УДК-342.7
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курский институт государств енной и муниципальной службы
А.В. ЦЫГАНКОВ
e-mail: [email protected]
В данной статье на основе анализа разнообразных правовых источников исследуются основные проблемы законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Особое внимание уделено рассмотрению понятийного аппарата данного законодательства. Автор вносит предложения, связанные с систематизацией основных проблем законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранный гражданин; лицо без гражданства; проблема; пробел; противоречие; правовое положение; Российская Федерация; законодательство.
Проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства имеют общественную значимость в современной России в силу ряда причин. Одной из них является ситуация, сложившаяся на российском рынке труда в связи с происходящими демографическими и миграционными процессами.
С одной стороны, в соответствии со средним вариантом прогноза Федеральной службы государственной статистики в ближайшие два десятилетия в Российской Федерации численность населения в трудоспособном возрасте будет неуклонно снижаться. К 2031 г. данный показатель составит 76175,6 тыс. чел., что на 10295 тыс. чел. меньше, чем ожидается к 2012 году1. Подобная ситуация может вызвать дефицит рабочей силы, а следовательно возрастет потребность в иностранных работниках.
С другой стороны, следует отметить, что значительное число иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляют незаконно трудовую деятельность на территории России. Согласно различным оценкам, объем нелегальной иностранной рабочей силы в нашей стране составляет от 5 до 15 млн. чел. При этом нужно учитывать, что нелегальная миграция, в том числе и трудовая, способна оказывать существенное негативное влияние на национальную безопасность России, порождая угрозы ее экономическим основам, а также общественному порядку и социальной стабильности.
Законодательство Российской Федерации, регламентирующее правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, подвержено частым изменениям. Практика его применения, вопреки конституционным предписаниям о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), отличается противоречивостью.
Все вышесказанное предопределяет потребность в комплексном научнотеоретическом исследовании особенностей правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в современной России, ориентированном на выявление основных проблем в этой сфере, а также на подготовку предложений по их разрешению.
Начиная рассмотрение основных проблем действующего отечественного законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, обратим внимание на следующее. Некоторые исследователи, и в частности Е.С. Самарина, отмечают, что продолжают оставаться недостаточно исследованными основные понятия, раскрывающие правовое положение данных лиц, не изучены внутренние линии между ни-
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn3.htm.
ми, не выработан единый терминологический подход2. Вместе с тем, важно учитывать, что понятийный аппарат вышеуказанного законодательства имеет крайне важное значение. Помимо всего прочего, он позволяет точнее определять конкретные субъекты, на которые распространяются соответствующие правовые нормы.
Начнем с того, что обратимся к легальному определению понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», которые даны в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»3. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Важно отметить, что в юридической литературе по отношению к рассматриваемым нами лицам довольно часто употребляется понятие «иностранец». Как отмечает Ю.В. Герасименко, в научных изданиях и учебном обиходе термин «иностранец» используется в разных значениях — в широком и узком. В широком значении «иностранцы» — это все те лица, которые не являются гражданами государства пребывания, а в узком — лица, находящиеся на территории страны, но имеющие гражданство другого государства. При этом автор обращает внимание, что мнение о рассмотрении понятия «иностранец» как родового понятия, охватывающего две категории лиц: «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», распространилось после принятия Конституции СССР 1977 года.
В тексте Конституции в результате некой технико-юридической погрешности, допущенной законодателем, термин «иностранец» использовался для краткого обозначения иностранных граждан и лиц без гражданства4.
Проведенное нами исследование современной отечественной юридической литературы показывает, что имеются как сторонники широкого значения5 понятия «иностранец», так и узкого6. Есть все основания поддержать мнение Ю.В. Герасименко: «... между иностранными гражданами и лицами без гражданства имеются юридически значимые различия, которые не позволяют описать их единым термином «иностранцы». В свою очередь, понятия «иностранный гражданин» и «иностранец» должны считаться полностью идентичными и взаимозаменяющимися»7.
В действующем российском законодательстве федерального уровня также встречается употребление термина «иностранец», например, в п. 134 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации8. При этом можно лишь только догадываться, в каком значении он употребляется, поскольку оговорка на этот счет, равно как и само определение термина «иностранец», в нормативных правовых актах отсутствует. Исходя из этого, считаем необходимым закрепить на законодательном
2 Самарина Е.С. Эволюция дефиниции «иностранец» в российской правовой системе / Е.С. Самарина //Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 2. — С. 132.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.
4 Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. — С. 21—23.
5 См., напр.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ,
2007. С. 699; Васильева Н.В. Политические права иностранных граждан в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.— С. 19; Оганесян А.Л. Гражданская правосубъектность иностранных граждан и лиц без гражданства по Российскому законодательству: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. — С. 10.
6 См., напр.: Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — С. 104; Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. — С. 26; Яковлева Е.В. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации и странах англо-саксонской системы права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. — С. 18.
7 Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. — С. 27.
8 См.: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 158 «Об утверждении правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации» //Российская газета. 2003. 25 января; 31 мая.
уровне определение термина «иностранец» (в узком его значении) и привести в соответствие с его значением положения действующих нормативных правовых актов, в которых применяется данный термин.
При всем вышесказанном хотим обратить внимание на то, что в действующем российском законодательстве многие нормы, применяемые в отношении иностранных граждан, распространяются и на лиц без гражданства. Поэтому для того, чтобы исключить постоянное употребление в нормативных правовых актах взаимосвязанных понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», существует необходимость их объединения.
Отметим, что такую необходимость осознает и законодатель. Им предлагается весьма оригинальный прием. В п. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закреплено, что в целях данного Закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»9 и в некоторых других нормативных правовых актах.
Таким образом, законодатель объединяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», при этом избегая применения неоднозначного термина «иностранец». Вместе с тем данный прием имеет достаточно существенный недостаток. В процессе толкования и применения соответствующего законодательства могут возникнуть затруднения при определении того, когда термин «иностранный гражданин» применяется как объединяющий, а когда исключительно в непосредственном своем значении.
Обратим внимание, что свои точки зрения по рассматриваемому вопросу высказывают и некоторые исследователи. Так, Ю.В. Герасименко, подчеркивая наличие у рассматриваемых нами лиц такого юридического признака, как отсутствие российского гражданства, считает вполне правомерным объединение иностранных граждан и лиц без гражданства для их единого обозначения в одну общую категорию лиц. Он предлагает введение собирательного термина «лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации»10. Говоря об этом мнении, Н.В. Васильева справедливо отмечает, что данный собирательный термин является слишком сложной и громоздкой конструкцией с позиции правил законодательной техники11. Вместе с тем считаем, что в юридической литературе вполне возможно использовать обобщающий термин «лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации».
Достаточно интересна позиция тех авторов, которые считают целесообразным применение в российском законодательстве единого термина, связанного с обобщением понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» такого, как «неграждане»12. Отметим, что некоторые исследователи уже используют в своих работах термин «неграждане»13. Обратим внимание, что в действующем отечественном законодательстве данный термин встречается крайне редко и только в тех нормативных правовых актах, которые, так или иначе, связаны с прибалтийскими государствами и их законодательством14.
9 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 30. Ст. 3285.
10 Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис.... докт. юрид. наук. М., 2003. — С. 29—30.
11 Васильева Н.В. Политические права иностранных граждан в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.— С. 18—19.
12 См. напр.: Кручинин А.С. Совершенствование понятийного аппарата конституционного права: к вопросу определения понятия «неграждане» / А.С. Кручинин // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 4. С. 6—7; Яковлева Е.В. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации и странах англо-саксонской системы права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. — С. 18.
13 См. напр.: Вискулова В.В. Правовое регулирование статуса иностранных граждан в Российской Федерации (на примере Амурской области, Хабаровского и Приморского краев). Благовещенск, 2006. С. 3, 126.
14 См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 25. Ст. 2959.
В целом отметим, что использование обобщающего термина «неграждане» довольно спорно, как минимум, по трем причинам. Во-первых, применение данного обобщающего термина по отношению к иностранным гражданам неправомерно, так как они являются гражданами (подданными), но только иностранных государств. Таким образом, если и применять такой термин, то он должен быть несколько изменен, а именно на «неграждане Российской Федерации».
Во-вторых, термин «неграждане» в общественном сознании имеет ярко выраженный негативный социальный оттенок. Это связано с позицией законодательства прибалтийских стран, которые используют его в правоограничительных целях, нередко принимая решения вопреки общепризнанным принципам и нормам международного права.
Наконец, в-третьих, данный термин может пониматься иным образом, как тождественный обозначению только лиц без гражданства.
С целью объединения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» нами предлагается использование в законодательстве обобщающей терминологической конструкции «иностранцы и апатриды». При этом важно учитывать, что ее использование возможно только после законодательного закрепления определения термина «иностранец» (в узком его значении) и приведения в соответствие с его значением положений действующих нормативных правовых актов, в которых применяется данный термин. Кроме того, необходимо закрепить на законодательном уровне понятие «апатрид» как полностью взаимозаменяемое по отношению к понятию «лицо без гражданства».
Далее отметим, что Л.В. Андриченко, рассматривая проблемы развития законодательства в сфере миграции, подчеркивает, что в регулировании миграционных отношений значительная роль отводится подзаконным нормативным правовым актам. По данному поводу она пишет: «. в немалой степени такое положение в правовой основе регулирования миграционных отношений обусловлено, на наш взгляд, и юридически уязвимым содержанием действующих законов в данной области отношений, стремлением законодателя уйти от регламентации ряда конкретных вопросов обеспечения и защиты прав мигрантов. В том числе это осуществляется и путем включения в содержание текста закона большого количества отсылочных норм к актам подзаконного уровня»15. Исследователь добавляет, что излишнее количество таких отсылочных норм порождает ряд существенных проблем при реализации закона. Во-первых, возникает ситуация прямой зависимости действия закона от сроков принятия, а иногда и содержания текста подзаконных актов. Это означает, что само по себе принятие закона является недостаточным для осуществления правового регулирования возникающих миграционных отношений, и, пока не создана соответствующая закону подзаконная база, закон фактически не будет работать, даже если юридически он и вступил в силу. Во-вторых, при такой ситуации нередко происходит искажение содержания норм законов в актах подзаконного уровня, когда подзаконным актом, по существу, корректируется содержание закона16. Помимо всего вышесказанного, обозначенная ситуация способствует в том числе и отсутствию приемлемой систематизации соответствующего законодательства.
Приведем примеры вышесказанного. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации»17 было принято почти через полгода после вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Безусловно, такое положение дел абсолютно неприемлемо.
Обратим внимание и на Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»18. В п. 31 данных Правил закреплены условия выдачи разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы:
15 Андриченко Л.В. Проблемы развития законодательства Российской Федерации в сфере миграции/Л.В. Андриченко//Юстиция. 2007. № 1. — С. 126
16 Там же. — С. 126—127.
17 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 13. Ст. 1240.
18 Там же. 2006. № 47. Ст. 4911.
1) достижение лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, 18летнего возраста;
2) привлечение рассматриваемых лиц к трудовой деятельности работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников;
3) отсутствие в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также оснований для невыдачи или аннулирования уже выданного разрешения. Перечень данных оснований закреплен в ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Отметим, что согласно пп. 4 п. 9 данной статьи рассматриваемое разрешение не выдается, а выданное разрешение аннулируется в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства представили поддельные или подложные документы либо сообщили о себе заведомо ложные сведения. Профессор Т.Я. Хабриева справедливо отмечает, что это не то же самое, что недостоверные и искаженные сведения19.
Профессор Т.Я. Хабриева обращает внимание также на неполноту, пробельность, противоречивость законодательства, относящегося к сфере миграции20. Например, в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» рассматриваемые лица имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с данным Законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Согласно п. 2 той же статьи рассматриваемого Закона, временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Вместе с тем ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации21 закрепляет: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Таким образом, можно говорить об определенном противоречии п. 2 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Конституции Российской Федерации, равно как и о противоречии п. 1 и п. 2 ст. 11 рассматриваемого Закона друг другу.
Обратим внимание на отдельные обязанности работодателя и заказчика работ (услуг), пригласивших иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Согласно подпунктам 7 и 8 п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) обязаны:
— направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
— направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Анализируя отдельно первую обязанность, С.Г. Трифонова отмечает, что, налагая на работодателя и заказчика работ (услуг) обязанность представить вышеобозначенную информацию, в Законе не установлена ответственность за ее непредоставление. Таким
19 Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2006. № 7. — С. 8.
20 Хабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения / Т.Я. Хабриева // Миграционное право. 2006. № 1. — С. 13.
21 Российская газета. 1993. 25 декабря.
образом, по сути создана основа для произвола со стороны указанных лиц22. Аналогичная ситуация прослеживается и применительно ко второй обязанности из обозначенных нами выше.
Следует обратить внимание на еще одну важную проблему рассматриваемых нормативных правовых актов. В частности, на отсутствие в законодательстве о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства норм, предусмотренных отдельными международными актами. На наш взгляд, одним из ярких примеров подобного может служить заключенный 25 декабря 1998 г. в Москве между Россией и Белоруссией Договор о равных правах граждан и ратифицированный Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан»23.
Рассматриваемый Договор предусматривает предоставление гражданам Белоруссии в нашей стране ряда прав и свобод в таком же объеме, как и гражданам Российской Федерации (ст. 1-8). Кроме того, ст. 9 Договора обязывает договаривающиеся стороны в течение 1999 г. привести действующее законодательство в соответствие с указанным Договором.
Рассматривая данную ситуацию, Е.В. Яковлева отмечает, что поскольку Договор между Россией и Белоруссией о равных правах граждан предусматривает обязанность государств внести соответствующие изменения в действующее законодательство в целях реализации норм данного Договора, последние не могут применяться до принятия названных изменений. При этом исследователь подчеркивает, что ни Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ни иные действующие федеральные законы не содержат норм, закрепляющих за гражданами Белоруссии прав и свобод, предусмотренных рассматриваемым Договором24.
В заключении отметим следующее. В настоящее время законодательство Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства является не вполне совершенным. Можно выделить четыре основные группы проблем, касающихся его содержания. Это:
— проблемы понятийного свойства;
— проблемы дисбаланса законодательного и подзаконного регулирования исследуемой сферы отношений, порожденные помимо прочего излишним использованием отсылочных норм;
— проблемы неполноты, пробельности и противоречивости указанного законодательства;
— проблемы непоследовательного законодательного учета международных договоренностей.
С целью устранения проблем понятийного аппарата законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства представляется необходимым решить две первоочередные задачи. К таким задачам нами отнесены:
1) закрепление на законодательном уровне определения термина «иностранец» (в узком его значении) и приведение в соответствие с его значением положений действующих нормативных правовых актов, где он применяется;
2) научная разработка и последующее законодательное закрепление термина, объединяющего понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», отличающегося от таких терминов, как «иностранцы», «лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации», и «неграждане». В качестве варианта решения последней задачи нами предлагается обобщающая терминологическая конструкция «иностранцы и апатриды».
22 Трифонова С.Г. Некоторые ограничения, связанные с реализацией иностранными гражданами права на осуществление экономической деятельности // Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2004. — С. 159.
23 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2215.
24 Яковлева Е.В. К вопросу о необходимости законодательного закрепления понятия «иностранный гражданин — гражданин Союзного государства» / Е.В. Яковлева // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 2. — С. 7.
Список литературы
1. Aвакьян GA. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 643 c.
2. Aндриченко Л.В. Проблемы развития законодательства Российской Федерации в сфере миграции / Л.В. Aндриченко // Юстиция. 2007. № 1. — С. 121-141.
3. Балашова НА. Механизм реализации правового положения иностранных граждан в России: теория, практика, перспективы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. С.-Пб., 2005. — 24 c.
4. Басик В.П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 320 c.
5. Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. — 47 с.
6. Васильева Н.В. Политические нрава иностранных граждан в Российской Федерации (Конституционно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. — 26 с.
7. Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (вопросы теории и практики): автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2003. — 43 с.
8. Корсик KA. Теория, практика и проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации (опыт сравнительно-правового исследования): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. — 42 c.
9. Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. — 24 с.
10. Кручинин A.G Проблемы реализации конституционно-правового статуса неграждан в законодательстве Российской Федерации (часть 1) / A.G Кручинин // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 3. — С. 9-11.
11. Кручинин A.G Проблемы реализации конституционно-правового статуса неграждан в законодательстве Российской Федерации (часть 2) / A.G Кручинин // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 4. — С. 5-7.
12. Кручинин A.G Совершенствование понятийного аппарата конституционного нрава: к вопросу определения понятия «неграждане» / A.G Кручинин // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 4. — С. 4-7.
13. Плюгина И.В. Конституционные основы правового регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации: Aвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. — 24 с.
14. Самарина E.G Эволюция дефиниции «иностранец» в российской правовой системе / E.G Самарина // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 2. — С. 132-137.
15. Xабриева Т.Я. Миграционное нраво как структурное образование российского нрава / Т.Я. Xабриева // Журнал российского нрава. 2007. № 11. — С. 3-16.
16. Xабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования / Т.Я. Xабриева //Журнал российского нрава. 2006. № 7. — С. 3-12.
17. Xабриева Т.Я. Правовая политика государства в сфере миграции населения / Т.Я. Xабриева//Миграционное нраво. 2006. № 1. —С. 9-14.
18. Шерстобоев О.Н. Законодательство о правовом положении иностранных граждан / О.Н. Шерстобоев //Российский юридический журнал. 2008. № 5. — С. 59-63.
19. Яковлева E-В. К вопросу о необходимости законодательного закрепления понятия «иностранный гражданин — гражданин Союзного государства» / E-В. Яковлева // Конституционное и муниципальное нраво. 2009. № 2. — С. 6-9.
20. Яковлева E-В. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации и странах англо-саксонской системы нрава: Aвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,
2008. — 29 c.
TO THE MAIN PROBLEMS OF THE LEGISLATION, LEGAL STATUS OF FOREIGNERS AND PERSONSWITHOUT CITIZENSHIP IN RUSSIAN FEDERATION
A.V.TSYGANKOV
Kursk Institute ofState and Municipal Service e-mail: [email protected]
This article is based on the analysis of various legal sources. The author researches the main problems for the legislation, about legal status of foreign- ers and persons without stateless in Russian Federation. The author pays at- tention to the consideration of the conceptual device this legislation. The au- thor concerns the ordering the main problems of the legislation, about legal status of foreigners and persons without stateless in Russian Federation.
Key words: foreigner; person without stateless; problem; blank; contra- diction; legal status; Russian Federation; legislation.