Научная статья на тему 'Проблемные аспекты оценки развития муниципальных образований'

Проблемные аспекты оценки развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривопускова С. Д., Тинякова В. И.

Для преодоления негативных последствий внутрирегиональной неоднородности проводится дифференцированная политика по отношению к различным муниципальным образованиям, направленная не только на выравнивание, но и на стимулирование уровня их социально-эконо­мического развития. В этой связи важным представляется комплексное исследование на основе системы показателей, характеризующих, в частности, эффективность деятельности органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты оценки развития муниципальных образований»

При этом следует отметить, что в России проблема оценки привлекательности региона при выборе партнеров по слиянию и поглощению в процессе формирования холдингов не менее важна, чем последующие этапы. Отдаленность региона, отсутствие удобной связи с центральными районами или сдерживают процесс слияний, или заставляют искать партнеров с широкой сбытовой сетью и влияют на многие другие аспекты функционирования холдинговых структур.

Список литературы:

1. Ильиных М.С. Финансово-промышленная интеграция: мировой опыт и реалии России / М.С.Ильиных. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 286 с.

2. Прокопьева Т.В. Финансовое планирование в интегрированных структурах (на примере промышленных корпораций Алтайского края): монография / Т.В. Прокопьева, А.В. Прокопьев. - Барнаул: Изд-во АлтГУ Серия: Управление корпорацией, 2007. - 236 с.

3. Шевцова О., Шохина Е. На дне [Электронный ресурс] // expert.ru: Ек-сперт on-line. - Режим доступа: http://expert.ru/2009/02/16/prom.

4. Шиткина И. Управление в холдинге // Хозяйство и право. - 2004. -№ 4. - С. 59-61.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Кривопускова С.Д.*, Тинякова В.И.*

Воронежский институт экономики и социального управления, г. Воронеж

Для преодоления негативных последствий внутрирегиональной неоднородности проводится дифференцированная политика по отношению к различным муниципальным образованиям, направленная не только на выравнивание, но и на стимулирование уровня их социально-экономического развития. В этой связи важным представляется комплексное исследование на основе системы показателей, характеризующих, в частности, эффективность деятельности органов местного самоуправления.

В современной российской экономике отчетливо проявляется смещение центра тяжести управления на региональный уровень. Это обусловлено ростом суверенитета, усилением экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. В этой связи всё актуальнее становится изучение процессов социально-экономического развития

* Аспирант кафедры Региональной экономики и менеджмента.

* Профессор кафедры Региональной экономики и менеджмента, доктор экономических наук.

территории с целью создания эффективной системы управления и обоснования стратегии этого развития.

Муниципальные образования выступают первичным элементом всей системы экономических и социальных отношений, на их территории осуществляются основные процессы жизнедеятельности населения. Обеспечение эффективного функционирования, развития экономически и финансово дееспособных образований представляется одной из актуальных задач регионального управления.

С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования получили широкие права и возможности для самостоятельного хозяйствования и развития. Однако органы местного самоуправления столкнулись с рядом проблем, связанных с отсутствием технологий оценки и планирования социально-экономического развития, особенно на уровне городских и сельских поселений. Инструменты оценки социально-экономических процессов в настоящее время практически отсутствуют. Ситуация усугубляется еще и тем, что состояние муниципальной статистики не удовлетворяет возрастающие потребности органов местного самоуправления в ней.

Усилия специалистов различных уровней в научном плане направлены на:

- обсуждении специфики муниципальных образований как социально-экономических систем;

- определении факторов и последствий внутри региональной дифференциации;

- выявлении особенностей регулирования социально-экономического развития муниципальных образований региона;

- анализе подходов к изучению уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

Среди комплекса существующих проблем развития экономики любого региона одно из важных мест занимает проблема экономического роста. Процесс экономического роста на уровне региона более точно выражается через адекватную систему показателей - эффективного инструмента мониторинга в управлении социально-экономическим развитием городских и сельских поселений.

Учитывая специфику развития территорий, сильные и слабые стороны местного самоуправления, необходимо применять различные виды показателей, выявляя наиболее значимые и приоритетные для оценки развития городских и сельских поселений с учетом их специфики, учитывать приоритетные направления развития, сильные и слабые стороны территорий, их экономический потенциал.

Определение содержания показателей предполагает проведение качественный анализ изучаемых процессов. Это важно для разработки экономиче-

ской политики, принятия управленческих решений, выбора наиболее эффективных мер по их реализации. Например, для улучшения здоровья населения необходимо строить новые медицинские и оздоровительные учреждения. Однако при определенных условиях более эффективными способами решения этой задачи являются улучшение жилищно-бытовых условий и защита окружающей среды.

При разработке методики оценки эффективности развития муниципальных образований необходимо учитывать возможность:

- получения обобщенной характеристики уровня развития;

- адаптации к существующей официальной статистической отчетности;

- использования упрошенной формы расчета показателей;

- формирования интегральных показателей социально-экономического развития на основе сформированной совокупности показателей и сравнения с их помощью муниципальных образований.

Чтобы соответствовать поставленным задачам, система показателей должна отвечать следующим шести принципам:

- комплексный характер системы показателей; полнота охвата в сочетании с относительной простотой системы показателей;

- возможность насыщения системы достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и пространстве;

- возможность расширения пространственных и временных границ;

- открытость системы показателей для пользователя;

- однозначная интерпретация показателей [2].

Ориентация на комплексность обуславливает многоаспектность анализа социально-экономического развития, поэтому показатели формируются следующим образом:

- показатели отражают производственное развитие, возможности муниципального образования по формированию условий экономического роста;

- показатели призваны оценить степень реализации муниципальной практики; состояние структур, обслуживающих рыночную систему хозяйствования муниципального образования и степень самообеспеченности муниципального образования источниками финансирования;

- показатели оценивают благосостояние населения;

- характеризуют уровень жизни населения, степень благоприятности окружающей среды по отношению к населению, уровень комфортности проживания, условия безопасности проживания населения, обеспеченность населения персоналом и объектами отраслей социальной сферы.

К настоящему моменту времени на территории Воронежской области:

1. Администрациями муниципальных районов утвержден перечень показателей эффективности развития поселений и значения их согласованы со

структурными подразделениями администраций муниципальных районов, ответственных за осуществление мониторинга достижения показателей.

2. Заключены соглашения между администрациями муниципальных районов и администрациями городских и сельских поселений о достижении значений показателей эффективности развития поселений.

Предметом соглашений является достижение конкретных значений региональных показателей эффективности развития городских и сельских поселений Воронежской области.

Целями соглашений являются: совершенствование управления социально-экономическим развитием городских и сельских поселений; повышение эффективности использования бюджетных средств; укрепление собственной налогооблагаемой базы муниципального образования; усиление взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений; повышение благосостояния и улучшение качества жизни населения.

3. Определен порядок подведения итогов оценки эффективности развития городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»по итогам 2011 года проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, позволяющая учесть как результаты значений достигнутого уровня в отчетном году, так и результаты значений динамики эффективности по отношению к 2010 году. В таблице представлены показатели, оказавшие влияние на итоговые результаты.

Таблица 1

Показатели, оказывавшие наибольшие влияние на занимаемую позицию в рейтинге городских округов и муниципальных районов

Воронежской области по достигнутой динамике эффективности в различных сферах по итогам 2011 года

Сферы Показатели

Муниципальное управление и повышение инвестиционной привлекательности Доля земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию объектов жилищного строительства в течение 3 лет; иных объектов капитального строительства в течение 5 лет.

Продолжение табл. 1

Сферы Показатели

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя. Доля неэффективных расходов в сфере организации муниципального управления в общем объеме расходов бюджета на содержание работников органов местного самоуправления. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости). Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета (без учета субвенций). Доля расходов бюджета городского округа (муниципального района), формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета городского округа (муниципального района), без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий.

Образование Доля неэффективных расходов в сфере общего образования в общем объеме расходов на общее образование. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет. Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Доля лиц, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике.

Здравоохранение и здоровье населения Удовлетворенность населения медицинской помощью. Число врачей (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10 тыс. чел. населения. Доля бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств в сфере здравоохранения в общем объеме расходов бюджета муниципального образования на здравоохранение. Смертность населения в возрасте до 65 лет на дому на 100 тыс. чел. населения. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Уровень фактической обеспеченности спортивными залами от нормативной потребности. Доля неэффективных расходов в сфере здравоохранения в общем объеме расходов на здравоохранение.

Жилищно-коммунальный комплекс Доля неэффективных расходов в сфере ЖКХ в общем объеме расходов на ЖКХ. Доля объема отпуска электрической энергии, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета. Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет. Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами.

Источник: составлено по материалам [1].

Таким образом, мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов позволяет определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления.

Список литературы:

1. Портал Воронежской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.govvrn.ru.

2. Чеклаукова Е.Л. Разработка комплексной методики оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования / Е.Л. Чеклаукова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1 (29).

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИСА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

© Ломсадзе М.Ю.*

Костромской государственный технологический университет, г. Кострома

В статье обозначены основные проблемы идентификации социально-экономического кризиса в регионе. Выявлены обуславливающие проблемы обстоятельства. Поставлены задачи научного исследования.

В последние несколько лет ученые всего мира очень активно занимаются исследованиями в области экономических кризисов, опираясь на теоретические и методологические положения, отраженные в работах Н.Д. Кондратьева, Р. Харрода, Дж. М. Кейнса, Й. Шумпетера, К. Маркса К., Э. Хансена и др.

Имеются различные трактовки кризиса. Под кризисом понимают «крайнее обострение противоречий развития, переломный момент в процессах изменений, рассогласование экономической, финансовой и других систем» [1, с. 584]. Кроме того кризис - (от греческого «krisis») означает «решение по какому либо вопросу, или в сомнительной ситуации, поворотный пункт, исход » [2, с. 3]. Имеется мнение о том, что «кризис - это ограниченный во времени, нестабильный, динамичный процесс с постоянным изменением значений его основных параметров» [3].

Румянцевой Е.Е. обозначены признаки кризиса, которые выделяют зарубежные ученые, в том числе: образуют ситуацию, при которой огромное

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.