Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
гражданство / иностранный гражданин / лицо без гражданства / правовой статус / citizenship / foreign citizen / person without citizenship / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев В. Л.

В настоящей статье рассмотрены некоторые проблемы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Обозначена проблема неразрешения въезда на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства в случае совершения ими двух и более административных правонарушений. Отмечена также проблема депортации иностранного гражданина, для производства которой необходимо знать о его местонахождение, что практически невозможно в течение определенного периода времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF LEGAL STATUTE OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP ON TERRITORY OF RUSSIAN FEDERATION

In the real article some problems of legal position of foreign citizens and persons are considered without citizenship on territory of Russian Federation. The problem of prohibition of entrance marks on territory of Russia of foreign citizens and persons without citizenship in case of commission by them two and more than administrative crimes. The problem of deportation of foreign citizen is marked also, for the production of that it is necessary to know at his location, that is practically impossible during the certain period of time.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.7

Румянцев В.Л. студент магистратуры Россия, г. Евпатория ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА

ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В настоящей статье рассмотрены некоторые проблемы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Обозначена проблема неразрешения въезда на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства в случае совершения ими двух и более административных правонарушений. Отмечена также проблема депортации иностранного гражданина, для производства которой необходимо знать о его местонахождение, что практически невозможно в течение определенного периода времени.

Ключевые слова: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, правовой статус.

Rumiantsev V. L. student of city council Russian Federation, Yevpatoria PROBLEM ASPECTS OF LEGAL STATUTE OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP ON TERRITORY

OF RUSSIAN FEDERATION Abstract: In the real article some problems of legal position offoreign citizens and persons are considered without citizenship on territory of Russian Federation. The problem of prohibition of entrance marks on territory of Russia of foreign citizens and persons without citizenship in case of commission by them two and more than administrative crimes. The problem of deportation of foreign citizen is marked also, for the production of that it is necessary to know at his location, that is practically impossible during the certain period of time.

Keywords: citizenship, foreign citizen, person without citizenship, legal status.

Российская Федерация, согласно конституционным нормам, позиционируется как демократическое федеративное правовое государство, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является его многонациональный народ (статьи 1, 3 Конституции России) [1]. При этом важное место отводится институту гражданства, который предусматривает подразделение населения на граждан страны, которые обладают российским гражданством, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся, временно или постоянно проживают на территории России.

Необходимость существования института гражданства вполне оправдано, поскольку процесс жизнедеятельности людей не статичен и миграционные процессы, вызванные теми или иными факторами,

присутствуют в каждом государстве. Для России этот момент особенно актуален в связи с ее огромной территорией, на которую прибывают представители иностранных государств со всех уголков мира. Это актуально также и для лиц, которые по каким-либо причинам вовсе не имеют гражданства.

В этой связи следует отметить, что каждое государство, в том числе и Россия, на законодательном уровне определяет правовое положение и статус населения, поскольку в его состав входят не только граждане своего государства, но граждане иностранных государства, а также лиц, не имеющие какого-либо гражданства. Каждая из этих категорий наделена своим правовым статусом, включающим перечень прав, свобод, обязанностей, разрешений, ограничений и запретов, и основу его составляет факт гражданства. В каждой стране существуют установленные законодательством различия в части регулирования правового положения собственных граждан и лиц, не являющихся гражданами этой страны, в том числе лиц, имеющих множественное гражданство. Вполне закономерно, что в своем государстве собственные граждане обладают наибольшей полнотой прав, свобод и обязанностей. Соответственно, правовой статус не граждан данного государства имеет ряд особенностей, их отличающих от местного населения.

Следует отметить, что в российском законодательстве понятия «неграждане» и «иностранец» не употребляются, несмотря на их активное оперирование в международном праве и законодательстве отдельных государств, а применяются понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Такое подразделение позволяет устанавливать определенные запреты и ограничения в отношении тех лиц, которые гражданами России не являются.

Особая специфика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства предопределена различными обстоятельствами.

Во-первых, «неграждане» страны априори не могут участвовать в решении отдельных наиболее значимых для государства вопросов, например, запрет на участие в выборах, на прохождение государственной службы, на учреждение политических партий и др.

Во-вторых, преступность, совершаемая иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России, негативным образом сказывается на поддержании уровня законности и правопорядка в стране. Так, согласно данным МВД России, за минувший 2018 год было зарегистрировано 38 598 преступлений, которые были совершены иностранными гражданами и лицами без гражданства. Из указанного числа 34 323 преступлений было совершено гражданами стран-участниц СНГ [7].

В-третьих, в последние годы в практике рассмотрения дел арбитражными судами достаточно большое распространение приобретают споры, рассматриваемые с участием иностранных лиц. Так, если в 2016 году арбитражными судами субъектов Федерации было рассмотрено 7 159дел с участием иностранных лиц, то в 2017 году- 10 304, а в 2018 году - 10 923.

Увеличение удельного веса иностранных лиц в экономической сфере неотвратимо ведет к конфликтам хозяйствующих субъектов разных государств [6].

В настоящее время существуют различные проблемы в разрезе вопроса о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти проблемы большей частью «технического» характера.

Свободно передвигаться в пределах территории России, согласно статье 11 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», но только обязан иметь документ, выданный ему в соответствии с законом [3]. Проблема состоит в том, что органы миграционного учета не смогут проверить законность пребывания иностранного гражданина до того, как он прибыл в новое место пребывания. При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности, проблемой становится его нахождение на территории России. Иностранного гражданина в России привлекают к административной ответственности только в том случае, если он нарушил сроки пребывания на территории Российского государства.

Согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, виза, выданная иностранному гражданину, определяет срок его пребывания в Российской Федерации. Без визы срок временного пребывания гражданина другого государства на территории России не может превышать девяносто суток. Чтобы продолжить свое пребывание в России, не имея гражданства, иностранный гражданин должен получить разрешение на временное проживание в России или заключить трудовой договор с работодателем.

За превышение иностранным гражданином времени нахождения на территории России, влечет за собой нарушение миграционного законодательства и, следовательно, привлечение к административной ответственности. Иностранного гражданина привлекают к административной ответственности согласно статье 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение правил пребывания в России[2].

За совершение двух административных правонарушений въезд на территорию России запрещается (пункт 11 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») [4]. Здесь возникают некоторые сомнения относительно соразмерности тяжести совершенного административного правонарушения и запрета на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на российскую территорию.

Указанный вопрос в 2018 году был предметом рассмотрения Верховного Суда России. Так, Серебренников СВ. и Ильченко ЛИ. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными решение УФМС России по Челябинской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию вотношении иностранного гражданина от 03.02.2016 г. и ответ Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области от 03.11.2016 г., устранив

препятствия для реализации прав на личную и семейную жизнь на территории России.В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что в 2016 году они заключили брак, но совместно они проживаюти ведут общее хозяйство с 2008 г. Ильченко Л.И., являющаяся гражданкой России, из -за серьезных заболеваний долгое время не работает, находится на иждивении Серебренникова СВ., у нее частично утрачена способность к самообслуживанию и самостоятельному передвижению, в связи с чем отсутствие Серебренникова СВ. на территории России поставит ее в сложное материальное положение, лишит его заботы и ухода. Кроме того, указали, что Серебренников СВ. по национальной принадлежности является русским, на территории Республики Узбекистан у него не имеется ни родственников, ни имущества. Совершенные им на территории России административные правонарушения (ст. 18.8 КоАП РФ) не носили общественно-опасного характера, штрафы оплачены.

Верховный Суд России подержал административное исковое заявление истцов указав, что суды, не должны ограничиваться установлением лишь формальных оснований применения закона, а должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными; в противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан [5].

Другой немаловажной проблемой является депортация иностранных граждан. Бывают случаи, когда срок проживания или временного пребывания на территории РФ сокращают. При сокращении срока временного пребывания или аннулировании разрешения на временное проживание, иностранный гражданин обязан выехать из России в течении 3 и 15 дней (статья 31 Федерального закона № 115-ФЗ). Иностранного гражданина депортируют, если он не выехал за определенный срок.

Осуществляет депортацию иностранных граждан федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции с его территориальными органами. Только руководством ФМС России принимается решение о депортации, начинают пересылать документы о депортации иностранного гражданина по почте, и эта процедура требует достаточно много времени. Для депортации иностранного гражданина необходимо всегда знать о его местонахождение, что практически невозможно в течение определенного периода времени. На территории России проживает много иностранных граждан и у многих возникают различного рода проблемы в отношении гражданства, но основной причиной возникновения проблем является несовершенство российского законодательства, который регулирует правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Разрешение вышеуказанных проблем позволит сделать более понятным правовое положение, правовой статусиностранных граждан и лиц без гражданства.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 (с изм. от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 09.06.2019) // СЗ РФ. - 2002. - №1(ч. 1). - Ст. 1.

3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // СЗ РФ. -2002. - №30. - Ст. 3032.

4. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. - 1996. - №34. - Ст. 4029.

5. Определение Верховного Суда России от 26.04.2018 г. №48-КГ18-6 [Электронный ресурс] // Верховный Суд России. - URL: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1650366 (дата обращения 28.05.2019).

6. Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Судебный Департамент при Верховном Суде России.

- URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4890 (дата обращения 28.05.2019).

7. Состояние преступности за 2018 год [Электронный ресурс] // МВД России.

- URL: Ы^://мвд.рф/героГз/йет/16053092/ (дата обращения 24.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.