Выделим ряд аспектов, отличающих курс электродинамики от других разделов физических дисциплин. Изучение электродинамики:
- играет огромную роль в формировании мировоззрения студентов, их представлений о научной картине мира, так как электромагнитное взаимодействие является одним из фундаментальных взаимодействий в природе;
- позволяет внедрить в учебный процесс основы исследовательской деятельности, закладывает теоретическую и практическую базу для дальнейшего изучения других физических дисциплин, таких как нелинейная оптика, физика плазмы, радиофизика, электроника, квантовая электродинамика, а также физический принцип понимания микро- и нанотехнологий, лежащих в основе развития современной техники;
- способствует широкому применению возможностей информационных технологий, которые можно использовать и как средства представления материала, и как объект исследования, эксперимента, наблюдения, моделирования, в связи с невозможностью непосредственного наблюдения протекания электромагнитных процессов.
Принцип модульного обучения способствует внедрению в учебный процесс балльно-рейтинговой системы, которая повышает объективность оценки, стимулирует систематическую самостоятельную работу, повышает мотивацию изучения и состязательность.
На сегодняшний день модульное обучение рассматривается как одно из главных условий успешного применения активных форм обучения. Такое обучение формирует готовность студента к осознанному восприятию учебной информации, активизирует его мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
Список использованной литературы:
1. Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц Теоретическая физика. Том 2. Теория поля - // М.: Физматлит. 2012. С.1-536.
2. Савельев И.В. Основы теоретической физики. Механика, Электродинамика // М.: Лань. 2016. Т.1-2016.
3. В.П. Батыгин, И.Н. Топтыгин Сборник задач по электродинамике // М.: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика. 2002.
4. Бойкова Н.А. Уравнения электродинамики в четырехмерной форме Саратов: Саратовский университет. 2001.
5. Бойкова Н.А. Стационарные поля в задачах и упражнениях // Саратов: Саратовский университет. 2013.
6. Э. Уиттекер История теории эфира и электричества // М., Ижевск: ИКИ. 2004.
7. А.А. Логунов Лекции по теории относительности // М.: Наука. 2002.
8. В.Б. Гильденбург Сборник задач по электродинамике // М.: Физматлит. 2001.
© Бойкова Н А., Бойкова О.А., 2022
УДК 330
Бородулина О.И.,
учитель биологии Терехова Н.Н.,
учитель физики «МБОУ» Лицей №5 города Ельца» г. Елец, Липецкая обл.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, ХИМИИ И БИОЛОГИИ
В настоящее время современная школа работает по ФГОС, поэтому перед до нами, как учителями,
стоит задача - не только выработать у учащихся определенную систему навыков и умений, но и научить школьников их активному и творческому применению во взаимоотношениях с природой, сформировать у них научное мировоззрение, что возможно лишь при высоком уровне мотивации учащихся. Для формирования положительной мотивации при изучении биологии, химии и физики мы используем технологию проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
На каждом этапе урока возможно использования проблемного подхода к обучению учащихся. Поэтому заранее планирую и создаю проблемную ситуацию, затем направляю учащихся на ее решение и организую его. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня как от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся.
На этапе восприятия материала выдвижение проблемного вопроса:
- Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи в природной экосистеме длиннее чем в агроэкосистеме?
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту или сообщение парадоксального факта. Например: уничтожение популяции волка в лесу привело к увеличению численности популяции зайца, но через некоторое время их численность резко снизилась. Объяснить причины данного явления.
Демонстрация на уроке опыта или сообщения о нем могут стать основой для создания проблемной ситуации. Так, при изучении химического состава семян в 5 -х классах можно нагреть семена, учащиеся наблюдая появление воды на стенках пробирки и обугливание семян, делают соответствующие выводы. Проведение простейших домашних опытов по физике, например наблюдение диффузии домашних условиях, формирует интерес к предмету и его значимости в обычной жизни. Обучающиеся очень активно проводят опыты в домашних условиях и представляют результаты на уроках биологии и физики, так при изучении химического состава костей ребятами были проведены ряд опытов с костями птицы. Такие опережающие задания подталкивают ребят к новым открытиям.
Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, научной значимостью. Этот приём можно использовать на уроках биологии в 8 классе. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Например, на уроке "Внутренняя среда организма" учитель рассказал о главных составляющих внутренней среды организма человека и предложил, опираясь на материал учебника выдвинуть предполагаемые функции крови, лимфы и тканевой жидкости и заполнить таблицу.
В результате коллективного поиска отмечается подъем активности и интереса учащихся к уроку. Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики "Плавание тел" в 7 классе.
Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела, например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне. Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости? Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью.
Подобные вопросы называются проблемными, так как для учащихся они новы, еще не изучены, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого
ответа на основе мыслительного поиска и применение опорных знаний.
Проблемную ситуацию можно создать с помощи яркой информации, в качестве которой могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
Изучение закона Бернулли начинаю с таких вопросов: почему сильный ветер вздымает легкие предметы высоко над землей, а не прижимает их к земле? при ураганном ветре наблюдались случаи, когда крыши домов внезапно отделялись и подбрасывались вверх? почему при порывах ветра зонт выворачивается наружу? почему опасно находиться на краю перрона, когда рядом с большой скоростью проходит поезд? Как объяснить это с точки зрения физики? Проблемное обучение выступает как одно из важных условий, обеспечивающих возникновение и укрепление познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Сила его состоит в побуждении учащихся к вопросам, в развитии у ребят интереса к познанию мира, в активном воздействии на процесс формирования у школьников научного мировоззрения
© Бородулина О.И., Терехова Н.Н., 2022
УДК 005.32:331.101.3
Исайчев В.А.
ВУНЦ ВВС «ВВА профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ Косырев Е.Е.
ВУНЦ ВВС «ВВА профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
г. Воронеж, РФ
МОТИВАЦИЯ И ДЕМОТИВАЦИЯ Аннотация
В статье проведен анализ особенностей трудовой деятельности россиян - тех проявлений российского национального менталитета, которые по мнению автора привели к разрушению традиционной положительной мотивации к труду.
Ключевые слова
Мотивация, демотивация, мотивационные отношения, отношения, мотивированные связи,
мотивированность.
В настоящее время руководитель любого ранга должен знать, что мотивация персонала - это своего рода «катализатор» использования его потенциала, внутренняя движущая сила. Но, используя должностные полномочия - власть, следует помнить, что при некомпетентном подходе, мотивация приобретает знак минус, то есть становится демотивацией.
Непосредственное управление механизмом мотивации невозможно. Создавая же определенные условия, руководитель способствует ее формированию, действию мотивов на персонал. Он должен помнить, что то, как индивид воспринимает работу, что в ее содержании мотивирует, что следует изменить в содержании труда для создания мотивации и т.д.
В силу влияния множества факторов, для многих российских организаций нерешенными остается ряд проблем: своего рода «кризис» мотивации трудовой деятельности, неверное изменение представления у многих работников о современном коллективном труде, необходимость делать акцент на другие группы способностей (в отличие от ранее существовавших изменений управления современными работниками).
Данные проблемы обусловлены множеством факторов. Основополагающими автор считает наличие