Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / ОХРАНА ТРУДА / ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА / LABOR LAW / LABOR PROTECTION / LABOR PROTECTION TRAINING / LEGAL REGULATION / LABOR PROTECTION EVENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голенских Светлана Анатольевна

Статья посвящена исследованию ряда проблемных аспектов правового регулирования порядка обучения в области охраны труда, периодичности проведения обучения различных категорий работников, а также выбора места обучения в зависимости от категории работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Во всех исследуемых государствах законодательством предусматривается проведение обучения по охране труда как у работодателя, так и в обучающих организациях. Вместе с тем, реализация норм, устанавливающих условия выбора места обучения в зависимости от категории работников, на практике вызывает немало трудностей. Проверку знаний требований охраны труда целесообразно проводить непосредственно в организации (у работодателя) с привлечением представителей образовательной организации, а также территориальных органов государственной власти в области охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голенских Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF TRAINING IN LABOR PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to the researching of certain problematic aspects of the legal regulation of order of training in the field of labor protection, to the frequency of training for various categories of employees, as well as the choice of training place depending on the category of employees in the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan. At all the studied states, the legislation provides the training in labor protection both with the employer and with the training organizations. At the same time, the implementation of standards that establish the conditions for choosing a place of training depending on the category of workers, in practice, raises many difficulties. Testing the knowledge of labor protection requirements should be carried out directly in the organization (at the employer) with the involvement of representatives of the educational organization, as well as territorial authorities of state power in the field of labor protection.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (danila-pes@mail.ru).

TISHKOV, DANIIL S. - Ph.D. student, Central Russian institute of management, branch of RANEPA (danila-pes@mail.ru).

УДК 349.2

ГОЛЕНСКИХ С.А.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ

КАЗАХСТАН

Ключевые слова: трудовое право, охрана труда, обучение по охране труда, правовое регулирование, мероприятия по охране труда.

Статья посвящена исследованию ряда проблемных аспектов правового регулирования порядка обучения в области охраны труда, периодичности проведения обучения различных категорий работников, а также выбора места обучения в зависимости от категории работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Во всех исследуемых государствах законодательством предусматривается проведение обучения по охране труда как у работодателя, так и в обучающих организациях. Вместе с тем, реализация норм, устанавливающих условия выбора места обучения в зависимости от категории работников, на практике вызывает немало трудностей. Проверку знаний требований охраны труда целесообразно проводить непосредственно в организации (у работодателя) с привлечением представителей образовательной организации, а также территориальных органов государственной власти в области охраны труда.

GOLENSKIKH, S.A.

PROBLEMATIC ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF TRAINING IN LABOR PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Keyworlds: labor law, labor protection, labor protection training, legal regulation, labor protection events.

The article is devoted to the researching of certain problematic aspects of the legal regulation of order of training in the field of labor protection, to the frequency of training for various categories of employees, as well as the choice of training place depending on the category of employees in the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan. At all the studied states, the legislation provides the training in labor protection both with the employer and with the training organizations. At the same time, the implementation of standards that establish the conditions for choosing a place of training depending on the category of workers, in practice, raises many difficulties. Testing the knowledge of labor protection requirements should be carried out directly in the organization (at the employer) with the involvement of representatives of the educational organization, as well as territorial authorities of state power in the field of labor protection.

Обязательная профессиональная подготовка лиц, вовлеченных в трудовой процесс, является одним из основных мероприятий в сфере охраны труда в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан (далее соответственно - РФ, РБ и РК), способных значительно снизить риск возникновения производственных травм, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и иных неблагоприятных последствий, связанных с трудовой деятельностью. Очевидно, что «работодатели должны учить работников (особенно рабочих профессий) правильно (безопасно) работать, правильно (верно) оценивать производственную обстановку и течение трудового процесса, правильно (в соответствии с ситуацией) действовать» [1]. Вместе с тем, качество процесса обучения по охране труда напрямую зависит от качества и полноты норм трудового права об охране труда его регламентирующих. Отметим, что в РФ, РБ и РК правовому регулированию мероприятия по обучению в области охраны труда уделено особое внимание. Важность его проведения предусмотрена трудовыми кодексами рассматриваемых государств и выражена, в первую очередь, через обязанности субъектов трудовых отношений (в РФ - ст.212, 214 ТК; в РБ - ст.226, 232 ТК; в РК - ст.181, 182 ТК) [2, 3, 4]. Кроме вышеуказанных законодательных актов правовое регулирование в РФ, РБ и РК осуществляется подзаконными, а также локальными правовыми актами, устанавливающими перечень работ и профессий, по которым проводится обучение; создание комиссии по проверке знаний требований охраны труда, порядок, форму обучения и так далее.

Несмотря на существование вполне достаточной национальной правовой базы, регулирующей проведение обучения по охране труда, необходимость ее совершенствования все же существует. Так, при реализации норм трудового права возникают определенные сложности, связанные, в первую очередь, с порядком обучения в области охраны труда.

Например, в российской судебной и правоприменительной практике встречаются разные подходы в обязательности применения ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт.

Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». В одних решениях судов, постановлениях о назначении административного наказания по делам об административных правонарушениях, а также по уголовным делам данный документ рассматривается как обязательный и работодатели привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, в том числе и за нарушение его норм [5]. В других решениях судов - вышеуказанный стандарт определяется добровольным для использования документом и, соответственно, работодатели освобождаются от ответственности за неприменение его норм [6]. Добровольным в применении считают его и представители Минтруда России [7]. Более того, ряд положений стандарта идет вразрез с Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 13.01.2003 №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее -Порядок). Например, п. 8.7 ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» противоречит п.2.1.4 Порядка, которым определено, что первичный инструктаж на рабочем месте проводится только по программам; приложение №2 Порядка противоречит приложению А ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», где установлена форма удостоверения и т.д.

Аналогичная ситуация прослеживается в белорусской и казахстанской правоприменительной практике. Так, встречаются определенные сложности в применении ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Данный стандарт был утвержден постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 5 ноября 1990 г. № 2797. Например, одни представители Министерства труда и социальной защиты населения РК рекомендуют руководствоваться при проведении инструктирования, обучения и проверок знаний работников Правилами проведения обучения, инструктирования и проверок знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда и не использовать вышеуказанный стандарт [8]. Другие, напротив, предлагают использовать ГОСТ 12.0.004-90, поскольку Стандарт конкретизирует отдельные случаи, не указанные в вышеназванных Правилах. Например, когда работники освобождаются от прохождения первичного и повторного инструктажа на рабочем месте. В частности, лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный и повторный инструктаж на рабочем месте не проходят.

В РБ применение ГОСТ 12.0.004-90 также неоднозначно. Согласно действующему законодательству РБ вышеуказанный Стандарт является техническим нормативным правовым актом [9] и, соответственно, должен содержать общеобязательные правила поведения. В этой связи на него ссылаются и считают обязательным многие специалисты в сфере охраны труда [10]. Вместе с тем, есть и те, кто считает его применение добровольным [11].

Следовательно, в целях исключения ситуаций, которые наглядно показывают ограничение прав отдельных субъектов, практика применения вышеназванных стандартов должна быть единообразной. Решение данной проблемы возможно исключительно посредством унификации стандартов с иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по обучению охране труда. Например, в РФ необходима унификация с Порядком, в РБ - с постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 28.11.2008 №175 «Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», в РК- с приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 25.12.2015 №1019 «Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников».

Не мало вопросов возникает при реализации норм об охране труда, регулирующих периодичность проведения обучения различных категорий работников. Мероприятия по обеспечению безопасности труда не могут быть эффективными без обучения и своевременной проверки знаний как работников, так и руководителей любой организации [12].

Следует отметить, что в рассматриваемых странах отмечается сходство норм в выделении двух устоявшихся категорий работников: работников рабочих профессий и

работников из числа руководителей и специалистов (в РК - ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда). Соответственно, в зависимости от той или иной категории используются различные подходы в обучении по охране труда. Вместе с тем, если периодичность проведения обучения по охране труда для руководящих работников (ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда) четко установлена в законодательстве РФ, РБ и РК - не реже 1 раза в 3 года (в РФ - п.2.3.1 Порядка; в РБ - п.39 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда; в РК - п.21 Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников), то для работников рабочих профессий периодичность определена только в законодательстве РК - не реже 1 раза в год (п.7 Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников). В РФ и РБ периодичность проведения обучения по охране труда работников рабочих профессий устанавливается работодателем (в РФ -п.2.2.3 Порядка, в РБ - п.15 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда). Безусловно, с одной стороны, подобные диспозитивные нормы могут учесть индивидуальные особенности работника, его рабочего места, вида работ и т.п. С другой стороны, это может вызвать определенный произвол со стороны недобросовестных работодателей, который может выразиться, в том числе, в не проведении необходимого обучения. Об этом свидетельствует судебная практика. Анализ решений судов РФ по данной категории дел показывает, что в своем большинстве работодатели не устанавливают локальными нормативными актами периодичность проведения обучения работников рабочих профессий, нарушая положения п.2.2.3 Порядка [13].

Вместе с тем, вполне допустимым является необходимость постоянной «поддержки в тонусе работников». Например, отдельными «добросовестными» работодателями применяется практика периодического контроля знаний работников сверх норм, установленных законодательством. Компании для обучения кадров активно используют видеотерминалы, запрограммированные на определенный алгоритм работы. Работники прежде, чем заступить на смену, должны ответить на один или несколько вопросов в области охраны труда, после чего могут приступить к работе. Все результаты тестирования хранятся и анализируются в системе. Такая система позволяет с одной стороны, мотивировать работников на совершенствование своих знаний (например, при помощи формирования рейтинга и награждения лучших), а с другой стороны, выявлять системные пробелы в знаниях работников, требующие особого внимания со стороны работодателя, и планировать соответствующее обучение [14]. При этом необходимо учитывать, что работник рабочих профессий должен знать требования безопасного ведения работ и охраны труда по своей трудовой функции - в пределах инструкций по выполнению работ или охране труда [15].

Полагаем, для исправления сложившейся ситуации в законодательстве РФ и РБ необходима норма, которая должна закрепить минимальную периодичность проведения обучения по охране труда для работников рабочих профессий так же, как и для руководящих кадров, то есть не реже одного раза в три года. Так, в РФ предлагается абзац второй п.2.2.1 Порядка изложить в следующей редакции: «Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям не реже 1 раза в три года.». Одновременно с этим более детального отражения в законодательстве указанных стран требует также порядок, формы и продолжительность обучения работников рабочих профессий.

Далее следует отметить, что во всех исследуемых государствах законодательством предусматривается проведение обучения по охране труда как у работодателя, так и в обучающих организациях. Вместе с тем, реализация норм, устанавливающих условия выбора места обучения в зависимости от категории работников, на практике вызывает немало трудностей.

Наиболее однозначно в данном случае складывается правоприменительная практика в РК. В Правилах и сроках проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников довольно четко предусмотрено разделение обучения работников по рабочим профессиям и работников организаций, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда. Первая категория работников проходит обучение в организации,

которой привлекаются высококвалифицированные специалисты соответствующих отраслей, опытные инженерно-технические работники и службы безопасности и охраны труда самой организации, а вторая - в организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров [16].

В РФ и РБ отсутствуют нормы, устанавливающие случаи обучения в обучающей организации, либо у работодателя. Например, в РФ в Порядке имеются группы норм, закрепленных в двух разделах указанного нормативного правового акта (раздел 2.2. «Обучение работников рабочих профессий», раздел 2.3. «Обучение руководителей и специалистов»), посвященных особенностям обучения двух категорий работников. В то же время, конкретных положений, указывающих место проведения обучения, например, для работников рабочих профессий непосредственно у работодателя не установлено.

Для руководителей и специалистов в соответствии с п.2.3.2 Порядка обучение может проводиться учебными центрами, образовательными учреждениями профессионального образования, иными организациями и учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, лицензии на право ведения образовательной деятельности и соответствующей материально-технической базы, либо непосредственно самой организацией. Однако действующая редакция п.2.3.2 Порядка не позволяет однозначно установить какие именно категории руководителей и специалистов должны в обязательном порядке проходить обучение в обучающих организациях. Об этом свидетельствует правоприменительная практика. Например, одни представители судебных органов, Роструда и Минтруда России считают, что абзацами 2 - 9 пункта 2.3.2 Порядка определен перечень специалистов (включающий в том числе специалистов служб охраны труда, заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда) и руководителей, которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда. При этом абзац 10 пункта 2.3.2 Порядка относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в абзацах 2-9 пункта 2.3.2 Порядка [17]. Другие, напротив считают, что все руководители и специалисты могут проходить обучение как у работодателя, так и в обучающей организации [18].

В связи с этим, полагаем, что п. 2.2.3 Порядка необходимо уточнить и после слов «рабочих профессий» дополнить словами «у работодателя». При этом, абзац 10 п. 2.3.2 Порядка изложить в следующей редакции: «Иные руководители и специалисты организации, не указанные в настоящем пункте, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в данной организации при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда».

Действующим законодательством РК повышение квалификации работников также допускается в местах работы (раздел 2 Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1019). При этом руководящие и работники, ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда, проходят обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Вместе с тем, по мнению ряда казахстанских исследователей, обучение у работодателей проходит формально, либо на бумаге. По этой же причине обучение и проверку знаний в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности у работодателей необходимо передать высшим учебным заведениям [19].

В РБ согласно ст. 13 Закона РБ «Об охране труда» и ст.226 ТК РБ работодатель (наниматель) обязан осуществлять (обеспечить) подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работающих (работников) по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством РБ или уполномоченным им органом. С целью реализации норм Закона РБ «Об охране труда» и постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» специалисты и руководители в соответствующих комиссиях проходят проверку

знаний по вопросам охраны труда не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года.

Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии Минского городского исполнительного комитета в случае неподчинения их республиканскому органу государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ, другой организации. Вместе с тем, согласно п.15 и п.33 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 28.11.2008 №175, обучение по вопросам охраны труда работающих проводится в соответствии с Кодексом РБ об образовании, другими нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 246 Кодекса РБ об образовании [20] организациям для обучения необходимо в соответствии с законодательством иметь право осуществлять образовательную деятельность. Из этого следует, что работодатели могут обучать вопросам охраны труда работников при наличии права на образовательную деятельность. В этой связи видится спорной позиция И. Карчевского, утверждающего, что лицензия для организации профессионального образования рабочих (служащих) в организации в настоящее время не требуется [21]. Также, полагаем, наниматель не вправе организовать обучение по вопросам охраны труда непосредственно в организации путем предоставления работающим материалов для самостоятельного обучения; либо организовать обучение с помощью компьютерных программ [22].

Таким образом, нормы белорусского законодательства в части организации обучения по охране труда видятся более достаточными для качественного проведения данного мероприятия на практике. Предлагается в абзаце первом п.2.3.2 Порядка исключить слова «непосредственно самой организацией или», тем самым предусматривая проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов исключительно в образовательных организациях. В то же время проверку знаний требований охраны труда целесообразно проводить непосредственно в организации (у работодателя) с привлечением представителей образовательной организации, а также территориальных органов государственной власти в области охраны труда.

Литература и источники

1. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н. Актуальность проведения обучения по охране труда // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №4(8). С.38.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (в ред. от 13.11.2017) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. №26-27. Ст.432.

4. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23.11.2015 № 414-V (в ред. от 10.01.18) // Казахстанская правда. 2015. № 226 (28102).

5. Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия по делу № 2-1000/2017 от 25 октября 2017 г. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/eQoeF7G9AyN9/ (дата обращения: 08.11.2018); Решение Октябрьского районного суда г.Пензы по делу № 12-618/2017 от 28 декабря 2017 г. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/uD7ruOd64uxc/ (дата обращения: 08.11.2018); Решение Ивановского районного суда по делу № 12-171/2017 12-9/2018 от 14 февраля 2018 г. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/Ff0lm3979mow/ (дата обращения: 08.11.2018); Решение Ростовского областного суда по делу N 11-566/2018 от 17.05.2018 // URL: http://arbitr.garant.ru/#/document/302761019/paragraph/1:0 (дата обращения: 08.11.2018); Приговор Верхнеуральского районного суда Челябинской области по делу № 1-67/2018 от 10 мая 2018 г. // URL: http://arbitr.garant.ru/#/document/303475313/paragraph/15:0 (дата обращения: 08.11.2018) и др.

6. Решение Пензенского районного суда по делу № 7-51/2018 от 15 февраля 2018 г. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/3UTgOMgHN8xn/ (дата обращения: 08.11.2018); Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 года // URL: http://home.garant.ru/#/document/57204500/paragraph/1/highlight/ (дата обращения: 08.11.2018) и др.

7. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 ноября 2018 г. N 15-2/ООГ-2749 // URL: http://home.garant.ru/#/document/57401942/paragraph/27298/highlight/ (дата обращения: 03.12.2018).

8. Правила проведения обучения, инструктирования и проверок знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда, утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 23 августа 2007 года №205-п // URL: http://www.enbek.gov.kz/ru/node/244467 (дата обращения: 03.12.2018).

9. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 7. 2/136/

10. URL: http://www.ohrana-truda.by/topic/2588-kak-chasto-nuzhno-provodit-povyshenie-kvalifika/ (дата обращения: 03.12.2018); URL: http://www.ohrana-truda.by/topic/2097-pomosch-nachinayuschemu-v-ohrane-truda/page-4 (дата обращения: 03.12.2018); URL: http://ohranatruda.of.by/v-kakom-poryadke-provoditsya-vvodnyj-instruktazh-po-oxrane-truda.html (дата обращения: 03.12.2018); др.

11. URL: http://www.ohrana-truda.by/topic/2588-kak-chasto-nuzhno-provodit-povyshenie-kvalifika/ (дата обращения: 03.12.2018).

12. Иванов Б.В., Крылова Е.Г., Глушанков В.Г. Отношение к охране труда - свидетельство общей культуры человека // Охрана труда и социальная защита. №1. 2010. С.3-7.

13. Решение Промышленного районного суда г. Курска по делу № 2-1421/16-2017 от 5 сентября 2017 г. // URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 23.12.2018); Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № 121656/2016 от 30 ноября 2016г. // URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 23.12.2018; др.

14. Куроптева Ю.А. Обучение по охране труда. Как извлечь максимум пользы? // URL: http://www.trudcontrol.ru/press/publications/26102/obuchenie-po-ohrane-truda-kak-izvlech-maksimum-polzi (дата обращения: 23.12.2018).

15. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н. Актуальность проведения обучения по охране труда // Вестник сельского развития и социальной политики. №4 (8). 2015. С.38-40.

16. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25.12.2015 №1019 «Об утверждении Правил и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников» // Информационно-правовая система «Эдшет». 10.02.2016.

17. Решение Канавинского районного суда г. Н.Новгорода от 21 ноября 2017 г. по делу № 12-560/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/PJNlqiLrgKN/?regular-txt=обучение+руководителя+охране+труда+в+самой+организации&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=обучение+по+охране+труда+рабочий+прошел+в+обучающей+организации&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1547396866900&snippet_pos=2882#snippet (дата обращения: 27.12.2018); Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № 15-4/ООГ-Ю83 // Официальные документы в образовании. 2017. №25; Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2016 г. № 15-2/В-3571 // Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера. 2017. №6; Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 3 июня 2013 г. № ПГ/5408-3-5 // URL: http://home.garant.ru/#/document/70418124/paragraph/7/doclist/959/selflink//highlight/:7 (дата обращения: 27.12.2018); Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 24 января 2013 г. № T3/297-3-5 // URL: http://home.garant.ru/#/document/70349274/paragraph/8/highlight/:8 (дата обращения: 27.12.2018).

18. Определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 ноября 2011 г. по делу №33-11758/2011 // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/8687669/#ixzz5cVfHQqsy (дата обращения: 27.12.2018); Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2017 г. по делу № 2А-6948/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/DsZLA2V6gQJj/?page=9&regular-doc_type=&regular-court=&regular-date_from=&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=обучение+по+охране+труда+рабочий+прошел+в+обучающей+организации&regular-workflow_stage=&regular-date_to=&regular-area=&regular-

txt=лицензия+на+образовательную+деятельность+по+обучению+охране+труда&_=1547401740397&regular-judge=&snippet_pos=1588#snippet (дата обращения: 27.12.2018).

19. Проблемы законодательства Республики Казахстан в сфере труда. Предпосылки и перспективы его совершенствования // URL: http://www.zakon.kz/4623169-problemy-zakonodatelstva-respubliki.html (дата обращения: 26.11.2018).

20. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 17.01.2011. №13. 2/1795.

21. http://www.ohrana-truda.by/topic/197-obuchenie-rabochih-na-proizvodstve/

22. https://kadrovik.by/news/ show/28640/

References and Sources

1. Koshechkin YU.V., Barabanova S.N. Aktual'nost' provedeniya obucheniya po ohrane truda // Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki. 2015. №4(8). S.38.

2. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ // Rossijskaya gazeta. 2001. № 256.

3. Trudovoj kodeks Respubliki Belarus' ot 26.07.1999 № 296-Z (v red. ot 13.11.2017) // Vedomosti Nacional'nogo sobraniya Respubliki Belarus'. 1999. №26-27. St.432.

4. Trudovoj kodeks Respubliki Kazahstan ot 23.11.2015 № 414-V (v red. ot 10.01.18) // Kazahstanskaya pravda. 2015. № 226 (28102).

5. Reshenie Barguzinskogo rajonnogo suda Respubliki Buryatiya po delu № 2-1000/2017 ot 25 oktyabrya 2017 g. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/eQoeF7G9AyN9/ (data obrashcheniya: 08.11.2018); Reshenie Oktyabr'skogo rajonnogo suda g.Penzy po delu № 12618/2017 ot 28 dekabrya 2017 g. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/uD7ruOd64uxc/ (data obrashcheniya: 08.11.2018); Reshenie Ivanovskogo rajonnogo suda po delu № 12-171/2017 12-9/2018 ot 14 fevralya 2018 g. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/Ff0lm3979mow/ (data obrashcheniya: 08.11.2018); Reshenie Rostovskogo oblastnogo suda po delu N 11-566/2018 ot 17.05.2018 // URL: http://arbitr.garant.ru/#/document/302761019/paragraph/1:0 (data obrashcheniya: 08.11.2018); Prigovor Verhneural'skogo rajonnogo suda CHelyabinskoj oblasti po delu № 1-67/2018 ot 10 maya 2018 g. // URL: http://arbitr.garant.ru/#/document/303475313/paragraph/15:0 (data obrashcheniya: 08.11.2018) i dr.

6. Reshenie Penzenskogo rajonnogo suda po delu № 7-51/2018 ot 15 fevralya 2018 g. // URL: http://sudact.ru/regular/doc/3UTgOMgHN8xn/ (data obrashcheniya: 08.11.2018); Informacionnyj portal Rostruda «Onlajninspekciya.RF», yanvar' 2017 goda // URL: http://home.garant.ru/#/document/57204500/paragraph/1/highlight/ (data obrashcheniya: 08.11.2018) i dr.

7. Pis'mo Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 9 noyabrya 2018 g. N 15-2/OOG-2749 // URL: http://home.garant.ru/#/document/57401942/paragraph/27298/highlight/ (data obrashcheniya: 03.12.2018).

8. Pravila provedeniya obucheniya, instruktirovaniya i proverok znanij rabotnikov po voprosam bezopasnosti i ohrany truda, utverzhdennye prikazom Ministra truda i social'noj zashchity naseleniya Respubliki Kazahstan ot 23 avgusta 2007 goda №205-p // URL: http://www.enbek.gov.kz/ru/node/244467 (data obrashcheniya: 03.12.2018).

9. Zakon Respubliki Belarus' ot 10 yanvarya 2000 g. № 361-Z «O normativnyh pravovyh aktah Respubliki Belarus'» // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2000. № 7. 2/136/

10. URL: http://www.ohrana-tmda.by/topic/2588-kak-chasto-nuzhno-provodit-povyshenie-kvalifika/ (data obrashcheniya: 03.12.2018); URL: http://www.ohrana-truda.by/topic/2097-pomosch-nachinayuschemu-v-ohrane-truda/page-4 (data obrashcheniya: 03.12.2018); URL: http://ohranatruda.of.by/v-kakom-poryadke-provoditsya-vvodnyj-instruktazh-po-oxrane-truda.html (data obrashcheniya: 03.12.2018); dr.

11. URL: http://www.ohrana-truda.by/topic/2588-kak-chasto-nuzhno-provodit-povyshenie-kvalifika/ (data obrashcheniya: 03.12.2018).

12. Ivanov B.V., Krylova E.G., Glushankov V.G. Otnoshenie k ohrane truda - svidetel'stvo obshchej kul'tury cheloveka // Ohrana truda i social'naya zashchita. №1. 2010. S.3-7.

13. Reshenie Promyshlennogo rajonnogo suda g. Kurska po delu № 2-1421/16-2017 ot 5 sentyabrya 2017 g. // URL: http://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 23.12.2018); Reshenie Syktyvkarskogo gorodskogo suda Respubliki Komi po delu № 12-1656/2016 ot 30 noyabrya 2016g. // URL: http://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 23.12.2018; dr.

14. Kuropteva YU.A. Obuchenie po ohrane truda. Kak izvlech' maksimum pol'zy? // URL: http://www.trudcontrol.ru/press/publications/26102/obuchenie-po-ohrane-truda-kak-izvlech-maksimum-polzi (data obrashcheniya: 23.12.2018).

15. Koshechkin YU.V., Barabanova S.N. Aktual'nost' provedeniya obucheniya po ohrane truda // Vestnik sel'skogo razvitiya i social'noj politiki. №4 (8). 2015. S.38-40.

16. Prikaz Ministra zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya Respubliki Kazahstan ot 25.12.2015 №»1019 «Ob utverzhdenii Pravil i srokov provedeniya obucheniya, instruktirovaniya i proverok znanij po voprosam bezopasnosti i ohrany truda rabotnikov» // Informacionno-pravovaya sistema «Qdílet». 10.02.2016.

17. Reshenie Kanavinskogo rajonnogo suda g. N.Novgoroda ot 21 noyabrya 2017 g. po delu N° 12-560/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/PJNlqiLrgKN/?regular-txt=obuchenie+rukovoditelya+ohrane+truda+v+samoj+organizacii®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=obuchenie+po+ohrane+truda+rabochij+proshel+v+obuchayushchej+organizacii®ular-doc_type=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1547396866900&snippet_pos=2882#snippet (data obrashcheniya: 27.12.2018); Pis'mo Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18 aprelya 2017 g. № 15-4/OOG-1083 // Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2017. №25; Pis'mo Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 7 noyabrya 2016 g. № 15-2/V-3571 // Oplata truda: akty i kommentarii dlya buhgaltera. 2017. №6; Pis'mo Federal'noj sluzhby po trudu i zanyatosti ot 3 iyunya 2013 g. № PG/5408-3-5 // URL: http://home.garant.ru/#/document/70418124/paragraph/7/doclist/959/selflink//highlight/:7 (data obrashcheniya: 27.12.2018); Pis'mo Federal'noj sluzhby po trudu i zanyatosti ot 24 yanvarya 2013 g. № TZ/297-3-5 // URL: http://home.garant.ru/#/document/70349274/paragraph/8/highlight/:8 (data obrashcheniya: 27.12.2018).

18. Opredelenie sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam CHelyabinskogo oblastnogo suda ot 15 noyabrya 2011 g. po delu №33-11758/2011 // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/8687669/#ixzz5cVfHQqsy (data obrashcheniya: 27.12.2018); Reshenie YAkutskogo gorodskogo suda Respubliki Saha (YAkutiya) ot 11 avgusta 2017 g. po delu № 2A-6948/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/DsZLA2V6gQJj/?page=9®ular-doc_type=®ular-court=®ular-date_from=®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=obuchenie+po+ohrane+truda+rabochij+proshel+v+obuchayushchej+organizacii®ular-workflow_stage=®ular-date_to=®ular-area=®ular-txt=licenziya+na+obrazovaternuyu+deyaternost'+po+obucheniyu+ohrane+truda&_=1547401740397®ular-judge=&snippet_pos=1588#snippet (data obrashcheniya: 27.12.2018).

19. Problemy zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan v sfere truda. Predposylki i perspektivy ego sovershenstvovaniya // URL: http://www.zakon.kz/4623169-problemy-zakonodatelstva-respubliki.html (data obrashcheniya: 26.11.2018).

20. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii ot 13 yanvarya 2011 g. № 243-Z // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 17.01.2011. №13. 2/1795.

21. http://www.ohrana-truda.by/topic/197-obuchenie-rabochih-na-proizvodstve/

22. https://kadrovik.by/news/show/28640/

ГОЛЕНСКИХ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА - начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения управления труда и занятости Липецкой области.

GOLENSKIKH, SVETLANA A. - Head of the Department of Vocational Guidance and Vocational Training of the Labor and Employment Department of the Lipetsk Region (Golenskih.svetlana@yandex.ru).

УДК 343.296

СЛИВКО Н.К.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИЙСКОЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: восстановление имущественных прав потерпевших, возмещение ущерба, восстановительное правосудие, медиация.

Очевидно, что восстановительное правосудие в сфере уголовно-правовых отношений сегодня все чаще является эффективной альтернативой традиционной репрессивно-карательной системе. В статье анализируется опыт использования уголовно-правовых и иных средств восстановления имущественных прав потерпевших в ряде зарубежных стран, а также возможность заимствования подобного опыта. Опыт США и Германии по созданию специальных учреждений, обеспечивающих восстановление имущественных прав потерпевших, является ценным с точки зрения его возможной имплементации в России. Предполагается, что бюджет данных учреждений может формироваться путем отчисления государством определенного процента от штрафов за преступления и административные правонарушения. Тем самым для потерпевших, если не в полной мере, то хотя бы частично будет гарантировано восстановление нарушенных преступлением имущественных прав. Для обеспечения прозрачности деятельности данные учреждения должны ежегодно отчитываться о проделанной работе, публикуя в открытом доступе отчеты, например, в сети Интернет.

SLIVKO, N.K

CRIMINAL-LEGAL AND OTHER REMEDIES OF THE RESTORATION OF PROPERTY RIGHTS OF VICTIMS IN THE LEGISLATION OF FOREIGN STATES AND THE POSSIBILITY OF ITS USAGE IN RUSSIAN LAW-ENFORCEMENT PRACTICE

Keywords: restoration of property rights of victims, reparation, restoration of justice, mediation.

Today it is a well-known fact that restorative justice in the sphere of criminal-legal relations is becoming an effective alternative to the traditional repressive-punitive system more and more often. It the article analyzed the experience of using of criminal-legal and some other remedies of the restoration of property rights of victims in some foreign countries and the possibility of its potential development in the Russian Federation. The experience of the USA and Germany in creating of special institutions ensuring the restoration of property rights of victims is valuable in terms of its possible implementation in Russia. It is assumed that the budget of these institutions can be formed by deduction by the state of a certain percentage of fines for crimes and administrative offenses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.