Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья'

Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна

В статье раскрыта сущность социально-педагогического сопровождения профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях образовательной организации высшего образования. Рассмотрено содержание основных этапов и компонентов социально-педагогического сопровождения, соответствующих им задач и форм реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рокотянская Леся Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Pedagogical Support of Professional Formation of Students with Disabilities

The article discloses the essence of socio-pedagogical support of professional formation of students with disabilities and special needs in terms of educational organization of higher education. Considered the main stages and components of socio-pedagogical support, the corresponding tasks and forms of its imple-mentation.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

20/6/2

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: утверждена приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783. - М., 2002. -21 с.

4. Лекци з педагопки вищо! школи: навч. поаб. / за ред. В. I. Лозово!. - Харшв: ОВС, 2006. - 496 с.

5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование : монография / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Творч. центр «Сфера», 2003. - 125 с.

6. Патшева О. В. Формування готовнос-п майбуттх учт^в математики до роботи в класах гуманiтарного профiлю: дис. канд. пед.наук. - ЛГПУ iм. Т. Г. Шевченка. - Луганск, 2011. - 254 с.

7. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 349 с.

8. Саранцев Г. И. Гуманизация и гуманитаризация математического образования // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 40-45.

9. Семиченко В. А. Концепция целостности и ее реализация в профессиональной подготовке будущих учителей (психолого-педагогический аспект): дис. д-ра психол. наук. -КГПИ им. М. П. Драгоманова. - К., 1992. -432 с.

10. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

11. Сквирский В. Я. О роли педагогического взаимодействия // Вестник высшей школы. - 1987. - № 6. - С. 28-36.

12. Слепкань З. I. Науковi засади педа-гойчного процесу у вищш шкож навч. поаб. -К.: Вища шк., 2005. - 239 с.

Л. О. Рокотянская

УДК 37.062-057.875-056.26

социально-педагогическое

сопровождение

профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями

Внимание к сопровождению и поддержке обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе их профессионального становления обусловлено тем, что в последнее десятилетие высшее образование в Российской Федерации развивается с учетом политики доступности для всех категорий населения. Для молодежи с инвалидностью эффективное формирование профессиональных ролей, функций, умений и навыков без преувеличения можно считать важным средством достижения самостоятельности и личной независимости, социализации и интеграции в современное общество, что открывает им путь к социальному и профессиональному росту, реализации способностей и потребностей. Однако для обеспечения возможностей получения высшего образования лицами с ОВЗ необходимо создать определенные условия, в частности, сопровождение профессионального и, впоследствии, карьерного роста.

Актуальность указанной проблемы обусловлена рядом противоречий:

- между увеличением количества обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и отсутствием должного архитектурно-пространственного дизайна образовательных заведений, обеспечивающих безбарьерность и равные возможности личностного и профессионального становления данной категории обучающихся;

- между задачами инклюзивного образования и неготовностью социальной и образовательной среды к восприятию людей с инвалидностью как полноценных членов общества (наличие негативных стереотипов, установок, препятствующих успешной социализации, профессиональному становлению и росту);

- между необходимостью включения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в социально активную деятельность и их психологической неготовностью к этому;

- между необходимостью сопровождения процесса социализации и профессионального становления студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации и отсутствием программ, позволяющих более активно и целенаправленно использовать возможности социально-педагогической деятельности образовательной сферы для всестороннего развития обучающихся.

Таким образом, в системе профессиональной подготовки отсутствует единая методология высшего инклюзивного образования молодежи с инвалидностью и ОВЗ. В связи с этим необходимо определить место и роль социально-педагогического сопровождения процесса социального и профессионального становления обучающихся указанной категории.

Приведем анализ сущности социально-педагогического сопровождения профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях инклюзивной среды образовательной организации высшего образования.

Некоторые аспекты сопровождения личностного и профессионального становления студентов с инвалидностью и ОВЗ в условиях образовательной организации высшего образования являются проблемным полем исследования в ряде кандидатских и докторских диссертаций.

Так, Г. В. Буровой определены основные принципы социального и профессионального роста: архитектурная безбарьерность образовательной среды, доступность всех форм обучения и образовательных услуг, внедрение специальных технологий и адаптивных

технических средств обучения, индивидуализация и адаптация учебных программ с учетом возможностей обучающихся с инвалидностью, сочетание традиционных и инновационных подходов, создание благоприятных условий для социализации, самоопределения и самореализации и профессиональной адаптации [3].

В исследованиях Л. Т. Тюпти сопровождение социализации и профессионального становления определяется как фактор интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ в систему социальных и трудовых отношений [5].

По мнению Е. М. Диковой-Фаворской, А. В. Иванова, Е. О. Кольченко, А. Ф. Никулиной, П. Н. Таланчука, сущностью социально-педагогического сопровождения является обеспечение социализации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, а именно: их социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой адаптации, а также преодоление социальной изоляции, содействие сохранению и повышению их социального и профессионального статуса, привлечение во все сферы общественных и трудовых отношений [1].

Значительный научный интерес представляет докторская диссертация Ю. В. Богин-ской, посвященная теоретическим и практическим проблемным аспектам организации и реализации социально-педагогической поддержки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования. Автором отмечено, что социально-педагогическая поддержка является компонентом социально-педагогической деятельности образовательной организации, цель которой - создание оптимальных условий социального и профессионального становления. В авторской модели поддержки социально-педагогическое сопровождение является одним из основных структурных компонентов [2].

Итак, социально-педагогическое сопровождение обучающегося с инвалидностью и ОВЗ мы определяем как вид специально организованной социально-педагогической деятельности в образовательной организации, которая заключается в выявлении, определении и решении проблем реализации и защиты

20/6/2

прав, создании условий для оказания различных видов помощи в процессе социализации с целью формирования у студента с инвалидностью активной жизненной позиции, способности к саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию, адекватному восприятию профессиональных и социальных ролей и функций, и эффективной адаптации в образовательной, социальной и профессиональной среде.

Отметим, что процесс социально-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации высшего образования содержит несколько этапов. Для реализации цели нашего исследования в каждом из этапов выделим структурные компоненты, содержание которых направлено в большей мере на профессиональное становление молодежи с инвалидностью и ОВЗ.

В рамках начального этапа сопровождения профессионального становления значимой является реализация ознакомительно-адаптационного и информационно-консультативного компонентов, которые предполагают осуществление определенных задач и мероприятий.

Так, реализация ознакомительно-адаптационного компонента предполагает решение следующих задач:

- знакомство обучающихся с администрацией институтов, профессорско-преподавательским составом, инфраструктурой университета;

- создание необходимых условий для успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде;

- создание условий для развития исследовательских умений и навыков.

Реализация задач адаптивно-ознакомительного компонента начального этапа социально-педагогического сопровождения предполагает осуществление следующего комплекса мероприятий: ознакомительные экскурсии по образовательной организации; знакомство с профессорско-преподавательским составом в каждом институте на мероприятии,

посвященном Дню знаний; средовое ориентирование доступности инфраструктуры образовательной организации; тренинговые занятия «Правила одни для всех»; закрепление за каждым студентом с ограниченными возможностями здоровья тьютора из числа преподавателей или обучающихся старших курсов; участие обучающегося с инвалидностью и ОВЗ в адаптационных мероприятиях для обучающихся 1-го курса: тренинги, квесты, ролевые игры; общеуниверситетское мероприятие «Посвящение в студенты»; привлечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к научно-исследовательской работе.

В результате реализации ознакомительно-адаптационного компонента первокурсники с инвалидностью и ОВЗ получают представление о типичных социальных ситуациях образовательной среды, приобретают базовые социальные знания и умения, необходимые для последующей эффективной адаптации в новых социальных условиях и дальнейшего профессионального становления.

Информационно-консультативный компонент социально-педагогического сопровождения направлен на решение следующих задач: информирование первокурсников о возможностях научной, творческой, спортивной, общественной сфер университета и активное их вовлечение в деятельность в соответствии с возможностями и способностями; выявление на начальном этапе трудностей в усвоении учебного материала с целью профилактики неуспеваемости.

Консультативно-информационный компонент предполагает следующие мероприятия: индивидуальные консультации информационного характера по результатам анкетирования и диагностики; проведение групп-повых консультаций на кураторских часах по сферам интересов и выбору обучающимися социально активной деятельности; индивидуальные консультации по проблемным вопросам взаимодействия в академической группе и с преподавательским составам.

Осуществление начального этапа сопровождения позволяет выделить проблемные аспекты адаптации в различных сферах обра-

зовательной среды; определить круг основных проблем, влияющих на процесс профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Реализация начального этапа сопровождения способствует формированию обучающегося как активного субъекта учебно-воспитательной деятельности [4].

Формирующий этап социально-педагогического сопровождения состоит из трех компонентов: просветительского, коррекционно-восстановительного и социально-деятельно-стного.

Так, просветительский компонент предполагает решение следующих задач: обеспечение социальных гарантий и прав обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в общественных и трудовых отношениях; развитие знаний о социальных процессах и повышение коммуникативной культуры; осознание значимости обучения для профессиональной деятельности; развитие социальной ответственности.

Психолого-педагогическая работа в рамках просветительского компонента с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ предполагает консультирование по вопросам, касающимся доступности высшего образования; информирование о новых возможностях, правах и гарантиях; консультирование о возможности использования индивидуальных программ обучения, выбора альтернативных форм обучения; участие в научно-исследовательской деятельности проблемных групп и научных кружков; информационный тренинг «Права инвалидов на образование»; информационный тренинг «Права инвалидов на трудоустройство».

Комплекс мероприятий просветительского компонента позволит обучающимся с инвалидностью и ОВЗ расширить свои знания относительно прав и свобод человека с инвалидностью в обществе, получить профессиональную юридическую помощь в соответствии с законодательной базой, получить возможность проявить творческие и интеллектуальные способности, а в дальнейшем реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности.

Вторым компонентом формирующего этапа является коррекционно-восстановитель-ный, который предполагает осуществление социально-педагогической и психологической помощи в индивидуальной и групповой формах работы.

Так, индивидуальная форма работы направлена на решение следующих задач: развитие способности к самораскрытию; осознание своих профессиональных интересов, склонностей, способностей, желания достичь высокого профессионального уровня развития; развитие умения задавать важные профессиональные цели, ориентироваться на лучших специалистов, стремления достичь значимых результатов в профессиональной деятельности; развитие потребности в коррекции отдельных черт характера, способностей, положительного эмоционального самочувствия в процессе обучения, общения, а также способности эффективно решать личные психологические трудности.

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь включает беседы по проблемным вопросам социального и профессионального становления; эмпатийное слушание; консультацию-диалог; психологическое просвещение.

Групповая форма работы направлена на решение следующих задач: предупреждение психических перегрузок обучающихся с инвалидностью и ОВЗ; развитие и коррекция представлений о себе, принятие своей инвалидности; коррекция ценностных ориента-ций; формирование эмоциональной устойчивости; коррекция психологических защитных механизмов: познание других людей и формирование толерантного отношения к ним; формирование и достижение профессиональных целей; выработка адекватной самооценки; развитие коммуникативных навыков.

Мероприятия групповой коррекционно-восстановительной работы предполагают проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом и социальным педагогом, направленных на преодоление и коррекцию негативных личностных состояний - снятие психоэмоционального напряжения; тренинг

20/6/2

поведения - усвоение норм студенческой среды; коммуникативные тренинги; тренинги по развитию уверенности в себе; тренинг на развитие личной целеустремленности; тренинг по формированию позиции активного поведения в обществе; тренинги по формированию положительной самооценки; тренинг по преодолению стереотипов по отношению к инвалидам; тренинг на знакомство с философией независимой жизни; тренинг по формированию навыков отстаивания прав и интересов инвалидов; тренинг-практикум «Сдаем экзамен на отлично»; тренинг «Твоя профессиональная карьера»; деловая игра «В кабинете директора», «Составление резюме и подготовка к собеседованию с работодателем».

Индивидуальная и групповая форма работы в рамках коррекционно-восстановитель-ного компонента способствуют осознанию неадекватных поведенческих стереотипов (ожидание помощи, стратегии избегания неуспеха и т. п); приобретению опыта более искреннего, глубокого и свободного общения (обращение внимания на мотивы помощи в общении); устранение неадекватных форм поведения в процессе коррекции, в том числе и тех, которые связаны с боязнью субъективно сложных ситуаций. Это даст возможность определить пути для самореализации молодежи с инвалидностью и ОВЗ; развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью, самостоятельностью; закрепить новые формы поведения, которые будут способствовать их адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни; выработать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основе успехов в познавательной и эмоциональной сферах.

Кроме того, мероприятия коррекционно-восстановительного компонента направлены на формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных навыков; групповое взаимодействие; координацию совместных действий; взаимное доверие; развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; повышение уровня рефлексивности;

создание мотивации для дальнейшего саморазвития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

В реализации социально-деятельностно-го компонента формирующего этапа сопровождения профессионального становления выделим такую форму работы как метод «социальных проб».

Задачи «метода социальных проб»:

- актуализация личностных качеств обучающихся, которые в обычных условиях могут находиться в латентном состоянии;

- развитие способности поиска нестандартных решений;

- отказ от прежних поведенческих и мыслительных стереотипов;

- тренировка адаптационных возможностей личности, их актуализация и закрепление в профессиональной деятельности;

- формирование мотивации достижения успеха;

- развитие активных социальных действий;

- развитие умения объективно оценивать положение, адекватно воспринимать свою роль в ситуации, находить пути ее разрешения;

- развитие умения сделать правильный выбор, принять решение;

- формирование готовности и умения вести диалог, идти на компромисс, если это необходимо;

- развитие принципиальности и твердости при отстаивании занимаемой позиции.

Решение поставленных задач предполагает осуществление следующих ситуаций «социальных проб»:

1. Ситуации, направленные на формирование социальных позиций, социальных и профессиональных ролей: руководство, координация действий по подготовке и проведению воспитательных мероприятий в культурно-образовательной среде; руководство творческими коллективами в университете и за его пределами; налаживание партнерских отношений в общественных организациях и движениях различного уровня; участие в студенческом самоуправлении.

2. Ситуации формирования у обучающихся социальной ответственности: деятельность в студенческих творческих коллективах; участие в политических, благотворительных акциях; подготовка студенческой молодежи к участию в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях различного уровня.

3. Ситуации социального позиционирования в реальных жизненных социокультурных условиях: участие в подготовке и проведении торжеств в пределах города, области, образовательной организации; участие в творческих научных конкурсах; участие в культурно-просветительских мероприятиях и благотворительных акциях, проводимых в различных социальных учреждениях.

При реализации метода «социальных проб» обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ могут быть привлечены к следующим мероприятиям: активное участие в благотворительных акциях, культурно-просветительской деятельности Центра социальных служб для детей, семей и молодежи; различные формы творческой исполнительской деятельности во время проведения торжеств как непосредственно в образовательной организации, так и во время массовых мероприятий в городе; написание социальных проектов; реализация творческих способностей в конкурсах, выставках; любительская деятельность в творческих и молодежных коллективах; активная подготовка и участие в спортивных соревнованиях регионального и международного уровней [4].

Важным компонентом последнего рефлексивно-диагностического этапа социально-педагогического сопровождения является сопровождение карьеры обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Этап предполагает реализацию следующих задач:

- сопровождение процесса образования, прохождения производственных практик;

- содействие в трудоустройстве;

- мониторинг продвижения выпускников по карьерной лестнице.

Реализация поставленных задач предполагает проведение следующих мероприятий: привлечение к работе в студенческих учебно-

производственных подразделениях, научных кружках; помощь в получении рабочей специальности в процессе специальной подготовки - учебный центр «Надежда»; проведение ярмарок профессий; создание банка данных потенциальных работодателей; сотрудничество с центром занятости; сопровождение учебно-воспитательного процесса, в том числе и прохождения производственных практик; мониторинг трудоустройства и продвижения выпускников по карьерной лестнице [4].

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ОВЗ предполагает реализацию следующих этапов: начального, формирующего и рефлексивно-диагностического, соответствующих им компонентов и форм осуществления. Данный вид сопровождения ориентирован на формирование позитивного межличностного взаимодействия, положительного эмоционального принятия будущей профессии; адекватное формирование профессиональных ролей и функций; повышение мотивации к социально-полезной деятельности и формирование социальной активности в общественной и профессиональной деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность социально-педагогического сопровождения профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях образовательной организации высшего образования. Рассмотрено содержание основных этапов и компонентов социально-педагогического сопровождения, соответствующих им задач и форм реализации.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, социализация, профессиональное становление, ограниченные возможности здоровья.

SUMMARY

The article discloses the essence of socio-pedagogical support of professional formation of students with disabilities and special needs in terms of educational organization of higher education. Considered the main stages and

20/6/2

components of socio-pedagogical support, the corresponding tasks and forms of its implementation.

Key words: socio-pedagogical support, socialization, professional development, disabilities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: сб. науч. трудов / под общ. ред. П. Н. Талан-чука, А. Ф. Никулиной. - К.: Ун-т «Украина», 2011. - Вып. 8. - 574 с.

2. Богинская Ю. В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: монография. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. - 384 с.

3. Буровая Г. В. Жизненные стратегии студенческой молодежи с функциональными ограничениями здоровья: социологические аспекты: автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Харьков, 2010. - 20 с.

4. Рокотянская Л. О. Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 48. -Ч. 1. - С. 241-248.

5. Тюптя Л. Т. Психокоррекционные методы работы с людьми с особыми потребностями / Л. Т. Тюптя, А. В. Тюптя // Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. - К., 2003. - С. 107-109.

Д. В. Горобец, Е. В. Моцовкина

УДК 37.013.42:374

социально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогическая

деятельность

в системе

дополнительного

образования

С итуация, которая сложилась в социально-политических и социокультурных условиях в Российской Федерации, оказывает большое влияние на систему образование в целом, в том числе и на систему дополнительного и дополнительно-профессионального образования. Тема места и роли дополнительного образования в целостно-педагогическом процессе обучающихся всегда остается открытой для дискуссий.

Политика государства Российской Федерации в области воспитания, обучения детей и молодежи нашла свое отражение в Программе развития воспитания в системе образования Российской Федерации.

Дополнительное образование детей и подростков - составная часть образования и воспитания, сущностное мотивированное коммуникативное образование и воспитание, позволяющее обучающемуся (ребенку) приобрести новую устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно в обществе. Многими исследователями, такими как Г. Д. Сорокоумова, В. А. Горохов, А. Л. Загорский, Л. А. Кохонова, Е. И. Огарева, дополнительное образование детей (подростков) подразумевается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации и внедрение дополнительных образовательных программ [1].

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система вне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.