Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / LEARNING / PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клопова Ольга Константиновна, Комышова Людмила Николаевна

В статье рассматривается проблемное обучение как основная образовательная технология высшего образования, используемая при подготовке специалистов в области управления персоналом. Анализируется состояние научного статуса образовательной технологии. Определяются основные особенности проблемного обучения, как технологии, которая направлена на формирование познавательной самостоятельности обучающихся в области управления персоналом, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клопова Ольга Константиновна, Комышова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC EDUCATION AS THE TECHNOLOGY OF HIGHER EDUCATION USED IN THE PREPARATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PERSONNEL MANAGEMENT

The article considers the problem of education as a basic educational technology of higher professional education used in the preparation of specialists in the field of personnel management. Examines the state of the scientific status of educational technology. Identifies the main features of problem-based learning, as a technology that is aimed at the formation of cognitive independence of students in the field of personnel management, the development of their logical, rational, critical and creative thinking and cognitive abilities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Klopova O. K.

doctor of pedagogical sciences, Professor of management Higher school of public administration Russian Academy of national economy and public service the President of the Russian Federation Komyshova L.N. senior lecturer of personnel management, Voronezh state technical University

Клопова Ольга Константиновна

доктор педагогических наук, доцент кафедры менеджмента, Высшая школа государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Комышова Людмила Николаевна ^арший преподаватель кафедры управления персоналом организации, Воронежский государственный технический университет

PROBLEMATIC EDUCATION AS THE TECHNOLOGY OF HIGHER EDUCATION

USED IN THE PREPARATION OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PERSONNEL

MANAGEMENT

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Summary: The article considers the problem of education as a basic educational technology of higher professional education used in the preparation of specialists in the field of personnel management. Examines the state of the scientific status of educational technology. Identifies the main features of problem-based learning, as a technology that is aimed at the formation of cognitive independence of students in the field of personnel management, the development of their logical, rational, critical and creative thinking and cognitive abilities.

Keywords; Problem education, educational technology, learning, problem situation

Аннотация: В статье рассматривается проблемное обучение как основная образовательная технология высшего образования, используемая при подготовке специалистов в области управления персоналом. Анализируется состояние научного статуса образовательной технологии. Определяются основные особенности проблемного обучения, как технологии, которая направлена на формирование познавательной самостоятельности обучающихся в области управления персоналом, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Ключевые слова; проблемное обучение, образовательные технологии, обучающиеся, проблемная ситуация

Постановка проблемы.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ввиду того, что его цель - освоение знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач. Проблемное обучение направлено на включение обучающихся в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестан-

дартных задач. Технология проблемного обучения является одной из разновидностей развивающего обучения, и ее основной отличительной особенностью является сближение психологии мышления человека с психологией обучения.

Образовательные технологии различаются по разным основаниям: по источнику возникновения (с учетом педагогического опыта или научной концепции), по основным целям и задачам (формирование знаний и личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям использования педагогических средств (определение воздействия для достижения более высоких результатов),

по основным функциям преподавателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), и т.д..

Образовательная технология представляет собой построение той деятельности преподавателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение ранее прогнозируемого результата.

Основным документом, регламентирующим сферу высшего образования, является Государственный образовательный стандарт, который определяет: требования к качеству подготовки кадров; содержание образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающегося и квалифицированные требования к выпускникам вузов; максимальный объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

В соответствии с ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки «Управление персоналом» содержание и организация образовательного процесса при реализации образовательной программы регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. [1, 2-8]

Образовательные технологии рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения, как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или модернизированной практики обучения. При этом технология проблемного обучения является одним из наиболее эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций.

Вопросом проблемного обучения были заняты такие зарубежные ученые как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, Дж. Дьюи, Дж. Брунер. В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х гг. XX в.

Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли российские ученые М.А. Данилов, В.П. Есинов, Я.А. Коменский, М.И. Ма-хмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая, К.Д. Ушинский, и др.

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов. По мнению автора проблемное обучение представляет собой такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов

построена с учетом принципов проблемности и целеполагания ; процесс взаимодействия преподавания ориентирован на формирование познавательной самостоятельности обучающихся и устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Анализируя состояние научного статуса образовательной технологии, следует отметить, что: некоторые авторы рассматривают технологию обучения как науку и искусство; другие связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования. Существуют подходы, в которых технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения. В самом общем виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения. [2, 149-154]

В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность преподавателя, которая должна строиться на научных принципах.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы.

В реальности создавшееся положение в науке не помогает практике, мы имеем технологии в виде методик преподавания, недостаток которых состоит в одностороннем - предметном обосновании, при этом отсутствуют психологическое и общедидактическое обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации. Еще одно негативное последствие состоит в том, что предметные методики не формируют умения обучающихся переводить знания в действия. Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий преподавателя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, которые различаются по степени активности познавательной деятельности обучающихся, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода обучения.

Цель статьи.

Необходимо рассмотреть проблемное обучение, как технологию обучения, реализуемую в вузе, которая направлена на формирование познавательной самостоятельности обучающихся в области управления персоналом, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Определить главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения и

выделить основные особенности проблемного обучения.

Изложение основного материала.

Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. При освоении дисциплин «Основы управления персоналом», «Мотивации и стимулирование трудовой деятельности» учитываются основные особенности проблемного обучения

Первая и важнейшая особенность - это специфическая интеллектуальная деятельность студентов по самостоятельному усвоению нового категориально-понятийного аппарата путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что используемые подходы в проблемном обучении -наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты диалектического, критического, творческого мышления. Самостоятельное решение проблем студентами одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами в области управления персоналом и определяется дидактическим принципом связи обучения с практикой и использование жизненного опыта студентов при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил, а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем [3, 22-23].

Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного процесса организации обучения. Под активностью в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которые характеризуются высоким уровнем мотивации, созданной потребностью к усвоению умений и навыков, результативностью [4, 95-96].

В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи -это всегда поиск нового способа решения. Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая ис-

кать пути и средства их решения. Проблема позволяет прокладывать путь к новым знаниям и способам действия. Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения самой проблемы. При традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме не вырабатываются умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Технология работы с проблемной ситуацией при изучении указанных дисциплин в учебном процессе предполагает несколько основных этапов. Первоначальный этап предусматривает индивидуальную самостоятельную работу обучающихся с материалами, которая заключается в идентификации проблемы, формулировании ключевых альтернатив, и предложения решения или рекомендуемого действия. Затем предполагается работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений. Заключительным этапом является презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач. Такие компетенции как умение применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу, умение осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования в области проектной деятельности определены Федеральным Государственным стандартом высшего профессионального образования. Они формируются в процессе преподавания дисциплины «Основы управления персоналом» при активном использовании методов разбора практических ситуаций, таких как «Делегирование полномочий», «Анализ конфликта», «Коммуникационный процесс».

Проблемное обучение при освоении дисциплины «Мотивация трудовой деятельности» реализуется с помощью таких практических ситуаций как «Мотивационный процесс», «Система оплаты труда персонала» и направлено на формирование умений применять на практике знание основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации, методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования.

Роль преподавателя в успешности проблемного обучения заключается в обеспечении достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы. Необходимо обеспечить по-сильность работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного), определить значимость информации, получаемой при решении проблемы обучающимися.

Главные психолого-педагогические цели, которые ставятся преподавателем в ходе проблемного обучения: развитие мышления и способностей

обучающихся, развитие творческих умений; усвоение обучающимися знаний, умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения практических проблем. В результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. При этом воспитывается активная творческая личность обучающегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные задачи, обеспечивается развитие профессионального проблемного мышления.

Одновременно обучающийся наряду с профессиональными приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться.

Выводы и предложения.

В процессе использования образовательных технологий важно помнить, что цель - важнейший показатель в оценке результатов деятельности, в цели заложена модель будущего. Цель, отраженная в учебном процессе, перерастает в интерес при условии ее осознания и перерастания в личностный смысл. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Благодаря этому учебный процесс становится активным и творческим.

Применение в учебном процессе анализа реальных производственных ситуаций, с которыми

обучающийся по направлению подготовки «Управление персоналом» столкнется в своей будущей профессиональной деятельности, прежде всего, помогает решить проблемы профессионального обучения и общего социального развития, путем применения технологии проблемного обучения, которая обеспечивает развитие личности и формирует у человека способности исследовательского и творчески преобразующего отношения к окружающей действительности.

Список литературы:

1. ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки «Управление персоналом».

2. Клопова О.К. Проектирование модели системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Тамбов, 2011. №4 (35).

3. Клопова О.К. Технология проблемного обучения // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2013. № 1. С. 22-26.

4. Клопова О.К., Комышова Л.Н Совершенствование управления человеческими ресурсами как фактор экономического роста. // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 3 (30). С. 91-98.

Галина Жоршовна Микерова

, Кубанский госуниверситет,

Доктор педагогических наук, профессор, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Galina Zhorshovna Mikerov,

Kuban State University, Doctor of Education, Professor, Faculty of Pedagogy,

Psychology and Communicative

CHALLENGES OF MODERN PEDAGOGICAL EDUCATION OF RUSSIA IN THE ASPECT OF THE FEDERAL TARGET PROGRAM OF EDUCATION DEVELOPMENT FOR 2016-2020 YEARS

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В АСПЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2020 ГОДЫ

Аннотация: в статье конкретизируются проблемы и ставятся задачи современного педагогического образования России в аспекте Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы с позиций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030-го года, Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ключевые слова: современное педагогическое образование России, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

Review: The article specifies the problem and challenge of modern pedagogical education of Russia in the aspect of the federal target program of education development for 2016-2020 years, from the standpoint of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2030, the year the Federal Law "On Education in the Russian Federation "" Our new school "National educational initiative.

Keywords: modern pedagogical education of Russia federal target program of education development for 2016-2020 years.

В прогнозе долгосрочного социально- на период до 2030-го года, разработанном Мини-экономического развития Российской Федерации стерством экономического развития, предусмот-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.