Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна, Краснова Людмила Вячеславовна, Куваева Анжелика Аскеровна

На сегодняшний день остро стоит вопрос о пересмотре подходов к содержанию сопровождающей педагогической деятельности в работе с лицами с ОВЗ. В частности, цифровые информационно-коммуникативные технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ на этапе адаптации к условиям обучения в организации высшего образования могут быть релевантны инновациям поставленных в современной образовательной среде вуза педагогических задач. Цифровые информационно-коммуникативные технологии призваны сегодня интегрировать во все аспекты электронной образовательной среды организации. Это может быть достигнуто за счет использования ассистивных устройств и технологий; проведения в формате онлайн индивидуальных и групповых консультаций, лекций, семинаров, тренингов с использованием платформ для видеоконференций. Наибольшую популярность в этой связи приобретают сегодня мультимедиа-ресурсы, обеспечивающие реализацию образовательного процесса. Огромное значение академическое сообщество, занимающееся проблемами обучения лиц с ОВЗ, придает цифровым информационно-коммуникативным технологиям сопровождения обучающихся на этапе подготовки к трудоустройству. Разрабатываются инновационные педагогические технологии, определяющие вектор и содержание сопровождения. Это создание условий для знакомства с особенностями организации трудовых отношений. Эти условия должны включать в себя юридическое и психологическое консультирование по вопросам трудового законодательства (права и обязанности участников трудовых отношений), организации рабочего места и графика работы; изучение особенностей организации трудовых отношений в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна, Краснова Людмила Вячеславовна, Куваева Анжелика Аскеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS AND PROMISING DIRECTIONS OF ACCOMPANYING STUDENTS WITH DISABILITIES TO THE CONDITIONS OF STUDY AT THE UNIVERSITY

To date, there is an urgent question of revising approaches to the content of accompanying pedagogical activity in working with persons with disabilities. In particular, digital information and communication technologies for accompanying students with disabilities at the stage of adaptation to the conditions of study in the organization of higher education may be relevant to innovations in the pedagogical tasks set in the modern educational environment of the university. Digital information and communication technologies are designed today to integrate into all aspects of the electronic educational environment of the organization. This can be achieved through the use of assistive devices and technologies; conducting online individual and group consultations, lectures, seminars, trainings using video conferencing platforms. Multimedia resources that ensure the implementation of the educational process are becoming the most popular in this regard today. The academic community dealing with the problems of teaching people with disabilities attaches great importance to digital information and communication technologies for accompanying students at the stage of preparation for employment. Innovative pedagogical technologies are being developed that determine the vector and content of support. This is the creation of conditions for acquaintance with the peculiarities of the organization of labor relations. These conditions should include legal and psychological counseling on labor legislation (rights and obligations of participants in labor relations), workplace organization and work schedule; study of the specifics of the organization of labor relations in a team.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Мосина Оксана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент кафедры естественно-научных и психолого-педагогических дисциплин Краснова Людмила Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет (филиал) в г.Белореченск» (г. Белореченск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Куваева Анжелика Аскеровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ОВЗ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. На сегодняшний день остро стоит вопрос о пересмотре подходов к содержанию сопровождающей педагогической деятельности в работе с лицами с ОВЗ. В частности, цифровые информационно-коммуникативные технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ на этапе адаптации к условиям обучения в организации высшего образования могут быть релевантны инновациям поставленных в современной образовательной среде вуза педагогических задач. Цифровые информационно-коммуникативные технологии призваны сегодня интегрировать во все аспекты электронной образовательной среды организации. Это может быть достигнуто за счет использования ассистивных устройств и технологий; проведения в формате онлайн индивидуальных и групповых консультаций, лекций, семинаров, тренингов с использованием платформ для видеоконференций. Наибольшую популярность в этой связи приобретают сегодня мультимедиа-ресурсы, обеспечивающие реализацию образовательного процесса. Огромное значение академическое сообщество, занимающееся проблемами обучения лиц с ОВЗ, придает цифровым информационно-коммуникативным технологиям сопровождения обучающихся на этапе подготовки к трудоустройству. Разрабатываются инновационные педагогические технологии, определяющие вектор и содержание сопровождения. Это создание условий для знакомства с особенностями организации трудовых отношений. Эти условия должны включать в себя юридическое и психологическое консультирование по вопросам трудового законодательства (права и обязанности участников трудовых отношений), организации рабочего места и графика работы; изучение особенностей организации трудовых отношений в коллективе.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, цифровые информационно-коммуникативные технологии, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, расстройства аутистического спектра, социально-психологическая адаптация, социализация.

Annotation. To date, there is an urgent question of revising approaches to the content of accompanying pedagogical activity in working with persons with disabilities. In particular, digital information and communication technologies for accompanying students with disabilities at the stage of adaptation to the conditions of study in the organization of higher education may be relevant to innovations in the pedagogical tasks set in the modern educational environment of the university. Digital information and communication technologies are designed today to integrate into all aspects of the electronic educational environment of the organization. This can be achieved through the use of assistive devices and technologies; conducting online individual and group consultations, lectures, seminars, trainings using video conferencing platforms. Multimedia resources that ensure the implementation of the educational process are becoming the most popular in this regard today. The academic community dealing with the problems of teaching people with disabilities attaches great importance to digital information and communication technologies for accompanying students at the stage of preparation for employment. Innovative pedagogical technologies are being developed that determine the vector and content of support. This is the creation of conditions for acquaintance with the peculiarities of the organization of labor relations. These conditions should include legal and psychological counseling on labor legislation (rights and obligations of participants in labor relations), workplace organization and work schedule; study of the specifics of the organization of labor relations in a team.

Key words: pedagogical activity, digital information and communication technologies, students with disabilities, psychological and pedagogical support, autism spectrum disorders, socio-psychological adaptation, socialization.

Введение. На сегодняшний день Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Получение высшего образования лицами с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Особые образовательные потребности студентов с расстройствами аутистического спектра (РАС). Студенты с расстройствами аутистического спектра - это лица, у которых особенности развития проявляются в разных сферах психической деятельности. Обучаться в вузе могут студенты с РАС, так называемые, высоко функциональные аутисты, как правило, - это лица с синдромом Аспергера. Лицам с РАС свойственна повышенная чувствительность к различным сенсорным раздражителям: температурным, тактильным, звуковым и световым. Недостаточность коммуникативно-потребностной сферы проявляется с детского возраста в нарушениях различных видов контакта: тактильного, визуального, вербального и социального.

Особенности поведения у лиц с РАС чаще проявляются в виде немотивированных страхов или, наоборот, отсутствия чувства страха перед реальной опасностью. Студенты с РАС представляют категорию высоко функциональных аутистов, способных осваивать вузовскую образовательную программу, однако, которые при этом испытывают трудности в самообслуживании, пространственной ориентировке и социальных контактах. В речи людей с РАС может встречаться много неологизмов, а ведение диалога может вызывать особые трудности. Также в процессе речевого взаимодействия могут возникать речевые стереотипии, штампы, отсутствие адресата. Личностные особенности аутичных подростков и юношей характеризуются эмоциональной холодностью и нарушением социальных контактов.

Обучение студентов с РАС осуществляется на основе следующих принципов:

- установление эмоционального контакта и его последующее развитие в работе с молодым человеком с РАС: определение его интересов, т.е. той сферы, где его сензитивность проявляется в наименьшей степени;

- организация окружающего пространства: среди предметов, находящихся в помещении/ аудитории, не могут находиться те, которые вызывают тревогу или страх у человека с РАС; в расположении предметов должен постоянно сохраняться один и тот же порядок;

- использование стереотипной, тонизирующей основы для формирования деятельности (метод поэтапного планирования будущей деятельности, например, освоения конкретной дисциплины);

- применение нетрадиционного принципа формирования знаний от общего к частному, а не наоборот (например, сначала глобальное чтение, потом - послоговое). В образовательном процессе студента с РАС следует активно использовать современные цифровые технологии и компьютерную технику как средство развития у него коммуникативной мотивации и коммуникативных навыков с помощью инструментальной формы взаимодействия. Следует отметить, что лица с РАС, особенно успешно овладевают различными компьютерными технологиями. Компьютер позволяет представлять разнообразную информацию от общего к частному, что не противоречит психологическим особенностям аутичного студента, а наоборот, позволяет их использовать в развитии коммуникативных компетенций и когнитивного интереса.

Однако, использование компьютерной техники и цифровых технологий в работе с молодыми людьми с РАС должно быть дозированным и разумно спланированным. Для снятия эмоциональной напряженности и страхов при подготовке к лекционным занятиям, отчетности или экзамену, следует заранее указать студенту с РАС аудиторию, время начала занятия, предложить надеть беруши в случае выраженной гиперчувствительности студента, например, на скрип ручек других студентов [1].

Социально-психологическая адаптация - состояние взаимоотношений личности и социума, при котором первая, с одной стороны, без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом, с другой стороны, в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.

Среди факторов, оказывающих влияние на качество социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ к обучению в ВУЗе, можно назвать следующие: структура первичного нарушения; индивидуально-личностные особенности; опыт межличностного взаимодействия; доступность инфраструктуры образовательной организации.

К особенностям психического/физического развития студентов с ОВЗ, оказывающим влияние на продуктивность их социально-психологической адаптации к условиям обучения в организации высшего образования, как правило, относят такие, как: уровень мобильности и самостоятельности; ограниченность средств речевой и/или неречевой коммуникации; особенности приема, переработки, хранения и воспроизведения информации; особенности процесса формирования понятий; наличие астении / астенического синдрома; особенности эмоционально-волевой сферы, поведения и формирования личности; ограниченность / низкая эффективность опыта социального взаимодействия.

Цифровые информационно-коммуникативные технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ на этапе поступления представлены алгоритмическим рисунком следующих видов сопровождающей деятельности. Во-первых, это информирование о перспективах трудоустройства и финансово-экономической устойчивости выбранного абитуриентом направления профессиональной деятельности направлено на формирование максимально объективного представления о характере профессиональной деятельности и востребованности выбранного направления подготовки с точки зрения обеспечения экономической независимости и самостоятельности выпускника.

Во-вторых, обязательным является формирование представлений о конкуренции на рынке труда в рамках выбранного направления подготовки предполагает информирование о состоянии трудовых ресурсов, возможностях профессиональной реализации лиц с ОВЗ в рамках выбранного направления и профиля (направленности) подготовки на основе знакомства со сведениями, опубликованными в официальных источниках.

В-третьих, необходимо информирование об особенностях организации образовательного процесса по выбранному абитуриентом направлению и профилю (направленности) подготовки включает знакомство с развернутой характеристикой образовательной программы, отражающей теоретический и практический этапы освоения профессиональной деятельности; опытом обучения (при наличии) лиц с ОВЗ [2].

И, наконец, в-четвертых, речь идет о консультативной помощи по вопросам выбора направления и профиля (направленности) образовательной программы с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (при наличии)предполагает сравнительный анализ образовательных программ в рамках разных направлений и профилей (направленностей) подготовки; моделирование возможных трудностей освоения выбранной образовательной программы обучающимися с ОВЗ; знакомство с образовательными программами, разработанными для лиц с ограниченными возможностями здоровья (при наличии).

Цифровые информационно-коммуникативные технологии, которые целесообразно применять в педагогическом процессе: профессиональное тестирование онлайн / оффлайн; анализ востребованности профессии с использованием интернет-ресурсов по поиску работы; онлайн (или смешанного формата) консультации с руководителями образовательных программ и преподавателями, принимающими участие в их реализации; онлайн встречи с обучающимися старших курсов, имеющими ограниченные возможности здоровья; видео-презентации образовательных программ.

Изучение эмоционально-личностного статуса обучающихся с ОВЗ реализуется с целью выявления общей направленности личности, стрессоустойчивости, готовности к самостоятельности, доминирующей мотивации деятельности, ответственности за процесс освоения образовательной программы. Результаты психодиагностики могут стать основной для разработки индивидуальной программы психокоррекции.

Содействие эффективной социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ в коллективе сверстников и развитие навыков взаимодействия с участниками образовательного процесса направлено на сокращение сроков психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательной организации; формирование необходимых коммуникативных навыков (включая использование заместительных систем коммуникации) у всех участников образовательного процесса; развитие гуманистического отношения участников образовательных процесса к особенностям психофизического развития лиц с ОВЗ; формирование у обучающихся с ОВЗ ответственного отношения к учебной деятельности и ее результатам.

Создание условий для развития (совершенствования) навыков организации самостоятельной учебной деятельности, использования технологий работы с учебной информацией (включая электронные образовательные ресурсы), психогигиены предполагает освоение учебных дисциплин (курсов), раскрывающих технологии планирования и организации самостоятельной учебной деятельности, включая дистанционное обучение и использование электронных образовательных ресурсов; технологии поиска и систематизации информации; технологии эффективного использования часов, выделяемых на самостоятельную работу обучающегося и т.д. [3].

Знакомство с материально-технической базой образовательной организации и используемыми в образовательном процессе техническими устройствами, которые обеспечивают прием, переработку и передачу учебной информации, обеспечивает сокращение сроков адаптации обучающихся с ОВЗ к условиям получения образования; формирование (совершенствование) навыков использования ими ассистивных устройств и технологий в образовательном процессе.

Информирование о системе социального сопровождения и медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ. Предполагает знакомство с формами и средствами решения материальных и бытовых проблем, укрепления здоровья и профилактики заболеваний у обучающихся с ОВЗ.

Цифровые информационно-коммуникативные технологии могут быть представлены широким спектром педагогических технологий взаимодействия: онлайн индивидуальные и групповые консультации, тренинги с использованием платформ для видеоконференций; участие в группах образовательных организаций в социальных сетях; онлайн/офлайн навигаторы, виртуальные экскурсии по образовательной организации; видео-презентации сайта образовательной организации, ее структурных подразделений; знакомство с электронной образовательной средой организации; адаптационные курсы с электронной поддержкой [4].

Среди приоритетных направлений работы выступают также цифровые информационно-коммуникативные технологии сопровождения обучающихся с ОВЗ на этапе освоения образовательной программы. Эти виды работ включают в себя не только информирование и консультирование по вопросам организации и содержания образовательного процесса, но и содействие продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса; предполагают знакомство обучающегося с ОВЗ с федеральными и локальными нормативными актами, регламентирующими порядок образовательной деятельности организации высшего образования; а также популяризацию содержания образовательной программы: это и график учебного процесса, и наполнение учебных модулей, и виды и формы практики, аттестации, и учебно-методическое сопровождение, а также условия организации образовательного процесса.

Учитывая наличие некоторых особенностей эмоционально-личностного развития лиц с ОВЗ, низкий уровень готовности к межличностной коммуникации, снижение скорости приема и переработки информации большое значение в процессе сопровождения их обучения имеет обеспечение взаимодействия с преподавателями, учебно-вспомогательным составом, администрацией структурных подразделений организации. Оно может быть направлено на уточнение требований к содержанию и срокам выполнения учебных заданий, формам освоения и компенсации учебного материала при отсутствии на занятиях; получение социальных выплат и материальной помощи; участие в учебных, воспитательных, социально-ориентированных мероприятиях и т.д.

Адаптация технологий обучения и оценки результатов освоения учебных дисциплин (курсов) и практик предполагает увеличение числа технологий и форм их использования в образовательном процессе с целью совершенствования получения, переработки, систематизации и воспроизведения учебной информации обучающимися с ОВЗ. Как правило, адаптация технологий обучения и оценки результатов освоения учебных дисциплин (курсов) и практик имеет индивидуальный характер в связи с различием в механизмах возникновения особенностей психомоторного развития. Например, используется замена устного предъявления на письменное и наоборот; ограничение объема информации за счет сокращения уточняющей части текста; замена текста на схематическое изображение и т.д. Наличие особенностей когнитивной деятельности (повышенной вербализации мышления) влияет на выбор технологии обучения.

Поэтому репродуктивные виды работы оказываются менее эффективными, чем аналитические (например, технология case study). В случаях использования дистанционных образовательных технологий важно обеспечить наличие на постоянной основе обратной связи, прежде всего - в виде онлайн режима (веб-семинары, интернет-конференции, интернет-консультации), что способствует повышению качества освоения учебного материала, регламентирует учебную деятельность обучающихся, развивает сотрудничество, расширяет коммуникативный опыт.

Адаптация учебно-методических материалов тоже выходит на приоритетные позиции. Обучающиеся с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к особенностям их психофизического развития: в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудио- или видеофайла. Для повышения эффективности освоения учебных материалов рекомендуется дублировать информацию, предлагаемую в текстовой форме - нетекстовой и наоборот. В качестве обязательной составляющей всех учебно-методических материалов вне зависимости от их формата должна быть часть, обеспечивающая возможность самопроверки.

Нормализация психоэмоционального статуса, профилактика межличностных конфликтов является предиктором успешности и адаптивности обучающихся с ОВЗ к условиям образовательной среды. Она обеспечивает социально-психологическую адаптацию обучающегося с ОВЗ в образовательной организации, совершенствование средств межличностного взаимодействия, преодоление проявлений инвалидизации личности. Основным механизмом сопровождения должно стать включение обучающегося с ОВЗ в систему отношений в качестве самостоятельного участника образовательного процесса, который является не получателем услуги (помощи), а несет ответственность за свое образование, развитие взаимоотношений с окружающими людьми, успехи в будущей профессии и жизни.

Выводы. Социально-психологическая адаптация - состояние взаимоотношений личности и социума, при котором первая, с одной стороны, без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом, с другой стороны, в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.

К факторам, оказывающим влияние на качество социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ к обучению в ВУЗе можно отнести следующие: структура первичного нарушения; индивидуально-личностные особенности; опыт межличностного взаимодействия; доступность инфраструктуры образовательной организации.

Особенности психического/физического развития студентов с ОВЗ, оказывающие влияние на продуктивность их социально-психологической адаптации к условиям обучения в организации высшего образования иллюстрируются через уровень их мобильности и самостоятельности; ограниченность средств речевой и/или неречевой коммуникации; особенности приема, переработки, хранения и воспроизведения информации; особенности процесса формирования понятий; наличие астении/астенического синдрома; особенности эмоционально-волевой сферы, поведения и формирования личности; ограниченность/низкая эффективность опыта социального взаимодействия. Со всеми этими проблемными аспектами необходимо работать с учетом пересмотра педагогических и психологических технологий и средств.

Литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью / Б.Б. Айсмонтас, М.А. Одинцова // Психологическая наука и образование. -2018. - Т. 23 - № 2 - C. 29-41.

2. Зорина, Е.Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе / Е.Е. Зорина // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 5. - С. 165-184.

3. Щетинина, Е.Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза / Е.Б. Щетинина // Специальное образование. - 2015. - №XI. - С. 282-285.

4. Фоминых, Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной профессионально-образовательной среде / Е.С. Фоминых // КПЖ. - 2017. - №2 (121). - С. 82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.