КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
КурбановГ. С. о.*
The constitutional principle of equality as an element of the legal status of a person in the Republic of Azerbaijan
Habil Qurbanov *
Аннотация. В статье автором анализируется влияние конституционного принципа равенства прав человека на правовой статус личности в Республике Азербайджан. Исследуя положения Основного закона Республики Азербайджан и нормативных актов, принятых за последние десятилетия, автор классифицирует правовой статус личности по категориям и раскрывает различия между правовым статусом граждан Республики Азербайджан, иностранцев, лица без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Автор поясняет, что действующее законодательство Республики Азербайджан старается максимально уравнять права, свободы и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства с правами, свободами и обязанностями граждан Республики Азербайджан, тем самым устанавливая в стране «национальный режим» или «режим национального пребывания» и одновременно уточняя, что за публичной властью в интересах государства все же остается право не распространять некоторый узкий перечень прав, свобод и обязанностей на иностранцев или лиц без гражданства.
Abstract. In the paper, the author analyses the influence of the constitutional principle of equality of human rights on the legal status of a person in the Republic of Azerbaijan. Examining the provisions of the Constitution of the Republic of Azerbaijan and those of normative acts adopted over the recent decennia, the author classifies the legal status of a person into categories and expounds the differences between the legal status of citizens of the Republic of Azerbaijan, foreigners, stateless persons, refugees, and forced migrants. The author explains that the current laws of the Republic of Azerbaijan try to equalise, to the maximum extent possible, the rights, freedoms, and obligations of foreign citizens and stateless persons with those of the of citizens of the Republic of Azerbaijan, establishing hereby a "national regime " or a "regime of national residence " in the country and at the same time making it clear that the public authority still retains, in the interests of the state, the right not to extend certain rights, freedoms, and obligations (a short list) to foreign citizens and stateless persons.
Ключевые слова: права, свободы, обязанность, равенство, гражданин, переселенец, правовой статус личности, гражданство, международные документы.
Keywords: rights, freedoms, obligation, equality, citizen, migrant, legal status of a person, citizenship, international documents.
* Курбанов Габил Сурхай оглы, заведующий отделом теории государства и права, гражданского права и гражданского процесса Института философии и права Национальной академии наук Азербайджана, доктор юридических наук, профессор, Азербайджанская Республика, г. Баку.
Habil Surxay oglu Qurbanov, Head of the Division of Theory of Law and State, Civil Law and Civil Procedure of the Institute for Philosophy and Law of the Azerbaijan National Academy of Sciences, Doctor of Science in Law, Professor, the Republic of Azerbaijan, Baku.
Е-mail: [email protected]
Правовой статус личности представляет собой отдельную систему правовых норм внутри всей системы права, включающую комплекс прав, свобод и обязанностей. Кроме юридических прав, свобод и обязанностей, в состав правового положения индивидов входят нормы, декларирующие базовые принципы, среди которых рассматриваемый нами принцип равноправия.
Азербайджанская Республика высшей целью государства провозглашает обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их защиту и обеспечение - основными задачами, стоящими перед государством1.
Сегодня во мнениях между учеными-правоведами существуют расхождения в определениях, связанных с правовым статусом личности и правовым положением личности. Так как этимологически «статус» в переводе с латинского языка означает положение и в международной юридической практике не проводятся какие-либо разграничения, считается обоснованным полагать, что это идентичные понятия2. Однако такие авторы, как Новоселов В. И., Витрук Н. В., считают, что правовой статус личности является частью, ядром правового положения личности, которая, в свою очередь, представляется более широким по-нятием3.
Если кратко определить правовой статус, то это юридически закрепленное положение личности в обществе. В его основе находится общественный или социальный статус, т.е. фактическое положение индивида в системе общественных отношений4. Законодатель же, закрепляя данное положение в правовых нормах, наделяет статус юридической формой. Хотя в догосударственном обществе определенный со-
1 Ст. 12 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года.
2 Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права / Курс лекций под.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород 1993 г. С.224-225.
3 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Изд-во Саратовского Университета, 1976 г. С. 36.
Витрук Н.В. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Социализм и личность. М. 1979. С.3-11
4 Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права / Курс лекций под.ред. Бабаева В.К. Нижний Новгород 1993 г. С.224-225.
циальный статус был, но из-за отсутствия права не было правового статуса5.
Многие авторы рассматривают правовое положение личности как сложное явление, которое кроме прав и обязанностей включает в себя множество других элементов. Например, наряду с комплексом прав и обязанностей
A.И. Лепешкин включает также их гарантии6, Н.И. Матузов - ответственность гражданина перед государством и обществом7, Л.Д. Воеводин - принципы и общую правоспособность8,
B.А. Патюлин - основные права и обязанности, гражданство, общую правоспособность, а также конституционный принцип равноправия9.
Существует множество видов правового статуса, которое в основе своего разграничения чаще всего ставит юридическую силу нормативного акта, содержащего соответствующие правовые нормы.
Международный правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, зафиксированные в международно-правовых актах. Это, в основном, признанные мировым сообществом общеобязательные международные стандарты, которым должны соответствовать национальные законодательства современных демократических государств. К международным актам, регулирующим вопросы, связанные с правами, свободами и обязанностями, относятся как всемирные, так и региональные международные документы: «Всеобщая декларация прав человека»10, «Пакт об экономических, социальных и культурных правах»11,
5 Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект. 2001
6 Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан. М.1966. С.3-11.
7 Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов 1972. С.189-205
8 Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права.
9 Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М. 1974. С.230
10 Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217А (III) ГА ООН от 10 декабря 1948 г. (ратифицирована Милли Меджлисом 21 июля 1992 г)
11 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят на XXI сессии ГА ООН 16 декабря 1966г. (ратифицирован Милли Меджлисом 21 июля 1992 г.)
«Пакт о гражданских и политических правах»12, «Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации»13, «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод»14, «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»15, «Конвенция о правах ребенка»16 и т.д.
Общий или конституционный правовой статус - это статус, который закреплен и гарантирован Конституцией в виде комплекса прав, свобод и обязанностей17, и является базовым, единым и одинаковым для всех граждан этого государства. Именно по нему можно судить о степени демократичности государства и общества в целом18. Статус, отраженный в Конституции, именуется основой правового статуса личности, т.к. он является стержнем всех отраслевых статусов...19 Все другие правовые статусы являются производными от конституционного правового статуса.
Родовой или специальный статус фиксирует положения определенных групп граждан, которые сформированы по принципу профессиональной принадлежности (военнослужащие, учителя, фермеры, рабочие и т.д.), возра-
12 Международный Пакт о гражданских и политических правах. Принят на XXI сессии ГА ООН 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Милли Меджлисом 21 июля 1992
г.)
13 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г. (ратифицирована Милли Меджлисом 31 мая 1996 г.)
14 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим 4 ноября 1950 г. (ратифицирована Милли Меджлисом 25 декабря 2001 г.)
15 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. (ратифицирована Милли Меджлисом 30 июня 1995 г.)
16 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Милли Меджлисом 21 июля 1992 г.)
17 Раздел II Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года.. Общий правовой статус личности также включает отдельные нормы Конституции АР, невходящие в данный раздел. Например С.12 Конституции АР, провозглашающая обеспечение прав и свобод человека и гражданина высшей целью государства.
18 Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права / Курс лекций под.ред. Бабаева В.К. Нижний Новгород 1993 г. С. 230.
19 Эsgэrov. Z.A. Коп8Шш1уа hйququ. Вак1, 2006, зэЬ
119. (З.А. Аскеров. Конституционное право. Баку, 2006.
С.119. На азербайджанском языке.)
сту (пенсионеры, студенты, дети), либо же по другим признакам (участники войны, вузовские работники и т.д.). Это категории граждан могут иметь льготы или ограничения, дополнительные права или обязанности, которые конкретно указаны в текущем законодательстве.
Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного индивида, отдельного лица в зависимости от его возраста, пола, семейного положения, профессии и т.д. Именно индивидуальный правовой статус, имея конкретного обладателя, является одним из условий реализации законных прав, свобод и обязанностей конкретным индивидом. Таким образом, абстрактные возможности, представляемые государством, наполняются реальным содержанием только в конкретных правоотношениях. В свою очередь, каждый индивид, член общества должен знать свои права и обязанности, что говорит о его правовой культуре и юридической грамот-ности20. В отличие от общего правового статуса, индивидуальный правовой статус отличается своей нестабильностью и изменчивостью в зависимости от конкретных жизненных ситуаций.
Все эти виды статусов взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга, т.к. каждый индивид вступает в правоотношения прежде всего как гражданин своего государства, принадлежащий к какой-либо социальной группе и обладающий как личность отдельным, отличным от других, кругом прав, свобод и обязанностей.
Теоретическое рассмотрение правового статуса личности как важного юридического института, включает в себя, как основной элемент, не только права, свободы и обязанности человека и гражданина, но и принцип равноправия21, который по-разному проявляется на различных уровнях правового статуса индивида. Особенно более ярко данный принцип проявляется внутри международного и конституционного правовых статусов личности, которые действуют на основе юридического равенства индивидов. При рассмотрении данного вопроса значимым и важным является равноправие граждан и иностранцев. Как в международно-правовых нормах, так и в национальных конституциях многих современных государств, перечень прав, свобод
20 Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права / Курс лекций под.ред. Бабаева В.К. Нижний Новгород 1993 г. С. 231.
21 Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М. 1974. С.230
и обязанностей граждан и иностранцев особо не отличаются и практически совпадают (за исключением, например, воинской обязанности)22, что подтверждает реальное проявление принципа равноправия на соответствующих уровнях правового статуса личности.
Конституционно закрепленный принцип равноправия, а также международно-правовой принцип равноправия оказывают огромное влияние на специальный правовой статус личности. Текущее законодательство, принимая нормативные акты о специальных категориях лиц, об отдельных социальных группах и слоях населения, обязательно должна учитывать международные стандарты равноправия и не должно противоречить конституционным нормам о равноправии. Вместе с тем, внутри соответствующих групп и категорий лиц также должен соблюдаться принцип равноправия. Индивидуальный правовой статус, основанный на правовых нормах, адресованных конкретному индивиду, т.е. субъекту определенных правоотношений, также реализуется в соответствии с принципом равноправия, который подразумевает предоставление каждому равных возможностей. Однако очень часто в конкретных правоотношениях этот принцип не соблюдается, т.к. объем прав, свобод и обязанностей субъектов данных отношений не всегда совпадает, что приводит к фактическому неравенству участников правоотношений. Данное неравенство должно прежде всего уравниваться со стороны государства, путем установления каких-либо льгот, привилегий, ограничений и т.д. Таким образом, с помощью эффективных правовых мер правовое положение участников правоотношений относительно уравниваются.
Изучая принцип равноправия в структуре правового статуса личности, хотелось бы отдельно рассмотреть гражданство как один из элементов правового положения личности23. Гражданство - это основанное на социальной и политической принадлежности и ограниченное правом признание государством лица своим гражданином, влекущее возникновение между ними устойчивой правовой связи (правоотношения гражданства), выражающейся в совокуп-
22 Ст. 69 и Ст.76 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года.
23 Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права. Советское государство и право. 1965. N2 С.42-50; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М. 1974. С.230
ности взаимных прав и обязанностей24. Обладать гражданством означает обладание личности всеми правами и свободами, предусмотренными законом, а также защита индивида со стороны государства не только внутри страны, но и за её пределами25. Государство же и человек выступают как равноправные и равнообязанные субъекты, признается приоритет общечеловеческих ценностей26.
Из положения Основного закона Азербайджанской Республики (далее - АР) и нормативных актов, принятых за последние десятилетия, можно выделить следующие разновидности правового статуса личности: правовой статус гражданина АР27; правовой статус иностранцев28; правовой статус лица без гражданства29; правовой статус беженца30, правовой статус вынужденного переселенца31;
Правовой статус указанных категорий лиц производен от общего универсального правового статуса личности и предполагает отдельные взаимоотношения этих групп лиц с государством. Однако согласно положениям азербайджанской Конституции и национального законодательства, личность может выступать как гражданин АР, лицо без гражданства, иностранный гражданин, беженец или вынужденный переселенец. Хотя правовой статус гражданина АР является базовым статусом для правового статуса ино-странцев32, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, указанные категории лиц являются вполне самостоятельными.
В Основном законе АР, как и во многих конституциях демократических стран разграничива-
24 Исмайлов Р.Р. Институт гражданства Азербайджанской Республики, Изд. БГУ, 2004. с.36
25 Abdullayev E.I. Red. Azsrbaycan huququnun ssaslari. I-ci cildf, Baki 2003, ssh. 238. (Основы азербайджанского права. Ред. Э.И. Абдуллаев. I т. Баку, 2003. С. 238. На азербайджанском языке.)
26 Конституционное право. Под.ред. Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина, М.:2001, с.95
27 Ст. 52 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 года
28 Ст. 69, там же.
29 Там же.
30 Ст.1 Закона АР о статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны) от 21 мая 1999 г.
31 Там же.
32 Прим. Кроме иностранцев, имеющих дипломатиче-
ский статус
ются права и свободы человека и права и свободы гражданина. Это прежде всего связано с тем, что если человек является членом общества в целом, то гражданин прежде всего понятие юридическое, отличающееся политико-правовой связью с государством. К числу неотчуждаемых и естественных прав человека обычно относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, личную и семейную тайны, достоинство личности и др33. Публичная власть же должна только создавать условия для осуществления этих прав, тем самым наполняя эти права реальным содержанием.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие в их реализации34. Права гражданина - это права личности как члена политического сообщества, связанные с актами и действиями государственных органов (избирательные права, право на создание политических партий, право на участие в государственном управлении и т.д.)35. Государство и человек выступают как равноправные и равнообязанные субъекты, признается приоритет общечеловеческих ценностей36.
В связи с тем, что наличие гражданства подразумевает определенный круг прав, свобод и обязанностей, которые не распространяются на другие категории лиц, институт гражданства имеет большое значение в рассмотрении вопроса равноправия. Правовые статусы беженцев и вынужденных переселенцев регулируются внутренним законодательством АР. Под термином «беженец» понимается лицо, не являющееся гражданином АР, оказавшееся за пределами страны, гражданином которой является, обоснованно опасаясь стать жертвой гонений в связи с расовой принадлежностью, национальностью, вероисповеданием, социальным положением или политическими убеждениями, не имеющее возможности или не желающее из той же предосторожности пользоваться покровительством указанной страны, либо не имеющее определенного гражданства, оказав-
33 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Изд-во Юрист. М. 2000. С.55
34 Общая теория прав человека. / Под ред. Лукашо-вой Е.А. М.: 1996. С.32
35 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Изд-во Юрист. М. 2000. С.55
36 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. Изд-во Юрист. М.: 2001. С.94-95
шееся в результате аналогичных обстоятельств за пределами страны, где ранее проживало не имеющее возможности или не желающее туда вернуться из-за предосторожности37. Вынужденный переселенец - это лицо, вынужденное покинуть постоянное место проживания в результате военной агрессии, стихийных и техногенных бедствий на территории АР, и переселиться на другое место38. Правовые статусы этих лиц носят привилегированный, льготный характер и подразумевают широкий круг преимуществ. Например, вынужденным переселенцам государством предоставляются льготы на жилищные и коммунальные услуги, налоговые льготы, право на бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание39.
Правовое положение лиц без гражданства очень схоже с правовым положением иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что определенной степени усложняет ситуацию40. Согласно закону АР, если иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином АР и имеющее гражданство другого государства, то лица без гражданства не имеют гражданства никакого государства41. Как правило, эти лица не пользуются политическими правами и не допускаются к некоторым видам работ (например, в особо секретных объектах), хотя имеют право на труд, право на собственность и т.д. Обладание гражданством соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «безгражданства» - отсутствие гражданства -сравнительно редкое исключение42.
Согласно международно-правовым актам, каждый имеет право на гражданство43. Между-
37 Ст.1 Закона АР о статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны) от 21 мая 1999 г.
38 Там же.
39 Закон АР о социальной защите вынужденных переселенцев и приравненных к ним лиц от 21 мая 1999 г.
40 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран М.:2000, стр.61.
41 Ст.2 Закона АР о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства от 13 марта 1996 г.
42 Кутафин О.Е. Российское гражданство. Изд-во. Юрист. М.: 2004 г.
43 Ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.; Конвенция о правах ребенка от 20 декабря 1989 г.
народное право стремится своим законотворчеством сокращать и в том числе ликвидировать такие явления, как «двойное гражданство» или положение «безгражданства», которые являются причинами различных коллизий и недостаточной правовой защищенности со стороны государства44. Но, несмотря на эти попытки, в положениях международного права закреплено, что «каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности; все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона; все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации»45.
Основным принципом международного права также является принцип суверенного равенства всех государств, который подразумевает равенство граждан не только в пределах своей страны, но и на территории другого государства,
Литература
1. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г.
2. Закон Азербайджанской Республики о статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселенных в пределах страны) от 21 мая 1999 г.
3. Закон Азербайджанской Республики о социальной защите вынужденных переселенцев и приравненных к ним лиц от 21 мая 1999 г.
4. Закон Азербайджанской Республики о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства от 13 марта 1996 г.
5. Основы азербайджанского права. Ред. Э.И. Абдуллаев, I т. Баку, 2003.
6. Аскеров З.А. Конституционное право. Баку, 2006.
7. Витрук Н.В. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Социализм и личность. М. 1979.
8. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права. Советское государство и право. 1965. № 2.
9. Исмайлов Р.Р. Институт гражданства Азербайджанской Республики, Изд. БГУ, 2004.
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. Изд-во «Юрист». М., 2001.
11. Конституционное право. Под ред. Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина. М., 2001.
12. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Академический проект. 2001.
13. Кутафин О.Е. Российское гражданство. Изд-во «Юрист». М., 2004.
14. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. М., 1966.
т.е. пребывания в качестве иностранца. Согласно положениям Азербайджанского законодательства, иностранцы наравне с гражданами АР могут пользоваться всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные законом и международными договорами, сторонами которой являются граждане АР46.
Действующее законодательство АР старается максимально уравнять права, свободы и обязанности иностранных граждан лиц без гражданства с правами, свободами и обязанностями граждан АР, тем самым устанавливая в стране «национальный режим» или «режим национального пребывания». Однако за публичной властью в интересах государства все же остается право не распространять некоторый узкий перечень прав, свобод и обязанностей на иностранцев или лиц без гражданства (например, избирательные права, воинская обязанность и т.д.).
References
1. Konstitutsiia Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 12 noiabria 1995 g.
2. Zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki o statuse bezhentsev i vynuzhdennykh pereselentsev (lits, pereselennykh v pre-delakh strany) ot 21 maia 1999 g.
3. Zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki o sotsial'noi zashchite vynuzhdennykh pereselentsev i priravnennykh k nim lits ot 21 maia 1999 g.
4. Zakon Azerbaidzhanskoi Respubliki o pravovom polozhe-nii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva ot 13 marta 1996 g.
5. Osnovy azerbaidzhanskogo prava, red. E.I. Abdullaev, I t., Baku, 2003.
6. Askerov Z.A. Konstitutsionnoe pravo, Baku, 2006.
7. Vitruk N.V. Obshchaia kharakteristika konstitutsionnykh prav, svobod i obiazannostei grazhdan SSSR, Sotsializm i lichnost', M., 1979.
8. Voevodin L.D. Soderzhanie pravovogo polozheniia li-chnosti v nauke sovetskogo gosudarstvennogo prava, Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1965, No. 2.
9. Ismailov R.R. Institut grazhdanstva Azerbaidzhanskoi Respubliki, Izd. BGU, 2004.
10. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo, izd-vo "Iurist", M., 2001.
11. Konstitutsionnoe pravo, pod red. E.I. Kozlovoi, O.E. Kutafina, M., 2001.
12. Kravchenko A.I. Kul'turologiia: Uchebnoe posobie dlia vuzov, 3-e izd., M.: Akademicheskii proekt, 2001.
13. Kutafin O.E. Rossiiskoe grazhdanstvo, izd-vo "Iurist", M., 2004.
14. Lepeshkin A.I. Pravovoe polozhenie sovetskikh grazhdan, M.,1966.
44 Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, от 12 апреля 1930 г.; Конвенция о статусе сокращения безгражданства, от 30 августа 1961 г.
45 Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают.
13 декабря 1985 г.
15. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972.
16. Матузов Н.И. Право и личность. Общая теория права / Курс лекций под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
17. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Изд-во Саратовского Университета, 1976 г.
18. Общая теория прав человека. / Под ред. Лукашовой Е.А. М., 1996.
19. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Изд-во «Юрист». М., 2000.
21. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
22. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 г.
23. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
24. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.
25. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.
26. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
27. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г.
28. Конвенция о статусе сокращения безгражданства от 30 августа 1961 г.
29. Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
30. Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
15. Matuzov N.I. Lichnost'. Prava. Demokratiia, Saratov, 1972.
16. Matuzov N.I. Pravo i lichnost'. Obshchaia teoriia prava, kurs lektsii pod red. V.K. Babaeva, Nizhnii Novgorod, 1993.
17. Novoselov V.I. Pravovoe polozhenie grazhdan v sovets-kom gosudarstvennom upravlenii, izd-vo Saratovskogo universiteta, 1976 g.
18. Obshchaia teoriia prav cheloveka, pod red. Lukashovoi E.A., M., 1996.
19. Patiulin V.A. Gosudarstvo i lichnost' v SSSR, M., 1974.
20. Chirkin V.E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran, izd-vo "Iurist", M., 2000.
21. Vseobshchaia deklaratsiia prav cheloveka ot 10 dekabria 1948 g.
22. Deklaratsiia o pravakh cheloveka v otnoshenii lits, ne ia-vliaiushchikhsia grazhdanami strany, v kotoroi oni pro-zhivaiut ot 13 dekabria 1985 g.
23. Evropeiskaia konventsiia o zashchite prav cheloveka i os-novnykh svobod ot 4 noiabria 1950 g.
24. Konventsiia o likvidatsii vsekh form rasovoi diskriminatsii ot 21 dekabria 1965 g.
25. Konventsiia o likvidatsii vsekh form diskriminatsii v ot-noshenii zhenshchin ot 18 dekabria 1979 g.
26. Konventsiia o pravakh rebenka ot 20 noiabria 1989 g.
27. Konventsiia, reguliruiushchaia nekotorye voprosy, svia-zannye s kolliziei zakonov o grazhdanstve ot 12 aprelia 1930 g.
28. Konventsiia o statuse sokrashcheniia bezgrazhdanstva ot 30 avgusta 1961 g.
29. Pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pra-vakh ot 16 dekabria 1966 g.
30. Pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh ot 16 dek-abria 1966 g.