № 1. - С. 37-46.

5. Латкин, А.П. Формирование территорий комфортной жизни как инструмент восстановления демографического потенциала российского Дальнего Востока / А. П. Латкин, А. А. Гришан // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - № 3(32). - С. 240-244.

6. Зайончковская Ж.А., Ноздрина Н.Н. Миграционный опыт населения региональных центров России (на примере социологического опроса в 10 городах) //Проблемы прогнозирования - 2008 - № 4 - С. 98-111.

7. Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Внутренняя долговременная миграция населения в России и других странах // Вестник Московского университета. Сер. 5: География - 2017. № 2 - С. 74-80.

8. Латкин А.П., Кравец, А.В. Основные проблемы сохранения и развития трудового потенциала Российского Приморья // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление - 2017 - № 1 (28) - С. 23-30.

9. Мотрич Е.Л. Дальневосточный регион в демографическом пространстве России: пореформенный тренд // Пространственная экономика - 2017 - №3 - С. 133-153.

10. Мотрич Е.Л. Население Дальнего Востока России / отв. ред. П.А. Минакир; РАН, Дальневосточное отделение, Институт экономических исследований. - Хабаровск: ДВО РАН, 2006. - 224 с.

11. Миграция населения как ключевой компонент демографического развития российского Дальнего Востока / С.В. Рязанцев, А.С. Лу-кьянец, М.Н. Храмова[и др.]//Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право - 2016 - № 3 - С. 23-32.

12. Regional universities and external migration of the graduates: impact on economics sphere (example of Primorsky region) /V. Andreev, T. Varkulevich, I. Bedrachuk [et al.] //Amazonia Investiga - 2019 - №8 (23) - Р. 547-555.

13. Dustmann C., Glitz A. C. E. Immigration, jobs and wages: Theory, evidence and opinion. - 2005. - URL: http://discovery.ucl.ac.uk/ 14334/1/14334.pdf (дата обращения: 20.08.2022 г.).

14. Dustmann C., Fadlon I., Weiss Y. Return migration, human capital accumulation and the brain drain // Journal of Development Economics. 2011 - №95 (1) - Р. 58-67.

EDN: WANUGE

Н.В. Брюханова - д.э.н., доцент, заместитель директора по учебной работе, Институт онлайн-образования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, bnv3004@gmail.com,

N.V. Bryukhanova - doctor of economics, associate professor, deputy director for academic affairs, Institute of online education, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;

М.М. Фридрих - д.э.н., профессор кафедры корпоративного и государственного управления, Краснодарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодар, Россия, fridrih.m.m.kfrea@mail.ru,

М.М. Friedrich - doctor of economics, professor, department of corporate and public administration, Krasnodar branch of the Federal state budgetary educational institution of higher education Russian University of Economics. G.V. Plekhanov, Krasnodar, Russia.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ» (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) PROBLEMATIC ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT «EMPLOYMENT PROMOTION» (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR TERRITORY)

Аннотация. Сектор государственного управления в процессе регулирования рынка труда реализует комплекс мер по созданию условий для повышения уровня занятости и улучшения механизмов социальной поддержки безработных граждан. Одним из эффективных апробированных в мировой практике инструментов содействия занятости населения является предоставление государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан. В статье на примере Краснодарского края проанализированы тенденции реализации в 2022 г. федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» и предложено решение проблемы повышения занятости безработных граждан после прохождения обучения. В процессе проведения исследования авторами применялись такие методы как синтез, сравнение, обобщение, структуризация. Доказано определяющее значение квалификационных требований работодателей и актуальных тенденций рынка труда для достижения целевых параметров доли трудоустроенных граждан. Сделан вывод о необходимости согласования действий органов исполнительной власти и федеральных операторов для синхронизации реализуемых образовательных программ с реальными потребностями экономики. Результаты исследования могут быть использованы органами власти регионов для повышения эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении государственной услуги по обучению граждан и содействия занятости граждан в условиях происходящих перманентных институциональных преобразований.

Abstract. The public administration sector in the process of regulating the labor market is implementing a set of measures to create conditions for increasing the level of employment and improving the mechanisms of social support for unemployed citizens. One of the effective tools tested in world practice to promote employment of the population is the provision of public services for vocational training and additional professional education for citizens. Using the example of the Krasnodar Territory, the article analyzes the trends in the implementation of the federal project "Employment Promotion" of the national project "Demography" in 2022 and proposes a solution to the problem of increasing the employment of unemployed citizens after completing training. In the process of conducting the study, the authors used such methods as synthesis, comparison, generalization, structuring. The decisive importance of the qualification requirements of employers and current trends in the labor market for achieving the target parameters of the share of employed citizens has been proved. It is concluded that it is necessary to coordinate the actions of executive authorities and federal operators in order to synchronize ongoing educational pro-

grams with the real needs of the economy. The results of the study can be used by regional authorities to improve the efficiency of spending budget funds in the provision of public services for educating citizens and promoting the employment of citizens in the context of ongoing permanent institutional changes.

Ключевые слова: содействие занятости, образовательные программы, профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: employment promotion, educational programs, vocational training, additional vocational education.

Введение

Опыт лучших мировых практик снижения уровня безработицы заключается в проведении сектором государственного управления активной политики занятости и содействия трудоустройству граждан, предполагающей комплексное развитие институтов рынка труда, в том числе системы профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, находящихся в поиске работы. Профессиональной ориентации безработных, актуализации компетенций, обучению на новые профессии (специальности) придается большое значение развитыми государствами, реализующими в рамках программ содействия занятости обучающие программы для разных возрастных и социальных групп трудоспособного населения: молодежи, лиц предпенсионного возраста, инвалидов, женщин с детьми и др. Ряд стран в принципе отказались от финансирования проектов по созданию новых рабочих мест, что обусловлено их недостаточной эффективностью, перейдя к альтернативным мерам - проведению системных мероприятий на рынке труда.

В нашей стране используется достаточно широкий инструментарий регулирования рынка труда, эффективность которого подтверждается невысоким уровнем безработицы - порядка 2 902,3 тыс. чел или 3,86 % от трудоспособного населения, зафиксированного на июнь - август 2022г. В аналогичный период 2021г. уровень безработицы составлял 3 630,5 тыс. чел или 4,83 % от трудоспособного населения [11]. Принимая во внимание факторы внутренней и внешней среды, оказывающие прямое воздействие на российскую экономику, можно с уверенностью говорить о том, что ситуация на рынке труда полностью подконтрольна сектору государственного управления.

Одним из инструментов снижения уровня безработицы и регулирования занятости населения, востребованным гражданами, является реализация программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» [3], целью которых является приобретение новых компетенций, актуализация и углубление имеющихся профессиональных компетенций для повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.

Сегодня осуществляют проект «Содействие занятости» такие федеральные операторы, как АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Томский государственный университет [3].

Регионы утверждают собственные программы, основанные на анализе тенденций рынка труда, направленные на синхронизацию спроса и предложения рабочей силы. Так, в Краснодарском крае с 2016 г. действует программа «Содействие занятости населения» [5, 6], отдельные результаты которой будут представлены в настоящем исследовании.

Основная часть

Действующее в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800 [4] предоставляет гражданам, принявшим решение о прохождении обучения, право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы. Для допуска к дополнительным образовательным программам (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) необходимо либо наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, либо нахождение в процессе получения среднего профессионального и (или) высшего образования.

Программы повышения квалификации направлены на актуализацию, углубление и расширение имеющихся компетенций для повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда. Срок, предусмотренный для освоения программ, не может быть менее 16 часов [7]. По окончании программы слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации.

Программы профессиональной переподготовки направлены на приобретение новых профессиональных компетенций, отличных от имеющихся, для осуществления принципиально новых видов профессиональной деятельности. Срок их освоения не может быть менее 250 часов [7], по окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке.

В случае, если гражданин, обучаясь по программе дополнительного профессионального образования, параллельно заканчивает среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, то удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке получает одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

В свою очередь, срок прохождения программ профессионального обучения (программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, повышения квалификации рабочих и служащих, переподготовки рабочих и служащих) может составлять от 16 до 500 ч. [2, 8], по окончании выдается Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется 1392 образовательные программы: дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения. В их реализации задействованы

федеральные операторы и их партнеры - организации, осуществляющие образовательную деятельность, прошедшие конкурсный отбор и соответствующие предъявляемым требованиям в части материально - технической базы, преподавательского состава, опыта участия в подобных программах и др.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предлагают программы, ориентированные на востребованные профессии (специальности) регионов, утверждаемые ежегодно.

В 2022 г. в Краснодарском крае действует Приказ от 22 декабря 2021 г. № 2149 [9], в котором зафиксированы 579 профессий (специальностей) по профессиональному обучению и 487 профессий (специальностей) по дополнительному профессиональному образованию по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800 [4], утвержденные перечни образовательных программ федеральные операторы отправляют на согласование в Министерство труда и социального развития Краснодарского края. Сотрудники отдела организации профобучения сверяют названия программ с перечнем востребованных профессий (специальностей) региона. Непосредственно программы не предоставляют, экспертиза содержательной части не входит в компетенцию сотрудников отдела. Завизированный курирующим заместителем министра перечень образовательных программ размещается на интерактивном портале «Работа в России» [13], с которым граждане могут ознакомиться, выбрать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и непосредственно образовательную программу.

При принятии решения о прохождении программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования гражданин подает 2 заявления. Первое - онлайн на интерактивном портале «Работа в России» (в течении 3 -х рабочих дней необходимо обратиться в органы службы занятости населения для подтверждения категории [4]), второе - лично в органы службы занятости для получения государственной услуги по профессиональной ориентации.

На электронный адрес гражданина, указанный в заявлении, придет текстовое сообщение, содержащее заключение органов службы занятости о целесообразности прохождения обучения по выбранной программе, о нецелесообразности прохождения обучения по выбранной программе, о целесообразности прохождения обучения по другой программе. У органов службы занятости есть не более 7 рабочих дней для принятия решения с момента подачи гражданином заявления.

Данные и методы

В 2022 г. для Краснодарского края квота на обучение категорий граждан, обозначенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800 [4], составила 6814 чел. Проанализируем динамику выполнения квоты по предоставлению государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан (рисунок 1):

7000

6064

Квота на 2022 г. Количество Одобрены ЦЗН Проходит Успешно

поданных заявления, ед. обучение, чех завершили заявлении на обучение, чел.

ЕЦП, ед.

■РАНХиГС ■ Ворлдскиллс Россия ■ Томский госуинверснгет

Рисунок 1 - Динамика обучающих мероприятий в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» в Краснодарском крае на 1 июля 2022 г. [10,12,14]

Для федеральных операторов, участвующих в реализации проекта, квотирование осуществлено пропорционально - по 2271 ед. (Вордскилс Россия - 2272 ед.). По состоянию на 1 июля количество поданных заявлений на ЕЦП по отношению к квоте составило:

- РАНХиГС 2140 ед., что составляет 94,23 %;

- Ворлдскиллс Россия 3022 ед., что превышает квоту на 750 ед. (33,01 %);

- Томский госуниверситет 6064 ед., что превышает квоту на 3793 ед. (167,02 %).

Что касается динамики одобренных заявлений центрами занятости населения Краснодарского края, то процент подтверждения целесообразности обучения граждан по выбранным программам не высокий:

- РАНХиГС 890 ед. (41,59 %);

- Ворлдскиллс Россия 968 ед. (42,61 %);

- Томский госуниверситет 1701 ед. (74,90 %).

Сложившуюся ситуацию специалисты объясняют тем, что граждане, получившие право самостоятельного выбора как организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и образовательных программ, либо некорректно выбирают категорию для прохождения обучения и не в состоянии ее подтвердить до-

кументально, либо при получении государственной услуги по профессиональной ориентации получают рекомендации по изменению направления обучения.

По состоянию на 1 июля 2022 г. фактически проходили обучение:

- в РАНХиГС 626 чел., что составило 70,34 % от количества одобренных заявок;

- в Ворлдскиллс Россия 542 чел., что составило 56,00 % от количества одобренных заявок;

- в Томском госуниверситете 884 чел., что составило 51,97 % от количества одобренных заявок.

Количество граждан, завершивших обучение на отчетную дату, в РАНХиГС - 3 чел., в Ворлдскиллс Россия

- 138 чел., в Томском госуниверситете отсутствуют граждане, получившие документ об окончании программы.

Представленные данные заставляют задуматься о том, будет ли выполнена квота по реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в Краснодарском крае в 2022 г. (рисунок 2):

Квота по Краснодарскому краю на 2022 г. составляет 6814, разделена в равных долях между федеральными операторами. В свою очередь, квоты федеральных операторов подразделяются на 3 части, объединяя определенные категории граждан. Так, для обучения таких категорий граждан, как безработные (состоящие на учете в службе занятости) и работники, находящиеся под риском увольнения, выделена максимальное число мест в образовательных программах - 1075 в квотах каждого федерального оператора.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

38,93

27,56

23,86

6,07

0,13

Ворлдскиллс Россия

Томский госуннверснтет

■ Доля граждан, проходящих обучение, от установленной квоты на 2022г.

■ Доля граждан, успешно завершивших обучение, от установленной квоты на 2022г.

Рисунок 2 - Динамика выполнения квоты в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» в Краснодарском крае на 1 июля 2022 г. [10,12,14]

Данные категории граждан находятся под пристальным вниманием сотрудников отдела организации профессионального обучения Министерства труда и социального развития Краснодарского края. Проводится регулярный мониторинг количества поданных заявлений, одобренных заявлений центрами занятости, выясняются причины отказа гражданам в прохождении обучения и др.

Так, в первом полугодии 2022 г. безработными гражданами и работниками, находящимися под риском увольнения, было подано 2819 заявлений на едином цифровом портале «Работа в России», из которых 697 заявлений были одобрены центрами занятости в соответствии с квотой. Процент одобренных заявлений от установленной квоты составил:

- по РАНХиГС 18,1 %;

- по Ворлдскиллс Россия 12,5 %;

- по Томскому госуниверситету 34,2 %.

Детализируем данные по категории «безработные граждане, зарегистрированные в службах занятости населения». По состоянию на 1 июля 2022 г. всего по трем федеральным операторам подано 1984 заявления, из которых одобрено 642 заявления, отклонено 619 заявлений, отозвано 647 заявлений, находились на рассмотрении 76 заявлений. В процессе обучения находились 304 чел., из которых 14 чел. успешно его завершили (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика реализации федерального проекта «Содействие занятости» в Краснодарском крае по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в разрезе категории «безработные граждане, зарегистрированные в службах занятости» на 1 июля 2022г. [10,12,14]

Категорий «работники, находящиеся под риском увольнения» подано 835 заявлений, из которых одобрено 55 заявлений, отклонено 506 заявлений, отозвано 199 заявлений, находились на рассмотрении 75 заявлений.

В процессе обучения по состоянию на 1 июля 2022 г. находились 304 чел., из которых 27 чел. успешно его завершили (рисунок 4).

Успешно чаперппшп обучение, чел.

Рисунок 4 - Динамика реализации федерального проекта «Содействие занятости» в Краснодарском крае по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в разрезе категории «работники, находящиеся по риском увольнения» на 1 июля 2022 г. [10,12,14]

Тенденции, выявленные по «безработным гражданам, зарегистрированным в службах занятости» и «работникам, находящиеся по риском увольнения», в целом, повторяют общие, характерные для других категорий. Так, наибольшее число заявлений для прохождения программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования подано в Томский государственный университет - 60,45 % (54,02 % от заявок по всем заявленным категориям). Одобрено центрами занятости населения 52,8 % заявок (47,80 % от одобренных заявок по всем категориям).

Помимо текущих проблем, связанных с организацией обучения граждан - технических, юридических и др., возникающих в процессе взаимодействия служб занятости населения, федеральных операторов и их партнеров, непосредственно реализующих программы, таких как задержки в вынесении решений о целесообразности прохождения обучения, в формировании групп, начале обучения в установленные сроки, существует основная проблема, ставящая под сомнение соответствие образовательных программ реальным потребностям экономики региона - низкий процент граждан, трудоустроенных после успешного окончания программ. Так, в Краснодарском крае за период 2019 - 2021 гг. в рамках федерального проекта «Содействие занятости» прошли обучение 14321 безработных граждан. Трудоустроено 6156 чел., что составляет 43 %. В разрезе категорий, остро нуждающихся в рабочих местах, ситуация выглядит следующим образом:

- дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: прошли обучение 69 чел., процент трудоустроенных после прохождения обучения: 64,71 % в 2019 г., 44,44 % в 2020 г., 5,88 % в 2021 г.;

- инвалиды: из числа обученных за 3 года (639 чел.) закончили обучение 632 чел., из которых трудоустроено 250 чел. Процент трудоустроенных граждан составил 58,06 % в 2019 г., 25,76 % в 2020 г., 29,57 % в 2021 г.;

- лица предпенсионного возраста: прошли обучение 986 чел., после обучения трудоустроились в 2019 г.

- 196 чел. (61,44 %), в 2020 г. - 79 чел. (28,94 %), в 2021 г. - 129 чел. (32,74 %) [1,12].

Результаты и обсуждения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения обозначенной проблемы - несоответствия квалификационного уровня соискателей, прошедших обучение в рамках федерального проекта «Содействие занятости», требованиям, предъявляемым работодателями, предлагаем комплексный подход, в основе которого заложено взаимодействие основных заинтересованных сторон - Министерство труда и социального развития Краснодарского края и подведомственные ему учреждения, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, федеральные операторы и их партнеры - организации, осуществляющие образовательную деятельность, ассоциация «Объединение работодателей Краснодарского края».

На рисунке 5 представлена модель взаимодействия заинтересованных сторон в процессе реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости»:

Предлагаемая авторами модель взаимодействия заинтересованных сторон в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» в Краснодарском крае позволит:

- во-первых, увеличить процент трудоустроенных граждан, прошедших и успешно завершивших обучение;

- во-вторых, повысить эффективность расходования бюджетных средств за счет достижения плановых показателей уровня безработицы в регионе;

- в-третьих, привести реализуемые образовательные программы в соответствие с квалификационными требованиями к должностям (профессиям, специальностям), устанавливаемых работодателями (кроме того, в квалификационных справочниках, в профессиональных стандартах);

- в-четвертых, исключить из числа партнеров федеральных операторов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации, обучение по программам которых не позволяет трудоустроиться гражданам.

700

594

Количество Одарены ЦЗН Отклонены Отозваны 'Заявления на Проходит

п.'Л.и'ш.'л заявления, ел эащщення, ед адявтенпя. (Д рамыотренпг, обучение, чел

эаяменнН на ел ЕЦП.ел.

■ РАНХиГС ■ Ворлдскиллс Россия ■ Томский госуниверситет

Заключение

Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» является действенным инструментом, позволяющим гражданам приобрести, развить новые компетенции и навыки, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную значимость на рынке труда в случае получения качественных образовательных услуг. К сожалению, опыт Краснодарского края показывает, что выстроенная система взаимодействия заинтересованных сторон для трудоустройства граждан не дает ожидаемых результатов. Низкий процент трудоустройства после обучения ставит под сомнение эффективность расходования субсидий, выделяемых сектором государственного управления для проведения мероприятий по содействию занятости.

Анализ данных по количеству поданных гражданами заявлений на обучение показал, что наибольшим доверием у жителей края пользуется Томский государственный университет, статистика трудоустройства после окончания программ которого существенно выше, чем у других федеральных операторов. Следовательно, учебное заведение проводит тщательный конкурсный отбор организаций - партнеров, проверяет соответствие реализуемых программ не только перечню востребованных профессий (специальностей), но и реальных потребностям экономики.

Этап 1. Выявление квалификационных требований работодателей к заявленным вакансиям

Этап 2. Проведение экспертизы программ профессионального

обучения и

I дополнительного профессионального образования на соответствие квалификационным требованиям работодателей

Министерство труда и социального развития Краснодарского края совместно с ассоциацией «Объединение работодателей Краснодарского края» на базе зональных центров занятости населения проводит выездные заседания с работодателями для выявления квалификационных требований по заявленным вакансиям

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, в частности его структурное подразделение Управление по надзору и контролю в сфере образования, формирует координационную группу из числа представителей профессорско - преподавательского состава, .задачами которой являются, во — первых, систематизация, структуризация квалификационных требований работодателей к профессиям (специальностям) в соответствии с кодами профессиональных стандартов, во - вторых, экспертиза соответствия компетенций, раскрываемых в образовательных программах, реальным квалификационным требованиям работодателей

Этап 3. Внесение изменений в программы профессионального обучения н дополнительного профессионального образования

Этап 4. Персональный

контроль за трудоустройством граждан, успешно завершившим обучение

Федеральные операторы координируют процесс модификации программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, для соответствия квалификационным требованиям работодателей

Службы занятости населения совместно с Министерством труда и социального развития Краснодарского края осуществляют адресный контроль за трудоустройством граждан, прошедших обучение, выясняют причины отказов в трудоустройстве и доводят до сведения Управление по надзору и контролю в сфере образования случаи несоответствия соискателей квалификационным требованиям работодателей

Рисунок 5 - Структурное представление модели взаимодействия заинтересованных сторон в процессе реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках федерального проекта «Содействие занятости» (составлено авторами)

Считаем, что для решения обозначенной проблемы необходимо проведение комплекса мероприятий, предполагающих участие основных заинтересованных сторон, включая органы исполнительной власти субъекта РФ, с ориентацией на потребности рынка труда и оценку эффективности по конечному результату - проценту трудоустройства граждан от числа прошедших обучение.

Источники:

Гарнов А.П. Новые драйверы реализации квалификационных требований в программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования / А.П. Гарнов, М.М. Левкевич, Е.П. Новикова // Российский экономический интернет-журнал. - 2022 г. - № 3. - - URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/103/7t1qw7u1u2mhpr7vv3t5upja6q55u7qc.pdf. Письмо Минтруда России от 01.02.2019 №2 16-2/10/П-770 «О направлении Типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, составлению перечня наиболее востребованных и приоритетных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста».

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 №2 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 г. N° 2038 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 348».

6. Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 года № 1036 Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края (с изменениями на 31 марта 2022 года).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

8. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации»)).

9. Приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 декабря 2021 г. № 2149 «Об утверждении перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан в Краснодарском крае на 2022 г.».

10. Статистический сборник за 9 месяцев 2022 г. «Цифры, факты, события» / Краснодарстат - Краснодар, 2022. - 98 с.

11. https://gogov.ru/articles/unemployment-rate (дата обращения: 07.11.2022 г.).

12. https://krsdstat.gks.ru (дата обращения: 22.09.2022 г.).

13. https://trudvsem.ru (дата обращения: 07.10.2022 г.).

14. https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai (дата обращения: 07.10.2022 г.).

EDN: UXMLKD

О.В. Василатий - аспирант экономического факультета, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, vasilftii@sfedu.ru,

O.V. Vasilatii - postgraduate student of the faculty of economics, Southern federal university, Rostov-on-Don,

Russia.

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ RESOURCE POTENTIAL AS A BASIS FOR DEVELOPING A POLICY OF SUSTAINABLE INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Аннотация. Общественный запрос на повышение благосостояния граждан актуализирует задачи по разработке и реализации механизмов и инструментов государственной и/или муниципальной политики, которые бы позволили обеспечить устойчивое развитие экономики государства, региона или отдельной отрасли. Выбор политических инструментов в рамках бинарного отношения «цель-ресурсы», требует идентификации ресурсов, которыми располагает субъект целепола-гания. В экономической науке и практике для этих целей применяются такие понятия, как ресурсный, производственный потенциал, производственные возможности и т.п. Предметом рассмотрения настоящей статьи является рассмотрение аномалии употребления категорий «ресурсный потенциал» и «производственные потенциал». Целью работы является обоснование формулировки экономических категорий «ресурсный потенциал» и «производственный потенциал», определение соотношения данных категорий, их взаимосвязь с показателем «уровень занятости экономики». В статье рассматриваются различные подходы к формулировке понятий «экономические ресурсы», «экономические факторы», «производственные возможности». При этом акцент делается на дифференциацию применяемых политических инструментов в зависимости от тех ресурсов, которые предполагается задействовать при обеспечении устойчивого развития экономической системы. В статье обосновывается тезис, что производственные возможности экономики - это часть её ресурсного потенциала, который может быть использован в хозяйственном обороте в краткосрочном периоде. В работе предложена модель ранжирования инструментов государственной политики, в зависимости от состояния занятости экономических ресурсов, которыми располагает экономическая система.

Abstract. The public demand for improving the welfare of citizens actualizes the tasks of developing and implementing mechanisms and instruments of state and/or municipal policy that would ensure the sustainable development of the economy of the state, region or individual industry. The choice of political instruments within the framework of the binary relationship "goal-resources" requires identification of the resources available to the subject of goal-setting. In economics and practice, concepts such as resource, production potential, production capabilities, etc. are used for these purposes. The subject of this article is the consideration of the anomaly of the use of the categories "resource potential" and "production potential". The purpose of the work is to substantiate the formulation of the economic categories "resource potential" and "production potential", to determine the ratio of these categories, their relationship with the indicator "the level of employment of the economy". The article discusses various approaches to the formulation of the concepts of "economic resources", "economic factors", "production capabilities". At the same time, the emphasis is on the differentiation of the applied political instruments depending on the resources that are supposed to be used to ensure the sustainable development of the economic system. The article substantiates the thesis that the production capabilities of the economy are part of its resource potential, which can be used in economic turnover in the short term. The paper proposes a model for ranking public policy instruments, depending on the state of employment of economic resources available to the economic system.

Ключевые слова: экономические ресурсы, факторы производства, ресурсный потенциал, производственный потенциал, экономический потенциал, производственные возможности, уровень занятости.

Keywords: economic resources, factors of production, resource potential, production potential, economic potential, production possibilities, employment rate.

Введение

Текущие социальные процессы в Российской Федерации и странах СНГ характеризуются растущим общественным запросом на повышение благосостояния граждан. К примеру, по данным ВЦИОМ [19] на 27 октября 2021 года 10 % россиян оценивают экономическое положение страны как хорошее, 39 % считают его плохим, а 48 % - средним (рисунок 1). Значение индекса оценки экономического положения страны на протяжении года не превышал 30 % и имеет среднюю тенденцию к снижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.