Научная статья на тему 'Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации'

Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5310
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СТАТУСА / STRUCTURE / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / FOREIGN CITIZEN / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / STATELESS PERSON / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / NATURAL PERSON / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / LEGAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаглоева Л. А.

В данной статье рассмотрено понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ. При изучении проблемы исследованы нормативная база и структура правового статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the legal status of foreign citizens and stateless citizen in the Russian Federation

This article discusses the concept of the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. In the study of the problem we studied the regulatory framework and the structure of the legal status.

Текст научной работы на тему «Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации»

Л.А. ГАГЛОЕВА доцент кафедры обще юридических и правовых дисциплин ЧОУ ВО «Институт экономики и управления» г. Пятигорск*

Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать - постоянно и временно - много иностранных граждан и лиц без гражданства.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и на иных федеральных законах. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами Российской Федерации.

Правовое положение личности, или иначе говоря, юридический статус человека и гражданина в обществе и государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно - правовой институт. Именно правовой статус является основополагающим критерием урегулирования взаимоотношения государства и иностранного гражданина как личности с определенным объемом прав обязанностей и ответственностей. Каждый человек является субъектом правового обращения, как в целом, так и во всех его отдельных отраслях. Поэтому, под правовым положением человека понимаются его основы, говоря другими словами, «конституционный статус», «конститу-

* Л.А. Гаглоева, е-таН: [email protected]

ционное положение» . Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин определяют правовое положение человека и гражданина, как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений2.

Структура конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, не отличается от структуры конституционно-правового статуса российских граждан и включает в себя следующие элементы: права, свободы и обязанности индивида. Государственная принадлежность лица (институт гражданства (подданство)) влияет исключительно на объем правоспособности определенного индивида: либо увеличивает перечень предоставляемых определенному лицу прав, свобод и обязанностей, либо, соответственно, его уменьшает.

Понятие «правовое положение иностранных граждан», а также «конституционно-правовой статус иностранных граждан» имеют законный смысл для тех из них, которые на законных основаниях находятся на территорий Российской Федерации, (в предоставлении разрешения на проживание может быть отказано лишь в строго определенных случаях в, частности, если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иным образом создают угрозу безопасности РФ или гражданам РФ).

Н.А. Богданова конституционно-правовой статус условно разделила на нормативный и фактический. По её мнению нормативный конституционно-правовой статус указывает на закрепленное на соответствующем правовом уровне правовое положение субъекта конституционного права, а под фактическим статусом «...понимается реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного

3

права в конкретных социально-политических условиях» . Также Богданова Н.А. ввела понятие доктринального статуса, представляющего собой теоретическую конструкцию, соединяющую нормативные характеристики, тео-

1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997, с. 27-28.

2 Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995, с. 151-152.

3 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России, с. 27-28.

ретические представления и реальную практику реали-

-1

зации правовых установлении .

Ознакомившись с позицией авторов, исследовавших понятие конституционно- правового статуса, мы пришли к выводу, что большинство из них считают понятия «правовое положение» и «конституционный статус» синонимами.

Рассматривая различные подходы к изучению элементов правового статуса личности или, можно увидеть, что авторы, в основном, к структуре статуса относят совокупность прав, свобод и обязанностей - такой позиции придерживается в частности Л.Д. Воеводин, который отметил, «что все составные элементы правового статуса личности можно выразить: в форме прав, свобод и обязанностей», в гражданстве, в гарантиях и юридической ответственности.

Некоторые авторы в структуру правового статуса личности включают и такой элемент как функции. Венгеров А.Б. определяет функцию как «направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение».

Богданова Н.А. выделила следующие четыре элемента, характеризующие конституционно-правовой статус субъекта конституционно-правовых отношений: место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение; общая правоспособность, как основание для включения в конституционно-правовые отношения; права и обязанности или компетенция и ответственность; гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов конституционного права.

Проанализировав позиции разных авторов, приходим к выводу, что правовое положение личности в науке - это правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся совокупностью прав и свобод, обязанностей и гарантий. Рассматривая оба статуса, и статус иностранного гражданина и статус лица без гражданства, мы должны исходить, прежде всего, из определений российского законодательства. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физи-

1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России, с. 27-28.

ческое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства1. В соответствии с ФЗ «О гражданстве РФ» иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской

Федерации и не имеющее доказательства наличия граж-

2

данства иностранного государства .

Между лицами без гражданства и гражданами иностранных государств (иностранцами) существует юридически обоснованное разграничение. Оно вызвано тем, что апатрид (лицо без гражданства) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законами государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается, и возникает новая связь с тем государством, где апатрид оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они не только подчиняются правопорядку страны пребывания, но и сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан, как граждан определенного государства, существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от нахождения данных граждан.

1 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 №115 ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3032.

2 О гражданстве: федеральный закон РФ от 31.05.2002. №62-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, №22, ст. 2031 .

Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту, как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане данного государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например, правом на формирование органов государственной власти, и, соответственно, несут ряд обязанностей, например, обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого-либо гражданства в отношении любого государства.

Объем прав и обязанностей иностранных граждан почти приравнивается к объему прав и обязанностей граждан РФ. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию и законодательство РФ; могут работать на общих основаниях с гражданами РФ; имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, образование; могут вступать в различные общественные объединения; им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища; они не обладают избирательными правами; не могу занимать государственные должности; не несут воинской обязанности; допускается их передвижения по территории РФ и выбор места жительства; при совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Лицам без гражданства посвящены Конвенции о статусе апатридов 1954 г.1 и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.2.

В преамбуле к Конвенции 1954 г. её принятие объясняется желанием урегулировать и улучшить на

1 Конвенция о статусе апатридов. Конвенция принята 28.09.1954 Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с Резолюцией 526 A (XVII) Экономического и Социального Совета от 26.04.1954 // Действующее международное право. Т.1.М., 1996, с. 230-243.

2 Конвенция о сокращении безгражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996, с. 247-255.

основе международного договора положение апатридов с учетом того, что статус многих из них не охватывается Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. (статус беженца мы рассмотрим далее). Под термином «апатрид» в Конвенции 1954 года подразумевается лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона. В общем, апатридам предоставляется статус, приравнивающий их с иностранными гражданами. Положениями Конвенции 1954 г. регулируются различные вопросы, затрагивающие жизненно важные вопросы статуса личности: брак, вещные и исключительные права, право на создание ассоциаций, вопросы образования, трудовые и социальные права.

Конвенция 1961 г. предусматривает меры, позволяющие существенно ограничить ситуации, приводящие к безгражданству:

- каждое договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства;

- если закон договаривающегося государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе (заключения брака, прекращения брака, признания или усыновления), такая утрата гражданства ставится под условие приобретения другого гражданства;

- договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства, если это делает его апатридом;

- рождение на судне или воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого плавает это судно или в котором зарегистрирован этот воздушный корабль.

Некоторые авторы полагают, что под правовым режимом (статусом) иностранного гражданина или лица без гражданства следует понимать совокупность прав, предоставляемых этим лицам и обязанностей, возлагаемых на них в стране пребывания. Основой статуса иностранного гражданина и лица без гражданства следует считать международные акты, закрепляющие правовой статус человека и гражданина. Так, в ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года указано: «1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в

пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. 3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами. 4. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну». В ст. 13 этого же документа указано, что «Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами». Соответственно, данные положения напрямую влияют и на внутренние акты, в том числе и на ч.3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранцам и лицам без гражданства в Российской Федерации предоставляется национальный режим. Из конституционного правила следует, что любое отклонение от национального режима возможно лишь на основе федеральных законов. То есть любое уменьшение или увеличение объема прав для иностранцев является неправомерным. Надо сказать, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

Таким образом, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства при ряде общих черт - не одно и то же. Существующие различия касаются коренной позиции - прав и обязанностей лица по отношению к своему государству: у иностранных граждан - это государство, которое наделило их гражданством, а у лиц без гражданства такого государства попросту нет. Следова-

тельно, лица без гражданства - это особая категория лиц, правовое положение которых должно регулироваться в особом порядке.

От понятия «правовое положение», «правовой статус» следует отличать понятие «правовой режим», которое обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Это такие общие принципы права, как «недискриминация» и «равенство». Под индивидуальным статусом иностранца и лица без гражданства понимается статус отдельного гражданина и совокупность предоставленных ему прав, а также возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей имеют подвижный характер и изменяются под влиянием многих обстоятельств.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе:

- общепризнанных принципов и норм международного права;

- международных договоров;

- права страны гражданства (страны места жительства) лица;

- права страны его пребывания.

Гаглоева Л.А. Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации. В данной статье рассмотрено понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ. При изучении проблемы исследованы нормативная база и структура правового статуса.

Ключевые слова: Правовой статус, структура правового статуса, иностранный гражданин, лицо без гражданства, физическое лицо, правоспособность.

Gagloeva L.A. The concept of the legal status of foreign citizens and stateless citizen in the Russian Federation. This article discusses the concept of the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation. In the study of the problem we studied the regulatory framework and the structure of the legal status.

Key words: legal status, structure, legal status, a foreign citizen, stateless person, a natural person, the legal capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.