УДК 343.11 ББК 67.410. 2 К 93
Е.М. Курбанова Некоторые особенности расследования уголовных дел, возбужденных
в отношении иностранных граждан
(Рецензирована)
Аннотация:
При расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами, следует уделять особое внимание статусу указанных лиц, наличию у них дипломатического иммунитета, систему психологических свойств, присущих каждой нации, время пребывания их в России и др.
Ключевые слова:
иностранные граждане, дипломатическая неприкосновенность, тактика следственных действий, уголовно-процессуальный статус.
Преступления, совершенные иностранцами и против иностранцев — уголовное объединение разнородных акций по субъекту или непосредственному объекту преступного посягательства, позволяющее выявить некоторые особенности, характеризующие методику их раскрытия и расследования. При работе по делам этого рода следует учитывать правовой статус иностранца, возможный языковой барьер, некоторые психологические факторы: необычность обстановки для иностранца,
недостаточное знакомство с образом жизни, правилами поведения, обычаями, традициями и законами нашей страны, порядком судопроизводства. Следует иметь в виду еще одно немаловажное в психологическом плане обстоятельство: многие граждане стран СНГ, находясь в России, еще не чувствуют себя в полном смысле иностранцами, внутренне они еще "свои", что порой отражается на их поведении и поступках. Этот феномен "своего" может проявиться и в действиях сотрудников правоохранительных органов: в игнорировании необходимых правил общения с иностранцами в процессе дознания или предварительного следствия, консульских учреждений этих стран и т. п.
Под иностранцем в соответствии с принципами международного права понимают всякое лицо, находящееся на территории данного государства, но состоящее в гражданстве или подданстве другого государства (при республиканской форме правления иностранец считается гражданином, а при монархической — подданным). Иностранец должен иметь в подтверждение своего гражданства (подданства) национальный паспорт или заменяющий его документ. Человек, который не является российским гражданином, проживает на территории России, но не имеет доказательств принадлежности к иностранному государству, признается лицом без гражданства (апатридом).
В соответствии с Конституцией РФ допускается двойное гражданство, что не освобождает его носителя от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом. Иностранцы пользуются в России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Это, помимо прочего, означает одинаковый принцип уголовной ответственности. Исключение предусмотрено УК РФ: "Вопрос об уголовной ответственности
дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".
Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит понятие "право дипломатической неприкосновенности" (ч. 2 ст. 3), т. е. право дипломатических (консульских) представителей на охрану их личности, помещений, архивов, переписки и почты от принудительных действий административных и иных органов страны пребывания: дипломатические (консульские) представители не подлежат аресту или задержанию в какой-либо форме; их резиденция, жилище, служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин не подлежат обыску, осмотру, выемке, изъятию чего-либо; архивы, почта и переписка не могут быть вскрыты или задержаны; они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия дать такие показания не обязаны являться для этого в следственные или судебные органы.
Привилегии и иммунитеты, предусмотренные ч.2 ст. 3 УПК РФ, относятся не только к дипломатическому, но и к консульскому персоналу.
Статья 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., к которой присоединилась и наша страна, а также консульские конвенции понимают: под "помещением представительства" здание или часть здания, используемое для целей дипломатического (консульского) представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им, включая участок земли, в том числе сад, двор, ели они имеются.
Иммунитетом от уголовной юрисдикции России обладают следующие группы иностранцев: 1) сотрудники дипломатических представительств: а) дипломатический персонал и проживающие с ним члены семей, не являющиеся российскими гражданами; б) сотрудники административнотехнического персонала и проживающие с ними члены их семей, если ни те, ни другие не являются российскими гражданами; в) сотрудники обслуживающего персонала, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно; г) дипломатические курьеры; д) домашние работники — лица, состоящие исключительно на частной службе у дипломатов; 2) консульские сотрудники: а) руководители консульства; б) консульские должностные лица; в) административные и технические сотрудники консульства (в том числе шофер, садовник и т. п.), не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно; 3) члены персонала дипломатических представительств в других
странах, члены их семей и дипломатические курьеры, следующие транзитом через Россию; 4) сотрудники парламентских и правительственных иностранных делегаций и члены их семей, приезжающие в Россию с официальными целями или следующие через Россию транзитом; 5) сотрудники международных межправительственных организаций.
Объем привилегий и иммунитета обслуживающего персонала дипломатических и консульских учреждений определяется, как правило, на основе взаимности. Так, даже консульские должностные лица, которые пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции России, не освобождаются от предъявления им иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием. При этом учитываются правила уголовно-процессуального законодательства России, которое устанавливает порядок, согласно которому в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел.
УПК РФ дополнительно требует, чтобы при производстве выемки и обыска в представительских или консульских помещениях, согласие на которые от соответствующих лиц получено, обязательно присутствовал прокурор и представитель МИДа. Если лицо, обладающее иммунитетом от юрисдикции России, заявляет о преступлении, это не следует рассматривать как просьбу или согласие на проведение с его участием всех необходимых следственных действий, тем более если такое заявление носит устный характер. Подобная просьба или согласие должны быть выражены в письменном виде, о чем следователь обязан поставить в известность через руководство органа внутренних дел или прокуратуры соответствующее учреждение МИДа. При отсутствии такой просьбы или согласия, если расследование не терпит отлагательства, необходимо провести неотложные следственные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета, без участия данного иностранца, что отметить в протоколе, указав причину. В литературе рекомендуется в исключительных случаях, при совершении иностранцем-дипломатом тяжкого преступления, когда интересы следствия требуют проведения неотложных действий (изъятия орудий преступления, судебно-медицинского освидетельствования виновного и т. п.), немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИДа, а через него — представителя соответствующего посольства или консульства.
Вопрос о дальнейших следственных действиях решается после прибытия сотрудников посольства или консульства, и если они правомочны просить о проведении таких действий или давать на них согласие, то в соответствующем протоколе об этом делается отметка, которая подтверждается подписями присутствующих лиц с указанием их должности и документов, удостоверяющих личность.
Следует иметь в виду, что некоторые категории иностранцев из числа перечисленных обладают иммунитетом лишь в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей. Это сотрудники обслуживающего персонала дипломатического представительства, административно-технического и обслуживающего персонала консульств и некоторые другие. Поэтому, если возникает необходимость выяснить, совершено ли преступное посягательство при исполнении им служебных обязанностей, в МИД направляется письменный запрос, где излагаются данные об иностранце и обстоятельства преступления.
Иностранцы, прибывшие в Россию в качестве туристов или для участия в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах и т. п., а также участники научных конференций, симпозиумов, аспиранты, студенты, практиканты, сотрудники иностранных банков, фирм, предприятий, специалисты и рабочие по договорам не пользуются никакими привилегиями и иммунитетом от российской юрисдикции. Они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в России, и обладают уголовно-процессуальными правами и обязанностями наравне с российскими гражданами.
Производство осмотра места происшествия в указанных и приравненных к ним помещениях законодательством также не регламентировано. Согласно сложившейся практике, при осмотре места происшествия присутствуют представители МИД РФ и Управления по обслуживанию дипломатических представительств. Целесообразно также присутствие надзирающего прокурора, так как при производстве осмотра может возникнуть необходимость в проникновении в другие помещения, занимаемые дипломатическими представителем, осмотра предметов личного пользования, автомобилей и др.[1]
Совершение преступления иностранцем, пользующимся дипломатическим иммунитетом, не исключает возможности возбуждения уголовного дела и расследования обстоятельств преступления. Наличие у иностранца дипломатического иммунитета означает лишь то, что он не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан и арестован, имеет право отказаться давать показания по делу.
Согласно законодательству иностранец, привлекаемый к уголовной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, давать показания на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если недостаточно владеет языком, на котором ведется судопроизводство. Переводчик переводит все материалы дела, на документах делает соответствующие отметки о произведенном переводе, которые удостоверяются его подписью и подписью иностранного гражданина.
При расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами, следует учитывать особенности национального характера -
систему психологических свойств, присущих каждой нации. В этой связи выделяют психологический склад нации, под которым понимают «.. своеобразный национальный колорит чувств, эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые национальные черты привычек и традиций, формирующиеся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического пути данной нации и проявляющиеся в специфике ее национальной культуры и быта».[2, с.270].
Кроме того, на психологическое состояние иностранного гражданина оказывает влияние незнание им, как правило, современной социальноэкономической обстановки в РФ и особенно ее законодательства.
Что же касается такого фактора, как кратковременное пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации, то он обуславливает необходимость выполнения значительного объема следственных действий в кратчайшие сроки в связи невозможностью выезда сотрудников, проводящих расследование в служебные командировки, невозможностью приглашения свидетелей и потерпевших из-за границы, отсутствием, в ряде случаев, четкого механизма взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран и т.д.
Иностранные граждане, совершающие преступления, могут быть членами как отечественных, так и зарубежных организованных преступных сообществ. В этих случаях важное значение приобретает установление их функциональной роли в сообществе, совершенных ими конкретных преступных действий, характера и типа связи с другими участниками сообщества и т.д. и проведения следственных действий с учетом значительного количества сил и средств, обеспечения безопасности участников уголовного процесса и иных граждан, защиты информации от утечки, организации взаимодействия, в ряде случаев, не только с правоохранительными органами России, но и зарубежных стран, обязательности оперативного сопровождения процесса расследования и т.д.
Примечания:
1. Данилова Р.В. Некоторые проблемы расследования преступлений, связанных с гражданами иностранных государств // Обеспечение безопасности иностранных граждан. М., 1995.
Арутюнян. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966. С. 270.