Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1659
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
гражданство / иностранный гражданин / лицо без гражданства / правовой статус / citizenship / foreign citizen / person without citizenship / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев В. Л.

В статье представлены теоретические аспекты правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Определено понятие гражданства, его виды. Также раскрывается содержание понятий «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «апатрид», «бипатризм». Рассмотрены характеристики двойного и множественного гражданства. Затронута также проблема визового режима, существующая во взаимоотношениях России и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP IN RUSSIAN FEDERATION

In the article the theoretical aspects of legal status of foreign citizens and persons are presented without citizenship. The concept of citizenship, his kinds, is certain. Maintenance of concepts "Foreign citizen", "person without citizenship", "stateless person", "dual citizenship". Descriptions of dual and plural citizenship are considered. The problem of visa regime, existing in the mutual relations of Russia and Ukraine, is affected also.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.7

Румянцев В.Л. студент магистратуры Россия, г. Евпатория ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ

ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье представлены теоретические аспекты правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Определено понятие гражданства, его виды. Также раскрывается содержание понятий «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «апатрид», «бипатризм». Рассмотрены характеристики двойного и множественного гражданства. Затронута также проблема визового режима, существующая во взаимоотношениях России и Украины.

Ключевые слова: гражданство, иностранный гражданин, лицо без гражданства, правовой статус.

Rumiantsev V. L. student of city council Russian Federation, Yevpatoria LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND PERSONS WITHOUT CITIZENSHIP IN RUSSIAN FEDERATION Abstract: In the article the theoretical aspects of legal status of foreign citizens and persons are presented without citizenship. The concept of citizenship, his kinds, is certain. Maintenance of concepts "Foreign citizen", "person without citizenship ", "stateless person", "dual citizenship ". Descriptions of dual and plural citizenship are considered. The problem of visa regime, existing in the mutual relations of Russia and Ukraine, is affected also.

Keywords: citizenship, foreign citizen, person without citizenship, legal status.

Ежегодно в нашу страну въезжает большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства, цели прибытия которых абсолютно разные. Как правило, это связано с осуществлением трудовой деятельности, получением образования, участие в различных мероприятиях международного характера, а также получения убежища, покровительства и защиты. По данным Федеральной миграционной службы России, в 2018 году на миграционный учет было поставлено более 17 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 2 млн. превысило показатели 2017 года. Некоторые иностранные граждане и лица без гражданства пребывают в Россию на длительный срок пребывания и даже постоянного проживания. Так, за прошедший год миграционной службой было выдано более 268,2 тыс. разрешений на временное проживание и 191,4 тыс. видов на жительство. За прошедший год 269,3 тыс. лициз числа указанных категорий приобрели российское гражданство[12].

В этой связи следует подчеркнуть, что Конституцией России провозглашен национальный режим пребывания указанных категорий лиц, а основу их правового статуса образует часть 3 статьи 62 Основного закона, закрепляющая основополагающие правила о том, что в нашей стране они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены законодательством в отношении российских граждан, за исключением некоторых случаев, определенным международным договором или федеральным законодательством России[1]. Это обуславливает необходимость определения и более подробного рассмотрения содержания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в нашу страну и проживающих на ее территории, а также анализа установленных исключений, запретов, ограничений специальных правил, которые определены законодательством в отношении этих категории граждан.

К числу иностранных лиц по общераспространенному пониманию принято относить всех лиц, находящихся на территории определенного государства, но его гражданами не являющихся. Поэтому для определения таких категорий лиц в некоторых международно -правовых актах применяется понятие «неграждане». В зависимости от наличия у лица гражданства другого государства выделяют иностранных граждан, то есть лиц, которые имеют гражданство другой страны, и лиц без гражданства, то есть лица, вовсе не имеющие гражданства какого-либо государства. В российском законодательстве понятия «неграждане» и «иностранец» не употребляются, несмотря на их активное оперирование в международном праве и законодательстве отдельных государств, а применяются понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».

Трактовка указанных понятий представлена законодателем в Федеральных законах от 25.07.2002 г. №115 -ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (часть 1 статьи 2) (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ) и от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (статья 3) (далее - Федеральный закон №62-ФЗ):

- иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

- лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства[5, 6].

Разбирая содержание указанных понятий, необходимо учитывать, что в большинстве случаев они отождествляются в российском законодательстве. В частности, содержание части 2 статьи 2 Федерального закона №115 -ФЗ объединяет оба эти понятия, кроме случаев, когда в отношении лиц без гражданства федеральным правовыми нормами установлены специальные правила, отличные от тех, что применяются в отношении иностранных граждан.

Однако следует отметить, что статус иностранных граждан имеет отличительные особенности в сравнении со статусом лиц без гражданства. Иностранный гражданин по своему статусу имеет соответствующую правовую связь с тем государством, в котором имеет гражданство, он может пользоваться его покровительством и защитой. Кроме того, Россией заключен ряд международных договоров с иностранными государствами, которые могут содержать определенные преимущества в отношении граждан других государств, в том числе в вопросе пребывания и въезда на российскую территорию и пример тому - безвизовый режим. В свою очередь лица без гражданства, в связи с отсутствием у них состояния гражданства и, соответственно, принадлежности к определенному государству, таких преимуществ лишены, если, конечно, государство пребывания со своей стороны в одностороннем порядке их не предоставляет.

К слову сказать, что несмотря на конфликтную политическую ситуацию между Россией и Украиной, российские правила не требуют визы для въезда в Россию иностранных граждан из государств СНГ. Более того, гражданам бывших союзных республик, входящий в Таможенный союз (включая Киргизию и Украину, не являющихся членами Союза), для посещения нашей станы не требуется даже загранпаспорт. Ужесточение миграционного законодательства, произошедшее в 2015 году, коснулось лишь нескольких среднеазиатских стран, Азейрбаджана и Молдовы. Таким образом, въезд граждан Украины на территорию России не требует обязательного наличия заграничного паспорта[11].

Вопреки этому, с начала марта 2015 года изменились условия пересечения украинской границы для российских граждан, которые действуют и в настоящее время: россияне могут попасть на Украину только по загранпаспорту. Раньше между двумя странами действовало Соглашение о безвизовых поездках, позволявшее их гражданам путешествовать по общероссийским паспортам и свидетельствам о рождении. Украинцы же и сейчас могут въехать в нашу страну по внутреннему общегражданскому паспорту. Россия со своей стороны не ввела аналогичных ответных ограничений для граждан Украины. Въезд на Украину для россиян также возможен по некоторым другим документам: паспортам моряка; дипломатическим и служебным паспортам; летным удостоверениям. Въезд в страну для россиян по-прежнему безвизовый, но пребывание на территории Украины не может превышать 90 дней в каждом полугодии[12].Исключение сделано для жителей Луганской и Донецкой областей, которые могут пребывать в России 180 дней (Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1744) [7].

Ко всему вышесказанному следует добавить, что наряду с понятиями «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» в качестве синонимов употребляются такие понятия, как «иностранный подданный», «апатрид» и «аполид».

Понятие «иностранный подданный» используется в значении, схожем

по смыслу понятию «иностранный гражданин», то есть в отношении граждан иностранных государств и, как правило, стран с монархической формой правления, законодательство которых сохранило терминологию подданства[10, с. 76].

Апатрид, или аполид (от греч. ара^ и аpatridos/ароHs - лишенный родины, отечества, государства) - лицо, у которого отсутствует гражданство либо подданство какого-либо государства и которое не обладает доказательствами своей принадлежности определенному государству. Другими словами, понятия «апатрид» и «аполид» имеют то же значение, что и понятие «лицо без гражданства». Указанные термины применяются с целью обозначения лиц без гражданства, прежде всего, в международных актах, в частности, в Конвенции о статусе апатридов 1954 г., согласно которой «апатридом» признается лицо, не рассматриваемое в качестве гражданина какого-либо государства в силу его законодательства^].

Итак, основу правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства составляет критерий гражданства. Статья 3 Федерального закона №62-ФЗ гражданство определяет, как устойчивую правовую связь лица с Россией, состоящую в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иным гражданством является гражданство либо подданство иностранного государства.

С учетом критерия гражданства население РФ составляют:

1) граждане РФ;

2) иностранные граждане (иностранцы, иностранные подданные);

3) лица без гражданства (апатриды, аполиды).

Указанная классификация населения обладает весьма условным характером, так как не учитывает специфику статуса отдельных граждан на территории России. В частности, это бипатридов, то есть лиц, которые имеют гражданство нескольких государств.

Бипатризмом определяется особый правовой статус лица, сопряженный с пребыванием лица в одновременном гражданстве или подданстве двух или нескольких государств.

Двойным гражданством является наличие у лица одновременно гражданства двух и более государств, заключивших соответствующие международные соглашения об этом. Существование взаимной договоренности двух государств о том, что их граждане могут иметь двойное гражданство, позволяет взаимно регулировать вопросы, возникающие в процессе реализации прав и обязанностей, основанных на гражданстве. В рамках соглашений, как правило, регулируется порядок разрешения вопросов по определения правового статуса, реализацией социальных и политических прав, исполнением конституционных обязанностей и др. В этой связи двойное гражданство определяют также в качестве двойного урегулированного гражданства[9, с. 51].

В нашей стране, в соответствии с первой частью ст.62 Конституции России, российский гражданин может иметь двойное гражданство только в

случаях, определенных международным договором или федеральным законом России[8, с. 261].

Существование у российского гражданина второго гражданства, то есть принадлежности к какому-либо иностранному государству, не снижает и не ограничивает его права и свободы и не освобождает от тех обязанностей, которые вытекают из российского гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством России. Кроме того, учитывая положения Федерального закона №62-ФЗ, российский гражданин, имеющий двойное гражданство, российской стороной рассматривается только как гражданин России, если иное не вытекает из норм международного договора или федерального законодательства России.

Множественное гражданство («двойное неурегулированное гражданство», «второе гражданство») означает, что физическое лицо имеет одновременно гражданство двух и более государств при отсутствии по этому вопросу каких-либо международных договоренностей. В частности, Европейская конвенция о гражданстве множественное гражданство рассматривает, как одновременное обладание одним физическим лицом гражданством двух или более государств[2]. Положение человека, состоящего одновременно в гражданстве нескольких государств, в отношениях которых отсутствуют международные договоры по этому вопросу, может повлечь определенные негативные последствия, касающиеся сферы дипломатической защиты, прохождения военной службы, поступления на госслужбу, уплаты налогов и др.

Обязанность российского гражданина произвести уведомление российской стороны о том, что у него имеется также принадлежность к гражданству другого государства, предусмотрена ст.6 Федерального закона №62-ФЗ и состоит она в необходимости обращения в компетентные органы, а именно - в органы Федеральной миграционной службы России по месту жительства (пребывания либо фактического нахождения) в течение 60 дней со дня, когда было приобретено гражданств другого государства или когда получен документ, удостоверяющий право постоянного проживания в нем. Неисполнение указанной обязанности влечет уголовную ответственность, предусмотренную законодателем в статье 330.2 УК РФ[4].

С учетом сказанного, можно констатировать, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается государством пребывания посредством закрепления в законодательстве объема предоставляемых прав и свобод. В современных демократических государствах правовой статус иностранных граждан характеризуется прежде всего тем, что на них распространяются всеобщие права человека и подавляющее большинство прав, свобод и обязанностей граждан страны пребывания или проживания.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 (с изм. от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 1660): Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Конвенция о статусе апатридов: Заключена в г. Нью -Йорке 28.09.1954. -Действующее международное право. Т. 1. - М.: МНИМП, 1996. С. 230 - 243.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

5. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 29.03.2019) // СЗ РФ. - 2002. - №22. - Ст. 2031.

6. О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. - 2002. - №30. - Ст. 3032.

7. Об увеличении срока временного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1744 // СЗ РФ. - 2019. -№ 1. - Ст. 39.

8. Джалилова Э.Э. Основания возникновения двойного гражданства // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 11. - С.261-262.

9. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. В.В. Комарова. - М.: КНОРУС, 2017. - 280 с.

10. Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.