Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ'

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич, Бекирова Медине Сейрановна

В данной статье авторами подчеркивается важность изучения иностранного языка студентами высших образовательных учреждений. Выявлены реальные проблемы преподавания иностранного языка в университетах на языковых специальностях, большинство из которых не полностью соответствуют требованиям установленной системы методов. Основываясь на результатах исследований, сформулированы концептуальные выводы. Проанализированы методы постановки проблемных заданий и варианты классификации, доступные в научно-методической литературе, выделены типы проблемных заданий, которые обучающиеся могут использовать при изучении иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-BASED LEARNING IN ENGLISH CLASSES AS A WAY OF FORMING CREATIVE ACTIVITY AND COGNITIVE INTERESTS OF THE INDIVIDUAL

In this article, the authors emphasize the importance of learning a foreign language by students of higher educational institutions. The real problems of teaching a foreign language at universities in language specialties have been identified, most of which do not fully meet the requirements of the established system of methods. Based on the research results, conceptual conclusions are formulated. The methods of setting problem tasks and classification options available in the scientific and methodological literature are analyzed, the types of problem tasks that students can use when learning foreign languages are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ»

• возможность практического применения языковых навыков при коммуникативном взаимодействии с другими студентами и преподавателем;

• развитие личностных качеств: уверенности, критического мышления, артистичности, навыков публичного выступления, лидерских качеств и т.д.;

• развитие навыков командной работы.

Выводы. Таким образом, применение в образовательном процессе современных методов обучения положительно влияет на качество образования, способствует его индивидуализации и совершенствует языковую подготовку обучающихся. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку в значительной степени увеличивает учебную мотивацию студентов, а внедрение информационных технологий способно активизировать познавательную деятельность обучающихся. Тенденция к индивидуацизации образования существенно повышает его эффективность, поскольку позволяет учитывать индивидуальный уровень знаний студентов и необходимый темп изучения учебного материала. Все эти условия обеспечивают интенсификацию образовательного процесса.

Тем не менее, вопрос о формировании и повышении мотивации остаётся актуальным, поскольку мир представляет собой динамичную систему. С течением времени меняются интересы обучающихся, а также способы и методы развития их заинтересованности в изучении предмета. Исследуются и сами дисциплины, появляется множество научных открытий, образовательных статей, учебных пособий. Как следствие, система образования находится в процессе постоянного изменения и совершенствования.

В данной статье описаны особенности, методы, формы и тенденции современного интерактивного образования, основанного на коммуникативном, диалогическом подходе, который способствует формированию необходимых языковых компетенций. Статья демонстрирует большое количество образовательных возможностей интерактивных методов обучения английскому языку. Таким образом, доказано, что интерактивное образование в значительной степени повышает учебную мотивацию студентов и, как следствие, усиливает эффективность учебного процесса.

Литература:

1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - Москва: Логос, 2006. - 184 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка / Л.И. Божович // Вестник практической психологии образования. - 2012. - Т. 33. - №4. - С. 65-67.

3. Горчакова, Е.Б. Теории мотивации, разрабатываемые в психологии зарубежными учёными / Е.Б. Горчакова // Труды Дальневосточного федерального университета, 2005. - С. 83-92.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 512 с.

6. Князев, А.М. Игровые формы и методы в работе преподавателя: учебное пособие / А.М. Князев, В.В. Лопатинская. - Москва: ИПКРТ, 2003. - 92 с.

7. Князев, А.М. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения / А.М. Князев, О.И. Одинцова. -Москва: Издательство РАГС, 2008. - 233 с.

8. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2. - С. 3-18.

9. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1983. - 96 с.

10. Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения. - Москва: Академия, 2008. - 176 с.

11. Шаханова, Н.А. Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза / Н.А. Шаханова, Ю.Б. Прокудина. - Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1 (6.1). - С. 214-217. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1491/ (дата обращения: 26.08.2022).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Бекирова Медине Сейрановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье авторами подчеркивается важность изучения иностранного языка студентами высших образовательных учреждений. Выявлены реальные проблемы преподавания иностранного языка в университетах на языковых специальностях, большинство из которых не полностью соответствуют требованиям установленной системы методов. Основываясь на результатах исследований, сформулированы концептуальные выводы. Проанализированы методы постановки проблемных заданий и варианты классификации, доступные в научно-методической литературе, выделены типы проблемных заданий, которые обучающиеся могут использовать при изучении иностранных языков.

Ключевые слова: профессионализм, коммуникативные способности, образовательные стандарты, иностранный язык, проблемное обучение.

Annotation. In this article, the authors emphasize the importance of learning a foreign language by students of higher educational institutions. The real problems of teaching a foreign language at universities in language specialties have been identified, most of which do not fully meet the requirements of the established system of methods. Based on the research results, conceptual conclusions are formulated. The methods of setting problem tasks and classification options available in the scientific and

methodological literature are analyzed, the types of problem tasks that students can use when learning foreign languages are highlighted.

Key words: professionalism, communication skills, educational standards, foreign language, problem-based learning.

Введение. Процесс интеграции в различных областях политики, экономики и культуры повысили важность обучения иностранным языкам. В настоящее время рынку труда нужны специалисты, способные быть компетентными в информационной работе и принимать правильные решения в сложных ситуациях. Мы исходим из того, что на университетских курсах иностранных языков использование проблемных методов обучения способствует формированию конкурентоспособных специалистов.

Следует добавить, что на данном этапе преподаванию иностранных языков в университетах уделялось особое внимание. В первую очередь это связано с тем, что иностранный язык возник как федеральный компонент национальных стандартов образования. Считается, что исследования в этой области способствуют гуманизации образования, поскольку студенты могут расширить свой кругозор и улучшить общую культуру, культуру мышления, общения и языка. Кроме того, навыки общения на английском или другом языке значительно повышают профессиональный уровень нынешних и будущих выпускников. Если раньше было достаточно легко понимать устную и письменную речь, то теперь важно свободно писать, свободно говорить и принимать решения в общении с иностранными представителями.

К сожалению, как показывает практика обучения иностранному языку студентов, в университетах широко распространены многоуровневые проблемы, и эти проблемы оказывают большое влияние на организацию, содержание и достижение конечного результата всего процесса обучения. Качество последнего неудовлетворительное, что повышает актуальность исследования.

Изложение основного материала статьи. В отечественных университетах сложилась ситуация, когда цель преподавания английского языка определяется образовательными стандартами, а уровень успеваемости является неизменным фактором в системе. Поэтому в каждом новом поколении университетских курсов, направленных на воспитание выпускников иностранных языковых университетов, основными целями обучения являются формирование и развитие навыков межкультурного профессионального общения [1].

Предлагаемое определение цели преподавания английского языка включает в себя ряд взаимосвязанных ключевых навыков, а именно коммуникативные способности, профессиональные способности и межкультурные способности, которые, в свою очередь, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Это означает, что они состоят из множества структурных компонентов (подкомпонентов), и каждый компонент должен формироваться на практических курсах университета.

Во время изучения английского языка в университете студенты должны:

• читать специальную литературу;

• переводить профессиональные тексты;

• применять на практике языковые навыки [10].

Согласно «Методическому словарю терминов и понятий», проблемное обучение предусматривает обучение возможным способам решения проблем, в ходе которых участники учатся использовать ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также приобретают опыт (средства) творческой деятельности [1].

Как модель обучения, проблемное обучение имеет несколько аспектов или стратегий. Проблемное обучение фокусируется на фактическом обучении, а не на запоминании фактов. Это способствует использованию обучающимися передовых навыков мышления, заставляя их анализировать утверждения, создавать продукты, выражать мнение или оценивать суждения. Все студенты максимально вовлечены и активны, учатся работать в группах, задавать/отвечать на вопросы и поддерживать/развивать идеи других.

С.А. Милорадов, изучая проблемное обучение, пришел к выводу, что его оригинальность заключается в том, что обучающиеся систематически находятся в процессе поиска доказательств новых решений педагогических ситуаций, благодаря которым они учатся [12].

Это определение обеспечивает наиболее важную цель проблемного обучения - самостоятельный поиск знаний. Теоретическая разработка проблемных задач обучения очень многогранна. Понятие «формирование проблемы» относится к разным категориям и включает в себя разные значения. Одни ученые считают, что оно (проблемное обучение) является принципом педагогики, другие рассматривают его как метод обучения, третьи - как характер образовательного процесса, четвертые - как систему психологического образования в организации учебно-познавательных процессов. Однако все утверждения ученых едины, поскольку природа данного понятия представляет собой проблемную ситуацию.

Все это позволяет сделать следующий вывод: проблемное обучение - это такая организация процесса обучения, основой которой является проблемная ситуация, определение проблемы и ее решение обучающимися [11]. Основным содержанием проблемного обучения являются проблемные ситуации и задачи, которые направлены на формирование продуктивного мышления обучающихся. Студенты полагаются на текущее понимание проблемы, накопленный опыт и информацию, а также на стратегии, которые они используют для решения педагогической ситуации [8].

М.А. Ласковец рекомендует классифицировать три различных типа проблемного обучения в соответствии с существующими типами творчества: научное, практическое и художественное творчество. Первый тип основан на теоретическом изучении проблемы. Чтобы разрешить эту ситуацию, обучающимся необходимо представить факты, знания, законы, исследовать возможные доказательства, теоремы. Практическое творчество включает в себя решение проблем в новых ситуациях, поиск их применения и решение образовательных задач на практике. Художественное творчество включает в себя использование творческих способностей обучающихся для выявления и решения проблемных задач. Несмотря на различия, предложенные типы проблемного обучения направлены на творческое развитие личности [10].

К особенностям проблемного обучения относится:

1. обучающиеся усваивают знания, используя свои творческие способности для решения проблем в процессе познавательной деятельности;

2. формирование способности решать учебные и познавательные задачи и применять имеющиеся знания в новых ситуациях;

3. обучение методам научных исследований;

4. сознательная активность обучающихся способствует постоянному запоминанию материалов [13].

Обучение, основанное на проблемном методе, включает в себя моделирование проблемных ситуаций, проведение исследований, обогащение опыта (поиск информации), поощрение различных способов мышления обучающихся.

Структурными элементами проблемного обучения являются:

Рисунок 1. Структурные элементы проблемного обучения

В рамках рассматриваемой задачи К. Закирова включает исследовательские задачи, которые приводят к проблемным ситуациям [5]. Рассматриваемая задача состоит в том, чтобы обучающиеся осознавали неизвестное на основе классификации, дифференциации, систематизации, обобщения, моделирования, создания правил и т.д. Многие исследователи пытались систематизировать проблемные задачи, но в настоящее время нет единой классификации проблемных задач в методике обучения иностранному языку.

И.Я. Лернер предложил общую классификацию, которая делит задачи проблемного обучения на две категории:

1. Решение значимых проблем: *установить причинно-следственную связь; *определить тенденцию явления; *определить природу явления.

2. Задачи, основанные на общенаучных методах: *метод сравнения;

*метод аналогии; *метод описания [11].

Одним из основных преимуществ проблемных заданий при обучении иностранному языку студентами является то, что все обучающиеся в той или иной степени вовлечены в работу. Каждый проявляет себя как творческий и активный человек. Проблемные задания могут представлять интерес для обучающихся с низким речевым развитием в необходимой степени. Особенностью проблемных заданий является то, что они не предписывают конкретных решений, всегда разнообразны и привлекательны для обучающихся [10]. Нет никаких сомнений в том, что проблемное обучение отличается от традиционного. Эта техника требует большего внимания. Обучающиеся активно формулируют и выражают свои позиции, обсуждают, а также делают общие выводы.

Существуют различные формы проблемного обучения:

1. Открытое обсуждение. Чтобы успешно провести такую дискуссию, обучающиеся должны иметь соответствующий словарный запас иностранного языка, владеть грамматическими структурами, выражать свою точку зрения на иностранном языке.

2. «Круглый стол» - это форма обсуждения, основанная на проблемных ситуациях, которые необходимо решить. Студенты учатся отстаивать свои позиции и использовать навыки критического мышления.

3. Метод «мозгового штурма» позволяет обучающимся вместе находить решение проблемы в нетрадиционной для обучения форме. Эта форма положительно влияет на коммуникативные навыки обучающихся. Студент проявляет себя как творческий человек, потому что необходимо абстрагироваться от повседневного решения проблемы и сделать уникальный выбор.

4. Написание домашних заданий, например, рефератов. Эти задачи также проблематичны, поскольку они содержат субъективное мышление по предложенным темам. Студентам важно выразить свою точку зрения и представить доказательства. Работа имеет определенную структуру. Однако субъективная позиция студента заключается в его способности выбирать аргументы, которые кажутся ему ключевыми.

5. Мини-проекты. Проект представляет собой исследование на определенную использоваться в качестве формы контроля в зависимости от предмета исследования. сформированности технической лексики, формирование творческого мышления обучающихся, а также метатемы и личные результаты.

6. Настольные игры - это один из видов общего образования, в котором обучающиеся моделируют ситуации, аналогичные или эквивалентные жизни. Важно, чтобы участники выражали себя как объект деятельности и изучали навыки сотрудничества. Благодаря методу коммерческих игр при обучении иностранному языку студенты учатся взаимодействовать в обществе и чувствовать себя в разных ролях, в то время как общение участников проходит на иностранных языках. Следовательно, игры - один из самых успешных способов овладеть необходимыми навыками.

7. Драматизация - это творческое воспроизведение познавательных материалов, песен, танцев и постановок. Этот метод помогает активировать творческую личность, поскольку в этом случае популярна импровизация. Кроме того, известно, что обучающиеся лучше усваивают материалы в форме ролевых игр. Драматизация - это комплексный метод, который не включает механическую память материалов.

тему. Мини-проекты могут Они могут показать уровень

8. Создание макетов, плакатов при обучении иностранному языку студентами также является проблематичной формой обучения, поскольку важно определять содержание интерактивных плакатов. Эти визуальные материалы способствуют познавательной деятельности обучающихся и привлекают внимание и интерес аудитории [12].

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что обучение на основе проблемного метода на занятиях изучения иностранных языков - это обучение, при котором педагог предлагает студентам решение образовательных задач, контролируя и организовывая процесс исследования. Нет никаких сомнений в том, что этот тип обучения является качественным средством активации всех типов мышления: логического, критического и аналитического.

Целью проблемного обучения является постоянное применение ранее приобретенных языковых навыков, разработанных в разных контекстах и ситуациях. Обучение на основе проблемного метода - это метод, который формирует творческую деятельность каждого студента и способствует поиску и открытию новых знаний в разрешении педагогических ситуаций. Также считаем важным добавить, что очень важно, чтобы студенты работали самостоятельно над решениями, а не получали знания в готовой форме.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / С.И. Брызгалова. - Калининград: Изд-во КГУ, 2018. - 91 с.

3. Гонтарь, Г.И. Использование проблемного подхода при обучении, второму иностранному языку: дис. канд. пед. наук / Г.И. Гонтарь. - М., 1987. - 223 с.

4. Ейгер, Г.В. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам / Г.В. Ейгер // Иностр. яз. в школе. - 2020. -№ 5-6. - С. 17-22.

5. Закирова, С.К. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения (на материале преподавания иностранного языка): дис. канд. пед. наук. - М., 2017. - 22 с.

6. Каменская, Л.С. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в неязыковом вузе как методическая проблема / Л.С. Каменская // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2019. - №12 (672). - С. 9-20.

7. Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение иностранным языкам // Проблемный метод в обучении иностранным языкам: материалы регион. науч.-практ. конф. / под ред. Е.В. Ковалевской. - Нижневартовск: Изд-во НПИ, 2017. - С. 3-11.

8. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - СПб.: Рус.-Балт. информ. центр «Блиц»; Cambridge University Press, 2018.

9. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб: КАРО, Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2005. - 208 с.

10. Ласковец, М.А. Актуальные проблемы обучения аспирантов иностранному языку в неязыковом вузе / М.А. Ласковец // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=13998

11. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 64 с.

12. Милорадов, С.А. Некоторые проблемы обучения английскому языку в вузе / С.А. Милорадов // Концепт. - 2017. -№4. - С. 91-95

13. Мильруд, Р.П. организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка / Р.П. Мильруд // Иностр. яз. в школе. - 1986. - № 4. - С. 26-30.

14. Степкина, Т.Н. Проблемное обучение в свете теории планомерного формирования умственных действий и понятий (на материале функциональной грамматики английского языка) / Т.Н. Степкина // Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в вузе: сб. науч. тр. / под ред. Г.Е. Ведель. Воронеж, 1986. - С. 70-80.

Педагогика

УДК 331.546

доктор технических наук, профессор Бойченко Олег Валериевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат экономических наук Ремесник Елена Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ

Аннотация. В статье исследован кадровый менеджмент в сфере проектного управления цифровой трансформацией на муниципальном уровне. Рассмотрены существующие проблемы в ходе проведения трансформационных проектов. Определены основные компетенции, которыми должен обладать муниципальный служащий в сфере проектного управления цифровой трансформацией. Данные компетенции обосновывают соответствующие рекомендации по организации системы повышения квалификации в области проектной деятельности на муниципальном уровне.

Ключевые слова: управление проектами, проектное управление цифровой трансформацией, трансформационный проект, цифровой проект.

Annotation. The article explores personnel management in the field of project management of digital transformation at the municipal level. Existing problems in the course of carrying out transformational projects are considered. The main competencies that a municipal employee should have in the field of project management of digital transformation are determined. These competencies substantiate the relevant recommendations for organizing a system of advanced training in the field of project activities at the municipal level.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: project management, project management of digital transformation, transformational project, digital project.

Введение. В текущий период времени в России общей целью национальной стратегии является цифровая трансформация экономики [1]. Для муниципальных образований немаловажную роль играет внедрение возможностей ИТ-сектора. Перспективы цифровизации на стратегическом уровне осознают как государство, так и бизнес-среда. На муниципальном уровне уже реализуются различные проекты в области сквозных технологий. Ведется работа по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.