вопрсх:ы российской юстиции
УДК 346.2
Вахитова Карина Ленаровна Ижевский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
Россия, Ижевск karinava2021 @yandex. ru Vakhitova Karina Izhevsk Institute (branch)
All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
Russia, Izhevsk
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В САДОВЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ТОВАРИЩЕСТВАХ Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей правового регулирования деятельности садовых некоммерческих товариществ. Анализируются положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также нормы гражданского законодательства в сфере корпоративных отношений. Выявлены основные проблемы, а также представлены возможные пути совершенствования норм права в области садоводства.
Ключевые слова: садовое некоммерческое товарищество, члены товарищества, индивидуальные садоводы, правление, председатель, общее собрание, корпоративные отношения.
PROBLEMATIC ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF CORPORATE RELATIONS IN GARDEN NON-PROFIT PARTNERSHIPS
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
Annotation: the article is devoted to the consideration of the features of the legal regulation of the activities of garden non-profit partnerships. The provisions of Federal Law dated 07/29/2017 No. 217-FL «On the conduct of gardening and gardening by citizens for their own needs and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation», as well as the norms of civil legislation in the field of corporate relations, are analyzed. The main problems are identified, and possible ways to improve the norms of law in the field of horticulture are presented. Key words: gardening non-commercial partnership, members of the partnership, individual gardeners, board, chairman, general meeting, corporate relations.
В настоящее время с тенденцией интенсивного развития общественных процессов, постоянного ускорения ритма жизни, изменчивости требований к каждому члену общества, нескончаемого потока информации на первое место выходит проблема истощения физических и психических ресурсов человека.
Жизнь в городской среде сопровождается феноменом «спешки», люди всё чаще оглядываются на других, создавая себе новые идеалы, отсюда появляется необоснованное чувство вины из-за любой приостановки рабочей деятельности. Безусловно, при таких обстоятельствах неудивительным становится стремление многих к загородной жизни. Если раньше граждане приезжали на свои садовые земельные участки лишь в летний период времени, то сейчас большинство людей хотели бы круглогодично проживать на территории садовых некоммерческих товариществ (далее - СНТ), что доказывает опрос компании «Ренессанс страхование», проведенный в 2023 году [7].
На тенденцию владения земельным участком на территории СНТ в целях постоянного проживания и отдыха обратила внимание 3 октября 2024 года также заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Елена Толмосова в рамках круглого стола на тему «Обеспечение садоводческих некоммерческих товариществ объектами инфраструктуры, в том числе газификации. Проблемы и перспективы» [8].
вопрсх:ы российской юстиции выпуск N«33
Нужно отметить, что в 2024 году были приняты важные решения со стороны законодателя относительно развития СНТ, что несомненно подчеркивает актуальность темы.
Так, Владимир Владимирович Путин во время выступления с посланием Федеральному Собранию в 2024 году предложил включить в программу догазификации СНТ [9].
На данный момент инициатива уже получила законодательное закрепление в Постановление Правительства РФ от 16.04.2024 № 484 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
22 июля 2024 года Президент Российской Федерации (далее - РФ) подписал закон, позволяющий упростить процесс принятия решений при проведении заочных общих собраний членов садоводческих и огороднических товариществ [10].
«Мы знаем, что большая часть семей имеет дачные участки. Число СНТ год от года растет, увеличивается и количество проблем, которые нужно решать. Замечательно, что вопросы улучшения качества жизни населения прорабатываются на федеральном уровне» - подчеркнул первый заместитель председателя Орловского областного Совета народных депутатов Михаил Вдовин 29 июля 2024 года на мероприятии, посвященном обсуждению проблем социальной газификации СНТ [11].
Среди важных показателей стоит отметить также повышение с каждым годом спроса на земельные участки в СНТ, и как следствие рост цен на них. По данным на май 2023 года в РФ находится около 87 тыс. СНТ, где расположено более 16 млн. участков, общая площадь которых в 5 раз больше Москвы [12].
Значимость освящения рассматриваемой темы подтверждается и ее относительной новизной в научных кругах. Вышесказанное позволяет сделать вывод о высокой степени значимости правого регулирования деятельности СНТ, в том числе в части корпоративных отношений, которые представлены в
[3].
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
виде взаимодействия трех органов: председатель товарищества, правление, общее собрание.
В 2019 году в силу вступил Федеральный закон №217 от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ-217), который многие охарактеризовали как «долгожданный» [2].
Совместно с принятием данного закона последовали также соответствующие изменения в Гражданском Кодексе РФ (далее - ГК РФ). Так, согласно п.п. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества приобрели статус подвида товариществ собственников недвижимости [1].
Как подчеркивает Т.С. Серегина: «Введение в гражданский оборот такой организационно-правовой формы, как «товарищество собственников недвижимости», является закономерным и необходимым, так же как, например, упразднение дачного хозяйства с 1 января 2019 года ввиду отсутствия существенных отличий правового регулирования дачного хозяйства и садоводства» [4, с. 80].
Многие изменения были направлены на единство граждан, проживающих на территории СНТ. Теперь одной из основных целей деятельности СНТ, согласно ст. 7 ФЗ-217, является управление гражданами имуществом общего пользования, а не организация садоводства на частных земельных участках, что было ранее предусмотрено в ст. 4 Федерального закона №66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратил силу) [2].
Приняты изменения в области урегулирования проведения общих собраний, в том числе возможности обжалования его решений. Более подробно получил отражение в новом законе вопрос прав и обязанностей гражданина со статусом индивидуального садовода, т.е. человека, который владеет участком (участками) на территории СНТ, но не имеющего соответствующего членства в
Ь?£
вопрсх:ы российской кхггиции выпуск №33
нем. Однако, несмотря на попытку существенного упорядочения деятельности
СНТ, реализация положений нового закона на практике привела к появлению новых пробелов и коллизий в рассматриваемой сфере.
В свою очередь принятие ФЗ-217, как подчеркнула Председатель Профсоюза садоводов России Людмила Даниловна Голосова, кратно увеличило количество судебных споров относительно различных сторон деятельности СНТ [13].
Данное мнение поддерживает в своей научной работе Е.В. Евсикова, обращая внимание на взаимосвязь роста числа судебных споров с ненадлежащим уровнем нормативно-правового урегулирования [5, с. 34].
Стремление законодателя провести четкую границу между не членами и членами СНТ, и в тоже время создание условий для единства этих групп граждан привело к существенным разногласиям норм закона, а также обусловило напряженную обстановку во многих СНТ. Согласно ст. 17 ФЗ-217 индивидуальные садоводы получили право принимать решения по ряду вопросов, которые затрагивают их права коллективных собственников, их экономические интересы по участию в установлении размера расходов на оплату общей инфраструктуры [2].
Как правило, по объему - это 4 вопроса общего собрания. Такие возможности не члены СНТ получили в связи с их статусом - равноправные собственники имущества общего пользования. Однако давая индивидуальным садоводам возможность голосовать за некоторые вопросы на общем собрании, законодатель обязует их платить по сути членские и целевые взносы наравне с непосредственными участниками корпоративных отношений, которые естественно имеют больше прав в товариществах. Так, согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ-217 суммарный ежегодный размер платы для индивидуальных садоводов устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества [2].
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
При этом мы сталкиваем с еще одной проблемой: индивидуальные садоводы, имея возможность голосовать за сумму устанавливаемых взносов, не имеют возможности принять участие в формировании экономической базы размера этих взносов в виде сметы расходов СНТ на общую инфраструктуру. Стоит отметить, что возможности участвовать в выборе органов СНТ, стать инициаторами внеочередного собрания у не членов также нет.
Таким образом, получается, что имея достаточно ограниченные права на участие в корпоративных отношениях, индивидуальные садоводы платят средства как полноценные члены товарищества. Этот пробел в законодательстве также приводит к увеличению нагрузки на судей при рассмотрении дел, связанных с решениями общих собраний. Многие эксперты среди наиболее приемлемых путей решения проблемы в данном случае указывают тот факт, чтобы все собственники недвижимости СНТ находились в едином статусе либо члены, либо просто собственники, так как на практике это деление видится бессмысленным.
Следующей немаловажной проблемой является фактическая недоступность для членов СНТ реестра членов товарищества. Большинство собственников, которые не входят в состав правления, не проинформированы о том, на каких садовых участках живут члены, а на каких нет, что может привести, в том числе к ущемлению их прав.
Так, проведение внеочередного собрания может быть инициировано по требованию 1/5 членов СНТ (ч. 7 ст. 17 ФЗ-217), также при сборе подписей 1/5 членов СНТ возможно преодоления нежелания правления включать ряд вопросов в повестку общего собрания. Решением может стать предоставление всем членам СНТ списка членов, в котором будет указаны такие данные как номер земельного участка и статус собственника без разглашения персональных данных о нем.
С одной стороны законодательством предусмотрен закрытый перечень целей, на которые могут использоваться взносы, но с другой стороны в законе
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
предусмотрен пункт, который чаще всего порождает злоупотребление правом со стороны органов СНТ в связи с его неопределенность. Согласно п. 5 ч. 6 ст.14 ФЗ-217 целевые взносы могут быть направлены на «реализацию мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества» [2].
Нужно отметить, что законодатель не уточняет перечень такого рода мероприятий. Вследствие указанной неоднозначности формулировок возможна инициация органами СНТ включения в повестку общего собрания различных целей, на которые будут использоваться целевые взносы и, соответственно, повышение суммы взносов. При этом ревизоры не вправе осуществлять проверку решений, принятых общим собранием (они управомочены проверять решения только органов).
Проблемным аспектом, который напрямую влияет на построение корпоративных отношений, является непрофессионализм правления. В соответствии с законодательством в органы управления СНТ могут быть избраны исключительно члены товарищества, независимо от их образования, опыта трудовой деятельности.
Результатом такой политики становится рост правового нигилизма в деятельности СНТ, преобладание обыденного толкование норм права, юридическая безграмотность, которая проявляется, в том числе при оформлении документов. Многие СНТ вынуждены нанимать специалистов для решения возникающих трудностей, что естественно, влияет и на расходные показатели. В любом случае проведение собрания предполагает оформление протокола общего собрания членов товарищества или заседания правления. Еще десять лет назад подготовка протокола не составляла особого труда, но сегодня необходимо вооружиться специальными знаниями главы 9.1 ГК РФ «Решения собраний» [1].
По нашему мнению, в настоящее время стоит сделать упор на повышение грамотности самих садоводов. Для этого требуется создание
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
специализированных курсов для председателя, членов правления, а также членов ревизионной комиссии, которые будут обязаны их пройти. На данный момент такого рода образовательные программы проводятся лишь на платной основе без выдачи впоследствии подтверждающих прохождение обучения документов.
Одним из нововведений, которое могло бы положительно сказаться на разгрузке судебных органов является введение обязательного претензионного досудебного порядка урегулирования споров с участием СНТ. К сожалению, практика показывает, что многие садоводы, которые не согласны с тем или иным вопросом, связанным с деятельностью своего товарищества сразу обращаются в суд, игнорируя перед этим возможность обращения к правлению и председателю из-за личной неприязни. Зачастую именно на судебных разбирательствах обнаруживается факт возможности урегулирования проблемного вопроса без участия органа, осуществляющего правосудие. Таким образом, нужно предусмотреть в законодательстве претензионный порядок урегулирования споров, возникающих по поводу деятельности СНТ, установить срок ответа на обращение гражданина к правлению/председателю.
Также видится более целесообразным уменьшить срок оспаривания решений общих собраний с 6 месяцев, как это предусмотрено ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ до 2 месяцев, в связи с тем, что настолько длинный срок никак на практике неоправдан [1].
Если человек не согласен с решением собрания, то он вправе сразу обратиться в суд, а вот осуществление таких действий по истечению, например, 5 месяцев приводят к вопросу о действительной заинтересованности члена СНТ в решении проблемы.
Неопределенность присутствует также в вопросах о прекращении статуса члена СНТ, злоупотреблении правом со стороны органов управления СНТ в части проведения внеочередных собраний и т.д. Однако тот факт, что
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
законодатель осознает важность регулирования данной сферы, говорит о возможности дальнейшего развития института СНТ.
В 2024 году на официальном сайте союза садоводов России было объявлено о начале работы сервиса для проведения общих собраний в СНТ на портале Госуслуги [14].
После регистрации в личном кабинете председатель сможет вести электронный реестр участников товарищества и проводить заочные голосования. Безусловно, здесь прекрасной идеей может стать выпуск видеоинструкции по использованию такого сервиса, так как многие сталкиваются с трудностями при обращении к данному порталу.
Как данная инициатива работает на практике и насколько она оправдает ожидания, мы сможем сказать лишь по прошествии как минимум года. Нельзя не отметить и активную работу Союза садоводов России, которые занимаются проведением конференций, выставок, участвуют при обсуждении законодательных инициатив. Олег Валенчук, председатель Союза садоводов России, депутат Госдумы РФ в 2024 году на очередном заседании Правительственной комиссии по развитию садоводства и огородничества подчеркнул, что поддержка садоводов стала задачей государственной важности. «Садоводы производят 60 процентов овощей, 90 процентов ягод и вносят реальный вклад в укрепление продовольственной безопасности страны. Народные инвестиции, направляемые на решение этой важнейшей социально -экономической задачи, составляют ежегодно более 600 миллиардов рублей» -отметил Олег Дорианович [15].
Долгое время бытует мнение о передаче всех СНТ в собственность ближайших муниципальных образований, переводе их в статус населенных пунктов, чтобы таким образом раз и навсегда «закрыть тему» данного вида товарищества собственников недвижимости. Но инициатива со стороны муниципальных образований полностью отсутствует, что понятно, так как на
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
деле им придется столкнуться с новыми обязательствами и расширением круга ответственности.
Несмотря на мнение приведенное нами выше, говорить о том, что в ближайшем будущем количество СНТ может уменьшиться не приходится. Так, 21 марта 2024 года в рамках заседания председателей Союзов садоводов муниципальных образований Ленинградской области, проводимого Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу было высказано предложение о возможности выделению земельных участков под организацию новых садоводческих товариществ для ветеранов боевых действий-участников специальной военной операции и их семей [16].
Таким образом, актуальность рассмотренной темы предопределяет социальную значимость выявления коллизий и пробелов в российском законодательстве о садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах, решения выявленных проблем и анализа предложений по совершенствованию норм, вызывающих вопросы или неоднозначное толкование.
Трудно не согласиться с мнением С.А. Ивановой, которая подчеркивает, что сфера правоотношений, возникающих в деятельности садоводческих и огороднических некоммерческих объединений, охватывает широкий спектр социальных, экономических и правовых отношений граждан [6, с. 111].
Несмотря на существенное попытки упорядочения деятельности СНТ реализация положений действующего специального закона сталкивается с рядом трудностей, вызванных непроработанностью существенных положений как самого ФЗ № 217-ФЗ, так и несогласованностью с законодательством в других отраслях права, затрагивающих корпоративные правоотношения в СНТ.
Список литературы:
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024)// Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301.
2. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть I).Or. 4766.
3. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 16.04.2024 № 484 // Собрание законодательства РФ.22.04.2024. № 17. Ст. 2338.
4. Серегина Т.С. Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества как вид товариществ собственников недвижимости // Гражданское право. 2019. № 4 (211). C. 79-86.
5. Евсикова Е.В. Актуальные проблемы судебного разрешения дел о садовых спорах (по материалам Республики Крым) // ГлаголЪ правосудия. 2022. №3 (29). С. 34 - 41.
6. Иванова С.А. Деятельность садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ: направления и границы совершенствования правового регулирования // Вестник экономической безопасности. 2022. №6. C. 111-116.
7. Более половины россиян заявило о желании навсегда переехать на дачу [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://realty.rbc.ru/news/ 645b7e669a79472f2c6436f4 (дата обращения - 04.10.2024).
8. На Дону доля участков СНТ, занятых под садоводство, снизилась втрое [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/7198763 (дата обращения - 04.10.2024).
9. Путин поручил включить в программу социальной газификации СНТ [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - URL:
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
https://www±ommersant.ru/doc/6535834?ysclid=mlwy7iqo5g283638829 (дата обращения - 04.10.2024).
10. Законом упрощён процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих и огороднических товариществ [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: www.kremlin.ru/acts/news/74614 (дата обращения -05.10.2024).
11. На даче круглый год. В Орловском областном Совете за круглым столом обсудили вопросы социальной газификации СНТ [Электронный ресурс] // Орловский областной Совет народных депутатов. - URL: https://oreloblsovet.ru/events/na-dache-kruglyiy-god-v-orlovskom-oblastnom-sovete-za-kruglyim-stolom-obsudili-voprosyi-sotsialnoy-gazifikatsii-snt.html (дата обращения - 05.10.2024).
12. Дачи в России: аномалия на 2 трлн рублей [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://realty.rbc.ru/news/6476ec349a7947f95b62a3fa (дата обращения - 04.10.2024).
13. Эксперты обсудили правовое регулирование земельно-имущественных отношений в СНТ [Электронный ресурс] // ИЗВЕСТИЯ. -URL: https://iz.ru/1602256/2023-11-08/eksperty-obsudili-pravovoe-regulirovanie-zemelno-imushchestvennykh-otnoshenii-v-snt (дата обращения - 04.10.2024).
14. Госуслуги садоводам [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация союз садоводов России. - URL: https://souz sadovodov.ru/news/glavnye-novosti/7167-gosuslugi-sadovodam (дата обращения -05.10.2024).
15. Поддержка садоводов стала задачей государственной важности [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация союз садоводов России. - URL: https://souzsadovodov.ru/new s/glavnye-novosti/7198-podderzhka-sadovodov-stala-zadachey-gosudarstvennoy-vazhnosti (дата обращения - 05.10.2024).
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
16. Самые злободневные и острые вопросы обсудили председатели садоводческих некоммерческих товариществ Ленинградкой области [Электронный ресурс] // Приозерские ведомости. - URL: https://priozerskvedomosti.ru/2024/04/03/самые-злободневные-и-острые-вопрос/?ysclid=m1wyn981vw172717641 (дата обращения - 05.10.2024).