Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО СТАТЬЕ 352.1 УГОЛОВНОЙ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА В ПЛЕН»'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО СТАТЬЕ 352.1 УГОЛОВНОЙ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА В ПЛЕН» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
добровольная сдача в плен / военнослужащий / состав преступления / предварительно следствие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Теуважев З. А., Корженко В. С.

Проведение специальной военной операции на территории вновь присоединённых субъектов Российской Федерации выявило новые вызовы, требующие соизмеримого реагирования со стороны государства. В комплексе таких мер немаловажное значение имеют нормотворческие процессы, направленные на введение юридической ответственности по нововведенным статьям, за деяния ранее не подлежавшие ответственности. К одним из таких законодатель отнес добровольную сдачу в плен. Несмотря на свою своевременность и в большей мере превентивную направленность, наблюдается в какой-то мере недосформулированность, когда содержание статьи оставляет большое количество вопросов отданных на откуп субъективному мнению правоприменителя. В исследование рассматриваются основные аспекты правоприменительной практики, которые, в первую очередь, могут создать сложность для всестороннего, полного и объективного расследования и рассмотрения уголовного дела в рамках предварительного следствия и судебного разбирательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Теуважев З. А., Корженко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО СТАТЬЕ 352.1 УГОЛОВНОЙ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА В ПЛЕН»»

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ТЕУВАЖЕВ Заур Анисович,

старший лейтенант полиции, преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: mail@law-books.ru

КОРЖЕНКО Виталий Станиславович,

подполковник полиции, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки

Ростовского юридического института МВД России,

e-mail: mail@law-books.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО СТАТЬЕ 352.1 УГОЛОВНОЙ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОБРОВОЛЬНАЯ СДАЧА В ПЛЕН»

Аннотация. Проведение специальной военной операции на территории вновь присоединённых субъектов Российской Федерации выявило новые вызовы, требующие соизмеримого реагирования со стороны государства. В комплексе таких мер немаловажное значение имеют нормотворческие процессы, направленные на введение юридической ответственности по нововведенным статьям, за деяния ранее не подлежавшие ответственности. К одним из таких законодатель отнес добровольную сдачу в плен. Несмотря на свою своевременность и в большей мере превентивную направленность, наблюдается в какой-то мере недосформулированность, когда содержание статьи оставляет большое количество вопросов отданных на откуп субъективному мнению правоприменителя. В исследование рассматриваются основные аспекты правоприменительной практики, которые, в первую очередь, могут создать сложность для всестороннего, полного и объективного расследования и рассмотрения уголовного дела в рамках предварительного следствия и судебного разбирательства.

Ключевые слова: добровольная сдача в плен, военнослужащий, состав преступления, предварительно следствие.

TEUVAZHEV Zaur Anisovich,

Senior Police Lieutenant, Lecturer at the Department of Activities of the Internal Affairs Bodies in Special Conditions North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

KORZHENKO Vitaly Stanislavovich,

police Lieutenant Colonel, teacher departments of tactical and special training Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

PROBLEMATIC ASPECTS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE UNDER ARTICLE 352.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION "VOLUNTARY SURRENDER

Annotation. The conduct of a special military operation on the territory of the newly annexed subjects of the Russian Federation has revealed new challenges requiring a commensurate response from the state. In the complex of such measures, rule-making processes aimed at introducing legal liability under the new articles, for acts that were not previously liable, are of no small importance. The legislator attributed voluntary surrender to one of these. Despite its timeliness and more preventive orientation, there is to some extent an under-formulation when the content of the article leaves a large number of questions at the mercy of the subjective opinion of the law enforcement officer. The study examines the main aspects of law enforcement practice, which, first of all, can create difficulties for a comprehensive, complete and objective investigation and consideration of a criminal case within the framework of a preliminary investigation and trial.

Key words: voluntary surrender, a soldier, a crime, a preliminary investigation.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-255-257 NIION: 2021-0079-2/23-117 MOSURED: 77/27-025-2023-02-117

Впостпандемийное время геополитическая ситуация существенно усложнилась, когда страны коллективного Запада предприняли ряд контрпродуктивных мер несущих угрозу национальной безопасности Российской Федерации [2]. По этой причине 24 февраля 2022 года Верховным Главнокомандующим было принято решение о проведении специальной военной операции. Первоначальные задачи, поставленные при ее проведении, были обозначены как защита жизни и здоровья русскоязычного населения на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, а равно денацификация и демилитаризация Украины. Однако, в последующем они были скорректированы, поскольку по итогам Всенародных Референдумов в сентябре 2022 года в состав Российской Федерации вошли четыре новых субъекта, что требовало выполнения иного спектра задач, по причине необходимости установления на вновь освобожденных территориях соответствующего нашему конституционного строя. При этом достижение целей специальной военной операции усложнилось по причине не объявленной прокси-войны проводимой странами Западной Европы и США под предлогом помощи Украине. В настоящее время следует констатировать, что Российская Федерация противодействует всему коллективному Западу, который не прекращает свои попытки под предлогом сохранения институтов демократии, руками украинского народа осуществлять потуги по ослаблению России с целью сохранение своей гегемонии в мировом сообществе [1]. Данная ситуация отразилась на всех сферах жизни. Государство комплексом мер существенно снизило влияние введенных в отношении него санкций, направленных в основном на экономическую и социальную сферы жизни. Следует признать, что специальная военная операция потребовала консолидации всего гражданского общества, с целью достижений поставленных целей. Одной из таких мер стала объявленная Указом Президента Российской Федерации № 647 от 21 сентября 2022 года частичная мобилизация военнообязанных граждан [5].

Как и любое масштабное мероприятие, специальная военная операция потребовала серьезных мер, в том числе в нормотворческом процессе. Сложности проведения операции выявили факты и обстоятельства требующие правовой регламентации, к сожалению, в том числе и в части необходимости введения уголовной ответственности за ряд деяний ранее не рассматриваемых в таком аспекте. За последний год неоднократно вносились изменения в уголовное и административное законодательство. Их сутью стало введение юридической ответственности за различные противоправные деяния. Одним из таких

изменений стало введение уголовной ответственности за добровольную сдачу в плен по статье 352.1 Уголовного кодекса РФ в редакции от 24.09.2022 года [3]. Однозначно, данная мера была необходима и законодатель, таким образом, пытается в превентивной форме предостеречь участников боевых действий от совершения деяний, которые могут дискредитировать Вооруженные Силы Российской Федерации, подорвать моральный дух и боеспособность военного подразделения. Хотелось бы, чтобы, несмотря на внесение данных поправок, правоприменительная практика по указанной статье отсутствовала. Однако, нельзя исключать обратного, и тогда органы предварительного следствия и суд должны обеспечить всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела. Предлагается рассмотреть некоторые аспекты правоприменительной практики в перспективе. Диспозиция статьи достаточно лаконична и предусматривает уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен, при отсутствии признаков совершения преступления предусмотренного ст. 275 УК РФ (Государственная измена). При этом, у правоприменителя в первую очередь возникнет вопрос о том, что именно подразумевается под добровольной сдачей. В случаях, когда военнослужащий, имея прямой умысел, совершает действия направленные на сдачу в плен, маловероятно вызовут сложности в доказательственном процессе. Другое, это квалифицировать ли аналогично случаи, в которых военнослужащий сдается в плен, по причине отсутствия помощи, боеприпасов либо под угрозой своей жизни. Будет ли являться добровольной сдачей в плен действия военнослужащего первый раз оказавшегося в зоне проведения боевых действий и просто с испуга сложившего оружие перед противником.

Авторы законотворческой инициативы предлагают каждый конкретный случай возможной сдачи в плен рассматривать и разрешать в рамках судебного разбирательства [6]. Однако, этот подход не является достаточно продуктивным, в силу того, что любой военнослужащий, как и любой гражданин, должен знать за какие именно деяния он подлежит уголовной ответственности. В виду отсутствия правоприменительной практики можно рассуждать только в вероятностном ключе, разумно предполагая, что уголовному преследованию по данной статье будут подлежать военнослужащие за действия (бездействия) совершенные с прямым умыслом, когда лицо отказывается выполнять свои обязанности, и намерено сдается в плен. Нельзя таркто-вать аналогичным образом деяния совершенные под угрозой жизни и здоровью своему и иных граждан. Сложно обосновать бессмысленную

смерть военнослужащего, когда он окажется в неравных условиях, не имея возможности оказать сопротивление или побег. В данном случае целесообразно интерпретировать его деяние как совершенное в условиях крайней необходимости [4]. Также возникает вопрос о субъекте преступления. Предполагается, что в данном случае субъект специальный, то есть военнослужащий. Резонно задаться вопросом, подлежат ли уголовному преследованию за сдачу в плен сотрудников добровольческих формирований либо частных военных компаний, задействованных в проведение боевых действий. Нами видится, что субъектом данного преступления может быть только военнослужащий, осуществляющее свои обязанности по призыву, контрактному соглашению, либо поступившему на службу в рамках мобилизации. (ФЗ о статусе военнослужащего)

Законодатель предусматривает освобождение от уголовной ответственности военнослужащего совершившего преступное деяние впервые и принявшего необходимые меры по освобождению из плена и возвращению к месту службы, не совершив при этом других преступных деяний. В данном случае условия достаточно ясны, но возникает резонный вопрос. Как будет разграничиваться уголовная ответственность военнослужащего добровольно сдавшегося в плен и лица

совершившего такое деяние повторно. Также не исключены случаи, когда буду установлены факты подстрекательства, склонения к сдаче в плен, пособничество таким действиям, совершение таких деяний группой лиц и т.п. И вопросы квалификации их деяний встанут перед следователем.

Важно отметить, что, если в ходе предварительного следствия будет установлен факт содействия преступнику, как в осуществление боевых действий в его составе, так и в предоставлении информации о месте дислокации, оснащении, количестве и намерениях наших Вооруженных сил, то такие действия будут квалифицироваться по статье 275 Уголовного Кодекса РФ. В данном случае как бы поглощая состав преступления о сдаче в плен.

Следует отметить, что законодатель в данном случае в большей мере преследует превентивные меры. При этом мы не можем обратиться к зарубежному опыту в силу его отсутствия. Однако, скорее всего статья в его действующей интерпретации требует доработки с целью исключения зависимости от субъективности следователя и в последующем судьи в принятии решений. Необходимо четкой определение понятия добровольной сдачи в плен, с целью исключения вариативности ее трактовки.

Список литературы:

[1] Гаужаева В.А., Гедугошев Р.Р. Концептуальные основы, детерминирующие экстремистскую среду и терроризм в условиях глобализации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 104-107.

[2] Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые вопросы совершенствования деятельности ОВД в борьбе с терроризмом и захватом заложников // Образование и право. 2022. № 4. С. 317-319.

[3] Федеральный закон от 24.09.2022 №365-ФЗ « О внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации // Российская газета, №215, сентябрь 2022

[4] Шамаев А.М., Иноземцев С.В. Вопросы совершенствования законодательства в сфере противодействия террористическим проявлениям // Образование и право. 2022. № 6. С. 96-99.

[5] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426999/ (дата обращения 24.02.2023 г.).

[6] https://66.ru/news/society/256348/ (Дата обращения 11..02.2023 г.).

Spisok literatury:

[1] Gauzhaeva V.A., Gedugoshev R.R. Konceptual'nye osnovy, determiniruyushchie ekstremistskuyu sredu i terrorizm v usloviyah globalizacii//Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 4. S. 104-107.

[2] Mashekuasheva M.H., Kochesokova Z.H. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya deyatel'nosti OVD v bor'be s terrorizmom i zahvatom zalozhnikov // Obrazovanie i pravo. 2022. № 4. S. 317-319.

[3] Federal'nyj zakon ot 24.09.2022 №365-FZ « O vnesenie izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 151 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Rossijskaya gazeta, №215, sentyabr' 2022

[4] SHamaev A.M., Inozemcev S.V. Voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere protivodejst-viya terroristicheskim proyavleniyam // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. S. 96-99.

[5] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426999/(data obrashcheniya 24.02.2023 g.).

[6] https://66.ru/news/society/256348/ (Data obrashcheniya 11..02.2023 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.