VTTK" г-ч (¿Шл 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 02 07 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
© Автор(ы) 2022
ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 677013, Россия, Якутск, [email protected]
SPIN ID: 2329-4111 AuthorlD: 409524 ResearcherlD: AAE-8197-2021 ORCID: 0000-0002-7402-4051 ScopusID: 55970371200
НИКИТИНА Анастасия Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта 678670, Россия, Чурапча, [email protected]
SPIN ID: 3542-9887
ORCID ID: 0000-0002-9599-8664
Аннотация. В статье дается краткая характеристика безработицы на федеральном и региональном рынках труда в контексте последних событий, включая санкционные ограничения в некоторых отраслях профессиональной деятельности. Проведен анализ исследований авторов, рассматривающие социальные процессы, вызванные безработицей, которые определяют выбор безработным и незанятым населением новых профессиональных траекторий. Неоднозначная, постоянная меняющаяся реальность современного рынка труда авторам дала повод изучить региональную специфику организации профессионального образования безработного и незанятого населения на основе реализации Федерального проекта «Содействие занятости» Национального проекта «Демография». Показано, что укоренившаяся социальная нестабильность в обществе после пандемийного кризиса и ужесточившиеся требования рынка труда, вызванные санкциями, не всегда отображаются на взглядах и поведении соискателей рынка труда. Несмотря на отсутствие постоянной работы, активных вакансий по их профобразованию, не все соискатели работы стремятся адаптироваться к реальным условиям, ориентированы на трудовую деятельность по тем профессиональным компетенциям, не востребованным на рынке труда или имеющим высокий уровень профессиональной конкуренции. Для повышения качества проводимой активной политики трудовой занятости авторы предлагают внедрение региональных мониторинговых исследований за закреплением на новом месте трудоустройства ранее безработных граждан, завершивших профессиональное обучение.
Ключевые слова: безработица, рынок труда, профессиональное обучение безработного и незанятого населения, организации профессионального обучения для безработного и социально уязвимой категории населения, образовательная программа, совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, трудоустройство безработного населения, профессиональные компетенции, уровень профоконкурен-ции, адаптация и закрепление безработных на новом месте трудоустройства, соискатель работы, профессиональная ориентация.
PROFESSIONAL TRAINING FOR UNEMPLOYED CITIZENS IN CONDITIONS OF CHANGE REGIONAL LABOR MARKET
© The Author(s) 2022
PLATONOVA Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor Northeast Federal University named after M.K. Ammosov 677013, Russia, Yakutsk, [email protected] NIKITINA Anastasia Egorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports 678670, Russia, Churapcha, [email protected] Abstract. The article gives a brief description of unemployment in the federal and regional labor markets in the context of recent events - sanctions restrictions in some areas of professional activity. The analysis of the authors' studies, which examines the social processes caused by unemployment, which determine the choice of professional trajectories by the unemployed and unemployed population, is carried out. The ambiguous, constantly changing reality of the modern labor market gave the authors a reason to study the regional specifics of organizing vocational education for the unemployed and unemployed population on the basis of the implementation of the Federal Project "Employment Promotion" of the National Project "Demography". It is shown that the ingrained social instability in society after the pandemic crisis and the stringent requirements of the labor market caused by sanctions are not always reflected in the views and behavior of job seekers. Despite the absence of a permanent job, active vacancies for their professional education, not all job seekers tend to adapt to real conditions, looking for work on those professional competencies that are not in demand on the labor market or have a high level of professional competition. To improve the quality of the ongoing active employment policy, the authors propose the introduction of a monitoring study for fixing at the place of employment those who completed vocational training as unemployed citizens.
Keywords: unemployment, labor market, vocational training for the unemployed and unemployed population, organization of vocational training for the unemployed and socially vulnerable category of the population, educational program, improvement of the system of vocational training for unemployed citizens and the unemployed population, employment of the unemployed population, professional competencies, level of professional competition, adaptation and fixing the unemployed in a new place of employment, job seeker, vocational guidance.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
С каждым годом рынок труда и работодатели повышают свои требования к качественным показателям потенциальных работников: образовательный, про-
фессиональный и квалификационный уровни, опыт практической работы в претендуемой сфере (отрасли) профессиональной деятельности, личностные качества (социальная мобильность, обучаемость, коммуникативные навыки, умение работать в команде, креативность, адаптивность к рыночным условиям отношений, конку-
рентоспособность и т.д.). Современные трансформации регионального рынка трудовых вакансий выдвигают новые условия, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Сегодня на фоне происходящих событий зафиксированы негативные тенденции на рынке труда, такие как:
- повышение числа безработных: если на 1 марта 2022 г. 683 тыс. человек было официально зарегистрировано, то в мае их число составило 690 тыс.;
- частичное прекращение деятельности или полное закрытие иностранного бизнеса;
- сокращение персонала компаний с целью снижения расходов на труд;
- снижение объемов или полное приостановление найма новых работников по отдельным направлениям;
- изменение режима работы сотрудников, переход на неполный рабочий день или неделю;
- сокращение вакансий, предложений для безработных;
- отток кадров;
- теневая занятость;
- снижение зарплаты работникам во избежание увольнения.
Все это может привести к ускоряющейся динамике роста числа и уровня безработицы, усилению социальной напряженности на рынке труда и отрицательных явлений в обществе.
Реагируя на данные процессы, государственные органы и работодатели направляют свою деятельность и принимают меры на сохранение занятости населения, восстановление и поддержку рынка труда. Одним из наиболее эффективных направлений работы по снижению напряжения на рынке труда и обеспечению социально-экономической стабильности региона является организация переобучения и дополнительного профессионального образования для безработного населения с господдержкой (бесплатное обучение или со скидкой). Но рынок в этой ситуации диктует новые дифференцированные условия тем, кто ищет работу: «Те, кто будет высвобождаться, и те, кто будут нужны, - это совершенно разные люди, - утверждает Елена Варшавская» [1]. Люди, которые уволены и претендуют на новые трудовые вакансии, должны понимать, что им необходимо кардинально изменить профессию в сторону промышленных работников, инженеров, технологов. И тем более профессиональная подготовка на эти профессии потребует от них достаточных временных и интеллектуальных ресурсов.
В этой связи практика организации профессионального обучения для безработной и социально уязвимой категории населения (находящиеся в декретном отпуске, люди с инвалидностью, предпенсионного возраста, семьи участников СВО и т.д.) на региональном рынке труда является актуальной для исследования данной области.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Целью нашего исследования выступает изучение опыта организации профессионального обучения безработного населения, в том числе, находящихся в декретном отпуске, людей с инвалидностью, предпенсионного возраста и т.д., на региональном рынке труда во взаимодействии с потенциальными работодателями.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Радикальные реформы в социально-экономической жизни страны в начале 90-х годов прошлого века обусловили возникновение такого социального явления как безработица. «В результате перераспределения государ-
ственной собственности, спада производства, резкого сокращения финансирования практически всех отраслей народного хозяйства, в том числе науки, образования, медицины, культуры, на рынок труда «были выброшены» самые различные категории населения. Рынок труда негативно отреагировал на уже накопленный профессионально-образовательный потенциал российских граждан» [2]. В 1991 году после принятия закона «О занятости населения в РФ» впервые были юридически закреплены статус безработного гражданина и его права на трудоустройство и прохождение профессионального обучения. Начиная с этого периода проблемы профессионального обучения безработных и незанятых граждан стали объектом внимания общественных наук, обрели междисциплинарный характер, интрегрируя методы, данные и дискурсы социологии, экономики, педагогики и психологии.
Отечественной педагогической наукой и практикой разрабатываются методологические основы и концепции формирования гибкой системы профессионального и дополнительного образования безработных, отвечающих запросам меняющегося рынка труда с вариативными подходами к срокам обучения, многоканальным финансированием, учетом федеральных, региональных и муниципальных требований и специфики социально-возрастных групп, профессиональной деятельности.
Современные исследователи изучают возможности различных аспектов профессионального обучения безработных и незанятых граждан в контексте последних изменений на рынке труда:
- мотивация безработных и незанятых граждан к обучению востребованным профессиям на рынке труда [3; 4];
- модернизация системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения [5; 6; 7];
- внедрение современных технологий в профессиональном обучении безработных граждан [8; 9];
- учет возрастных особенностей безработных при планировании дальнейшего трудоустройства [10];
- профессиональное обучение и трудоустройство безработного населения в условиях пандемии [11; 12].
С 2021 года в рамках Федерального проекта «Содействие занятости» Национального проекта «Демография» и с 2022 года «Цифровые профессии» реализуется как бесплатное профессиональное обучение, так и дополнительное профессиональное образование граждан старше 50 лет, женщин, находящихся в декретном отпуске, молодых людей до 35 лет по актуальным для рынка труда профессиональным компетенциям [13]. Профессиональное обучение безработных граждан основывается на следующих принципах:
- системность в профессиональном обучении;
- приоритетность самостоятельности в обучении;
- единство действий обучающихся и преподавателей в процессе обучения;
- использование имеющегося положительного жизненного опыта, стартовых знаний, умений, навыков слушателей как источников формализации новых знаний;
- корректировка ранее приобретенного практического опыта в процессе усвоения новых компетенций;
- индивидуальный подход к обучению в соответствии с потребностями, с учетом социально-психологических характеристик личности с учетом ограничений по профессиональной деятельности, наличия свободного времени, финансовых ресурсов и т. п.;
- актуализация полученных знаний во время прохождения практики;
- элективность обучения;
- развитие личности в профессиональной сфере [13].
В 2021 году из числа безработных граждан России
переобучение прошли более 168 тысяч, в 2022 году эту цифру планируется увеличить вдвое (около 345 тыс. человек). Спектр образовательных программ для без-
работных составляется с учетом спроса рынка труда региона для обеспечения гарантии на трудоустройство и подготовки кадров по востребованным профессиям и конкретным требованиям предприятий, испытывающих кадровый дефицит.
Реализуемые на уровне государства программы, направленные на повышение количества занятого населения, снижению социального напряжения на рынке труда и сокращению числа граждан, состоящих на учете как безработные, имеют федеральный масштаб. При реализации федеральных программ субъекты могут самостоятельно подкорректировать с учетом специфики социально-экономических, этнокультурных и природно-климатических условий, что позволяет им использовать общие и региональные подходы в решении проблем безработицы.
В Республике Саха (Якутия) занятость населения регулируется в соответствии с ФЗ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», законом Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2007 года № 511-З N 1037-Ш «О содействии в реализации отдельных мероприятий активной политики занятости населения в Республике Саха (Якутия), Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2019 года № 874 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы».
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), количество рабочей силы в республике в течение 2021 года составила 500,6 тыс. чел., что в сравнении с 2020 годом уменьшилось на 1 тыс. чел. Численность людей, занятых в экономике, увеличилась на 1,6 тыс. человек, что всего составило 466,2 тыс. человек. За счет снижения на 2,6 тыс. человек общая численность людей, состоящих на учете безработных, стала 34,4 тыс. Уровень общей безработицы снизился на 0,5 п.п. и составил 6,9 % от численности рабочей силы.
Таблица 1 - Регистрируемая безработица и потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости
Сроки 26.01.18 26.01.19 26.01.20 26.01.21 26.01.22 26.0122 в %к 26.0121
Численно сть 6 езр а б о тных граждан, зарегистрированные в органах службы занято ста, чел. 10 177 S 698 S32S 28 317 7 342 26,0
Уровень регистрируемой безработицы, % 2,0 1,7 1,6 5,6 1,5 -4,1
Потребность в работниках, г-аявленная работодателями в органы службы занятости, ед. 9 206 S 428 10061 8 468 11 148 131,6
куренция повысилась среди желающих работать в сферах «Административный персонал» (9,0 резюме), «Бухгалтерия» (5,9), «Маркетинг, реклама, РЯ» (4,8), «Управление персоналом» (4,7), «Информационные технологии» (4,1).
Таблица 2 - Динамика вакансий за февраль-июнь 2022 г. Источник: составлено на основе информационного портала «ЯСИА» [15].
Активные вакансии Сокращение вакансий
Профессиональная сфера в% Профессиональная сфера е%
Февраль 2022 г.
Инсталляция и сервис +307% Добыча сырья -4%
Строительство, недвижимость +241% Автомобильный бизнес -57%
Рабочий персонал +206% Информационные технологии, интернет, телеком -34%
Транспорт и логистика +150% Консультирование -33%
Продажи +136% Добыча сырья -26%
Март 2022 г.
Управление персоналом +19% Добыча сырья -32%
Безопасность +5% Автобнзнес -51%
Строительство +183% Банки 41%
Инсталляция и сервис +178%
Транспорт и логистика +135%
Апрель 2 022 г.
Информационные технологии +26%
Mai 2022 г.
Банки, инвестиции, лизинг -57%
Административный персонал -52%
Автомобильный бизнес -44%
Июнь 2022 г.
Безопасность + 30% Образование -71%
Транспорт и логистика +22 % Госслужба -27%
Строительство + 20,5 % Страхование - 12 %
Автомобильный бизнес + 20,4 %
Хотя на рынке труда число вакансий в этих сферах незначительно или отсутствует. Среди соискателей самыми активными являются выпускники с дипломами, начинающие профессиональную карьеру, и студенты. На одну вакансию из их числа предлагается 9 резюме.
Уровень профконкуренции, Республика Саха (Якутия), май 2022
'-б 2,4
■ — 1,5 1,5 1 4 1 Я 1 ? 11
■ Ы °'8 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6
у/
w /W//W
^ rS ¿г
По данным таблицы 1 в январе 2022 года численность зарегистрированных безработных, состоящих на учете, снизилась почти на 74 % и составила 7 342 человек, что связано с увеличением количества вакансий на 31,6 %, то есть потребность в трудовых ресурсах выросла до 11 148 вакансий. По результатам исследований компании HeadHunter - одного из самых популярных сайтов по поиску вакансий hh.ru [14] - в феврале 2022 года количество предложений рабочих мест в республике повысилось на 57 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Если по России вакансии увеличились на 26 %, то в республике в отдельных профессиональных сферах предложения работодателей были значительно выше. Но как показано в Таблице 2 с марта по июнь 2022 года произошли изменения в сторону сокращения предложений работодателей. Все эти изменения с увеличением и сокращением вакансий по отдельным профессиональным областям характеризуют нестабильность и сложность сегодняшнего рынка труда.
Сокращение активных вакансий на рынке труда по отдельным профессиональным сферам увеличили количество претендентов. Данные увеличения количества резюме от 3,7 в 2021 году до 4 в мае 2022 года, приведенные на рисунке 1, свидетельствуют, что кон-
Рисунок 1 - Уровень профоконкуренции в Республике Саха (Якутия), май 2022 [16]
По сведениям компании HeadHunter в мае 2022 года количество предложений работодателей в регионе повысилось только на 1 %, а количество соискателей на вакантные места стало больше на 25 %.
Наиболее эффективным направлением активной политики трудовой занятости является организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан, состоящих на учете Центра занятости населения. Также образовательные программы предлагаются людям с инвалидностью, высвобожденным работникам, несовершеннолетним и лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
По Республике Саха (Якутия) в 2019 году профобу-чение прошли 3 511, в 2020 году - 3 002, в 2021 году - 3 511 граждан безработных и незанятых. К числу популярных образовательных программ среди безработного населения можно отнести: водители различных категорий, водитель погрузчика, машинист бульдозера, машинист экскаватора, электрогазосварщик, слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, слесарь КИПиА, оператор котельной, электромонтер, охранник, повар, парикмахер, бухгалтер и т.д.
После окончания профессионального обучения и переподготовки в 2021 году 508 безработных и незанятых граждан были трудоустроены в промышленных
компаниях на вакансии горнорабочих, стропальщиков, трубопроводчиков линейного, машинистов автомобильного крана, машинистов конвейера, машинистов бульдозера и т.д. На рисунке 2 показано, что наиболее активно предлагают вакансии и трудоустраивают безработных граждан, завершивших профессиональное обучение, такие компании, как «Газпром Трансгаз Томск», «Алмаздортранс», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», АК «Железные дороги Якутии», АК «АЛРОСА (ПАО), УК «Колмар».
Рисунок 2 - Трудоустройство завершивших профессиональное обучение
Трудоустройство безработных и незанятых граждан после окончания профессионального обучения в 2021 году показывает следующую картину с учетом форм собственности предприятий: наибольшее количество трудоустроенных концентрируется в АО, ПАО, ООО, ИП (465) и наименьшее количество - в муниципальных учреждениях (53) (Таблица 3).
Таблица 3 - Форма собственности предприятий, принявших на работу безработных после завершения про-фобучения
Форма собственности % от общего трудоустройства
ООО 33 %
АО, ПАО 31 %
ИП 25 %
Государственные, муниципальные учреждения 10 %
К важным показателям эффективности проводимой работы с безработными относится характер работы трудоустроившихся граждан после окончания профобуче-ния: в 2021 году 491 человек нашли работу на постоянной основе (94 %), на временной работе трудоустроились 28 человек (5,3 %). Необходимо отметить проблему трудоустройства в строительной отрасли безработных граждан после профобучения, так как в регионе работа в данной отрасли имеет временный и сезонный характер. По этой причине появляется необходимость подписания договора намерений о гарантированном трудоустройстве с участием застройщика, образовательной организации и соискателя.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В процессе нашего исследования нами выявлено, что обновленный проект профессионального переобучения по более чем 23 образовательным программам, разработанным с учетом потребностей регионального рынка труда, оказывает значимую поддержку безработному населению в условиях санкционного давления на отдельные отрасли экономики. Педагогическое сопровождение безработного гражданина включает помощь в подборе образовательной программы и обучение до трудоустройства на основе трехстороннего договора (если желает работать по найму, или двустороннего, если планирует начать свое дело), служит стимулом для профессиональной самореализации.
Для успешной адаптации и закрепления безработных
на новом месте трудоустройства представляется необходимым на этапе подбора профессиональной программы ознакомить их с профессионально значимыми компетенциями и личностными качествами, актуальными для будущей профессии. Для оказания своевременной помощи и консультации безработного о соответствии к выбранной будущей профессии необходимы сертифицированные, апробированные диагностические методики, которые позволят более сознательно выбрать профессию и начать профессиональную карьеру.
Резюмируя сложившуюся практику организации профессионального обучения и повышения квалификации безработного и незанятого населения в Якутии, в целях повышения качества проводимой активной политики занятости следует внедрить практику мониторинга за закреплением на месте трудоустройства завершивших профессиональное обучение, так как при выборе профессиональной программы переобучения у многих соискателей работы преобладает внешняя мотивация. Они ограничиваются списком предложенных программ обучения и руководствуются предложениями работодателя, текущей ситуацией на рынке: активная вакансия и востребованность профессии, зарплата, положительный имидж компании, наличие знакомых на предприятиях, социальный пакет, предоставление жилья и т.д. К сожалению, свои личные желания, интересы, потребности и способности безработные не могут учитывать, а при трудоустройстве в полной мере их реализовать.
В связи с тем, возникает перспективная проблема для исследования, как адаптация и закрепление на новом месте работы трудоустроившихся после окончания учебы, стратегия их профессиональной карьеры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Филина Ф., Шмаров А. Рынок труда переписал историю. 09 июня 2022. https://expert.ru/2022/06/9/rynok-truda-perepisal-istoriyu/ (дата обращения: 19.07.2022).
2. Рыкова Е.А. Профессиональное обучение безработных граждан в системе начального профессионального образования. 2001 г. Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08: М., 2001, 389 c. https://www.dissercat. com/content/professionalnoe-obuchenie-bezrabotnykh-grazhdan-v-sisteme-nachalnogo-professionalnogo-obrazo
3. Назарова У.А. Мотивация к обучению безработных граждан как основа гармонизации рынка труда. В сборнике: Современные технологии управления персоналом. Сборник трудов VIIМеждународной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2020. С. 72-77
4. Харитонова Е.В. Профориентационная работа как условие формирования профессиональной мотивации у безработных граждан. В сборнике: Социально-гуманитарные науки в информационном обществе: перспективы и потенциал. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 138-143
5. Мартынов В.П., Нахай Д.М., Солоневич А.Н. Совершенствование системы обучения безработных граждан в области пожарной безопасности в Республике Беларусь. В сборнике: Техносферная безопасность, Проблемы и перспективы. сборник трудов IIIМеждународной научно-практической конференции. Академия гражданской защиты МЧС России. Химки, 2020. С. 72-76
6. Тихонова И.В., Турушева Л.В. Совершенствование процесса обучения безработных граждан на примере центра обучения и содействия трудоустройству в г. Иркутске. / В сборнике: Коммуникационные технологии: социально-экономические и информационные аспекты. Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 243-247
7. Жилинкова А.П., Феофилова Р.А. Совершенствование системы взаимодействия Губкинского городского центра занятости населения с работодателями в рамках организации профессионального обучения безработных граждан. В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс. Сборник докладов XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 т. 2019. С. 184-186
8. Федоров В.А., Васильев С.В. Модель организации профессионального обучения рабочим профессиям в условиях промышленного предприятия / В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 25-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. 2020. С. 332-336
9. Тюрин Е.А., Пьянкова Л.А. Технологии работы с безработными в городе Новокузнецке. Символ науки: международный научный журнал. 2019. № 3. С. 100-103
10. Махиянова А.В., Хузиева Э.Ф., Валеева Р.Р. Молодежь на рынке труда: социально-профессиональный портрет безработных и стратегии трудоустройства // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). С. 45-51
11. СерегинаЛ.В. Содействиетрудоустройствувусловияхпандемии В сборнике: Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение. Материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). М., 2020. С. 156-161
12. Яровова Т.В., Калинкина В.В. Безработица в РФ и ее причины. Образовательные проекты государства как эффект изменений на рынке труда во время пандемии COVID-19 Московский экономический журнал. 2022., Т. 7, № 1
13. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в 2022 году https://mintrud.gov.ru/ministry/ programms/demography/2/prof_learn (дата обращения: 22.06.2022).
14. Вакансии https://hh.ru/employer?hhtmFrom=main (дата обращения: 15.07.2022).
15. В Якутии число вакансий снизилось на 13%. 24 марта 2022 г. https://ysia.ru/v-yakutii-chislo-vakansij-snizilos-na-13/ (дата обращения: 20.07.2022).
16. Исследование: кому сложнее найти работу в Якутии. 06 июня 2022 г. https://yakutia-daily.ru/issledovanie-komu-slozhnee-najti-rabotu-v-yakutii/?read (дата обращения: 18.07.2022).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 02.09.2022 Revised date: 30.10.2022 Accepted date: 10.11.2022