Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ / АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балтина А.М., Штырхунова О.С.

Сохраняющийся дисбаланс на рынке труда между потребностями работодателей и мероприятиями региональных служб занятости по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных требует корректировки реализации активной политики занятости населения. На ее финансирование в последние годы направляются возрастающие объемы средств федерального бюджета в рамках Государственной программы «Содействие занятости населения», изменен механизм предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в сторону опережающего обучения. Анализ показал существенные различия между регионами по показателям безработицы, недостижение планового значения показателя трудоустройства безработных, прошедших обучение, во многих регионах. Обоснованы предложения по развитию опережающего обучения квалифицированных рабочих в моногородах с учетом интересов инвесторов по развитию территории, по отбору учреждений среднего профессионального образования по критерию участия в федеральных проектах, включения показателя занятости в оценку эффективности деятельности высших должностных лиц и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балтина А.М., Штырхунова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF MEASURES OF ACTIVE EMPLOYMENT POLICY

The continuing imbalance in the labor market between the needs of employers and the activities of regional employment services for vocational training and additional vocational education of the unemployed obliges to revise the implementation of an active employment policy. In recent years, increasing amounts of federal budget funds have been allocated for its financing under the State Program "Promotion of Employment," the mechanism for providing state services for vocational training and additional vocational education in the direction of advanced training has been changed. The analysis showed significant differences between the regions in terms of employment indicators, the failure to achieve the planned value of the employment indicator of the unemployed who underwent training in many regions. Proposals for the development of advanced training of skilled workers in single-industry towns are justified, taking into account the interests of investors in the development of the territory, the selection of secondary institutions about. Proposals for the development of advanced training of qualified workers in single-industry towns were substantiated, taking into account the interests of investors in the development of the territory, the selection of institutions of secondary vocational education according to the criterion of participation in federal projects, the inclusion of an employment indicator in the assessment of the effectiveness of the activities of senior officials and the activities of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj.

5. Еременков, М. Д. Некоторые аспекты оценки деятельности таможенных органов / М. Д. Еременков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-2(55). - С. 210-213.

6. Менеджмент / Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугин, Л. А. Чаусова [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2014. - 496 с.

7. Мигел, А. А. Государственные закупки: проблемы в практике исполнения и направления развития / А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // Modern Economy Success. - 2022. - № 5. - С. 135-139.

8. Непарко, М. В. Методология оценки деятельности таможенных органов и ее совершенствование / М. В. Непарко, В. М. Долбин // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 35(6). - С. 216-221.

9. Петрушина, О. М. Основные направления контрольно-ревизионной деятельности ФТС России / О. М. Петрушина, А. Р. Фролова, В. Н. Чичерова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50(3). - С. 252-256.

10. Приказ ФТС России от 09.02.2015 N° 207 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 N»37173) [Электронный ресурс]/ Режим доступа:llttp://www.consultantm/docummt/cons_doc_LAW_179387/.

EDN: GJRXFL

А.М. Балтина - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, alex.baltina@yandex.ru,

A.M. Baltina - doctor of economics, professor, head of the department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia;

О.С. Штырхунова - магистрант, кафедра финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, ossh@mail.orb.ru,

O.S Shtyrkhunova - master's student, department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia.

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ FINANCING OF MEASURES OF ACTIVE EMPLOYMENT POLICY

Аннотация. Сохраняющийся дисбаланс на рынке труда между потребностями работодателей и мероприятиями региональных служб занятости по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных требует корректировки реализации активной политики занятости населения. На ее финансирование в последние годы направляются возрастающие объемы средств федерального бюджета в рамках Государственной программы «Содействие занятости населения», изменен механизм предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в сторону опережающего обучения. Анализ показал существенные различия между регионами по показателям безработицы, недостижение планового значения показателя трудоустройства безработных, прошедших обучение, во многих регионах. Обоснованы предложения по развитию опережающего обучения квалифицированных рабочих в моногородах с учетом интересов инвесторов по развитию территории, по отбору учреждений среднего профессионального образования по критерию участия в федеральных проектах, включения показателя занятости в оценку эффективности деятельности высших должностных лиц и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Abstract. The continuing imbalance in the labor market between the needs of employers and the activities of regional employment services for vocational training and additional vocational education of the unemployed obliges to revise the implementation of an active employment policy. In recent years, increasing amounts of federal budget funds have been allocated for its financing under the State Program "Promotion of Employment," the mechanism for providing state services for vocational training and additional vocational education in the direction of advanced training has been changed. The analysis showed significant differences between the regions in terms of employment indicators, the failure to achieve the planned value of the employment indicator of the unemployed who underwent training in many regions. Proposals for the development of advanced training of skilled workers in single-industry towns are justified, taking into account the interests of investors in the development of the territory, the selection of secondary institutions about. Proposals for the development of advanced training of qualified workers in single-industry towns were substantiated, taking into account the interests of investors in the development of the territory, the selection of institutions of secondary vocational education according to the criterion of participation in federal projects, the inclusion of an employment indicator in the assessment of the effectiveness of the activities of senior officials and the activities of executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

Ключевые слова: занятость населения, безработица, содействие занятости, активная политика занятости, финансирование программ, опережающее обучение.

Keywords: employment, unemployment, employment promotion, active employment policy, program financing, advanced

training.

Введение

Занятость населения относится к числу важнейших показателей социально-экономического благополучия общества, обеспечивая формирование доходов и определенный уровень жизни, влияя на демографические характеристики страны, создавая условия для реализации профессиональных знаний, умений и навыков работника. Личностные, общественно-значимые и государственные аспекты формирования общества представлены в занятости населения как ни в какой другой сфере жизнедеятельности. Это связано с многообразием факторов, влияющих на рынок труда, - демографических, экономических, социальных, организационно-технических, национально-этнических, административно-правовых [1]. К ним следует добавить миграционную политику в отношении прибывающих в страну и уезжающих за рубеж работников, что в отдельные периоды может оказывать существенное влияние на рынок труда.

Специфические особенности российского рынка труда и занятости населения, сложившиеся в 90-е годы и сохранившиеся до сегодняшнего дня, исследуются весьма активно. Внимание ученых сосредоточено на неформальной занятости [2], на занятости в сельской местности разных регионов России [3, 4], на прогнозировании рынка труда и корректировке государственной политики занятости [5]. Вопросам соотношения пассив-

ной и активной политики занятости посвящено мало работ [6], но их авторы ставят важный вопрос о необходимости изменения сложившейся модели государственного регулирования этой сферы. Основную проблему авторы видят в существенном перекосе в пользу финансирования пособия по безработице, которое по ряду причин потеряло свой изначальный смысл и нередко не стимулирует к поиску работы. В то же время сложно согласиться с предложением об отмене пособия по безработице в пользу социальной поддержки малоимущих трудоспособных из-за существенной неформальной занятости в стране.

Продолжая исследование этой темы, следует отметить, что необходимость преобразований в активной политике занятости становится все более очевидной из-за растущего дисбаланса между потребностями работодателей и традиционно консервативной системой профессионального образования. Современная динамика рынка труда крайне плохо прогнозируется, выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, не обременены обязательствами перед государством, возможности учебных центров занятости в регионах ограничены. Поэтому проблема содействия занятости масштабна, она не может быть решена исключительно в рамках совершенствования имеющихся ныне инструментов или только путем увеличения финансирования.

Цель исследования - обосновать финансирование опережающего обучения безработных, а также квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для сглаживания дисбаланса на рынке труда с учетом особенностей занятости населения регионов и интересов потенциальных инвесторов.

В работе использованы материалы Государственной программы РФ и региональных программ содействия занятости населения, статистические данные по безработице в ряде регионов с высокой долей сельского населения, отчеты об исполнении бюджетов ряда регионов России в части финансирования активных программ занятости, отчеты Федеральной службы по труду и занятости.

Основная часть

В российской практике законодательного регулирования этой сферы полномочия разделены между Российской Федерацией и ее субъектами при сохранении главенствующей роли федерального центра. Разработка и реализация мер активной политики занятости населения в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» относится к числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В рамках активной политики занятости регионы оказывают государственную услугу по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности. Комплекс этих мероприятий финансируется из региональных бюджетов.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», которая неоднократно переформатировалась, предусмотрены мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, которые реализуются на условиях софинансиро-вания из региональных бюджетов (таблица 1).

Таблица 1 - Финансовое обеспечение мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в рамках реализации Государственной программы «Содействие занятости населения», млн руб.

Наименование показателя Объем финансового обеспечения Всего

2019 | 2020 | 2021

Федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», мероприятие «Переобучение, повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда»

Всего 1605,47 1400,60 - 3006,07

- федеральный бюджет 1525,20 1330,60 - 2855,80

- консолидированные бюджеты субъектов РФ 80,27 70,00 - 150,27

Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение», мероприятие «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования при содействии органов службы занятости»

Всего 3050,96 2008,63 - 5059,59

- федеральный бюджет 2624,36 1359,83 - 3984,19

- консолидированные бюджеты субъектов РФ 426,6 648,8 - 1075,4

Федеральный проект «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», мероприятие «Организация переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости»

Всего - 1203,24 - 1 203,24

- федеральный бюджет - 753, 91 - 753, 91

- консолидированные бюджеты субъектов РФ - 449,33 - 449,33

Федеральный проект «Содействие занятости», мероприятие «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50-ти лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста»

Всего 10055,54 10055,54

- федеральный бюджет - - 10055,54 10055,54

- консолидированные бюджеты субъектов РФ - - 0,0 0,0

Итого 4656,43 4612,47 10055,54 19324,44

Объем финансирования Государственной программы РФ «Содействие занятости населения» за 2019-2021 гг. на мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию составил 19,32 млрд руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 91,33 %, на софинансирование регионов пришлось 8,67 %. С 2021 года национальный проект «Демография» дополнился федеральным проектом «Содействие занятости», финансирование которого выросло почти в 2,2 раза по отношению к предыдущему году и осуществляется полно-

стью из федерального бюджета. Изменился сам механизм предоставления услуги: три федеральных оператора, получив гранты, организуют эту работу в масштабах страны, заключая договоры с образовательными организациями, а также самостоятельно предлагают образовательные программы. Достоинством этого проекта является то, что, во-первых, в нем могут участвовать наряду с официально зарегистрированными безработными и другие потенциально уязвимые категории населения. Федеральный центр показал пример работы на опережение динамики рынка труда. Этому примеру могут последовать регионы, расширяя перечень категорий населения с учетом местной специфики. Во-вторых, со своими образовательными программами в проекте могут участвовать образовательные организации в регионах, что, предполагается, позволит учесть особенности местного рынка труда.

По данным Минтруда России, в реализации федерального проекта «Содействие занятости» в 2021 году было задействовано более 1,7 тыс. образовательных организаций, реализующих свыше 3,5 тыс. образовательных программ. Всего прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование 194,9 тыс. человек, из которых граждане, ищущие работу, и безработные граждане составили 86,0 тыс. человек (44,1 %). Численность занятых граждан после завершения обучения составила 145,9 тыс. человек, т.е. 75 %. Кассовый расход средств федерального бюджета по мероприятию равен 9983,5 тыс. рублей [7].

Расчеты показывают, что фактические расходы на одного обучившегося составили 51224 руб., а планировались в размере 59590 руб. (с учетом того, что фактическое значение обучавшихся превысило на 15,5 % плановую численность). К сожалению, Минтруд России не приводит в своем отчете информацию в разрезе программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, включающего повышение квалификации и профессиональной переподготовки, поэтому сложно судить об обоснованности цены этой государственной услуги. Для регионов эта цена сопоставима с ценой программ профессиональной переподготовки.

По итогам года Минтруд России подготовил проект постановления об обеспечении органами службы занятости профессиональной ориентации граждан и выбор наиболее подходящего направления обучения, подбор вакансий и содействие в трудоустройстве или открытии собственного дела для граждан, завершивших обучение. Представляется, что Минтруд России пропустил очень важный момент: необходимость выдачи заказа образовательным организациям, заключившим соглашения с федеральными операторами, на разработку и реализацию необходимых программ по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, ориентированных на специфику местного рынка труда. С этого надо начинать реализацию федерального проекта «Содействие занятости», а затем проводить профориентацию граждан, нуждающихся в такой услуге. Подтверждением этого является недостижение в 63-х регионах России важного для оценки реализации госпрограммы «Содействие занятости населения» индикатора «Отношение численности граждан, снятых с регистрационного учета в связи с трудоустройством, к общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы». Важнейший показатель достигнут в 2021 г. лишь в четверти регионов страны - в 22 из 85. Причиной недостижения во всех случаях названо несовпадение спроса и предложения рабочей силы на рынке труда как по территориальному признаку, так в профессионально-квалификационном разрезе, что фактически означает недостоверное прогнозирование данного показателя.

В данном случае речь идет не о необоснованных ожиданиях службы занятости, а о прогнозной оценке с учетом разных факторов. Дополнительным подтверждением недоработки региональных служб занятости по реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования служит сравнение с индикаторами «Уровень безработицы» и «Уровень регистрируемой безработицы», снижение значений которых не достигнуто в 9 и 21 регионе соответственно с такой же формулировкой причины, что и по указанному выше индикатору.

По данным Минтруда России, контрольное событие Государственной программы РФ «Содействие занятости населения» «Удельный вес граждан, признанных безработными из числа завершивших профобучение в предыдущем году, не превысил трех процентов в общей численности безработных граждан, завершивших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование» не достигнуто. Фактическое значение составило 12%, т.е. превысило плановое на 9 п.п., и это произошло на поднимавшемся в 2021 г. рынке труда после обвального падения годом ранее в связи с пандемией [8].

Региональный аспект занятости населения крайне важен для России ввиду существенных различий между территориями. Диапазон между крайними значениями уровня безработицы в 2021 г. составил около 15 раз: Ямало-Ненецкий автономный округ - 2,1 %, Республика Ингушетия - 30,9 %. По уровню регистрируемой безработицы различие еще выше: г. Севастополь - 0,5%, Республика Ингушетия - 16,0 % [7], тогда как в соответствии с Государственной программой РФ «Содействие занятости населения» целевой показатель по России в целом к 2030 г. должен составить не более 1 %. В 2021 г. в среднем за месяц по стране уровень регистрируемой безработицы составил 1,8 %, снизившись к декабрю до 1 % [9].

Показатели занятости населения ряда регионов страны, в том числе Оренбургской области, близки к средним значениям по стране. Однако внешне относительно благополучное состояние дезавуируется рядом неблагоприятных факторов, связанных с неформальной занятостью, уровнем оплаты труда и др. Ситуация на рынке труда Оренбургской области в 2017-2021 гг. характеризуется снижением уровня занятости на 6,4 % на фоне сокращения общей численности населения на 2,7 % и численности трудоспособных - на 2,4 %. Среди занятого населения заметно снижение доли молодежи в возрасте 15-29 лет - с 21,6 до 17,7 % и доли населения в возрасте 70 лет и старше - с 0,9 до 0,4 %, рост занятого населения в возрасте 30-49 лет - с 51,4 до 54,3%, в возрасте 50-59 лет - с 26,1 до 27,6 %. Эта динамика свидетельствует о старении состава занятых в экономике

Оренбургской области и объясняется демографической ямой 90-х годов.

В структуре занятых по видам экономической деятельности в 2017-2021 гг. наибольшую долю занимает оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (16 %), на втором месте - сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (13 %), на третьем - обрабатывающие производства (12 %).

Характерной особенностью Оренбургской области, влияющей на занятость, является высокая доля сельского населения, которая хотя и снизилась за последние 5 лет с 40 до 39,2 %, но по-прежнему превышает среднероссийское значение, равное 25 %. Для сельских жителей традиционно присущ высокий уровень безработицы, которая носит застойный характер. Многие из безработных не обращаются в службу занятости из-за удаленности поселений от центров занятости населения, проблем транспортного обслуживания, что не позволяет их отразить в официальной статистике. Уровень регистрируемой безработицы в селе на 01.10.2022 г. составил 1,1 %, тогда как по области в целом - 0,9 %. Но в ряде районов Оренбургской области этот показатель достигает 1,6 %.

В составе безработных, состоящих на учете в службе занятости, - 49 % сельских жителей, а доля вакансий, заявленных работодателями на 01.10.2022, в селе только 22 %. Для занятости в сельской местности характерны неформальные трудовые отношения со всеми отрицательными последствиями для работников: значительно более низкая заработная плата для официально трудоустроенных - в январе-июле 2022 года 22750 рублей, что составляет 55 % от среднемесячной заработной платы в области. При этом сельское хозяйство все более нуждается в квалифицированных кадрах, но выпускники вузов и техникумов нередко не хотят возвращаться в недостаточно комфортную для молодежи сельскую среду.

В 2021 году количество занятых в неформальном секторе Оренбургской области, по данным Росстата, составило 228 тыс. чел., или 26,5 % к общей численности занятого населения. Этот показатель снизился за 5 лет всего на 0,5 п.п., тогда как целевой показатель, установленный органам службы занятости населения в соответствии Планом действий по социально-экономическому развитию Оренбургской области до 2030 года, - 20 %, что соответствует текущему общероссийскому значению.

Следует отметить, что Минсельхоз и Минтруда Оренбургской области в 2022 г. провели большую работу с сельхозтоваропроизводителями, побуждая их к легализации занятости в сельском хозяйстве и повышению заработной платы. В расчет налогового потенциала региона на 2023 г. заложена заработная плата в сельском хозяйстве не менее 32,7 тыс. руб., что на 44 % превышает значение января-июля 2022 г. Расходы на реализацию Программы комплексного развития сельских территорий Оренбургской области в 2023 г. увеличатся на 443 %.

Специфика занятости в Оренбургской области также характеризуется наличием 7 монопрофильных муниципальных образований (в их числе 3 города, 3 городских округа и поселок), численность населения которых составляет около 14 % жителей области. Для них характерна тенденция снижения численности занятого населения: за 5 лет данный показатель уменьшился на 12,7 тыс. чел. или почти на 5% из-за частичной или полной остановки производственной деятельности градообразующих предприятий. Но уровень зарегистрированной безработицы в этих территориях тоже снизился из-за отъезда населения.

Численность занятого населения, выезжающего из Оренбургской области на работу в другие субъекты Российской Федерации, более чем в 6 раз превышает число прибывающих в регион: в среднем за последние 5 лет ежегодно около 35 тыс. против 5,6 тыс. человек. В тоже время Оренбургская область как приграничный регион является привлекательным для соотечественников, проживающих за рубежом. За время реализация программы с 2014 года в область прибыло 9,4 тыс. соотечественников, 98 % из них - граждане трудоспособного возраста в основном с высшим и средним профобразованием, студенты и дети. Значительную часть мигрантов (27 %) составляют граждане Казахстана, из них свыше четверти - участники программы по переселению соотечественников.

Проблема структурной несбалансированности рынка труда в Оренбуржье, как и в других регионах страны, из-за недостатка квалифицированного персонала актуализирует необходимость оказания государственных услуг, связанных, прежде всего, с повышением уровня квалификации и развитием профессиональной мобильности граждан за счет средств региональных бюджетов (таблица 2).

Таблица 2 - Финансовое обеспечение мероприятий по организации профессионального обучения

и дополнительного профессионального образования в рамках государственных программ по содействию занятости населения в отдельных субъектах РФ, тыс. руб.

Субъект РФ Наименование государственной программы 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Оренбургская область «Содействие занятости населения Оренбургской области» 18 704,0 19 201,5 28 583,0

Республика Башкортостан «Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан» 63 449,9 65 511,6 71 135,6

Удмуртская Республика «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики» 28 233,1 16 189,5 13 381,9

Сравнение перечисленных регионов определятся общими проблемами рынка труда, названными выше применительно к Оренбургской области: отрицательная динамика численности населения, превышение доли сельского населения над среднероссийским показателем, наличие моногородов. Все три субъекта Российской Федерации, указанные в таблице 2, имеют в ведомственном подчинении учебные центры. Расходование средств на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования осуществляется как путем доведения учебным центрам субсидии на выполнение государственного задания, так и путем заключения контрактов с другими учебными заведениями.

Из таблицы 2 видно, что Республика Башкортостан направляет на финансирование обучения безработных граждан непропорционально больше средств с учетом численности населения и рабочей силы по сравнению с другими регионами, что обеспечивается соответствующим уровнем бюджетных доходов. С этим связана и более высокая доля трудоустроенных граждан центрами занятости населения в Республике Башкортостан: в 2021 г. - 62,7 %, в Оренбургской области - 51,8 %, в Удмуртской Республике - 37,1 %. Хотя во всех названных регионах фактическое значение показателя оказалось ниже планового. Выводы

Минтруд России должен провести детальный анализ финансирования регионами страны мероприятий по обучению безработных граждан с целью объективной оценки состояния этой сферы и выработки рекомендаций для соответствующих региональных ведомств. В число показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации целесообразно ввести показатель уровня занятости населения региона. Этот показатель был бы логичным дополнением к введенным в систему оценки показателям «Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал» и «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых».

Кроме того, необходимо ввести изменения в государственное задание на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Анализ структуры занятых в регионе по уровню образования показывает, что более половины работников имеют среднее профессиональное образование, а работодателям требуются квалифицированные рабочие. Так, в службу занятости Оренбургской области работодатели ежегодно заявляют более 90 тыс. вакансий, из них 70 % - по рабочим профессиям. Выпуск учреждениями среднего профессионального образования Оренбургской области за последние 3 года показывает обратное соотношение: ежегодно выпускается 2,1 тыс. квалифицированных рабочих, служащих и 9,2 тыс. специалистов среднего звена [10].

Следует уделить особое внимание подготовке квалифицированных рабочих для предприятий, открывающихся в моногородах, Здесь имеются преференциальные режимы налогообложения, что делает моногорода привлекательными для инвесторов. Но нерешенность вопроса обеспеченности рабочими кадрами сдерживает инвестиции и развитие этих территорий. Работа по профориентации должна более активно проводиться в старших классах школы, а обучение рабочим профессиям необходимо вести в техникумах и колледжах, участвующих в федеральных проектах «Профессионалитет» и «Молодые профессионалы». Современное техническое оснащение таких учебных заведений позволит поддержать интерес молодежи к сделанному выбору профессии. Важно опережающую подготовку сделать системной работой служб занятости.

Помимо этого следует внести изменения в процедуру заключения контрактов между государственным учреждением центром занятости населения и образовательной организацией на оказание услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан. В настоящее время закупки осуществляются в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На практике нередко случается, что после длительного проведения закупочной процедуры на ту или иную образовательную программу потребность в обучении меняется, либо вовсе отсутствует по тем или иным причинам. Для более гибкого и быстрого реагирования на запросы работодателей и соискателей целесообразно закупку на оказание услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан отнести к видам закупок, на которые не распространяется действие закона № 44-ФЗ.

Таким образом, для повышения эффективности реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, ключевым показателем которых является последующее трудоустройство безработных, следует провести системную работу, нацеленную на опережающую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом интересов потенциальных инвесторов.

Источники:

1. Давыденко Т.А., Кондаков М. В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т.5, №3. С. 35 - 43.

2. Белов Е.А. Неформальная занятость населения в социально-философском измерении // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 6. С. 111-119.

3. Постнова М.В., Александрова Н.Р., Смирнова Е.А. Занятость и формирование трудового потенциала сельских территорий // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2021. Т. 14. № 3 (70). С. 112-123.

4. Югов Е.А. Нестандартная занятость трудовых ресурсов в сельской местности: масштаб, причины, последствия // Вестник НГИЭИ. 2022. № 2 (129). С. 86-100.

5. Мухина И.И., Сидяшкина Е.Н. Занятость и безработица: кризис и новые возможности // Социально-трудовые исследования. 2020. № 3. С. 56-67.

6. Локтюхина Н.В., Феоктистова О.А. Совершенствование организационной и финансовой моделей содействия занятости населения в России // Финансовый журнал. 2022. Т 14. № 4. С. 29-45.

7. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2021 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: godovoy-otchet-2021.pdf (rostrud.gov.ru).

8. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" за 2021 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://mintrud.gov.ru/docs/2359

9. Социально-экономическое положение России - 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://gks.ru/bgd/regl/ Ь21_01/Мат.Ыт.

10. Оренбургская область в цифрах. 2022: Крат.стат.сб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://orenstat.gks.ru/ storage/document/document_statistic_couection/2022-05/31/0ренбургская%20область%20в% 20цифрах^£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.