Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / БЕЖЕНЕЦ / АПАТРИД / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ИММИГРАНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайнулова Юлия Муслимовна

Статья посвящена исследованию вопросов правового статуса, защиты иностранных лиц и лиц без гражданства (ападридов), и проблемам, возникающим в связи с текущей международно-политической ситуацией и миграционными процессами. Проанализированы нормативно закрепленные гарантии и принципы, на которых базируется защита прав иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. В результате работы выявлены проблемы защиты прав данных категорий лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF STATELESS PERSONS AND FOREIGN NATIONALS

The article explores the issues of the legal status and protection of stateless persons (stateless persons) and foreigners living in Russia and the problems arising in connection with the current international political situation and migration processes. The statutory guarantees and principles on which the protection of the rights of foreigners and stateless persons is based have been analyzed. As a result of the work, the problems of protecting the rights of these categories of persons have been identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА И ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

К вопросу о защите прав лиц без гражданства и иностранных граждан On the protection of the rights of stateless persons and foreign nationals

Гайнулова Юлия Муслимовна

Бакалавр

Студент магистратуры 2 курса, Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, Москва julia12111990@mail.ru

Gainulova Iuliia

BA

2nd year Master's student, Saint Petersburg State University Russia, Moscow julia12111990@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена исследованию вопросов правового статуса, защиты иностранных лиц и лиц без гражданства (ападридов), и проблемам, возникающим в связи с текущей международно-политической ситуацией и миграционными процессами. Проанализированы нормативно закрепленные гарантии и принципы, на которых базируется защита прав иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. В результате работы выявлены проблемы защиты прав данных категорий лиц.

Annotation.

The article explores the issues of the legal status and protection of stateless persons (stateless persons) and foreigners living in Russia and the problems arising in connection with the current international political situation and migration processes. The statutory guarantees and principles on which the protection of the rights of foreigners and stateless persons is based have been analyzed. As a result of the work, the problems of protecting the rights of these categories of persons have been identified.

Ключевые слова: гражданство, беженец, апатрид, лицо без гражданства, иностранный гражданин, иммигрант.

Key words: citizenship, refugee, stateless person, persons without citizenship, foreigner, immigrant.

Проблемы защиты прав лиц без гражданства и иностранных граждан всегда стояли очень остро, на что указывают как неоднократные попытки регулирования данной области, предлагаемые отечественным законодателем (статьи 46, 62 Конституции РФ, ст. 398, 399 ГПК, ФЗ «О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве РФ»), так и международными актами (ст. 1 Устава ООН, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о статусе апатридов, Конвенция № 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения»). Создаются международные органы, которые ставят на обсуждение вопросы защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства: Комитет по правам человека ООН, Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации. Нельзя не отметить внимание и ученых к этому вопросу: часть исследователей отмечает взаимосвязь международно-правового и внутригосударственного регулирования (М.А. Лихачев [1]), часть — делает акцент на особенностях статуса иностранцев и лиц без гражданства в национальном законодательстве (П. Н. Кобец [2], В.А. Лимонцева, А. Е. Симонова [3]). За последнее десятилетие интерес к данным проблемам отнюдь не уменьшается. Одни из немногих работ, изданных за последнее десятилетие, посвященных рассматриваемой теме: «Актуальные вопросы международно-правового регулирования защиты лиц без гражданства» (А.Е. Симонова) [4], «Гарантии реализации гражданско-процессуальных прав иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях современного государства» (К. В. Череучук) [5], «Обеспечение прав

иностранных граждан в РФ: проблемные аспекты» (С.Ю. Андрейцо, Э.Х. Грипп, Ю. Х. Яхина) [6]. В данных статьях отмечается актуальность темы в связи с развитием государства в контексте мировой экономики и процессов глобализации. Однако ввиду последних событий [7] вопросы защиты прав лиц без гражданства и иностранных граждан приобретают особую актуальность. Некоторые правоведы и ранее отмечали необходимость осмысления проблем регулирования в данной области в связи с событиями на Украине [8]. Но в связи с выходом РФ из Советы Европы, отказа от исполнения решений ЕСПЧ, тенденции к изоляции от международных организаций и ухода от международных договоренностей [9], очевидно меняющейся внешнеполитической обстановки в мировом масштабе в целом, рассматриваемые вопросы, на наш взгляд, требуют особого переосмысления.

Устав ООН в ст. 1 провозглашает «уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 указывает: «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах». Помещая всеобщность и равенство прав в первые статьи своих актов, международные организации подчеркивают важность данных положений вне зависимости от юрисдикции, на территории которой находится человек. На всемирной конференции по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимости, подчеркивалось, что отличия в правовом статусе лиц в зависимости гражданства или его отсутствия в отношении неграждан — один из основных источников современного расизма, а также большинства причин нарушений прав человека в отношении данных категорий лиц, даже если эти отличия обусловлены объективными факторами (голосование и выборы, ведение государственных дел, допуск к государственной службе). Наличие отличий в политике по отношению к данным гражданам признано в итоге допустимым, однако общественность начала разрабатывать критерии, в каких пределах эти отличия возможны. Комитет по ликвидации расовой дискриминации подчеркнул, что хоть регулирование для таких категорий лиц может отличаться, но оно должно исключать дискриминацию по признаку наличия гражданства, в частности, скрытую (косвенную), а также рекомендовал странам предоставлять полную информацию в отношении национального законодательства о негражданах и о его применении. В настоящий момент Комитет по правам человека выработал общие рекомендации по вопросам допустимости и недопустимости различий в правовом статусе между гражданами и негражданами, и по вопросам защиты лиц, не являющихся гражданами страны пребывания [10].

Как можно заметить, международные организации и конференции используют понятие «неграждан», которое включает в себя беженцев и мигрантов, рабочих мигрантов, ищущих убежище лиц, национальные и этнические меньшинства. Данное родовое понятие охватывает как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. ФЗ «О гражданстве РФ» в ст. 3 выделяет как понятие иностранного гражданина: «Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства», так и понятие лица без гражданства (апатрида): «Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства». Поскольку основное регулирование защиты прав данных категорий лиц, как правило, в равной степени относится и к тем, и другим (ч. 3 статьи 62 Конституции РФ, ст. 398 ГПК РФ), представляется рациональным рассматривать обе категории одновременно. Несмотря на то, что известны исследования, которые, например, особое внимание уделяют вопросам регулирования защиты лиц без гражданства. Так, А.Е. Симонова в статье «Актуальные вопросы международно-правового регулирования защиты лиц без гражданства» указывает на различие в понимании ападридов как лиц без какого-либо гражданства вообще (вне зависимости от страны пребывания) в Советском энциклопедическом словаре и в российском законодательстве. Последнее рассматривает данную категорию лиц через взаимосвязь с

гражданством Российской Федерации, и предлагает не статистический критерий (по факту отсутствия гражданства страны пребывания), а динамический (путем доказывания наличия того или иного гражданства) [10].

Защита прав иностранных граждан и лиц без гражданства возможна как в суде, так и посредством внесудебных органов (государственных органов или же самостоятельно): гарантом обеспечения прав иностранных лиц является Прокуратура, которая путем осуществления государственного надзора за исполнением законности на территории РФ, принимает меры, направленных на восстановление нарушенных прав не только граждан Российской Федерации, но и, например, лиц без гражданства. Основной же формой гарантии прав является судебная. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 398 ГПК, иностранные граждане и лица без гражданство имеют равное с гражданами РФ право обращаться в суды Российской Федерации с целью защиты своих нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Однако судебная защита таких категорий лиц имеет ряд особенностей. Необходимо отметить, что охрана и защита прав неграждан зиждется на гарантиях и принципов, которые имеют нормативное закрепление. Принцип национального режима, одно из основных начал международного частного права, закреплен в ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом». В то время как национальный режим означает «приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам» [11], в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся сами иностранные граждане и организации [12]. Основным принципом также является принцип недискриминации, т.е. недопущения ограничения основных прав и свобод граждан (например, права на защиту в суде, участвовать в гражданском процессе на стороне третьего лица и пр.), которые находятся за границей. Так, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года в третьей главе провозглашает, что от граждан стран-участниц конвенции, имеющих место жительства в одном из таких государств и выступающих в судах другого из государств-участников в качестве истцов или третьих лиц, нельзя потребовать залога или обеспечения на основании того, что они являются иностранцами или же не имеют временного или постоянного места жительства в данной стране. Но исключением из принципа недискриминации, на наш взгляд, является механизм реторсий, закрепленный в ГПК и предусматривающий возможность Правительства РФ установить ответные ограничения в отношении иностранных лиц государств, в которых допускаются аналогичные ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (в ответ на недружественный акт другого государства).

В статье 5 Декларации о правах человека отражено положение, именуемое в гражданском процессе как принцип языка: «Иностранные граждане обладают правом на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом». В связке с возможностью бесплатно пользоваться услугами переводчика, исследователи также упоминают право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь [5] на тех же условиях, что и граждане страны пребывания. Если рассматривать принцип языка как выражение права на доступ к суду, то, нам представляется, что оба принципа в связке можно рассматривать как выражение более общего принципа национального режима. Нельзя не отметить, что если Декларация о правах и свобод отмечает право на бесплатную помощь переводчика в уголовных делах, то в части дел гражданского судопроизводства вопрос обстоит несколько сложнее, поскольку нет ясной регламентации в ГПК, в каком объеме и за чей счет такие услуги будут предоставлены. В случае с квалифицированной помощью также можно отметить некоторое неравенство, поскольку хоть иностранные

граждане и вправе иметь представителей, причем как в лице российских граждан, так и иностранных. Однако согласно части 5,6 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», во-первых, адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной РФ. Во-вторых, адвокаты иностранных государств, которые осуществляют адвокатскую деятельность на территории РФ, должны находиться в специальном реестре. В ином случае осуществлять адвокатскую деятельность запрещено.

Регулирование допускает конкуренцию личного закона и принципа территориальности. Согласно ч. 1 ст. 399 ГПК, гражданская процессуальная правоспособность иностранного гражданина определяется на основании «личного закона». Однако лицо, которое на основе личного закона не является процессуально дееспособным, тем не менее, может быть на территории РФ процессуально дееспособным, если оно по российскому законодательству обладает процессуальной дееспособностью, согласно п. 5 указанной статьи.

К особенностям судебной защите прав неграждан также следует отнести возможность нескольких способов уплаты государственной пошлины иностранными лицами (через счета иностранных лиц в банках, расположенных на территории РФ, со счетов уполномоченных представителей - резидентов РФ, с иностранных счетов лица), возможность пользоваться процессуальными льготами (освобождение от уплаты судебных издержек).

Таким образом, как мы видим, вопреки заявленным принципам и гарантиям, в части вопросов защиты нарушенного права невозможно говорить о равенстве иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами РФ. С одной стороны, часть законов просто не урегулирована, а часть допускает ограничения не только в сравнении с правами граждан РФ, но и с иными иностранными гражданами. С другой стороны, на иностранных лиц распространяются не только единые принципы ГПК, но и специализированные принципов, которые предусмотрены, к примеру, международными правовыми актами (принцип применения «личного закона»). Однако вопрос о специализированных принципах в связи с текущей внешнеполитической обстановкой будет требовать к себе особого внимания и, как мы полагаем, демонстрировать как отечественным ученым, так и зарубежным необходимость сотрудничества и диалога даже в условиях непростой внешнеполитической ситуации. За рамками исследований не должны оставаться и те проблемы, которые были ранее. Как утверждают С. Ю. Андрейцо, Э. Х. Грипп, Ю. Х. Яхина: «Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан лежат не столько в законодательстве, сколько в правоприменительной практике» [6]. Однако, как мы увидели, некоторые противоречия и неурегулированность существует в самом законодательстве. До тех пор, пока проблемы в законодательстве не разрешены, невозможно требовать от практики решений, которые будут устраивать всех.

Список используемой литературы:

1. Лихачев М.А. Правовой статус личности как воплощение взаимодействия внутригосударственного и международно-правового регулирования // Российский юридический журнал. № 2. 2010. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. Дата последнего обращения 24.06.2022 г.

2.Кобец П.Н. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества // Конституционное и муниципальное право. № 1. 2004. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. Дата последнего обращения 24.06.2022 г.

3.Лимонцева В.А., Симонова А.Е. К вопросу о справедливости в правоприменении. Международные и внутригосударственные правовые аспекты защиты прав // Закон и право. 2017. Т.12. № 12. С. 25.

4.Симонова А.Е. Актуальные вопросы международно-правового регулирования защиты лиц без гражданства. Международный журнал конституционного и государственного права. 2018/3. С. 75—78.

5.Череучук К. В. Гарантии реализации гражданско-процессуальных прав иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях современного государства. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 174-178.

6.Андрейцо, С. Ю., Грипп, Э. Х., Яхина, Ю. Х. Обеспечение прав иностранных граждан в РФ: проблемные аспекты // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 174-179.

7.В РФ не будут исполняться решения ЕСПЧ, принятые после 15 марта 2022 года // Информационное агентство «Интерфакс». - [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/845074. Дата последнего обращения 24.06.2022 г.

8.Андрейцо С.Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (77) 2018. - Стр. 47-50.

9. Отечественный аналог ЕСПЧ вряд ли возможен // Интернет-сайт издания «Новая газета». -[Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/politics/2022-03-16/3_8392_analogue.html Дата последнего обращения 24.06.2022 г.

10. Симонова А.Е. Актуальные вопросы международно-правового регулирования защиты лиц без гражданства. Международный журнал конституционного и государственного права. 2018/3. С. 77.

11.Богусловский М.М. Международное частное право: Учебник. - 5-е изд. М., Юристъ, 2006. - 342с.

12.Халилова К.Ф. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в международном частном праве // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. - 66с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.