ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
А.А. Сизов, Р.Ф. Шахбазов
Аннотация. В статье рассматриваются особенности уголовно-правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации, уделяется внимание значению гражданской принадлежности лица зарубежному государству для российского уголовного законодательства.
Ключевые слова: иностранный гражданин, правовой статус, уголовное право.
Российская Федерация, в статье 1 ее Конституции, провозглашена правовым и демократическим государством, и в таком государстве, естественно законодательство не может основываться на притеснении прав лиц, не являющихся его гражданами.
Регламентация правового статуса иностранного гражданина, безусловно, является одной из функций, которым придается приоритетное значение, поскольку от эффективности ее выполнения зависит гармонизация общественных отношений, возникающих между гражданами. Особое внимание со стороны государства уделяется, что представляется правильным, уголовно -правовому регулированию правового статуса иностранных граждан, особенно на фоне повышения интенсивности иммиграционных процессов [8].
Со стороны российского уголовного права устанавливаются правовые рамки, не переходя которые, иностранцы могут реализовать свои законные интересы [9]. Кроме того, уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает различного рода особенности, касающиеся уголовно-правового положения лиц, не обладающих российским гражданством. Например, такие особенности представляется возможным проследить в системе наказаний, закрепляемой Уголовным кодексом Российской Федерации, ведь некоторые из них не могут быть назначены рассматриваемым субъектам правоотношений.
В реальной жизни, как бы это банально не звучало, иностранные граждане выступают и в качестве субъектов преступного деяния, и в качестве потерпевших, поэтому необходимость акцентирования уголовным законом внимания на данной категории лиц, не должна у кого-то вызывать сомнения [12]. Однако при этом стоит учитывать, что выступление как страны гражданской принадлежности не Российской Федерации, а зарубежного государства, означает возможность наступления правовых последствий в соответствие с законодательством последнего [11].
Таким образом, воспринимается целесообразной реализация в рамках уголовной политики идеи, связанной с фиксацией оснований, в соответствие с которыми иностранные граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности в пределах России; видов уголовных наказаний, допускаемых к применению в отношение иностранцев; а также регламентаций преступных деяний, состав которых предусматривает иностранного гражданина в качестве субъекта или потерпевшего.
В научной уголовно-правовой литературе представляется возможным наблюдать изучение рассматриваемой категории лиц как участников уголовных правоотношений. Вместе с тем, на сегодняшний день, научное исследование уголовно-правового статуса иностранцев, не достигло необходимой степени разработанности с точки зрения его комплексности и всесторонности.
Наряду с этим, в определенной мере положению иностранных граждан в российском уголовном праве
было посвящено внимание в научных трудах таких известных ученных, как О. Н. Бибик, К. Л. Васин, А. Иванчак, И. С. Искевич, Л. В. Келипова, А. А. Крупнов, И. А. Петровак, В. М. Степашин и А. И. Чучаев.
Считаем целесообразным подчеркнуть, что основной закон Российской Федерации, статьей 62, предусматривает равенство иностранных граждан, а также лиц без гражданства в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей, за исключением определенных случае, которые закреплены в федеральном законе либо международном договоре России.
Для того чтобы подробнейшим образом изучить особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан, а также так называемых апатридов, то есть лиц без гражданства, необходимо, в первую очередь, определить содержание соответствующих категорий. Сделать это можно посредством обращения к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствие с пунктом 1 статьи 2 которого под иностранным гражданином следует понимать физическое лицо, для которого Российская Федерация не является страной гражданской принадлежности и у которого имеются доказательства того, что он гражданин либо поданный зарубежной страны. В этом же пункте лицо без гражданства определяется в качестве физического лица, не имеющего ни российского, ни какого-либо иного гражданства либо подданства.
Примечательно, что ранее указанный закон осуществляет правовую регламентацию статуса иностранного гражданина, охватывая этим понятие также и другое понятие, которым обозначается лицо, не обладающее каким-либо гражданством или подданством. И для первых, и для вторых федеральное законодательство Российской Федерации установило, практически, единообразные правила, касающиеся их правового статуса, за исключением определенных ситуаций. Однако, существенного отличия между ними отрицать неразумно, поскольку, к примеру, лицо без гражданства, или апатрид, в отличие от иностранца, имеет правовую связь только с тем государством, на территории которого проживает или просто пребывает. И при его переезде в другую страну правая связь, имевшаяся с прежней страной его пребывания, аннулируется [4].
Что же касается иностранных граждан, то специфика их правового статуса заключается в их двойной подчиненности, выраженной в обязательном соблюдении законов государства его гражданской принадлежности и законов страны, где он находится [1].
В рамках международного права также представляется возможным проследить схожее определение «иностранного гражданина». Так, статьей 1 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают «иностранец» определяется в качестве, не имеющего гражданства той страны, где он пребывает.
Переадресовывая внимание, непосредственно, на регламентацию статуса иностранного гражданина нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, обозначим, что под уголовно-правовым статусом иностранного гражданина можно с уверенностью подразумевать специальную разновидность правовых статусов личности, образование которого обусловлено сочетанием таких оснований, как отраслевая принадлежность, а также субъективные признаки человека. Из этого, в частности, следует, что назначение такого статуса лич-
ности заключается в отражении функциональности определенной области ее деятельности, которая законодательно поставлена под регулирование российского уголовного права.
Обращая внимание на выступление уголовно -правового статуса в качестве специальной разновидности общего правового статуса личности еще раз, можно прийти к выводу, что он представляется собой права, свободы и обязанности, которые в своей совокупности установлены уголовно-правовыми нормами.
Как было отмечено И. Э. Звечаровским, уголовно-правовой статус имеет свойство изменяться в зависимости совершения лицом акта преступного поведения или же, наоборот, осуществления им общественно полезного либо приемлемого деяния. Данным ученным проводится связь между соответствующей разновидностью правового статуса личности и его обязанностью не нарушать уголовно-правовые запреты [3].
Указанную точку зрения не разделяют А. И. Чучаев и А. А. Крупцов, поскольку, по их мнению, наблюдать наличие существенных оснований, в соответствие с которыми представлялось бы возможным разграничить понятия «субъект уголовного права» и «субъект уголовно -правового отношения» нельзя [13].
Можно с уверенностью сказать, что уголовно -правовой статус личности, в том числе и иностранных граждан, и лиц без гражданства в России, подразумевает наличие уголовно-правовой связи ее с государством.
Также необходимо подчеркнуть, что в доктрине российского уголовного права прослеживается восприятие специального правового статуса на основании функций, к выполнению которых способен человек в рамках уголовного права. Имеется в виду выполнение одной из ролей, либо потерпевшего, либо субъекта преступной деятельности.
В большинстве случаев, авторами проводится анализ положения тех лиц, которые уже подверглись уголовному наказанию, как правило, в виде лишения свободы.
Акцентировать внимание стоит и на том моменте, что подавляющее количество правообязанностей, предусматривающихся уголовным правом, нужно рассматривать как ограничения прав, а также обязанностей, которые закреплены иными отраслями российского права.
К правам личности, которые могут быть реализованы в рамках уголовного права, относятся право на обеспечение своей безопасности от преступных посягательств защиту от общественно опасного посягательства, а также право на назначение законного и справедливого уголовного наказания. В то же время, российское уголовное право, впрочем, как и уголовное право любого другого государства, возлагает на человека такую основополагающую для него обязанность, как несение уголовной ответственности за совершение преступного деяния.
В свою очередь, А. А. Крупцовым было обращено внимание на то, что при предоставлении государством иностранцев в пределах своего территориального пространства определенных прав и обязанностей, оно само руководствуется необходимостью выполнения принятых на себя международных договорных обязательств [6].
Наложение существенных особенностей на процесс реализации лицом в рамках уголовно-правовых отношений своих прав и обязанностей может быть обусловлено субъективными свойствами, которыми обладает данное лицо.
Подробное ознакомление с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, позволило прийти к выводу, что наличие у человека иностранного граждан-
ства, в основном учитывается применительно к закреплению данным кодексом средств дифференциации воздействия на рассматриваемую категорию лиц уголовно-правовых норм. Даже в научной литературе имеются высказывания некоторых ученных о необходимости фиксации российским уголовным законом специальных видов наказаний для иностранцев [5]. Одновременно с этим, некоторые ученные видят в невозможности назначения иностранным гражданам некоторых видов уголовного наказания нарушение принципов справедливости и равенства перед законом.
Кроме того, представляется правильным мнение И. А. Петровой о том, что в российском уголовном законодательстве прослеживается закрепление равного положения лиц, имеющих гражданство России, иностранцев и лиц без гражданства, на что указывают общие основания и пределы ответственности за совершение преступного деяния и наказания, а также общие основания, в соответствие с которыми возможно освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания [7].
Ознакомление с положениями российского уголовного законодательства приводит нас к выводу о наличии специально предусмотренного уголовно-правового иммунитета иностранного гражданина. В данном контексте прослеживается и выделение доктриной уголовного права определенных групп таких иммунитетов:
- дипломатические представители, а также приравненные к ним субъекты, который имеют дипломатический иммунитет от воздействия на них норм уголовного права страны их пребывания;
- лица, которые имеют служебный иммунитет, освобождающий их от уголовного правового воздействия со стороны страны их пребывания, но только лишь во время несения ими своей службы;
- иностранные граждане, у которых не наблюдаются вышеперечисленные иммунитеты, однако в некоторых ситуациях не подлежащие воздействию норм уголовного права страны их пребывания на основании международного договора.
Целесообразно перейти непосредственно к подробному рассмотрению тех субъектов, которые обладают дипломатическим иммунитетом. Для этого необходимо проанализировать соответствующие международные нормативно-правовые акты, одним из которых является Венская конвенция о дипломатических сношениях. Как сказано в части 1 статьи 14 данной конвенции, дипломатический агент обладает неприкосновенностью, что выражается в недопустимости его ареста либо задержания в том, либо ином виде.
К дипломатическим агентам, в свою очередь, представляется возможным отнести главу представительства либо иного субъекта, входящего в дипломатический персонал. Такие лица должны иметь гражданство или подданство государства, от которого получают аккредитацию. Однако бывают и исключительные случаи, когда допускается наличие у них правовой связи в виде гражданства со страной пребывания либо с каким-либо третьим государством.
Упомянутый иммунитет представляется возможным также проследить и: у членов семьи дипломатического представителя, которые вместе с ним проживают, но только при условии, что страна пребывания не является для них страной гражданской принадлежности; у лиц, входящих в административно-технический аппарат представительства, а также члены его семьи, которые живут совместно с ним и не имеют гражданства страны их пребывания, а также не имеют статуса постоянно проживающих в данном государстве; обслуживающего персонала представительства, не имеющих гражданства страны пребывания либо не являющиеся
постоянно проживающими иностранцами в данном государстве.
У перечисленных лиц иммунитет возникает с их прибытием в государство, где он будет осуществлять свои полномочия. В том случае, если одному из вышеуказанных субъектов не нужно пребывать в соответствующую страну в связи с его настоящим нахождением в ней, моментом возникновения дипломатического иммунитета следует признать тот, когда министерство внутренних дел, либо иной уполномоченный орган получил информацию о назначении на соответствующую должность.
Прекращение иммунитета осуществляется, либо в связи с оставлением государства пребывания, либо в связи с истечением срока, достаточного для того, чтобы своевременно покинуть страну пребывания.
Помимо дипломатических представителей, иммунитетом обладают также и консульские должностные лица. Так, в статье 41 Венской конвенции о консульских сношениях данные субъекты не могут быть арестованы или заключены под стражу, если об этом не имеется судебного решения, вынесенного по делу о совершении преступных деяний, отнесенных к категории тяжких. Правовой иммунитет сотрудников консульских учреждений регламентируется не только указанной конвенцией, но и двух- или многосторонними консульскими соглашениями государств, в ряде из которых, как не странно, можно увидеть приравнивание дипломатических и консульских должностных лиц. Вместе с тем, как было справедливо замечено Б. В. Ганюшкиным, в своем подавляющем большинстве названные соглашения отражают предписания, которые содержит Венская конвенция о консульских сношениях в своей 41 статье [2].
Данная конвенция содержит нормы, в которых говорится не только о консульских должностных лицах, но и о консульских служащих, а также рабочих, занимающихся обслуживанием персонала. Консульским служащим предоставлен иммунитет от воздействия норм уголовного права страны пребывания, но только во время несения ими своей службы.
Иммунитет в отношении консульских служащих и иных лиц, предусмотренных Венской Конвенцией о консульских сношениях, возникает и прекращается в те же моменты, которые применительны к дипломатическим агентам.
Теперь обратим внимание на иммунитет, которым наделен персонал международных организаций. Во-первых, стоит сказать, что к таким организациям относятся межгосударственные (межправительственные) организации и объединения, которые созданы в соответствие с международным соглашением. В качестве международной организации можно с уверенностью рассматривать Организацию Объединенных Наций, представители членов, а также должностные лица которой в соответствие со статьей 105 ее Устава имеют иммунитеты в связи с необходимостью осуществления деятельности соответствующей организации.
Об иммунитете должностных лиц Организации Объединенных Наций говорится и в ее Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, а именно, в статье 18 Конвенции зафиксирован запрет на привлечение упомянутых лиц к «судебной ответственности».
Доктриной также предусматривается иммунитет специальных миссий, представляющий собой уголовно-правовой иммунитет, которым обладают лидеры стран, а также их представители, осуществляя официальные визиты в зарубежные государства.
С точки зрения регламентации уголовно-правового статуса иностранного гражданина российским законодательством вызывают интерес и нормы Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации о выдаче лиц, совершивших преступное деяние, другому государству для привлечения к уголовной ответственности либо ис-
полнения судебного приговора, что всегда актуально по причине глобализации социума и одновременной интернационализации преступности [10].
Известно, что в соответствии с Конституцией РФ граждане нашего государства не могут быть выданы зарубежным странам. Кроме того, основной закон страны предусматривает и запрет на выдачу иностранцев и апатридов, подвергнутых преследованию в связи с их политическими взглядами или действиями, которые не являются преступными по законодательству Российской Федерации.
В свою очередь, уголовным законом институт выдачи лиц, совершивших преступное деяние, в определенной степени обеднен. Так, например, в части 2 статьи 63 Уголовного кодекса в качестве основы экстрадиции приводится только международный договор, в то время как Конституцией России говорится о возможности выдачи в соответствии, как с международным договором, так и федеральным законом.
Регламентация уголовно-правового статуса иностранных граждан не ограничивается исключительно предписаниями Общей части Уголовного кодекса РФ, так как уголовное законодательство России предусматривает иностранного гражданина либо лицо без гражданства в качестве специального субъекта такого преступления как шпионаж (ст. 276 УК РФ).
Шпионаж предполагает собирание, похищение либо хранение сведений, которые имеют статус государственной тайны, для дальнейшей их передачи зарубежной или международной организации. В статье 276 УК также говорится о передаче либо собирании в соответствие с заданием иностранной разведки или лица, которое осуществляет деятельность в интересах данной разведки, другой информации с той целью, чтобы она была применена для подрыва безопасности России.
Состав шпионажа упоминает иностранного гражданина в роли специального субъекта преступления, поскольку именно гражданская принадлежность не к Российской Федерации, а к какому-либо другому государству, рассматривается в качестве специального свойства, которым должно обладать лицо, совершающее преступление, предусмотренное ст. 276 Уголовного кодекса РФ.
Анализ уголовного закона Российской Федерации позволил обнаружить еще один состав преступления, в котором иностранный гражданин и лицо без гражданства являются специальными субъектами. Речь ведется о части 2 статьи 322 УК РФ, в которой говорится о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации иностранцем или лицом без гражданства, лишенным заведомо для них права въезжать в Россию в соответствие с основаниями, которые закрепляет статья 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Представляется возможным наблюдать и обозначение иностранца уголовным законом в качестве специального потерпевшего, в частности, в составе преступного деяния, предусмотренного статьей 360 Уголовного кодекса.
Названная статья УК РФ предусматривает запрет на нападение, совершаемое в отношение представителей зарубежных стран либо сотрудников организаций международного уровня, которые обеспечены международной защитой. Говорится и о нападении на помещения служебного и жилого назначения, а также транспорт, также поставленные под международную защиту.
Для правильного толкования данной нормы уголовного закона, необходимо установить перечень тех лиц, которые действительно пользуются защитой на международном уровне. Помощь в этом оказывают международные нормативно-правовые акты, к которым можно причислить Конвенцию о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том
числе дипломатических агентов. Приведенной Конвенцией международная защита приписывается: главе государства; каждому представителю либо должностному лицу страны или межправительственной международной организации.
Информацию о лицах, обладающих международной защитой можно получить и при ознакомлении с Венской конвенцией о дипломатических сношениях. Так, данную защиту получают: главы представительств; лица, являющиеся сотрудниками представительства; дипломатические агенты, а также лица, имеющие членство в дипломатическом персонале.
Таким образом, под уголовно-правовым статусом иностранного гражданина можно с уверенностью подразумевать специальную разновидность правовых статусов личности, представляющую собой права, свободы и обязанности, которые в своей совокупности установлены уголовно-правовыми нормами.
Наличие у человека иностранного гражданства, в основном учитывается применительно к закреплению данным кодексом средств дифференциации воздействия на рассматриваемую категорию лиц уголовно-правовых норм.
Кроме того, уголовное законодательство Российской Федерации, отражая нормы международного права, предусматривает запрет на уголовно-правовое воздействие в отношении иностранных граждан, обладающих неприкосновенностью в силу своего дипломатического, консульского или иного положения.
Российским уголовным законодательством иностранные гражданине и лица без гражданства могут быть рассмотрены в качестве специальных субъектов и потерпевших применительно к отдельным составам преступления, что обусловлено их гражданской принадлежностью не к Российской Федерации, а к какому-либо другому государству и (или) их международной защитой.
Список использованных источников
1 Васин К., Келипова Л. Теоретические основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. - 2013. - № 2.
2 Ганюшкин Б. Неприкосновенность личности работников консульских учреждений // Московский журнал международного права. - 2000. - № 4.
3 Звечаровский И.Э. Понятие мер уголовно-правового характера // Законность. - 2007. - № 1.
4 Искевич И., Сахаров А. Международно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 45-46.
5 Келина С. Г. «Иные меры уголовно-правового характера» как институт уголовного права // Материалы 4-й
Международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». - М., 2007.
6 Крупцов А.А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - № 3.
7 Петрова И.А. Некоторые особенности правового и уголовно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. - 2012. - № 1.
8 Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Состязательность в российском уголовном процессе: сравнительный анализ с судопроизводством в мусульманском праве // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2015. - № 1 (14).
9 Сизов А.А. К вопросу о причинах и условиях, способствующих росту экономической преступности в Курской области с участием граждан ближнего зарубежья // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 1 (4).
10 Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф. Теоретико-правовой анализ сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран в сфере уголовного судопроизводства // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2014. - № 2 (3).
11 Сизов А.А. Некоторые методические аспекты оценки личности иностранного гражданина и лица без гражданства в следственной и оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2014. - № 3.
12 Сизов, А.А., Горбатенков, И. Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев // Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3.
13 Сизов А.А., Рябинина Т.К. Участие общественности в раскрытии и предупреждении преступлений с участием иностранных граждан или в их отношении. - Курск, 2001. - 15 с.
14 Сизов А.А., Рябинина Т.К. Деятельность следователя по предупреждению преступлений с участием иностранных граждан или в отношении них / Курск. гос. техн. ун-т. -Курск, 2001. - 13 с.
15 Чучаёв А. И., Крупцов А. А. Уголовно-правовой статус иностранного гражданина: понятие и характеристика: монография. - М.: Проспект, 2010. 184 с.
Информация об авторах
Сизов Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного управления, гражданского и уголовного права Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета
Шахбазов Рамиз Физулиевич, преподаватель кафедры государственного управления, гражданского и уголовного права Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета
THE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZEN IN RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION
A. A. Sizov, R. F. Shahbazov
Abstract. The article deals with peculiarities of criminal-legal status of foreign citizens in the Russian Federation, pays attention to the importance of civil belonging of a person to a foreign state to the Russian criminal law. Keywords: foreign citizen, legal status, and criminal law.