Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Татьяна Николаевна, Пфетцер Алена Александровна

Введение. Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза. Целью исследования является анализ подходов к определению сущности и содержания феномена цифровой образовательной среды вуза, характеристика психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов с учетом данного типа среды (содержание и направления, этапы, технологии). Методология. Изучение цифровой образовательной среды вуза проводится с помощью теоретического анализа современных исследований по данной проблематике, при этом рассматриваются структура, компоненты, функции данного типа среды, ее влияние на психолого-педагогическое развитие студентов вуза. Методологической основой исследования психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза послужили деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы. Результаты. Проведенное исследование позволило уточнить возможности цифровой образовательной среды вуза для осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов. Основываясь на личном практическом опыте в психодиагностической, консультативной, профориентационной, развивающей и других видах деятельности, авторы обобщили и проанализировали внеучебные форматы информационно-коммуникативных технологий при сопровождении профессионально-личностного развития студентов вуза. Заключение. Цифровая образовательная среда вуза может служить основой для совершенствования и интенсификации процесса психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Татьяна Николаевна, Пфетцер Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Introduction. The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the psychological and pedagogical support of the professional and personal development of students in the digital educational environment of the university. The aim of the study is to analyze approaches to defining the essence and content of the phenomenon of the digital educational environment of a university, characteristics of psychological and pedagogical support for the professional and personal development of students, taking into account the type of environment (content and directions, stages, technologies). Methodology. The study of the digital educational environment of a university is carried out with the help of a theoretical analysis of modern research on this issue, while examining the structure, components and functions of this type of environment, its influence on the process of psychological and pedagogical development of university students. The methodological bases for the study of psychological and pedagogical support of students in the digital educational environment of the university were the activity-oriented, personality-oriented, competence-based approaches. Results. The study made it possible to clarify the possibilities of the digital educational environment of a university for the implementation of psychological and pedagogical support of students. Based on personal practical experience in psychodiagnostics, counseling, career guidance, development and other types of activities, the authors generalized and analyzed extracurricular formats for using information and communication technologies in the process of accompanying the professional and personal development of university students. Conclusion. The digital educational environment of a university can serve as a basis for improving and intensifying the process of psychological and pedagogical support for the professional and personal development of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

УДК/UDC 378:316.61:004.9

DOI 10.54509/22203036_2022_1_145

Мартынова Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Пфетцер Алена Александровна

начальник центра развития образовательных технологий, АО «Кузбасский технопарк», г. Кемерово

Martynova Tatiana N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Pfettser Alena A.

Head of the Center of the Development of Educational Technologies, JSC "Kuzbass Technopark", Kemerovo

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Введение. Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза. Целью исследования является анализ подходов к определению сущности и содержания феномена цифровой образовательной среды вуза, характеристика психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов с учетом данного типа среды (содержание и направления, этапы, технологии).

Методология. Изучение цифровой образовательной среды вуза проводится с помощью теоретического анализа современных исследований по данной проблематике, при этом рассматриваются структура, компоненты, функции данного типа среды, ее влияние на психолого-педагогическое развитие студентов вуза.

Методологической основой исследования психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза послужили деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы.

Результаты. Проведенное исследование позволило уточнить возможности цифровой образовательной среды вуза для осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов. Основываясь на личном практическом опыте в психодиагностической, консультативной, профориентационной, развивающей и других видах деятельности, авторы обобщили и проанализировали внеучебные форматы

информационно-коммуникативных технологий при сопровождении профессионально-личностного развития студентов вуза.

Заключение. Цифровая образовательная среда вуза может служить основой для совершенствования и интенсификации процесса психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

Introduction. The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the psychological and pedagogical support of the professional and personal development of students in the digital educational environment of the university. The aim of the study is to analyze approaches to defining the essence and content of the phenomenon of the digital educational environment of a university, characteristics of psychological and pedagogical support for the professional and personal development of students, taking into account the type of environment (content and directions, stages, technologies).

Methodology. The study of the digital educational environment of a university is carried out with the help of a theoretical analysis of modern research on this issue, while examining the structure, components and functions of this type of environment, its influence on the process of psychological and pedagogical development of university students. The methodological bases for the study of psychological and pedagogical support of students in the digital educational environment of the university were the activity-oriented, personality-oriented, competence-based approaches.

Results. The study made it possible to clarify the possibilities of the digital educational environment of a university for the implementation of psychological and pedagogical support of students. Based on personal practical experience in psychodiagnostics, counseling, career guidance, development and other types of activities, the authors generalized and analyzed extracurricular formats for using information and communication technologies in the process of accompanying the professional and personal development of university students.

Conclusion. The digital educational environment of a university can serve as a basis for improving and intensifying the process of psychological and pedagogical support for the professional and personal development of students.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение студентов, профессионально-личностное развитие студентов, цифровая образовательная среда вуза.

Keywords: psychological and pedagogical support of students, professional and personal development of students, digital educational environment of universities.

Введение

Одной из тенденций развития современного общества является переход от постиндустриального (информационного) общества к цифровому обществу, которое характеризуется широким применением глобальных и локальных компьютерных сетей; востребованностью сложнейших цифровых технологий для хранения и передачи больших массивов данных; расширением сферы коммуникации и т. д. Цифровая трансформация, охватив все сферы общества (промышленность, экономика, обслуживание, культура и т. п.), существенно отразилась на сфере высшего образования.

Необходимость цифровой трансформации российского высшего образования обусловлена современными требованиями к подготовке будущих высококвалифицированных специалистов; решением задач по обновлению методов, технологий и организационных форм учебной и воспитательной работы со студентами; необходимостью улучшения возможностей для личностного и профессионального развития студентов в условиях цифровой среды вуза.

На современном этапе развития российского высшего образования возрос научный и практический интерес к феномену цифровой образовательной среды, анализу его влияния на развитие личности и профессиональное становление студенческой молодежи.

Создание цифровой образовательной среды вуза связано с разработкой и использованием новых педагогических инструментов, методов и технологий психолого-педагогической сопровождения профессионально-личностного развития студенческой молодежи.

Методология

Методологическую основу анализа цифровой образовательной среды вуза составил средовый подход, который в педагогике и психологии связывают с новым способом организации образовательной деятельности, необходимым для личностного и профессионального развития обучающихся; выявлением условий, при которых появляются новые для личности возможности и изменения (Р. А. Кассина, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков).

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза рассматривается в нашем исследовании с позиций деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

В рамках деятельностного подхода феномен сопровождения анализируется как целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития студента.

Воплощение личностно ориентированного подхода связано с идеями реализации прав и равных возможностей обучающихся в вузе студентов, с достижением ими социального благополучия и самореализации.

Возможность реализации компетентностного подхода заключается в оценке сформированности у студентов отдельных социальных и личностных компетенций, обеспечивающих профессионально-личностное развитие; выборе форм обучения (активного и интерактивного) с использованием онлайн-плат-форм, цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном (социализирующем) процессах вуза.

С помощью опроса по специально разработанной и апробированной нами анкете психодиагностики осуществлялся анализ проблем студентов в контексте их психолого-педагогического сопровождения.

Результаты

Для научного осмысления проблемы нами был проведен терминологический анализ понятий «цифровая образовательная среда», «цифровая образовательная среда вуза», а также родственных им терминов.

Первичными по отношению к понятию «цифровая образовательная среда» выступают понятия «образовательная среда» и «образовательная среда вуза», изучению которых посвящены работы отечественных авторов А. И. Артюхиной, Б. Н. Боденко, В. И. Горовой, Т. Н. Гущиной, Е. Б. Лактионовой, Ю. С. Мануйловой, Н. М. Петровой, С. В. Тарасова и др.

Современная трактовка понятия «образовательная среда» в педагогике и психологии определяется авторами [1; 2] следующим образом:

- часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательных материалов и субъектов образовательного процесса;

- система сложившихся или специально созданных педагогических и психологических условий, направленных на развитие личности обучающегося; динамическая целостность взаимодействующих сред (административной, учебно-методической, научной, социальной, педагогической и т. д.).

Понятие цифровой образовательной среды вуза рассматривается исследователями [4; 6] с различных позиций:

- как элемент систем образования, расширяющий интерактивность процесса обучения;

- система, объединяющая программно-методические, организационные и технические ресурсы, а также интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и преподавателей;

- совокупность технологий (информационных, цифровых образовательных технологий, коммуникационных), условие их внедрения и применения в целях повышения эффективности образовательного процесса в вузе;

- условие и средство формирования профессиональных, социальных, личностных, общекультурных и других компетенций будущих специалистов.

Цифровая образовательная среда вуза непосредственно связана с цифровым образованием, основным психологическим аспектом которого является изменение характера коммуникаций субъектов образовательного процесса и психологические эффекты (позитивные и негативные) [8].

Анализ позиций различных авторов относительно сущности и содержания понятия «цифровая образовательная среда вуза» позволил нам сформулировать авторский вариант данного понятия с учетом изучаемой проблематики. Цифровая образовательная среда вуза - это совокупность образовательных, информационных и цифровых ресурсов, применяемых инфор-

мационных и цифровых технологий в целях психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного развития студентов и других субъектов образовательной среды (преподаватели и специалисты различных подразделений вуза, осуществляющих сопровождение студентов и т. д.).

Несмотря на имеющиеся различия в подходах к содержательной трактовке понятия «цифровая образовательная среда вуза», у исследователей прослеживается ее понимание как многокомпонентного, многофакторного педагогического феномена. Исследуемый феномен имеет сложную структуру, включает перечень компонентов (учебно-методический, деятельностный, коммуникативный, социально-психологический и т. д.) и функций (педагогическая, образовательная, профессионально-личностная, адаптивная, коммуникативная, информационная, креативно-преобразовательная). К достоинствам данного типа среды относится обеспечение высокого качества и доступности высшего образования всех видов и уровней [1; 2].

Современная цифровая образовательная среда вуза может выступать условием психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

Развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе студентов вуза, осуществляется с позиций различных научных подходов и связано с работами современных отечественных исследователей: М. Р. Битяновой, Е. И. Казаковой, О. Н. Нургатиной, Е. И. Пономаревой, С. В. Чермяниным, В. В. Хитрюк, Т. В. Христидис, Л. М. Шипицыной и др.

В нашем исследовании под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем целостную, системно-организованную деятельность субъектов образовательной среды вуза (педагоги-психологи, преподаватели, кураторы студенческих групп и др.), которая направлена на создание условий для социально-психологической адаптации и интеграции студентов в образовательную среду вуза, для успешного обучения и профессионально-личностного развития студентов [5; 7].

Профессионально-личностное развитие студентов при реализации компетентностного подхода в вузе является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки студентов (А. С. Андриенко, О. С. Ибра, Н. Э. Касаткина, Е. В. Прямикова, Н. Н. Суртаева, С. Н. Чистякова и др.).

При определении понятия «профессионально-лич-ностноеразвитие» мы придерживаемся его трактовки как динамичного, многоуровневого и интегратив-

ного процесса, связанного с изменениями личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих новый уровень потребностей и готовности к саморазвитию и самореализации личности.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов привязано к структуре образовательного процесса вуза, определяется его целями, построением, содержанием и методами; обеспечивает процессы социально-психологической адаптации и интеграции студента в цифровую образовательную среду вуза.

При организации и осуществлении психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся в вузе, важно учитывать этапы профессионально-личностного развития и их содержание, т. к. каждый из этапов имеет свою специфику.

На начальных этапах обучения студентов в вузе психолого-педагогическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам социальной и психологической помощи в адаптации к новым для них условиям образовательной среды. Особую значимость в связи с этим приобретает анализ причин дезадаптации студентов, а также путей оптимизации адаптационного процесса в вузе [9].

Типичными проблемами студентов на втором и третьем курсах обучения являются проблемы, связанные с неудовлетворенностью в выборе направления подготовки в вузе, профессиональным и жизненным самоопределением. На завершающем этапе обучения в вузе у студентов, по преимуществу, возникают проблемы определения дальнейшего профессионального пути, профессионально-личностной идентификации студента для последующей реализация себя в профессиональной деятельности и т. д.

Проведенный нами анализ педагогической и психологической литературы по различным аспектам психолого-педагогического сопровождения студентов показывает, что в науке к настоящему времени накоплен достаточных объем исследований, посвященных сопровождению образовательного процесса и учебной деятельности студентов вуза. В то же время недостаточно изучены вопросы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вузе. В нашем исследовании основное внимание уделено именно этому аспекту психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды Кемеровского государственного университета (КемГУ)

проводится при непосредственном участии авторов статьи, а также сотрудников учебно-практической лабораторией социальной и психологической помощи (социально-психологический институт).

Психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза проводится в КемГУ ежегодно с целью определения причин, затрудняющих процесс адаптации, выявления дезадаптированных студентов и последующей более углубленной работы с ними, а также для совместной работы с кураторами студенческих групп, специалистами других подразделений университета.

В разные годы в исследованиях по адаптации студентов в вузе принимали участие до 1,5 тыс. студентов, обучающихся по различным направлениям в двенадцати институтах/факультетах КемГУ. Для проведения этих исследований нами используется комплекс методов: методы психодиагностики, метод опроса (анкетного и экспертного) и т. д.

В последние годы, начиная с 2018/2019 учебного года и по настоящее время, для сбора первичных психодиагностических данных и материалов анкетного опроса, их первичной обработки используются доод1е-формы. К достоинствам онлайн-диагностики и онлайн-анкетирования следует отнести оперативность предоставления результатов диагностики и увеличение массовости обследований студентов.

По данным анкетного опроса, проведенного нами в 2020/2021 учебном году (общее число студентов КемГУ, принявших участие в данном исследовании составило 1320 чел.), к наиболее выраженным трудностям адаптации студенты-первокурсники относят:

- негативные психические состояния (тревога, беспокойство, страх) в усложненных условиях учебной деятельности или ситуациях с неопределенным исходом, например, в период предстоящей первой в студенческой жизни экзаменационной сессии, переход на дистанционную форму обучения и т. д. (34,3 % от общего числа студентов, принявших участие в анкетном опросе и тестировании). Именно в этих ситуациях у студентов неизменно присутствуют элементы стрессового характера;

- недостаток времени для выполнения учебных заданий (31,4 %);

- проблемы, связанные с учебной успеваемостью, в том числе, с академическими задолженностями (28,4 %);

- неудобный режим учебных занятий, проводимых в том числе, в дистанционном режиме, и/или со сменой очной и дистанционных форм обучения (26,6 %);

- сомнения в правильности выбора места обучения, направления подготовки в вузе (23,7 %);

- бытовые трудности при проживании в студенческом общежитии университета (20,4 %);

- недостаток времени для поддержания физической активности и отдыха (15,3 %) и т. д.

Следует подчеркнуть, что, с одной стороны, негативные психические состояния, а также другие проблемы студентов становятся более выраженными в период дистанционного обучения, т. к. нарушают привычные условия обучения и приводят к дефициту непосредственного общения, а с другой - позволяют гибко перераспределять время, работать в более комфортной обстановке и т. д.

Данные о психических состояниях студентов, полученные нами с помощью анкетного опроса первокурсников, подтверждаются результатами психодиагностических исследований с использованием методики диагностики ситуативной и личностной тревожности Л. Ханин. Высокий уровень ситуационной тревожности выявлен у 31 % студентов первого курса и умеренный уровень - у 48 %. Для 27 % студентов характерны высокие показатели личностной тревожности и 45 % - умеренная выраженность данного вида тревожности.

Исследования адаптированности студентов к учебной деятельности в вузе и учебной группе проводились нами с использованием методики Т. Д. Дубо-вицкой, А. В. Крыловой (Методика исследования адаптированности студентов в вузе). Полученные данные свидетельствуют о том, что 14 % студентов от общего числа принявших участие в исследовании, имеют трудности в адаптации к учебной деятельности (низкая степень адаптации к изменившимся условиям, темпам и характеру обучения, приспособления к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни). Умеренные (средние) показатели адаптированности к учебной деятельности в вузе выявлены у 36 % первокурсников (в среднем по всем институтам КемГУ). С явно выраженными проблемами адаптированности в студенческой группе столкнулись 7 % студентов (низкие показатели по данной шкале) и 29 % студентов испытывают умеренные трудности при интеграции в студенческий коллектив, усвоении правил межличностных отношений (средние показатели соответственно).

В целом выявленные трудности адаптации могут существенно снижать продуктивность учебной деятельности студентов. Первокурсники - вчерашние школьники, попадают в новые для них сложные и спе-

цифические социальные отношения и условия учебной деятельности. Изменившийся ритм учебной деятельности и отдыха, непривычные формы и методы обучения, цифровые технологии в образовании зачастую негативно отражаются на эмоциональном состоянии студентов.

Согласно данным, полученным в ходе исследования, именно те студенты первого курса обучения, которые по совокупности критериев («адаптированность», «учебная мотивация», «психические состояния» и т. д.) относятся к группе риска, в первую очередь нуждаются в социально-психологическом сопровождении профессионально-личностного развития.

Суть психолого-педагогического сопровождения студентов старших курсов и выпускников университета заключается в том, чтобы оценить уровень (степень) сформированности комплекса компетенций и способствовать их дальнейшему развитию у каждого студента. Для оценки степени сформированно-сти компетенций студентов нами используется компьютерная тестовая система «Профкарьера», разработанная в Центре тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» МГУ (авторы - В. В. Алтухов, А. Г. Серебряков, Е. В. Орлова).

В качестве примера приведем данные уровня сформированности компетенций у 110 студентов-бакалавров, обучавшихся на 3-4-м курсах в социально-психологическом институте КемГУ по направлениям подготовки социальная работа, организация работы с молодежью, психология (2019 и 2020 гг.). Анализ результатов комплексной профдиагностики показал, что высокие значения сформированности эмоциональной, поведенческой и когнитивных компетенций имеют 40 % студентов (в среднем по каждому из направлений подготовки), средние значения - 42 %, низкие значения у 18 % студентов. Более детальный анализ позволяет оценить, какой из блоков компетенций (эмоциональный, поведенческий, когнитивный) сформирован в меньшей степени. Полученные данные являются основанием для проведения психолого-педагогической работы (консультативной, развивающей и т. п.), в первую очередь со студентами, имеющими низкий уровень сформированно-сти компетенций.

Наиболее остро потребность в психолого-педагогическом сопровождении выражена у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); иностранных студентов; студентов-сирот; студентов, которые вынужденно перешли на дистанционное обучение в период пандемии коро-навирусной инфекции и др. [3; 5; 7]. Осуществление

психолого-педагогического сопровождения данных групп студентов отвечает идеологии инклюзивного подхода и запросам практики высшего образования.

Личный практический опыт авторов по осуществлению психолого-педагогического сопровождения в Кемеровском государственном университете (на базе учебно-практической лаборатории социальной и психологической помощи, социально-психоло-

Внеучебные форматы психолого профессионально-личностного развития студентов ву:

гический институт) позволил обобщить и проанализировать внеучебные форматы сопровождения студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза. В данном случае под внеучебным форматом понимается способ построения и формат проведения какого-либо мероприятия, действия. Характеристика внеучебных форматов сопровождения студентов приведена в таблице 1.

Таблица 1

педагогического сопровождения

>а в условиях цифровой образовательной среды КемГУ

Наименование формата мероприятия Содержание и применение формата мероприятия

Онлайн-диагностика Применение онлайн-технологии, например с использованием google-форм, для сбора данных и первичной обработки материалов психодиагностических исследований учебной, социально-психологической адаптации студентов первого курса в образовательной среде вуза. Проводится ежегодно во всех учебных группах 1-го курса КемГУ

Онлайн-анкетирование Применение онлайн-технологии (с использованием google-формы) для проведения анкетного опроса с целью анализа проблем адаптации студентов к условиям образовательной среды вуза, выявления дезадаптированных студентов. Проводится ежегодно во всех учебных группах 1-го курса КемГУ

Онлайн-консультирование (по запросу студента) Взаимодействие в цифровом пространстве специалистов (например, педагога-психолога) с обучающимися, а также кураторами студенческих групп, преподавателями и другими субъектами образовательной среды. Проведение психологического онлайн-консультирования в сети «Интернет» (с использованием Zoom, Skype и других сервисов) особенно актуально при переходе на дистанционную форму обучения, в условиях кризисной ситуации студента, при психолого-педагогическом сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, для иностранных студентов и т. д.

Профдиагностика и профконсультирование Использование компьютерных тестовых систем, позволяющих проводить профориентационные и профконсалтинговые мероприятия со студентами (например, комплексная компьютерная психодиагностическая методика «Профразвитие. Профкарьера»). Профконсультационная работа со студентами проводится с целью определения жизненных установок, интересов, структуры интеллекта, профессиональной мотивации, оценки сформированности компетенций, нахождения подходящей сферы деятельности и места на рыке труда. Основная целевая группа - студенты старших курсов, магистранты, выпускники вуза

Коррекционно-развивающее направление Проведение индивидуальной и групповой работы со студентами с использованием компьютерных моделирующих ситуаций общения или психологических компьютерных программ для снятия стресса, напряжения и оптимизации умственной деятельности и т. д.

Психологическое просвещение и психопрофилактика Основная задача данного направления деятельности заключается в устранении дефицита психологических знаний и навыков; повышение интереса к психолого-педагогическим знаниями, уровня психологической культуры всех участников образовательного процесса. Данный вид деятельности реализуется с помощью размещения психолого-педагогической информации, востребованной студентами и другими субъектами образовательной среды, на официальном сайте образовательной организации (университета); использование других информационных источников

Формирование и обновление компьютерных баз данных Формирование и обновление компьютерных баз данных (организация специальных систем) для хранения психодиагностической, экспериментально-психологической информации, благодаря чему реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Основная задача формирования и обновления компьютерной базы данных - унификация внутреннего представления информации и устранение дублирования информации; возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемого контингента(студентов)

Информационная поддержка преподавателей, сотрудников университета в деятельности педагога-психолога вуза, повышение его профессиональной компетентности Предполагает использование информационно-коммуникационных технологий (информационно-аналитические порталы, специализированные сайты); электронные журналы и книги; дистанционное обучение (повышение квалификации); участие в вебинарах, научных конференциях, проводимых в интернете и т.п.; информационное консультирование по актуальной психолого-педагогической проблематике и т.д. (в том числе, в дистанционном режиме)

Взаимодействие с различными образовательными организациями, структурами, ведомствами Организация и реализация взаимодействия КемГУ с различными структурами и ведомствами, оказывающими услуги и содействие процессу сопровождения студентов (например, государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»; Центр развития образовательных технологий АО «Кузбасский технопарк», г. Кемерово и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов (внеучебные форматы) представляет собой деятельность и интегративную технологию, т. е. комплекс диагностических, консультативных, превентивных, просветительских, коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на проектирование и реализацию сопровождения студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза.

Внеучебные форматы психолого-педагогического сопровождения, например такие, как онлайн-диа-гностика и онлайн-анкетирование, позволяют своевременно выявить дезадаптированных студентов (студентов группы риска), разработать и предоставить кураторам студенческих групп рекомендации по работе с этими студентами, организовать проведение индивидуального психологического консультирования либо в традиционной форме, либо в формате онлайн.

Следует отметить, что компьютерные средства психологической и профессиональной диагностики отличаются быстротой перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличием базовых вариантов интерпретации показателей. Для педагога-психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение студентов вуза, это позволяет снизить временные затраты и фокусировать внимание на решении содержательных профессиональных задач.

Использование формата онлайн-профконсульти-рования студентов КемГУ, как одного из направлений психолого-педагогического сопровождения, позволяет определить сформированность некоторых личностных компетенций, оперативно разрешить проблемы студентов, связанные с неудовлетворенностью выбора места обучения (вуз, институт) и/или направленности обучения, обсудить перспективы будущей профессиональной карьеры.

Таким образом, цифровая образовательная среда вуза расширяет возможности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов.

Заключение

Цифровая образовательная среда вуза обладает сложной природой, служит источником ситуаций для профессионального и личностного развития студентов вуза, средством для их профессиональной самореализации. В современных условиях назрела необходимость совершенствования и интенсификации процесса психолого-педагогического сопровожде-

ния студентов с учетом особенностей и возможных рисков цифровой образовательной среды вуза.

Перспективы исследования по данной проблематике мы видим в оценке и расширении возможностей использования цифровых образовательных технологий и информационно-коммуникативных технологий не только в учебном, но и во внеучебном формате для целей психолого-педагогического сопровождения; в изучении эффективности данных технологий для профессионально-личностного развития студентов вуза.

Литература

1. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007.

2. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Образовательная среда вуза как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ 2014. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 24.10.2021).

3. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.

4. Колоскова Г. А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональной компетенции студентов [Электронный ресурс] // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. № 37. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 24.10.2021).

5. Направления психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вуза / Е. В. Кривцова, К. М. Грабчук, Т. Н. Мартынова, А. Е. Каргина // Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2017. С. 182-190.

6. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России [Электронный ресурс] // ПСЭ. 2018. № 1 (65). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-vysshem-obrazovanii-rossii (дата обращения: 24.10.2021).

7. Мартынова Т. Н., Градусова Т. К., Цвеклинская К. А. Организация деятельности по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ в процессе инклюзивного высшего образования // Развитие инклюзивного высшего образования в Сибирском федеральном округе: сб. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. C. 180-184.

8. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 38-44.

9. Яницкий М. С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. С. 58-67.

References

1. Artyukhina A. I. Obrazovatel'naya sreda vy'sshego uchebnogo zavedeniya kak pedagogicheskij fenomen (na materiale proek-

tirovaniya obrazovatel'nojsredy' mediczinskogo universiteta) [Educational environment of a higher educational institution as a pedagogical phenomenon (based on the design of the educational environment of a medical university). Doctor's degree dissertation. Volgograd, 2007. (In Russian).

2. Gorovaya V. I., Petrova N. F. Obrazovatel'naya sreda vuza kak pedagogicheskijfenomen [The educational environment of the university as a pedagogical phenomenon]. Vestnik GUU, 2014, no. 13. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-pedagogicheskiy-fenomen (accessed 24.10.2021). (In Russian).

3. Zhilina L. A. Soczial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov-sirot v period adaptaczii k obrazovatel'noj srede vuza [Socio-pedagogical support of orphans during the period of adaptation to the educational environment of the university. Ph. D. Thesis. Omsk, 2008. (In Russian).

4. Koloskova G. A. Czifrovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetenczii studentov [The digital educational environment of the university as a condition for the formation of professional competence of students]. Questions of Teaching Methods at the University, 2021, no. 37. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (accessed 24.10.2021). (In Russian).

5. Krivtsova E. V., Grabchuk K. M., Martynova T. N., Kargina A. E. Czi-frovaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya professional'noj kompetenczii studentov [Directions of psychological and pedagogical support for disabled people and people with disabilities in a university environment]. Inclusive processes

in educational institutions of higher and secondary vocational education: experience, problems and prospects. Collection of articles of the All-Russian scientific-practical conference. Krasnodar, 2017, pp. 182-190. (In Russian).

6. Kushcheva N. B., Terekhova V. I. Sovremennaya czifrovaya obrazovatel'naya sreda v vy'sshem obrazovanii Rossii [Modern digital educational environment in higher education in Russia]. PSE, 2018, no. 1 (65). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-vysshem-obrazovanii-rossii (accessed: 24.10.2021). (In Russian).

7. Martynova T. N., Gradusova T. K., Tsveklinskaya K. A. Organi-zacziya deyatel'nosti po psikhologo-pedagogicheskomu sopro-vozhdeniyu licz s OVZ v proczesse inklyuzivnogo vy'sshego obrazovaniya [Organization of activities on psychological and pedagogical support of persons with disabilities in the process of inclusive higher education]. Development of inclusive higher education in the Siberian Federal District: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference. Novosibirsk, 2018, pp. 180-184. (In Russian).

8. Yanitskiy M. S. Psikhologicheskie aspekty' czifrovogo obrazovaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2 (34), pp. 38-44. (In Russian).

9. Yanitskiy M. S. Psikhologicheskie aspekty' czifrovogo obrazovaniya [State of mental maladjustment among students and ways to optimize the adaptation process in the university]. Problems of General and Differential Psychology, Kemerovo, 1998, pp. 58-67. (In Russian).

УДК/UDC 316.4

DOI 10.54509/22203036_2022_1_152

Рассохина Ирина Юрьевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Лунегов Никита Евгеньевич

магистрант кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Rassokhina Irina Yu.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Communication Technologies and Public Relations, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

Lunegov Nikita E.

Master's student at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ И РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ КУЗБАССА MEDIA PREFERENCES OF STUDENTS AND WORKING YOUTH OF KUZBASS

Введение. Медиаресурсы играют важную роль в социализации молодежи. В данной работе представлено исследование по изучению предпочтений молодежи Кузбасса в медиапространстве. Цель статьи -выявление особенностей медиапотребления учащейся и работающей молодежи, определение соотношения при выборе традиционных и новых медиа, фор-

мата и содержания контента. Приведенные данные можно рассматривать как определяющий информационный фактор социализации молодежи.

Методология. Исследование проводилось посредством анализа документов, данных анкетного опроса трех групп молодежи (старшего школьного возраста, студенческой и работающей молодежи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.