Научная статья на тему 'Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета РФ'

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / предварительное следствие / следователь

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Алла Борисовна, Сичинава Илья Сергоевич, Тырин Леонид Алексеевич

Статья посвящена проблемам осуществления прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета РФ, возникающим в ходе предварительного расследования в форме предварительного следствия, раскрывает предмет и объекты прокурорского надзора на указанном этапе уголовного судопроизводства. Также освещена проблема затягивания разумного срока предварительного следствия при несогласии следователя с требованиями прокурора. Указанная проблематика подчеркивает актуальность темы, так как разумный срок уголовного судопроизводства как принцип отечественного уголовно-процессуального законодательства имеет основополагающее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коновалова Алла Борисовна, Сичинава Илья Сергоевич, Тырин Леонид Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета РФ»

Студент. Наука. Регион

Б01: 10.24412/с1-37131-2023-1-405-409

Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью

Следственного комитета РФ

Коновалова Алла Борисовна, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Сичинава Илья Сергоевич,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Тырин Леонид Алексеевич,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: статья посвящена проблемам осуществления прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета РФ, возникающим в ходе предварительного расследования в форме предварительного следствия, раскрывает предмет и объекты прокурорского надзора на указанном этапе уголовного судопроизводства. Также освещена проблема затягивания разумного срока предварительного следствия при несогласии следователя с требованиями прокурора. Указанная проблематика подчеркивает актуальность темы, так как разумный срок уголовного судопроизводства как принцип отечественного уголовно-процессуального законодательства имеет основополагающее значение. Ключевые слова: прокурорский надзор, предварительное следствие, следователь.

В настоящее время в России существует система государственных и правоохранительных органов, обеспечивающих защиту конституционных прав и свобод граждан. Так, органы предварительного следствия занимают важнейшее

Студент. Наука. Регион

место в системе защиты прав, свобод и законных интересов лиц, поскольку эффективное расследование является одним из важнейших условий обеспечения правопорядка.

Одним из трех органов, осуществляющих предварительное расследование в форме предварительного следствия, является Следственный комитет Российской Федерации, который относительно недавно, отделившись от Прокуратуры РФ, стал самостоятельно выполнять функцию органа предварительного следствия.

Прокуратура лишилась части процессуальных полномочий, которые были необходимы для производства предварительного следствия в связи с отделением Следственного комитета. Главным предназначением прокуратуры стало осуществление надзорной компетенции в различных сферах, поддержание государственного обвинения в судах.

Предварительное следствие - особая форма деятельности, в процессе осуществления которой осуществляются действия и принимаются решения, затрагивающие права и интересы граждан. Это направление прокурорского надзора призвано обеспечить соблюдение законности при принятии решений следователями, гарантировать своевременное восстановление нарушенных прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Прежде чем перейти к более детальному анализу прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации, необходимо подробнее остановиться на некоторых основных аспектах. Во-первых, необходимо обозначить, что понимается под объектом прокурорского надзора. Согласно Закону «О прокуратуре Российской Федерации» [1], объектом являются не органы предварительного следствия, а процессуальная деятельность их должностных лиц - следователей - в рамках уголовного судопроизводства.

В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство формализовало в качестве самостоятельного участника досудебного производства следователя-криминалиста [4]. От «обычных» следователей он отличается следующей особенностью: возможностью производства следственных действий по уголовному делу без принятия его к своему производству. Предоставление подобных

Студент. Наука. Регион

полномочий некоторым должностным лицам СК РФ вызывает особое внимание к их деятельности со стороны прокуратуры РФ.

Во-вторых, деятельность прокуратуры не является безграничной, существуют установленные пределы, за которые сотрудник прокуратуры не вправе выходить при исполнении своих обязанностей. Что касается надзора за деятельностью органов предварительного следствия, то ограничения следующие: по предмету, поднадзорному объекту, субъекту надзора, недопустимость подмены органа контроля [2].

После упомянутых выше преобразований прокуратура лишилась ряда полномочий, в том числе, и полномочия по возбуждению уголовных дел, и самостоятельному осуществлению уголовного преследования.

Из-за утраты прокурором функции процессуального контроля за следствием уголовно-процессуальный закон претерпел изменения, вследствие которых среди участников уголовного процесса появился новый субъект - руководитель следственного органа.

Так, контроль и надзор за предварительным следствием стали двумя «непересекающимися» функциями, осуществляемыми разными субъектами, за ведомственный контроль отвечает руководитель следственного органа, за реализацию надзорной компетенции - прокурор.

В случае выявления систематических нарушений закона со стороны следователей СК РФ прокурором может быть инициировано проведение проверки в отношении виновных должностных лиц, по результатам которой они могут быть привлечены к различным видам ответственности.

Одной из основных проблем прокурорского надзора за предварительным следствием, в том числе осуществляемым следователями СК РФ, является соотношение эффективности и качества [3]. Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ следователь имеет право принести руководителю следственного органа письменные возражения в случае несогласия с требованиями прокурора [4]. В таком случае различия в позициях между следственными подразделениями и прокуратурой порож-

Студент. Наука. Регион

дает различные бюрократические процессы. Очевидно, что данные процессы достаточно затяжные, что негативно сказывается на разумном сроке уголовного судопроизводства, за которым сам же прокурор и надзирает. В связи с этим представляется необходимым реформировать процедуру обращения прокурора, вынесшего соответствующее требование. При несогласии руководителя следственного органа с требованиями прокурора целесообразнее выглядит обращение прокурора, вынесшего требование об устранении нарушений, к вышестоящему прокурору, минуя обращения к руководителю вышестоящего следственного органа и Председателю Следственного комитета Российской Федерации, при дальнейшем несогласии - обращаться к Генеральному прокурору, чье решение уже будет окончательным.

Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов подразделениями СК РФ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в пределах закрытых административно-территориальных образований проживающими либо работающими в них гражданскими лицами [5].

При осуществлении надзора прокуроры в полном объеме реализовывают полномочия, которые регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре», в том числе по истребованию необходимых документов, материалов (включая материалы служебных проверок), статистических и иных сведений; проведению проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; вызову должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждению в отношении сотрудников СК РФ дела об административном правонарушении при наличии оснований, включая случаи неисполнения законных требований прокурора; предостережению должностных лиц о недопустимости нарушений закона; опротестованию противоречащих закону правовых актов СК РФ; внесению представлений об устранении нарушений закона и другие полномочия [1].

Студент. Наука. Регион

Стоит отметить, что прокуратура, осуществляя надзор, не вправе допускать вмешательства в деятельность следственных органов, связанную с осуществлением ими полномочий в сфере уголовного судопроизводства; воздействовать в какой-либо форме на должностных лиц СК РФ в целях оказания влияния на принимаемые ими процессуальные решения или воспрепятствования в какой-либо форме их процессуальной деятельности; истребовать у них объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что в связи с большим значением прокурорского надзора за предварительным расследованием в целом и за предварительным следствием в частности, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации должно быть оптимизировано в сторону повышения эффективности деятельности органов предварительного следствия, в том числе Следственного комитета РФ. Только в этом случае получится достичь обеспечение интересов личности, общества и государства в сфере уголовного судопроизводства.

Библиографический список

1. «О прокуратуре Российской Федерации»: Федер. закон от 17.01.1992 N 2202-1: последняя редакция // Доступ из справ.-правов. системы «Консультант-Плюс».

2. Особенности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя / И.Д. Мальцагов, Х.В. Хадисов, Т.М. Бархаджиев, М. Р. Ахмадова // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 4. С. 20.

3. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации / Т. В. Масляева // Законность и правопорядок. 2016. № 3-4. С. 15.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ: ред. от 04.08.2023 // Доступ из справ.-правов. системы «КонсультантПлюс».

5. «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»: Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84: ред. от 11.09.2023 // Доступ из справ.-правов. системы «Кон-сультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.